Литература
1. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. — М.: ПЕР СЭ; — СПб.: ИМАТОН М, 2000.
2. Исаев Е.И. Педагогическая психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х томах. М., 2009.
3. Китова Д.А. Психологическая готовность к экономической самореализации как предмет психологического исследования / / Вестник ДГУ — Махачкала: Изд-во ДГУ 2012.
роль обучения полилогическому общению в форме дискуссии при подготовке учащихся к общению в экзаменационных ситуациях
Буров И.М.
Контроль и аттестация являются неотъемлемой частью обучения. В Российской Федерации обучающиеся сдают экзамены в конце 9 и 11 классов (ОГЭ, ЕГЭ) [3]. После окончания школы и ВУЗа многим требуются дополнительные подтверждения уровня владения иностранным языком, для чего выпускники выбирают такие экзамены как: Test of English as a Foreign Language (TOEFL), International English Language Testing System (IELTS), First Certificate in English (FCE), Certificate in advanced English (CAE), Certificate of Proficiency in English (CPE) и так далее. В данной статье мы рассматриваем задания устной части ряда экзаменов, типы высказываний в части «Говорение», которые требуются для их успешной сдачи. В таблице (Таблица 1), представлены российские государственные и популярные международные экзамены.
Таблица 1
Экзамен Задания на говорение Время выпол. в мин. Требуемые умения
монологическая речь диалогическая речь мон. речь диал. речь
ОГЭ Чтение; описание фотографии Условный диалог-расспрос 6 Передача основного смысла прочитанного/увиденного; выражение собственного мнения/оценки/ аргументированного мнения Предоставление информации; высказывание аргументированного мнения.
ЕГЭ Чтение; описание фотографии; сравнение двух фотографий Условный диалог-расспрос 15 Передача основного смысла прочитанного/увиденного; выражение собственного мнения/оценки/ аргументированного мнения Осуществление запроса информации и обращения за разъяснениями; участие в полилоге (дискуссии); соблюдение норм речевого этикета.
© Буров И.М., 2016
Окончание табл. 1
TOEFL Условный диалог-расспрос 6-10 Запрос и предоставление информации; аргументированное высказывание своего мнения
IELTS Высказывание на заданную тему Диалог-знакомство, диалог на общие темы, диалог-расспрос (на тему из задания на монолог) 11-14 Перефразирование основных идей; предоставление личной информации; умение логично высказываться по теме Обсуждение повседневных тем, абстрактных тем; ведение дискуссии
First Certifi-cate Монологическое высказывание на заданную тему Беседа с экзаменатором. Диалог двух кандидатов и экзаменатора. Дискуссия 1S Умение сравнивать различные предметы (две фотографии); Ведение беседы на бытовые темы, полилога; совместная работа и обсуждение.
Из таблицы наглядно видно, что все экзамены по форме проведения делятся на три группы:
• с использованием компьютера и отсутствием собеседника (используется диалог-расспрос);
• с участием экзаменатора-собеседника;
• комбинированно.
По формам устной речи проверяются такие ее виды как:
• монологическая;
• диалогическая;
• полилогическая.
Особенностью всех вышеперечисленных экзаменов является то, что на подготовку монологического высказывания дается строго ограниченное время, а также требуется быстрая реакция в диалогической речи (т.е. на экзаменах не поставят высокий бал в случае, если экзаменуемый длительное время обдумывал ответ на реплику собеседника).
Исходя из приведенных выше таблицы и особенностей экзаменов, приходим к выводу:
• необходимо обучать быстро реагировать на реплики экзаменатора-собеседника;
• научить быстро переходить от реагирования на реплики собеседника к собственным высказываниям;
• научить в беседе проявлять инициативу;
• научить справляться со стрессом при общении с собеседником на иностранном языке (общение на иностранномя языке в экзаменационной обстановке является источником сильного стресса, что отмечают экзаменуемые).
Решением этих проблем может стать обучение полилогическому общению, поскольку оно дает возможность использовать ряд его особенностей, некоторые из которых
описаны Э.Б. Яковлевой [4]. Как отмечает исследователь, с позиции лингвистического подхода полилог может рассматриваться как форма коллективного общения. Эта форма может включать в себя элементы монолога (презентация, отчёт), диалога (непосредственное общение коммуникантов), но и функционирует как единое коммуникативное целое.
В плане интеллектуальных операций в полилоге большая роль принадлежит быстроте принятия смыслового решения. Необходимость принятия быстрого решения возрастает пропорционально увеличению количества собеседников. В этих условиях возникает большая возможность получений разнообразных, иногда неожиданных реакций на свое высказывание, поэтому, становится труднее прогнозировать ход разговора, и планировать собственные речевые действия, что частично приближает ситуацию общения по трудности к экзаменационной.
Вышеперечисленные особенности полилогического общения дают возможность эффективно подготовить учащихся к экзаменам, развить у них высокую скорость принятия решения, научить справляться со стрессовой ситуацией во время общения, перехватывать инициативу и так далее.
