Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / SPEECH ACTIVITY / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / GIFTEDNESS DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченко А.Ф.

В статье рассмотрены понятия «одаренность», «одаренный ребенок», «речевая активность», а также представлен разработанный нами комплекс диагностических методик для определения уровня одаренности по определенным сферам деятельности, факторы стимулирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF GIFT AS A FACTOR FOR STIMULATING SPEECH ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND SEVERE SPEECH DISORDERS

The concepts of “giftedness”, “gifted child”, “speech activity” are considered, and we also present a set of diagnostic methods developed by us to determine the level of giftedness in certain areas of activity, factors for stimulating the speech activity of older preschool children with severe speech impairment.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.3

Савченко А. Ф. студент 2 курса магистратуры Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

Аннотация: в статье рассмотрены понятия «одаренность», «одаренный ребенок», «речевая активность», а также представлен разработанный нами комплекс диагностических методик для определения уровня одаренности по определенным сферам деятельности, факторы стимулирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, речевая активность, тяжелые нарушения речи, диагностика одаренности.

Savchenko A.F.

2nd year student Scientific adviser: Muratova M.A., Ph.D.

Associate professor, Department of Correctional Pedagogy

South Federal University

USE OF GIFT AS A FACTOR FOR STIMULATING SPEECH ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND SEVERE SPEECH

DISORDERS

Abstract: the concepts of "giftedness", "gifted child", "speech activity" are considered, and we also present a set of diagnostic methods developed by us to determine the level of giftedness in certain areas of activity, factors for stimulating the speech activity of older preschool children with severe speech impairment.

Keywords: giftedness, gifted child, speech activity, severe speech impairment, giftedness diagnosis.

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. С каждым годом усложняются речевые дефекты, в связи с чем затруднено развитие различных сторон речи. Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста достигается благодаря соблюдению многих факторов, наиболее важным из которых, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Смирнова Е. О., Ж. Брюно), является учет индивидуальных предпочтений и особенностей каждого отдельного ребенка [2,4,6].

При обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста, имеющего те или иные речевые нарушения, необходимо не только применять индивидуальный подход, но и учитывать его интересы и умения в определенных областях предметно-пространственной среды, то есть выяснить в чем именно одарен ребенок. Именно изучение интересов ребенка помогает достичь максимальный результат от коррекционно-развивающих занятий.

Рассмотрим факторы успешного речевого развития дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями.

Для того, чтобы организовать среду познавательного и речевого развития, которая будет благоприятно влиять на процесс речевого развития ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, необходимо придерживаться следующих факторов:

1) Речь педагога и родителя, имеющая обучающую и воспитательную направленность.

2) Формирование представлений об окружающем мире.

3) Развитие любознательности.

4) Сенсорное воспитание.

5) Игровая деятельность.

6) Развивающая среда.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие является сложным комплексным феноменом, который включает в себя формирование всех психических процессов. Педагоги и родители должны позволять ребенку озвучивать свои желания, заявлять о потребностях, задавать вопросы, а также вызывать его на активную речь.

Рассмотрим понятие одаренности и способы ее выявления.

Изучением одаренности детей дошкольного и школьного возрастов занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Дж. Гилфорд, П. Торрес, Ф. Баррон, К. Тейлор, Ф. Гальтон, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и другие.

В психологической и педагогической литературе выделяется две точки зрения на определение термина «одаренность».

Первая точка зрения обозначает одаренность, как некую генетически обусловленную исключительность (одарённый ребенок) (С.Л. Рубинштейн)

[3].

Вторая точка зрения, рассматриваемая современными исследователями (А.М. Матюшкин, А.И. Савенков и др.), определяет совершенно другой аспект проблемы одаренности - мозг человека с его способность к творчеству, которая обозначается как величайший дар природы, где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал к действиям» [5].

Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [5].

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей (В.Д. Шадриков, В.Д Голубева, Б.М. Теплов):

1) С необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2) С признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам.

3) Проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.

Следуя из вышесказанного, можно определить три вида детской одаренности: общую, специальную и творческую. К таким детям нельзя подходить со стандартными мерками, потому что их обучение по традиционным методикам может загубить их креативность. Одарённость имеет свои врожденные и генетические предпосылки, которые выступают не сразу и не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания [4].

Основываясь на методиках «Веселые пазлы», «Кубики Кооса» для выявления одаренности детей дошкольного возраста, нами был разработан комплекс диагностических заданий, основанный на выявление индивидуальных предпочтений по конструктивной сфере деятельности.

Данный диагностический комплекс предназначен для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя два вида заданий для определения:

1) Заинтересованности ребенка в данной сфере деятельности.

2) Уровня одаренности ребенка в данной сфере деятельности.

Для определения уровня одаренности детей в конструктивной сфере

деятельности нами были подобраны следующие задания:

1. Задание на заинтересованность ребенка «Веселые пазлы».

Тестовый материал: куклы и машинки из фетра.

Инструкция: «Посмотри внимательно на детали и собери из них игрушку (куклу / машинку)».

2. Задание на определение уровня одаренности ребенка.

Тестовый материал: кубики Коса, карточки-образцы, ширма. Инструкция: При первой пробе ребенка «Сделай точно так же», при второй пробе - «Понаблюдай за мной. Сделай так же».

В том случае, когда ребенок заинтересован в выполнении задания, ему дается возможность самостоятельно взаимодействовать с кубиками Коса.

Критерии оценивания по конструктивной сфере деятельности состоят из количественного и качественного результатов, совокупность которых позволяет определить уровень развития умений ребенка в конструировании (высокий, средний, низкий). Выявление у ребенка высокого уровня развития одаренности подтверждает наличие всех качественных критериев, которые были определены нами для данной сферы деятельности.

Данное исследование проводилось на базе МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 69» в рамках проекта «Развитие индивидуальных способностей детей с различными нарушениями дошкольного возраста и ранняя профориентация как адаптация к современным профессиональным запросам общества».

Таким образом, разработанный нами диагностический комплекс предусматривает выявление различных уровней одаренности детей дошкольного возраста в конструктивной сфере деятельности. Учитывая интересы и способности ребенка, коррекционно-логопедический процесс, направленный на устранение тяжелых нарушений речи, будет проходить значительно эффективней.

Использованные источники:

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. - 400с.

2. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

4. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.

5. Смирнова Е.О. С50 Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. — М.: КНОРУС, 2016. — 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.