Научная статья на тему 'Достижение метапредметных и личностных результатов на начальном этапе обучения английскому языку с использованием обучающих компьютерных программ (на примере окп к УМК «Happy English. Ru»)'

Достижение метапредметных и личностных результатов на начальном этапе обучения английскому языку с использованием обучающих компьютерных программ (на примере окп к УМК «Happy English. Ru») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
765
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / МОТИВАЦИЯ / CROSS-CURRICULAR STUDY SKILLS AND PERSONAL RESULTS / STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE RUS-SIAN FEDERATION / EDUCATIONAL COMPUTER PROGRAMME / PRIMARY SCHOOL / ENGLISH LANGUAGE TRAINING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Елена Геннадьевна, Бурова Алёна Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования обучающих компьютерных программ в обучении ан-глийскому языку для равнозначного достижения метапредметных и личностных результатов учащихся начальной школы, предусмотренных ФГОС НОО, на примере УМК «Happy English.ru». Обучающие компьютерные программы привносят в образовательный процесс новые возможности, позволяя более активно включать учащихся в учебную и во внеурочную деятельность, создают реальную возможность для использования всего потенциала знаний, умений и навыков в коммуникативном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Елена Геннадьевна, Бурова Алёна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational computer programmes in cross-curricular study skills and personal results achievements of primary school students

The article deals with the problem of using edu-cational computer programmes in teaching English to primary school students. The Federal State Educational Standard implies the necessity of achieving cross-curricular study skills and personal results of schoolchildren, the «Happy English.ru» is an example. Educational computer programmes bring to the process of studying new learning possibilities. The aim of suggested programmes is to involve students in cur-ricular and extracurricular activities on a large scale and to provide them a good opportunity to use their great intellectual potential.

Текст научной работы на тему «Достижение метапредметных и личностных результатов на начальном этапе обучения английскому языку с использованием обучающих компьютерных программ (на примере окп к УМК «Happy English. Ru»)»

УДК 372.8

Котова Елена Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

Бурова Алёна Евгеньевна

Институт содержания и методов обучения Российской академии образования (г. Москва)

kotova070809@yandex.ru, ale3650@yandex.ru

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ (на примере ОКП к УМК «Happy English.ru»)

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования обучающих компьютерных программ в обучении английскому языку для равнозначного достижения метапредметных и личностных результатов учащихся начальной школы, предусмотренных ФГОС НОО, на примере УМК «Happy English.ru». Обучающие компьютерные программы привносят в образовательный процесс новые возможности, позволяя более активно включать учащихся в учебную и во внеурочную деятельность, создают реальную возможность для использования всего потенциала знаний, умений и навыков в коммуникативном контексте.

Ключевые слова: метапредметные и личностные результаты, Федеральный государственный образовательный стандарт, обучающая компьютерная программа, начальная школа, обучение английскому языку, мотивация.

В современном информационном обществе уже трудно найти такую область знаний, где активно бы не использовались информационные технологии. Начальная школа не является исключением. Федеральный государственный стандарт начального общего образования выдвигает три группы требований, среди которых выделяются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты включают в себя освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [3, с. 10]. Важным элементом формирования универсальных учебных действий младших школьников, обеспечивающим результативность процесса обучения, является ИКТ-компетентность. Под ИКТ-компетентностью понимается способность учащихся грамотно применять различные информационные и коммуникационные технологии для решения поставленных задач. Предполагается, что сформированные знания и умения школьников, связанные с использованием средств ИКТ, получат дальнейшее развитие в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования. Информационные и коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации. ИКТ-технологии - это дополнительный источник формирования мотивации и пробуждения интереса к изучению иностранного языка в условиях отсутствия языковой среды. Современных детей, постигающих основы работы с компьютером с малых лет, трудно заинте-

