Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ / GIFTEDNESS / INTELLECTUALLY GIFTED PRESCHOOLERS / DIAGNOSTICS OF GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Носова Наталья Валентиновна, Цатурян Марина Оганесовна

В статье рассматриваются основные проблемы в области выявления интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста. Авторами дается определение понятия одаренности, излагаются подходы к диагностике, краткое описываются признаки одаренности. В статье анализируются ошибки и сложности выявления одаренных детей. Авторы дают характеристику модели диагностики одаренности, реализуемой в Вологодском многопрофильном лицее. Модель имеет комплексный характер и включает в себя широкий спектр используемых методов психологической диагностики, среди которых метод наблюдения, экспертной оценки, тестирования, беседы, анкетирования и др. Дается характеристика интеллектуального развития современных старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL GIFT DIAGNOSTIC MODEL AT PRESCHOOLERS

The article discusses the main problems in identifying intellectually gifted children of preschool age. The authors give a definition of the concept of giftedness, set out approaches to diagnostics, briefly describe the signs of giftedness. The article analyzes the errors and difficulties in identifying gifted children. The authors describe the diagnostic model of giftedness implemented in the Vologda Multidisciplinary Lyceum. The model has a complex character and includes a wide range of methods used for psychological diagnostics, including the method of observation, peer review, testing, interviews, questionnaires, etc. The characteristic of the intellectual development of modern older preschoolers is given.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. https://economy_en_ru.academic.ru -Англо-русский экономический словарь

2. http://rosstatistika.ru - официальный сайт

3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. -М.: Мысль, 1994. - 399 с. - Emile Durkheim: Le Suicide 100 Years Later Edited by David Lester, PhD

4. Роберт К. Мертон. Социальная структура и аномия[Источник: «Social Structure and Anomie», American Sociological Review, 3, October, 1938, p. 672-682.]

Психология

УДК 159.9.612.821

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Цатурян Марина Оганесовна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы в области выявления интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста. Авторами дается определение понятия одаренности, излагаются подходы к диагностике, краткое описываются признаки одаренности. В статье анализируются ошибки и сложности выявления одаренных детей. Авторы дают характеристику модели диагностики одаренности, реализуемой в Вологодском многопрофильном лицее. Модель имеет комплексный характер и включает в себя широкий спектр используемых методов психологической диагностики, среди которых метод наблюдения, экспертной оценки, тестирования, беседы, анкетирования и др. Дается характеристика интеллектуального развития современных старших дошкольников.

Ключевые слова: одаренность, интеллектуально одаренные дошкольники, диагностика одаренности.

Annotation. The article discusses the main problems in identifying intellectually gifted children of preschool age. The authors give a definition of the concept of giftedness, set out approaches to diagnostics, briefly describe the signs of giftedness. The article analyzes the errors and difficulties in identifying gifted children. The authors describe the diagnostic model of giftedness implemented in the Vologda Multidisciplinary Lyceum. The model has a complex character and includes a wide range of methods used for psychological diagnostics, including the method of observation, peer review, testing, interviews, questionnaires, etc. The characteristic of the intellectual development of modern older preschoolers is given.

Keywords: giftedness, intellectually gifted preschoolers, diagnostics of giftedness.

Введение. Проблема раннего выявления талантливых и одаренных детей в России постепенно принимает масштабный характер и рассматривается на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, районном и т.д. Проблема выявления и развития одаренных детей обозначена в качестве важного направления современного образования в законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», Концепции модернизации российского образования, Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов; выделена как приоритетная в подпрограмме «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России».

В настоящее время особое значение придается диагностике, обучению и развитию способных детей. Проблема выявления одаренных дошкольников интересует и ученых, и учителей неслучайно: согласно современным исследованиям около 20% данной возрастной группы могут быть отнесены к одаренным детям. Но они, как правило, лишены поддержки, так необходимой для раскрытия своих талантов. В результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляет себя как одаренные. Безусловно, этот факт указывает на необходимость выявлять одаренность как можно раньше.

В современном научном мире известно большое количество концепций одаренности, которые создавались в рамках разнообразных теоретических направлений. В большинстве из них обращается внимание на то, что процесс выявления одаренности не может осуществляться как одномоментный акт. Это обязательно должна быть длительная, многокомпонентная диагностика, включающая множество измерительных процедур, в том числе совместный анализ ребенка со стороны педагогов, психологов и родителей [1].

