Научная статья на тему 'Использование объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции'

Использование объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМНО-ГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / VOLUMETRIC-GRAPHICAL OBJECT / ЭКСПОЗИЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / EXHIBITION EQUIPMENT / МУЗЕЙНОЕ ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MUSEUM EXHIBITION SPACE / ПРИЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / TRANSFORMATION METHODS / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горгорова Юлия Владимировна, Греков Илья Юрьевич

Музейное дело на современном этапе развития переживает заметные изменения, обусловленные новым этапом развития и самого современного общества. Нововведения в музейном деле касаются самых разных сторон жизнедеятельности культурных учреждений. Однако в первую очередь самыми заметными являются технические инновации, интегрируемые в музейное пространство. Авторы обращают к одной из таких инноваций использованию объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции. Разработана концепция объемно-графических объектов музейной экспозиции. Выявлена их синтетическая структура, представленная тремя компонентами, объединенными генетической связью. Определены категории и разработана классификация объемно-графических объектов. Описаны приемы применения метода трансформации в структуре объемно-графических объектов и музейных выставочных пространств. Выявлено, что использование объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции является новым этапом в развитии современного музейного дела и выставочной деятельности в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF VOLUMETRIC-GRAPHICAL OBJECTS IN DESIGNING A MUSEUM EXHIBITION

Museology at its current development stage is going through significant changes brought about by the new development stage of the society itself. Innovations in museology concern various aspects of the life of cultural institutions. However, the most prominent ones are the technical innovations integrated into museum space. The author looks at one of such innovations the usage of volumetric-graphical objects in designing a museum exhibition. The study develops the concept of volumetric-graphical objects in a museum exhibition, uncovers their synthetic structure presented by three components which are genetically linked, determines the categories and develops the classification of volumetric-graphical objects. The article describes the approaches of using transformation method in the structure of volumetric-graphical objects and museum exhibition spaces. It determines that the usage of volumetric-graphical objects in designing a museum exhibition represents a new stage in the development of modern museology and exhibition business in particular.

Текст научной работы на тему «Использование объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

единяла экспонаты по их принадлежности к культурным эпохам.

В начале XX века складываются предпосылки для переосмысления принципов выста-вочно-экспозиционной деятельности. Этому, в первую очередь, способствуют изменение восприятия экспозиции зрителем, соответствующие духу времени концепция экспонирования и архитектурные тенденции структури-ро ва ния ин терь е ра и экс терь ера, а так же непосредственная выставочная практика.

Общие стилистические тенденции в архи-

тектуре и искусстве оказались важным фактором, повлиявшим на организацию выста-вочно-экспозиционных ансамблей. На первое место выдвинулись принципы конструктивизма и функционализма, стало доминировать стремление к простоте и ясности. Принципы гибкости и трансформации выставочно-экс-пози цион ных про странств, разрабо тан ные крупнейшими архитекторами своего времени Ш. Э. Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Райтом, легли в основу построения музей ных экспозиций начала и середины века.

Примечания

1. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века. Москва : НИИК, 1989. 48 с.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва : Медиум, 1996. 26 с.

3. Гильдебранд А. К пониманию художественной связи архитектурных ситуаций // Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. Москва : Изд-во МПИ, 1991. С. 146—158.

4. Кликс Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. Москва : Высшая школа, 1978.

5. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Москва : Наука, 1979. 253 с.

6. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 томах. [Т. 1] : Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин : Александра, 1992. С. 148—160.

И

# 1 С/ССПОАЬЗОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ Ф

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

УДК 069.4

Ю. В. Горгорова1, И. Ю. Греков2

1Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону) 2Южный федеральный университет

Музейное дело на современном этапе развития переживает заметные изменения, обусловленные новым этапом развития и самого современного общества. Нововведения в музейном деле касаются самых разных сторон жизнедеятельности культурных учреждений. Однако в первую очередь самыми заметными являются технические инновации, интегрируемые в музейное пространство. Авторы обращают к одной из таких инноваций — использованию объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции. Разработана концепция объемно-графических объектов музейной экспозиции. Выявлена их синтетическая структура, представленная тремя компонентами, объединенными генетической связью. Определены категории и разработана классификация объемно-графических объектов. Описаны приемы применения метода трансформации в структуре объемно-графических объектов и музейных выставочных пространств. Выявлено, что использование объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции является новым этапом в развитии современного музейного дела и выставочной деятельности в частности.