ресовать монологом учителя, графиками, схемами и рисунками на доске. Ребенок XXI века приходит в первый класс с ещё несформированными механизмами учебной деятельности, однако он уже на хорошем уровне владеет практикой работы с современными технологиями передачи и обработки информации. Многие 6-7-летние дети, обладая гибкостью мышления, опираясь на свою природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, активность и инициативность, с легкостью вникают в работу всевозможных электронных устройств. Свободно ориентируясь в Интернет пространстве, они без труда могут найти, скачать и передать любую информацию. Получив в начальной школе на уроках технологии навыки, необходимые для работы с информационными и коммуникационными технологиями, дети начинают использовать ИКТ в рамках различных предметных уроков, таким образом, ИКТ насыщенная образовательная среда создает реальные условия для реализации требований нового Стандарта. Учащийся активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником. Эта деятельность является для него более привлекательной и знакомой, значительно повышается мотивация обучения.

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию обучающей языковой среды. Использование обучающих компьютерных программ (ОКП) помогает решить данную задачу. ОКП рекомендованы к применению на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков. На уроках иностранного языка с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд задач: формировать навыки и совершенствовать умения чтения; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных аудиотекстов; совершенствовать умения письменной речи; знакомить учащихся

© Котова Е.Г., Бурова А.Е., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

187

с культуроведческими знаниями; пополнять активный и пассивный словари; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке и др. Современные мультимедийные учебные пособия на электронных носителях позволяют не только формировать коммуникативную компетенцию и достигать предметных результатов, указанных во ФГОС, но и помогают достигать ме-тапредметных и личностных результатов.

Среди личностных результатов выделяют, например, такие как:

- когнитивное развитие ребенка;

- развитие личностных качеств: доброжелательности, толерантности, любознательности, патриотизма, формирование основ гражданской идентичности (готовность к межкультурной коммуникации);

- овладение навыками адаптации к динамично развивающемуся миру;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми [3, с. 9].

Примерами планируемых метапредметных результатов ФГОС служат: овладение способностью принимать и сохранять цели; освоение умения решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств предоставления информации; овладение стратегиями понимания текстов разных стилей и жанров; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации; развитие информационной и компьютерной компетенции учащихся [3, с. 10].

Перечисленные выше результаты достигаются в ходе работы как с УМК и дополнительным печатным материалом, так и с помощью электронных продуктов, а именно ОКП. ОКП для начальной школы (к УМК «Happy English.ru» авторов К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфман) представлены в двух фор-

матах: интерактивные плакаты и непосредственно сами обучающие компьютерные программы. Методическими особенностями данных ОКП являются: соответствие авторской концепции курса; тексты и задания, которые не повторяют материалы учебника; возможность использования в качестве дополнительного учебного и тренировочного материала в классе, дома или комбинированно.

Соответствие авторской концепции позволяет гармонично встраивать использование ОКП во время урока. При этом педагог может использовать разные фрагменты программ в необходимый момент, например, при необходимости быстро повторить с учащимися ранее пройденный материал. Подробные методические рекомендации по работе с каждой обучающей компьютерной программой размещены на диске, что позволяет их использовать как под руководством учителя, так и самостоятельно, а также позволяет родителям полноценно участвовать в процессе обучения. Приведем примеры упражнений, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов.

В упражнении из ОКП для 2 класса к УМК «Happy English.m» (Lesson 14, Ex.3), представленном на рисунке 1, задание несет метапредметный характер, так как учащимся предлагается работать с символами, обозначающими верную и неверную лексическую единицу. Данное действие обозначено во ФГОС как работа с использованием знаково-сим-волических средств предоставления информации.

В упражнении на рисунке 2 (ОКП «Happy English.ru», 2 класс, Lesson 9, Ex.1), предполагается классификация лексических единиц на две группы по определенному признаку, а именно, употребляемые с артиклем и без него. Операция по выполнению классификации относится к логическим операциям мышления, которые входят в раздел метапредметных результатов ФГОС, на-

Рисунок 1.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

188

Рисунок 2.

Рисунок 3.

