Научная статья на тему 'Использование обучающих компьютерных программ для достижения метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка в начальной школе'

Использование обучающих компьютерных программ для достижения метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PERSONAL RESULTS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL COMPUTER PROGRAMME / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ENGLISH LANGUAGE TRAINING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / CROSS-CURRICULAR STUDY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурова Алёна Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования обучающих компьютерных программ в обучении английскому языку для достижения, помимо предметных, метапредметных и личностных результатов обучения у учащихся начальной школы, предусмотренных ФГОС НОО, на примере УМК «Happy English.ru». Обучающие компьютерные программы позволяют более активно включать учащихся в учебную деятельность, создают реальную возможность для использования всего потенциала знаний, умений и навыков в коммуникативном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурова Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The achievement of in cross-curricular study skills and personal results on English lessons in primary school with the help of educational computer programmes

The article deals with the problem of using educational computer programs in teaching English to primary school students. The Federal State Educational Standard implies the necessity of achieving cross-curricular study skills and personal results of schoolchildren. The «Happy English.ru» educational computer programs bring to the process of studying new learning possibilities. The aim of suggested programs is to involve students in curricular activities on a large scale and to provide them a good opportunity to use their great intellectual potential.

Текст научной работы на тему «Использование обучающих компьютерных программ для достижения метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка в начальной школе»

Таким образом, мы видим, что требования и формы проведения устной части различных экзаменов схожи. Главными особенностями экзаменов являются: необходимость справиться со стрессом, быстрота реакции на реплику собеседника, владение умениями монологической и диалогической речи (в IELTS, First Certificate требуется владение полилогической речью), а также требование владения полилогической речью в форме дискуссии предъявляются в кодификаторе ЕГЭ по иностранному языку.

В ходе обучения полилогической речи, у учителя появляется возможность эффективно подготовить учащихся к государственным и международным экзаменам.

Литература

1. Вайсбурд М.Л. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под. ред. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2012. — 464 с.

2. ФИПИ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

3. ФГОС С(П)О

4. Яковлева Э.Б. Многосторонние формы общения. Полилог как объект лингвистического анализа: аналитический обзор. — М.: ИНИОН РАН. — 2006. — 212 с.

5. Гроза О.Л. и др. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. — 3-е изд., испр. и пере-раб. — Обнинск: Титул, 2014. — 176 с.: ил.

6. http://www.toefl.ru/

7. http://www.toefl.ru/

8. http://www.cambridgeenglish.org/exams/first/

использование обучающих компьютерных программ для достижения метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка в начальной школе

Бурова А.Е.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает три группы требований, среди которых выделяются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты включают в себя освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [4, с. 10]. Важным элементом формирования универсальных учебных действий младших школьников, обеспечивающим результативность процесса обучения, является ИКТ — компетентность. Сформированные знания и умения школьников, связанные с использованием средств ИКТ,

© Бурова А.Е., 2016

получат дальнейшее развитие в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования [2].

Современных детей, постигающих основы работы с компьютером с малых лет, трудно заинтересовать монологом учителя, графиками, схемами и рисунками на доске. Ребенок XXI века приходит в первый класс с ещё несформированными механизмами учебной деятельности, однако он уже на хорошем уровне владеет практикой работы с современными технологиями передачи и обработки информации. Многие 6-7-летние дети, обладая гибкостью мышления, опираясь на свою природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, активность и инициативность, с легкостью вникают в работу всевозможных электронных устройств [3]. Получив в начальной школе на уроках технологии навыки, необходимые для работы с информационными и коммуникационными технологиями, дети начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков, таким образом, ИКТ насыщенная образовательная среда создает реальные условия для реализации требований ФГОС НОО.

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию обучающей языковой среды. Использование обучающих компьютерных программ (ОКП) помогает решить данную задачу. На уроках иностранного языка с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд задач: формировать навыки и совершенствовать умения чтения; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных аудиотекстов; совершенствовать умения письменной речи; знакомить учащихся с культуроведческими знаниями; пополнять активный и пассивный словари; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке и др. Современные мультимедийные учебные пособия на электронных носителях позволяют не только формировать коммуникативную компетенцию и достигать предметных результатов, указанных во ФГОС, но и помогают достигать метапредметных и личностных результатов.

Примерами планируемых метапредметных результатов ФГОС служат: овладение способностью принимать и сохранять цели; освоение умения решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств предоставления информации; овладение стратегиями понимания текстов разных стилей и жанров; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации; развитие информационной и компьютерной компетенции учащихся [4, с. 10].

Среди личностных результатов выделяют, например, такие как: когнитивное развитие ребенка; развитие личностных качеств: доброжелательности, толерантности, любознательности, патриотизма, формирование основ гражданской идентичности (готовность к межкультурной коммуникации); овладение навыками адаптации к динамично развивающемуся миру; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми [4, с. 9].

Перечисленные выше результаты достигаются в ходе работы как с УМК и дополнительным печатным материалом, так и с помощью электронных продуктов, а именно ОКП. Методическими особенностями ОКП к УМК «Happy English.ru» (авторов К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфман) являются: соответствие авторской концепции курса; тексты и задания, которые не повторяют материалы учебника; возможность использования в качестве дополнительного учебного и тренировочного материала в классе, дома или комбинированно.

Соответствие авторской концепции позволяет гармонично встраивать использование ОКП во время урока. При этом педагог может использовать разные фрагменты программ в необходимый момент, например, при необходимости быстро повторить с учащимися ранее пройденный материал. Подробные методические рекомендации по работе с каждой обучающей компьютерной программой размещены на диске, что позволяет их использовать как под руководством учителя, так и самостоятельно, а также позволяет родителям полноценно участвовать в процессе обучения. Приведем примеры упражнений, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов.