Ключевые слова: объемно-графический объект, экспозиция, экспозиционное оборудование, музейное выставочное пространство, приемы трансформации.

ГОРГОРОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектуры и градостроительства Ростовского государственного строительного университета

GORGOROVA YULIYA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Architecture), Professor of Department of Architecture and Urban Planning, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

324 ГРЕКОВ ИЛЬЯ ЮРЬЕВИЧ — магистрант Южного федерального университета

GREKOV IL'IA IUR'EVICH — master's student, Southern Federal University

e-mail: gorgor.pro@yandex.ru, ilyagrekov@gmail.com © Горгорова Ю. В., Греков И. Ю., 2014

^ Искусствознание

Yu. V. Gorgorova1, I. Iu. Grekov2

IRostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022 2Southern Federal University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Bol'shaya Sadovaya str., 105/42, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006

USAGE OF VOLUMETRIC-GRAPHICAL OBJECTS IN DESIGNING A MUSEUM EXHIBITION

Museology at its current development stage is going through significant changes brought about by the new development stage of the society itself. Innovations in museology concern various aspects of the life of cultural institutions. However, the most prominent ones are the technical innovations integrated into museum space. The author looks at one of such innovations — the usage of volumetric-graphical objects in designing a museum exhibition. The study develops the concept of volumetric-graphical objects in a museum exhibition, uncovers their synthetic structure presented by three components which are genetically linked, determines the categories and develops the classification of volumetric-graphical objects. The article describes the approaches of using transformation method in the structure of volumetric-graphical objects and museum exhibition spaces. It determines that the usage of volumetric-graphical objects in designing a museum exhibition represents a new stage in the development of modern museology and exhibition business in particular.

Keywords: volumetric-graphical object, exhibition, exhibition equipment, museum exhibition space, transformation methods.

В области экспозиционного дизайна и организации музейных выставочных пространств накоплен обширный опыт. Его обобщает и синтезирует разработанная нами концепция объемно-графических объектов музейной экспозиции.

Объемно-графический объект — это объект, имеющий синтетическую структуру, совмещающую в себе свойства носителей графической информации и объемно-пространственной конструкции, выполняющей эстетическую и утилитарную функции. Таким образом, в одном объекте соединены признаки информационного стенда, декорации, арт-объекта, инсталляции, архитектурного элемента и экспозиционного оборудования, подчиненных единому композиционному замыслу и стилю [2].

Объемно-графический объект имеет структуру, представленную тремя компонентами: графика, объем, тектоника (рис. 1). Взаимодействие всех компонентов между собой осуществляется их генетической связью. Иными словами, структура объемно-графического объекта как бы вырастает из плоскости графики в объем и далее организует простран-ст во.

Каждый компонент может быть представ-

лен как отдельным предметом, так и несколь-ки ми, при чем в раз лич ных их ком би на ци ях. К примеру, компонент графика может быть представлен только шрифтом, либо шрифтом и элементом системы визуальных коммуникаций.

Также каждый компонент объемно-графического объекта может быть представлен как самим предметом, так и характеристикой этого предмета, его функцией. Например, компонент объ ем может быть представлен графе мой бу к вы, вы пол няю щей функ цию стен да или вит ри ны.

Иными словами, компоненты объемно-графического объекта выступают в роли наиболее общих категорий, ни одна из которых не задает никаких ограничивающих рамок в плане своего содержания. Это, в свою очередь, весь ма важ но для про ек ти рова ния экспо зи ции, так как пе ред ди зай не ром раз вер ты-вается широкое поле творческой деятельности, открывается богатая инструментальная база. Следовательно, количество возможных дизай нер ских решений по реа лиза ции концепции объемно-графического объекта также не ограничено. В связи с этим соотношение компонентов объемно-графического объ-ек та может быть не оди на ковым, и тот или

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

к А К А! Ai MI

ГРАФИКА ОБЪЁМ ТЕКТОНИКА МИКРОобъект МЕЗОобъект МАКРОобъект

Рисунок 1. Компоненты и классы объемно-графических объектов

Рисунок 2. Совместное

использование различных классов

Рисунок 3. Трансформация объемно-графического объекта

х+1 +-Н

Х++Х ф+ф

Х++Х

+Х+Х

¥ + + "MX Х+Х+

ХХХХ

х V X

X л X ХХХХ

+хх+ х v X

X л X +ХХ+

+++Х

х х +

Xх — -НЧ-х

ф

Рисунок 4. Трансформация выставочного пространства, вид сверху

иной компонент, или их комбинация, становится приоритетом.

