Выявление структуры объёмно-графических элементов музейной экспозиции и определение основных принципов их проектирования
Ю.В. Горгорова, И.Ю. Греков
Федеральной целевой программой РФ «Культура России (2012 - 2018 годы)» предусмотрена модернизация работы учреждений культуры [1]. В связи с этим, практическая реализация приведённых ниже теоретических выкладок будет способствовать ее более эффективному осуществлению.
В области оформления музейного экспозиции в России и за рубежом накоплен немалый опыт. Наиболее передовые музеи в высокой степени функциональны; они получают прогрессивное развитие за счёт использования современных технологий [2]. Однако на данный момент можно констатировать отсутствие всеобъемлющего подхода в создании целостной экспозиционной системы «выставка - выставочное пространство», в формировании единого стиля, проявляющегося не только в конкретной выставке, но и пронизывающего весь музей целиком.
Государственный музей В.В. Маяковского в Москве - показательный пример музея со структурой инсталляции, где влияние экспозиции на пространство достаточно велико, однако, всё же в данном случае нет возможности проследить синкретизм выставки и выставочного пространства.
На основе ретроспективного обзора и анализа методов проектирования музейной экспозиции сформулировано понятие «объёмно-графические элементы» и определены основные принципы проектирования данных элементов как особой категории средств экспозиции [3,4,5,6,7].
В работу по проектированию экспозиций, помимо музейных работников, всё в большей степени включаются дизайнеры, так как совокупность научного и художественного подходов в создании выставки может обеспечить максимальный коммуникативный эффект между музеем и посетителем. Грамотный композиционный замысел, воплощённый при
помощи современных технических средств, может усилить эстетическое эмоциональное воздействие экспозиции, что позволит музею, более эффективно осуществлять просветительскую функцию. В данном случае, большой интерес представляет создание объёмно-графического элемента.
Объёмно-графический элемент (ОГЭ) - это синтетический объект, совмещающий в себе свойства носителей графической информации: шрифты, цвета, системы визуальных коммуникаций, схемы, карты, иллюстрации, и объёмно-пространственную конструкцию, выполняющую эстетическую и утилитарную функции. ОГЭ - возможность в одном объекте соединить признаки информационного стенда, декорации, скульптуры, арт-объекта, инсталляции, архитектурного элемента и экспозиционного оборудования, подчинённых единому композиционному замыслу.
Структура ОГЭ, состоит из трёх отделов:
• графика - содержит графическую информацию и включающую шрифты, цвета, системы визуальных коммуникаций, схемы, карты, иллюстрации;
• объём - представляет объёмную конструкцию, представленную экспозиционным оборудованием, элементом интерьера, декорацией, либо же арт-объектом;
• тектоника - представляет тектоническую структуру в виде архитектурного элемента, инсталляции, либо опорной конструкции.
В зависимости от различных задач экспозиций, можно выделить возможные виды ОГЭ, выведенные на основе степени их влияния на выставочное пространство. Вид «Микроэлемент» - ОГЭ, ограниченный небольшими размерами в пределах одного стенда или элемента интерьера. Вид «Мезоэлемент» - ОГЭ, имеющий габариты, сравнимые с масштабом объёма, занимаемого экспозицией. Вид «Макроэлемент» - ОГЭ в форме модуля, посредством которого сформировано средовое пространство.
Далее следует рассмотреть варианты применения ОГЭ; в частности, на примере исторического музея.
Вариант А - применение в выставке исторических артефактов; при этом возможен глубокий синтез ОГЭ с содержащимся в нём экспонатом.
Вариант Б - применение в реконструкционной экспозиции; при этом данный элемент может приобретать самостоятельное значение.
Вариант В - применение ОГЭ в качестве универсального модуля планировки и организации выставочного пространства. В случае реконструкционной выставки и экспозиции под открытым небом ОГЭ может стать структурной единицей, с помощью которой происходит конструирование собственно «тела» музея.
При реконструкции экспозиции под открытым небом внешние погодные условия оказывают большое влияние на выбор материалов, который определяется степенью их выносливости и износостойкости в условиях местного климата [8].
Отдельно следует рассмотреть возможность применения в музейно-выставочном пространстве двух основных методов трансформации. Первый приём предполагает применение трансформирующегося модуля в структуре ОГЭ. Второй приём - трансформацию пространства посредством комбинации типовых модулей-элементов. Использование данного приёма может «стереть» границы между экспозицией и выставочным пространством.