ряду с операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

В упражнении «Read and click on the correct picture» («Happy English.ru», 3 класс, Lesson 63, Ex. 3) учащимся предлагается поработать с планом города (рис. 3), на котором изображены различные учреждения. Необходимо выполнять указания, которые появляются справа, например такое как «Anna is a doctor and she goes to the hospital every day» предполагает, что нужно кликнуть на изображение больницы на плане. Если учащийся правильно выбирает здание, то появляется следующее указание. При выполнении упражнения достигаются такие метапредметные результаты, как работа с использованием знаково-символических средств предоставления информации (план города) и умение анализировать (чтение задания, рас-

положенного справа). Выполнение упражнения 2 (Lesson 33-34, ОКП «Happy English.ru», 3 класс) имеет своей целью достижение не только предметных, но и личностных результатов ФГОС. И хотя в задании указано, что нужно кликнуть на слова, послушать и запомнить их (достигаются предметные результаты), факт использования в упражнении карты мира, свидетельствует о том, что в 3 классе также продолжается целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с лингвостра-новедческим материалом.

На рисунке 4 представлен пример упражнения (ОКП «Happy English.ru», 4 класс, Lesson 4-5, Ex. 4), направленного на достижение личностного результата, а именно формирования уважительного отношения к истории и культуре других народов, целостного взгляда на мир в его органичном

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

189

Рисунок 4.

пространстве и разнообразии народов и культур [3, с. 9]. Предполагается, что учащиеся, выстраивая фразы диалога двух школьников в правильном порядке, должны на практике применить страноведческие знания и знания смежных предметов.

На представленных примерах видно, что, с одной стороны, все задания ОКП направлены на достижение предметных результатов ФГОС, и одновременно - на достижение личностных и метапредметных результатов. С другой стороны, сложностей в поиске заданий именно метапред-метного характера не возникает, так как практически все задания содержат в себе качества, которые соотносятся с теми или иными метапредметыми результатами. Практически каждое упражнение предполагает умение анализа и последующего синтеза, выполняя задания из ОКП необходимо уметь пользоваться вводом текста с помощью клавиатуры, что также является одним из мета-предметных результатов. Стоит отметить, что в проанализированных ОКП это умение вводится постепенно, и на начальных этапах, особенно во 2 классе, учащиеся учатся первые несколько уроков работать с компьютерной мышкой, например, перетаскивая слова по экрану или выбирая те или иные фразы. Затем появляются задания, в которых нужно впечатать пропущенные буквы и только потом упражнения с необходимостью печатать целые слова и фразы. Все это способствует общему развитию современного ребенка и непременно пригодится ему в жизни. Именно на это нацелены перечисленные во ФГОС метапредметные результаты. Авторы курса «Happy English.ru» отмечают, что «информационно-коммуникационные технологии привносят в образовательный процесс новые возможности, позволяя более активно включать учащихся в учебную деятельность, создают реальную

возможность для использования всего потенциала знаний, умений и навыков в коммуникативном контексте. Обучающие компьютерные программы предоставляют дополнительные возможности для организации классной, домашней и самостоятельной работы учащихся, а также для её оперативного контроля» [1, с. 9].

Итак, применение обучающих компьютерных программ к учебникам английского языка, сочетающих одновременное применение цвета, графики, анимации и звука, значительно расширяет возможности представления иноязычного материала и воссоздает обстановку деятельности при овладении иностранным языком, позволяя равнозначно достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Виртуальная реальность привычна современным детям, они отлично ориентируются в ней, знают ее элементы и законы, по которым она устроена. Обучающие компьютерные программы открывают новую эру в обучении иностранному языку с использованием игровой мотивации.

Библиографический список

1. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Счастливый английский.ру / Happy English.ru для 4 кл. общеоб-раз. учрежд.: Учебно-методическое пособие. - Обнинск: Титул, 2014. - 64 с.

2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миро-любова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. http://festival.1september.ru/authors/104-685-143.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- 2016, Том 22

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.