Рис. 1

В упражнении из ОКП для 2 класса к УМК «Happy English.ru» (Lesson 14, Ex.3), представленном на рисунке 1, задание несет метапредметный характер, так как учащимся предлагается работать с символами, обозначающими верную и неверную лексическую единицу. Данное действие обозначено во ФГОС как работа с использованием знаково-символических средств предоставления информации.

Рис. 2

В упражнении на рисунке 2 (ОКП «Happy English.ru», 2 класс, Lesson 9, Ex. 1), предполагается классификация лексических единиц на две группы по определенному признаку, а именно, употребляющиеся с артиклем и без него. Операция классификации относится к логическим операциям мышления, которые входят в раздел метапредмет-ных результатов ФГОС, наряду с операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Рис. 3

В упражнении "Read and click on the correct picture" ("Happy English.ru", 3 класс, Lesson 63, Ex. 3) учащимся предлагается поработать с планом города (рис. 3), на котором изображены различные учреждения. Необходимо выполнять указания, которые появляются справа, например такое как "Anna is a doctor and she goes to the hospital every day" предполагает, что нужно кликнуть на изображение больницы на плане. Если учащийся правильно выбирает здание, то появляется следующее указание. При выполнении упражнения достигаются такие метапредметные результаты как работа с использованием знаково-символических средств предоставления информации (план города) и умение анализировать (чтение задания, появляющегося справа). Выполнение упражнения 2 (Lesson 33-34, ОКП "Happy English.ru", 3 класс) имеет своей целью достижение не только предметных, но и личностных результатов ФГОС. И хотя в задании указано, что нужно кликнуть на слова, послушать и запомнить их (достигаются предметные результаты), факт использования в упражнении карты мира, свидетельствует о том, что в 3 классе также продолжается целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с лингвострановедческим материалом.

На рисунке 4 представлен пример упражнения (ОКП "Happy English.ru", 4 класс, Lesson 4-5, Ex. 4), направленного на достижение личностного результата, а именно формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов, целостного взгляда на мир в его органичном пространстве и разнообразии народов и культур [4, с. 9]. Учащиеся, расставляя фразы диалога двух школьников в правильном порядке, сталкиваются со страноведческой информацией и применяют знания, полученные на других предметах.

Рис. 4

На представленных примерах видно, что с одной стороны, все задания ОКП направлены на достижение предметных результатов ФГОС, и одновременно — на достижение личностных и метапредметных результатов. С другой стороны, сложностей в поиске заданий именно метапредметного характера не возникает, так как практически все задания содержат в себе качества, которые соотносятся с теми или иными метапредметыми результатами. Практически каждое упражнение предполагает умение анализа и последующего синтеза, выполняя задания из ОКП необходимо уметь пользоваться вводом текста с помощью клавиатуры, что также является одним из метапредметных результатов. Стоит отметить, что в проанализированных ОКП это умение вводится постепенно, и на начальных этапах, особенно во 2 классе, учащиеся учатся первые несколько уроков работать с компьютерной мышкой, например, перетаскивая слова по экрану или выбирая те или иные фразы. Затем появляются задания, в которых нужно впечатать пропущенные буквы и только потом упражнения с необходимостью печатать целые слова и фразы. Все это способствует общему развитию ребенка и непременно пригодится ему в жизни. Именно на это нацелены перечисленные во ФГОС метапредметные результаты. Как пишут авторы курса "Happy English.ru": "Информационно-коммуникационные технологии привносят в образовательный процесс новые возможности, позволяя более активно включать учащихся в учебную деятельность, создают реальную возможность для использования всего потенциала знаний, умений и навыков в коммуникативном контексте. Обучающие компьютерные программы предоставляют дополнительные возможности для организации классной, домашней и самостоятельной работы учащихся, а также для её оперативного контроля» [1, с. 9].

Применение обучающих компьютерных программ к учебникам английского языка значительно расширяет возможности представления иноязычного материала и позволяет равнозначно достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Для учащихся начальной школы естественно и привычно использовать компьютер в обучении, более того, использование дополнительного материала в виде заданий из

обучающих компьютерных программ вызывает большую заинтересованность и позволяет повышать мотивацию к изучению иностранного языка.

Литература

1. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Счастливый английский.ру / Happy English.ru для 4 кл. общеобраз. учрежд.: Учебно-методическое пособие. — Обнинск: Титул, 2014. — 64 с.

2. Котова Е.Г. Обучение говорению на начальном этапе обучения английскому языку с использованием обучающих компьютерных программ (на примере УМК «Enjoy English») // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: «Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2013. — № 1.

3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2010 — 464 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.

обучение переводу в современной высшей школе: задачи и пути решения

Волкова З.Н., Литвинов А.В., Чернова О.Е.

В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Лингвистика» одной из основных целей обучения бакалавров специальности «Перевод и переводоведение» является подготовка к выполнению функций посредника в сфере межкультурной коммуникации, что нашло свое отражение в учебных планах, включающих необходимый набор учебных дисциплин, и соответствующих требованиям Стандарта1.

Для формирования профессиональной личности переводчика — глобальной цели при подготовке бакалавров по данной специальности — необходимо определить задачи как для обучающего, так и для обучаемого. Основная цель последнего заключается в овладении необходимыми компетенциями для осуществления своей профессиональной деятельности. Целью обучающего является дидактически обоснованный отбор и организация учебного материала, построение алгоритма его использования и управление учебной деятельностью.

В самом начале процесса обучения у студента имеются слабые представления

0 выбранной профессии, о трудностях и общих требованиях к переводчику; он еще не приобрел профессионально-ориентированные составляющие, профессиональные

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). — Электрон. текстовые дан. — 2011. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvpo/7/6/1.

© Волкова З.Н., Литвинов А.В., Чернова О.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.