В связи с тем, что задачи различных музейных экспозиций неодинаковы, габариты объемно-графического объекта могут существенно варьироваться в зависимости от заданных условий. Следовательно, уровень влияния на выставоч ное пространст во будет раз личным. Уровень влияния на пространство выражен двумя зависимыми параметрами: размером занимаемой площади и степенью участия объемно-графического объекта в организации музей ного выставоч ного пространст ва. Чем больше занимаемая площадь, тем выше степень участия в формировании пространст-

ва. Исходя из этого, можно выделить три основные категории, дифференцированные по уровню влияния [4; 5; 7; 8].

В категорию А отнесены объемно-графические объекты, ограниченные небольшими размерами в пределах одного стенда или элемента интерьера, в категорию Б — объемно-графические объекты, имеющие габариты, сравнимые с масштабом объема, занимаемого экс по зи ци ей, в ка тегорию В — объ ем но-гра-фические объекты, решенные в форме модуля формирования средового пространства.

Каждой категории соответствует определенный класс объемно-графических объектов (рис. 1).

^ Искусствознание

Ф

Класс «Микрообъекты» включает объемно-графические объекты категории А, имеющие при ори тет гра фи ки, ли бо гра фи ки и объема, выполняющие функции информационного стенда, декорации, скульптуры, арт-объекта.

Класс «Мезообъекты» включает объемно-графические объекты категории Б, имеющие приори тет гра фи ки и объ е ма, вы пол няю щие функции информационного стенда, декорации, скульптуры, арт-объекта, инсталляции.

Класс «Макрообъекты» включает объемно-графические объекты категории В, имеющие при ори тет объ е ма и тек тони ки, вы пол няю-щие функции информационного стенда, декорации, скульптуры, арт-объекта, инсталляции, архитектурного элемента и экспозиционного оборудования.

Структурно объемно-графический объект каждого класса может быть представлен как одной единицей, то есть одним объектом, так и серией таковых. При этом различным классам прису щи свои осо бен ности. Объ ем-но-графические объекты классов «Микро» и «Мезо» могут быть представлены в равной степе ни как еди нич ны ми, так и се рий ны ми объектами, ансамблеорганизующими. Объемно-графические объекты класса «Макро» в большей степени представлены единичными объ ек та ми. При этом важ но от ме тить, что такой объект сам становится экспозицией.

Пред ста ви те ли раз ных клас сов могут использоваться как отдельно, так и совместно, в зависимости от задач конкретной выставки (рис. 2).

Нами рассмотрена возможность использования в технологии объемно-графического объекта метода трансформации и предложены два приема применения данного метода.

Первый прием пред пола гает при менение трансформирующегося модуля в структуре объемно-графического объекта с целью композиционного и функционального изменения (рис. 3).

При этом воз мож ны сле дую щие спо со бы трансформации: движение вокруг осей вращения, прямолинейного смещения, комбинированного движения [3; 9; 10].

Второй прием предполагает трансформа-

цию пространства посредством комбинации типовых модулей-элементов (рис. 4). Использование данного приема может стереть границы между экспозицией и выставочным пространством. Расположение модулей может производиться по сетке на плоскости пола или стены. Конфигурация пространства может из ме нять ся за счет дви же ния модулей вокруг своих осей вращения или по направляющим, ус та нов лен ным в плос ко сти по ла или стены.

Метод трансформации также используется в концепции «Универсального музея» Мис ван дер Роэ, однако здесь данный метод применим только к перегородкам отдельных залов [6].