Вологодский многопрофильный лицей - учебное заведение, ориентированное на обучение детей с признаками интеллектуальной одаренности. Выявление, поддержка и развитие одаренных ребят является одной из задач, реализуемых нашей образовательной организацией. В качестве дополнительных образовательных услуг в лицее реализуются подготовительные курсы для детей от 5 до 7,5 лет. Поиск талантливых дошкольников осуществляется, в том числе, и в рамках проведения таких занятий.

Существует огромное количество определений феномена детской одаренности. В нашей статье мы будем придерживаться точки зрения авторов Рабочей концепции одаренности, утверждающих, что «одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2].

В то же время, способные ребята далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Одна из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности - это недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме, что и составляет основу проблемы диагностики ее у детей [2].

Следствием своеобразия динамики становления одаренного ребенка зачастую является неравномерность, гетерохрония его психического развития. К примеру, высокий уровень развития логического мышления может сопровождаться отставанием в развитии письменной и устной речи; высокий уровень некоторых специальных способностей наблюдается вместе с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В результате по одним признакам ребенок может определяться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. Проявления детской одаренности часто бывает трудно отличить от обученности, являющейся следствием более благоприятных условий жизни данного ребенка. К примеру, одного ребенка очень рано начали водить на развивающие курсы, буквально с года обучали чтению и счёту и т.д. Очень часто такие ребята к старшему дошкольному возрасту демонстрируют достаточно хороший уровень знаний и умений, но это вовсе не означает, что их способности выше среднего. В то же самое время мы видим детей, которые до 6 лет не знали даже всех букв, но они учатся читать буквально за несколько занятий, и через несколько месяцев уровень развития их навыков может даже опередить тех, кто читал с 3-4 летнего возраста. Способности проявляются именно в скорости и качестве овладения деятельностью, а не в наличном уровне знаний, умений и навыков. Однако при диагностике одаренности часто и воспитатели, и учителя, и родители обращают внимание как раз на то, чему ребенок научился, что он уже умеет. В связи с этим способные ребята, по каким-либо причинам не получившие определенный багаж знаний, могут выпадать из рассматриваемой категории как не проявляющие признаков одаренности. Помешать заметить одаренного ребенка могут и личностные черты, которые характерны для талантливых детишек, но зачастую являются непривлекательными для взрослых. Среди таких особенностей отмечаются неприятие и нежелание выполнять простые, типичные задания, излишняя конфликтность, проблемы в эмоциональном развитии, эгоцентризм и др.

При диагностике одаренности очень важно минимизировать вероятность ошибки, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Известно, что на высокие показатели тестов интеллекта и контрольных работ по школьным предметам могут влиять степень обученности и уровень социальной среды, в которой ребенок воспитывается. Большинство интеллектуальных тестов фиксируют отдельную интеллектуальную способность, иными словами сформированность частных умственных операций. Однако психометрические тесты интеллекта чаще всего измеряют его компоненты, но не затрагивают взаимосвязей между отдельными структурами это системы. Ко всему прочему, результаты диагностики очень связаны с эмоциональным состоянием ребенка во время его проведения. К тому же, чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Тем не менее, психометрические тесты могут использоваться наряду с другими методами диагностики в качестве одного из способов получения информации в рамках системы выявления одаренных детей. Стоит отметить, что недопустимо использовать данный метод в качестве единственного критерия для принятия решения о том, является ли ребенок «одаренным» либо «неодаренным» [1].

Изложение основного материала статьи. В связи с вышеизложенным, в дошкольном возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности будет являться единая система мероприятий психологической диагностики. Кратко опишем модель диагностики одаренности, применяемую в ВМЛ. Она включает в себя 6 компонентов, которые представлены на схеме. Эти компоненты можно условно разделить на 4 блока по источнику информации, от которого собираются сведения. Рассмотрим последовательно все 4 блока.

Первый блок. Источником информации здесь являются психологи ВМЛ, которые активно включены в работу подготовительных курсов с дошкольниками. Они наблюдают за детьми во время занятий по различным предметам, проводимым на развивающих курсах, а также при решении ими проектных задач. Проектные задачи на дошкольном отделении лицея дают следующие преимущества: готовят к проектной деятельности в более старшем возрасте; содержат компоненты творческой деятельности, стимулирую развитие креативности; поддерживают детскую индивидуальность, давая возможность попробовать различные пути решения и продемонстрировать индивидуально-своеобразные стили деятельности; осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе; развиваются коммуникативные способности, так как дети должны слушать и слышать друг друга, а также уметь изложить и отстоять свою точку зрения.