Одной из важных форм для обучения полилогическому общению при подготовке к экзаменам является дискуссия.
Как отмечает М.Л. Вайсбурд «Поводом для дискуссии может быть какой-либо вопрос, проблема» [1, 118].
Так же стимулами могут быть:
• обмен мнениями по вызывающему разногласия вопросу;
• выбор приемлемого для всех решения;
• поиск согласия и выхода из сложного положения;
• обсуждение проблемной ситуации;
• формулирование конструктивных предложений;
• выработка какой-либо идеи и др.
Из таблицы 1 видно, что практически во всех экзаменах, как признанных международных (кроме TOEFL), так и итоговых в РФ, требуются навыки монологической и диалогической речи и с этой задачей комплексно помогает справиться полилогическое общение. Рассмотрим на каких этапах полилогического общения в форме дискуссии ведущей является монологическая речь, а на каких диалогическая речь. Проведенный нами анализ отображен в таблице 2 ниже:
Таблица 2
Этап дискуссии* Описание этапа* Ведущие виды речевой деятельности
Информирование Ведущий излагает проблему дискуссии Монолог
Аргументация Докладчики выступают с обоснованием альтернатив Монолог
Замечания Возражения, вопросы, выражение сомнений со стороны оппонентов Диалог, полилог
Опровержение Докладчики защищают свои идеи, нейтрализуют возражения, сомнения Диалог, полилог
Окончание табл. 2
Критика Проверка предложенной идеи, реконструкция аргументов Диалог, полилог
Контраргументы Защита альтернативы после критического анализа Монолог
Выработка решений Путем активного противоборства сторон, занимающих разные позиции Диалог, полилог
Завершение Принятие решения, обсуждение возможностей его использования в практической деятельности Монолог, полилог
*Примечание - описание этапов цитируется по М.Л. Вайсбурд
Разработанная нами таблица (Таб. 2) наглядно показывает, что полилогическая речь включает элементы монолога и диалога и благодаря этому возникает возможность комплексной подготовки учащихся к экзаменам.
Предлагаем рассмотреть на практике как обучение полилогическому общению решает проблему подготовки учащихся к устной части экзаменов. Рис. 1 (пример из учебника New Millennium English 10 авторы О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Ка-зырбаева и др.)
Speaking
5 In groups make a list of the situations in your town / city / village (e.g. mugging, burglary, etc.) when people have to defend themselves or think of personal safety.
о Give some pieces of advice on how not to be a victim
in these situations. о Report your conclusions to the rest of the class.
Рис. 1. Пример из учебника New Millennium English 10 авторы О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая,
Н.Ю. Казырбаева и др.
Для успешного выполнения данного задания необходимо сделать ряд шагов:
1. Обсудить в малых группах заданный вопрос и составить список возможных случаев, для этого учащимся необходимо провести дискуссию, принять ряд решений (полилогическое общение).
2. Затем необходимо дать ряд советов, обсудив их в малой группе (полилогическое общение).
3. Рассказать о своем результате классу (монологическая речь).
Очень важным является то, что учащимся необходимо обсудить задание на английском языке в малых группах, высказывать свою точку зрения, выслушать аргументы, привести свои контраргументы, проанализировать высказывания собеседников, подвести промежуточные итоги. Затем, полилогическая речь переходит в монологическую, когда нужно рассказать о своих выводах классу. Опытное обучение показывает, что полилогическое общение в форме дискуссии помогает учащимся эффективнее подготовиться к устной части экзаменов.
Таким образом, мы видим, что требования и формы проведения устной части различных экзаменов схожи. Главными особенностями экзаменов являются: необходимость справиться со стрессом, быстрота реакции на реплику собеседника, владение умениями монологической и диалогической речи (в IELTS, First Certificate требуется владение полилогической речью), а также требование владения полилогической речью в форме дискуссии предъявляются в кодификаторе ЕГЭ по иностранному языку.
В ходе обучения полилогической речи, у учителя появляется возможность эффективно подготовить учащихся к государственным и международным экзаменам.
Литература
1. Вайсбурд М.Л. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под. ред. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2012. — 464 с.
2. ФИПИ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
3. ФГОС С(П)О
4. Яковлева Э.Б. Многосторонние формы общения. Полилог как объект лингвистического анализа: аналитический обзор. — М.: ИНИОН РАН. — 2006. — 212 с.
5. Гроза О.Л. и др. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. — 3-е изд., испр. и пере-раб. — Обнинск: Титул, 2014. — 176 с.: ил.
6. http://www.toefl.ru/
7. http://www.toefl.ru/
8. http://www.cambridgeenglish.org/exams/first/
использование обучающих компьютерных программ для достижения метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка в начальной школе
Бурова А.Е.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает три группы требований, среди которых выделяются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты включают в себя освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [4, с. 10]. Важным элементом формирования универсальных учебных действий младших школьников, обеспечивающим результативность процесса обучения, является ИКТ — компетентность. Сформированные знания и умения школьников, связанные с использованием средств ИКТ,
© Бурова А.Е., 2016