По характеру движение, в зависимости от поставленных задач, может быть постоянным или периодическим. По степени сложности — простым либо сложным. Движение может осу ще ст в лять ся вруч ную или по сред ст-вом ус та нов лен ных при водов. Для осу ще ст в-ле ния транс фор ма ции в хо де экс пони ро ва ния целесообразнее применять автоматизированную систему. При использовании модульного трансформирующегося объемно-графического объекта можно оснастить его секции приводами, работающими по схеме многих еди ниц и управ ляе мых про граммно ли бо оператором.

Возведение объемно-графических объектов может производиться как в крытом помещении, так и под открытым небом. При этом в связи с тем, что внешние погодные условия оказывают непосредственное влияние на экспо зи цию под от кры тым не бом, ре ше ние о выборе материалов изготовления определяется степенью их выносливости и износостойкости в условиях местного климата [1].

Таким образом, использование объемно-графических объектов при проектировании музей ной экс по зи ции яв ляет ся но вым эта пом в развитии современного музейного дела и выставоч ной деятельности в част ности.

Классификация объемно-графических объектов помогает представить дизайнеру и коллективу музейных работников спектр возможных средств, необходимых для организации раз лич ных экспозиций.

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Применение приемов трансформации может быть полез но при ор га ни за ции вре мен-ных вы ста вок для обес пе че ния ком пакт ной транспортировки и оперативного возведения объемно-графических объектов. Более того,

предложенные приемы трансформации можно рассматривать как средство активного привлечения музейной аудитории, что позволит музею более эффективно осуществлять свою миссию.

Примечания

1. Бабенко Ф. И., Сухов А. А., Федоров Ю. Ю, Савинова М. Е. Влияние факторов холодного климата на прочность и трещиностойкость дисперсно-армированных термопластов [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2011. № 4. Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y201l/551.

2. Горгорова Ю. В., Греков И. Ю. Выявление структуры объемно-графических элементов музейной экспозиции и определение основных принципов их проектирования [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013 № 4. Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2088.

3. Дукельский В. Ю. В поисках музейной концепции истории // Музейная экспозиция. Москва, 1997. 216 с.

4. Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музейная экспозиция. Москва, 1997. 216 с.

5. Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Москва, 1997. 216 с.

6. Порчайкина Н. В. Выставка современного искусства как система: пространство — экспонат — человек [Электронный ресурс] // «Dslib.net — Библиотека диссертаций». Режим доступа: http://www.dslib.net/muzee-vedenie/ vystavka-sovremennogo-iskusstva-kak-sistema-prostranstvo-jeksponat-chelovek.html.

7. Розенблюм Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции // Музейная экспозиция. Москва, 1997. 216 с.

8. Юренева Т. Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция [Электронный ресурс] // Dissercat — Библиотека диссертаций. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/muzei-v-istorii-mirovoi-kultury-genezis-i-evolyutsiya.

9. Cameron D. F. A viewpoint: the museum as a communications system and implications for museum education. Curator, 1968. 154 p.

10. Davidson B, Heald C. L, Hein G. E. Increased Exhibit Accessibility Through Multi-sensory Interaction. Curator, 1991.273 p.

#

#

^КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ В ПЕРСИДСКОЙ ЖИВОПИСИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 7.03

Монирех Шабанпур

Московский государственный университет культуры и искусств

По причине своего географического положения Иран всегда был страной, испытывавшей влияние различных культур, как западных, так и восточных, что часто вело к синтезу в некоторых сферах культуры. Один пример такого синтеза — в области живописи — и рассматривается в данной статье. Классическая иранская живопись, изображающая мир воображения и символов, в середине эпохи Сефевидов, в связи с расширением связей с европейскими странами, претерпела большие изменения, которые постепенно привнесли в неё новый стиль и приёмы изображения и тем самым навсегда изменили курс развития живописи. В данной статье с помощью теоретико-описательного метода дается определение миру воображения, который является одним из преимуществ иранской живописи, а затем рассматривается результат влияния на него европейского искусства и его отражение в живописи Ирана.

Ключевые слова: европейский стиль, исфаханская школа, персидская живопись, мир идей.

МОНИРЕХ ШАБАНПУР — аспирантка кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств

MONIREKH SHABANPUR— doctoral student of Department of Cultural studies and Anthropology, Moscow State University of Culture and Arts 328 e-mail: monireh4sh@yahoo.com

© Монирех Шабанпур, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.