Второй блок. Источником информации могут являться и родители. В лицее проводится анкетирование родителей, в котором уточняются сферы интересов ребенка, наличие у него индивидуально-своеобразного стиля деятельности. Данный метод, безусловно, является очень важным, но стоит обратить внимание на тот факт, что многие родители склонны в некоторой степени переоценивать способности ребенка и давать социально благожелательные, с их точки зрения, ответы. Хотя, конечно же, возможен и другой вариант: когда родители категорически не замечают проявлений одаренности у своего ребенка. В любом случае, данный метод сбора информации является дополнительным, и опираться только на его данные было бы не вполне целесообразно.

Третий блок. Источником информации являются, безусловно, и сами дети. Психологи лицея проводят групповое и индивидуальное психологическое тестирование, помогающее детально изучить особенности интеллектуальной сферы ребенка.

Проанализируем данные, полученные с помощью психологического тестирования дошкольников, посещающих курсы общей подготовки к школе, проводимые в ВМЛ. В исследовании приняло участие 157 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Использовался комплект методик диагностики детей к школе, разработанный Л.А. Ясюковой. Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок предназначен для группового тестирования. Из этого блока нами использовались тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности) и тест Равена (субтесты А и В - визуальное линейное и структурное мышление).

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель - выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. Из этого блока нами были взяты методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие.

Ядро используемой диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Рассмотрим показатели, полученные с помощью методики измерения интеллекта. Средний балл интеллектуального развития среди испытуемых составил 3,16 при стандартном отклонении 0,43 (значения могут изменяться в пределах от 0 до 5). В целом такой показатель свидетельствует о достаточно хорошем общем уровне развития интеллектуальных функций дошкольников, посещающих курсы. Однако для нас особый интерес вызывает то, каким образом у детей представлены различные составляющие интеллекта. Эти данные нам необходимы для того, чтобы понять, на что необходимо делать больший упор при подготовке дошкольников к обучению, какие задания включать в занятиях, реализуемых на курсах. Результаты по отдельным интеллектуальным функциям представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели развития интеллектуальных функций у дошкольников

понятийное интуитивное мышление понятийное логическое мышление понятийное речевое мышление понятийное образное мышление речевое развитие Равен (ср.балл) кратковрем.речевая память кратковрем.зрительная память > ь т с о р о к о Концентр. К средний балл

Среднее 3,7 3 3,3 3,2 3,6 3,2 3,6 3,4 2,6 3,4 3,16

Стандартное отклонение 0,8 0,6 0,8 0,6 0,8 0,8 0,5 0,9 1 1,6 0,43

Как видно из результатов диагностики, обследуемые дети отличаются достаточно высоким уровнем речевого развития и понятийного интуитивного мышления. Это свидетельствует о том, что у большинства дошкольников уже имеются, хотя и в зачаточном состоянии, разрозненные понятийные образования (но не структуры), но пока еще дети не могут осознанно ими пользоваться. Ребята, обучающиеся на курсах, отличаются достаточно развитой речью, большим пассивным и активным словарным запасом, грамотно строят собственную речь.

Более низкие показатели, согласно данным исследования, имеет понятийное логическое мышление. Это приводит нас к выводам о том, что необходимы методы работы для дошкольников, которые были бы направлены на формирование именно этой составляющей когнитивных функций. Благодаря данному типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в нем алгоритмом.

Прогрессивные матрицы Равена дают возможность выяснить реальный потенциал ребенка-визуала, которого можно не заметить при обычно используемых речевых методиках оценки интеллекта среди дошкольников. К тому же, высокие результаты по данному тесту связаны с дальнейшими успехами ребенка в области математики и естественных наук. Как можно заметить по результатам диагностики, средние значения по данной методике несколько ниже, чем значения, которое демонстрируют дети по тестам, измеряющим речевое развитие, понятийное интуитивное и понятийное речевое мышление.

В среднем у детей немного выше показатели аудиальной памяти, чем визуальной. Это вполне объяснимо для данной возрастной категории, когда процесс обучения в основном идет через проговаривание и слушание информации от взрослого. Однако стоит отметить, что по результатам измерения зрительной памяти наблюдается достаточно большое рассеяние результатов относительно среднего показателя. Это свидетельствует о том, сто среди дошкольников уже выделяются дети, обладающие высокими показателями визуальной памяти, и те, которые в большей степени будут ориентироваться на слуховое восприятие (а возможно, на кинестетические ощущения). Обращает на себя внимание тот факт, что корреляционная связь между показателями слуховой и зрительной памяти не выявлена. Это значит, что нет связи между показателями памяти зрительных и слуховых образов. Таким образом, нельзя говорить о наличии некоего общего фактора, влияющего в данном случае на развитие памяти в целом. Эти два вида памяти развиваются независимо друг от друга (по крайней мере, в данной возрастной категории).

Скорость обработки информации находится на среднем уровне. Что же касается концентрации внимания, то здесь наблюдается достаточно большой разброс значений показателей. Встречаются дети как с патологически низким уровнем концентрации внимания, так и с очень высокими показателями данной характеристики. Чаще всего низкие показатели свидетельствуют о наличии определенных нарушений в развитии нервной системы ребенка. Если в период дошкольного детства они могут и не оказывать значимого влияния на развитие других интеллектуальных функций, то в будущем, как показывает практика, такие учащиеся испытывают большие сложности при обучении, особенно в заведениях с усложненной образовательной программой.

Таким образом, проводя обследование детей с помощью комплекса методик Л.А. Ясюковой мы можем не только выявить группу детей с высокими интеллектуальными способностями, но и проанализировать, какие когнитивные функции в какой степени развиты, предсказать сложности, с которыми могут столкнуться

дети при обучении в образовательной организации, а также скорректировать программу подготовки, используемой на наших подготовительных курсах.

Четвертый блок. Достаточно большую часть информации о ребенке мы получаем от педагогов лицея. Это происходит за счет изучения наличного уровня знаний детей по предметам, которые проводятся на курсах (чтение, математика, английский язык) с целью дальнейшего отслеживания динамики усвоения ими соответствующих данным предметам компетенций. С помощью такой информации мы оцениваем способности дошкольника, его обучаемость, некоторые характеристики интеллектуального развития.

Информация, полученная из всех, описанных выше, источников, обобщается, и мы получаем комплексную, достаточно объективную оценку ребенка по многим важным для нас параметрам. По полученным результатам с родителями дошкольников проводится консультация, на которой описываются изученные особенности ребенка, даются рекомендации по дальнейшему развитию, обучению, примерному образовательному маршруту будущего первоклассника.

Выводы. Таким образом, в данной статье мы описали основные проблемы выявления интеллектуальной одаренности у дошкольников и рассмотрели модель диагностики, разработанной в ВМЛ на сегодняшний день. Хотим обратить внимание на то, что данная модель учитывает все современные требования к подобным мероприятиям, а именно: присутствует комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; ведется длительный процесс идентификации признаков одаренности у детей (не менее шести месяцев); осуществляется анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; выявляются признаки одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; соблюдается многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических; используются такие предметные ситуации, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности.

В итоге хотелось бы отметить, что оценка ребенка как одаренного не является для нашей образовательной организации самоцелью. Выявление одаренных детей мы связываем, прежде всего, с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Литература:

1. Психодиагностика одаренности: практикум / [сост.: Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова]. - Вологда: ВоГУ, 2017. - 54 с.

2. Психология одаренности: учебное пособие / [сост.: Е.М. Калинкина, Т.А. Поярова]. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 95 с.

3. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - 2-е изд., расширенное и переработанное. Москва: Молодая гвардия, 2003. - 90 с.

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Васютина Светлана Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу эффективности использования в коррекционной работе игровой терапии как средства развития эмоционально- волевой саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Показана эффективность программы комплексного сопровождения развития эмоционально- волевой саморегуляции у умственно отсталых дошкольников. Достоинством предложенной программы является включенность в сопровождение психологов и педагогов в сотрудничестве с семьей. В результате проведения коррекционной программы у старших дошкольников с умственной отсталостью выросли показатели по основным волевым качествам: целеустремленности, настойчивости, решительности, самостоятельности, инициативности, также повысился уровень развития эмоциональной идентификации.

Ключевые слова: игровая терапия, коррекционная работа, дети дошкольного возраста, умственная отсталость, саморегуляция, эмоционально- волевая саморегуляция.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the effectiveness of the use of game therapy in correctional work as a means of developing emotional and volitional self-regulation of activity in children of senior preschool age with mental retardation.

The effectiveness of the program of complex support of development of emotional and volitional self -regulation in mentally retarded preschoolers is shown. The advantage of the proposed program is the inclusion in the support of psychologists and teachers in cooperation with the family. As a result of the correctional program in older preschoolers with mental retardation increased indicators for the main strong-willed qualities: commitment, perseverance, determination, independence, initiative, also increased the level of development of emotional identification.

Ключевые слова: game therapy, correctional work, preschool children, mental retardation, self-regulation, emotional and volitional self-regulation.

Введение. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки методических рекомендаций, программ для работы с детьми и подростками с умственной отсталостью, в том числе, на основе комплексного психолого- педагогического сопровождения [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.