Реализация концепции модульного трансформирования прослеживается на примере Centre national d'art et de culture Georges-Pompidou (France, Paris), где габариты здания, как и количество выставочных залов, варьируется в зависимости от числа повторений конструктивных секций. Однако в данном случае речь не идёт о синкретизме выставочного пространства и экспозиции.
С целью обеспечения интерактивности ОГЭ возможно применение различных средств: проекционных технологий, аудио-сопровождения и передовых разработок в области трёхмерной визуализации [9].
Таким образом, определив понятие ОГЭ, его структуру, виды и варианты использования, целесообразно перейти к выведению основных
принципов его проектирования, которые целесообразно разделить на две категории: технические и композиционные.
1. Технические принципы проектирования ОГЭ:
1.1 Принцип модульности позволяет осуществить компактную транспортировку, возведение и компоновку экспозиции и экспозиционного материала в конкретных заданных условиях.
1.2 Принцип трансформации позволяет осуществить мобильность и адаптивность экспозиции в различных необходимых модификациях к конкретным условиям помещения, ландшафта, освещения.
1.3 Принцип интерактивности позволяет осуществить интерактивное взаимодействие между посетителем и экспозиционным материалом.
1.4 Принцип целостности позволяет осуществить структурные взаимодействия компонентов, реализующие функциональность системы [10].
2. Композиционные принципы проектирования ОГЭ:
2.1 Принцип единства позволяет организовать грамотную, визуально ясную систему, объединить экспонаты, выставочную технику, выставочное пространство в единый экспозиционный ансамбль.
2.2 Принцип структурности позволяет выстроить иерархию системы экспонирования, выдвинуть доминанту, распределить содержание выставки по тематическим группам по площадям зонирования.
2.3 Принцип последовательности позволяет организовать последовательную в восприятии систему, осуществлять методику преподнесения содержания выставки, ввести драматургию в процесс экспонирования, создать настроение.
2.4 Принцип системности позволяет осуществлять связи между компонентами ОГЭ: формой, содержанием, материалом, объёмом, пространством.
Таким образом, есть возможность считать использование концепции ОГЭ новым этапом в развитии современного музейного дела и экспозиционной деятельности в частности. ОГЭ может стать основной
стилеобразующей единицей музейной экспозиции. Его использование важно для формирования фирменного стиля и имиджа конкретного музея.
Технические принципы проектирования ОГЭ позволяют сформировать «каркас» музея, в то время как композиционные принципы обеспечивают визуально-смысловое единство экспозиции. Идентификация музея во многом определяется оригинальностью и неповторимостью его художественного решения, воплощённого адекватными техническими средствами.
Приведённые выше положения отвечают современным требованиям в сфере организации музейной экспозиции, и будут способствовать эффективному осуществлению просветительской функции музеев.
Литература:
1. О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» [Электронный ресурс] // Федеральные целевые программы -http://www.programs-gov.ru/kultura/219-o-federalnoy-celevoy-programme-kultura-rossii-2012-2018-gody.html (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.
рус.
2. Майстровская, М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития [Текст] // Музейная экспозиция. - М., 1997. - 216 с. - С. 7 - 22.
3. Никишин, Н.А. Музейные средства: знаки и символы [Текст] // Музейная экспозиция. - М., 1997. - 216 с. - С. 23 - 32.
4. Дукельский, В.Ю. В поисках музейной концепции истории [Текст] // Музейная экспозиция. - М., 1997. - 216 с. - С. 33 - 41.
5. Davidson, B., Heald, C.L. & Hein, G.E. Increased Exhibit Accessibility Through Multi-sensory Interaction. Curator, 1991. - 273 p.
6. Cameron, D.F. A viewpoint: the museum as a communications system and implications for museum education. Curator, 1968. . - 154 p.
7. Лысикова, О.В. Музеи мира [Текст]: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М., Флинта: Наука, 2002. - 128 с.
8. Лахов, А.Я. Программное обеспечение для стереовизуализации результатов конечно-элементного моделирования [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2013/1501 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. С.Г.Шеина, Л.Л.Бабенко, П.А.Шумеев Методика градоэкологического обеспечения сохранения памятников архитектуры на основе мониторинга среды [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 (2). - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1252 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Бабенко, Л.Л., Шумеев, П.А., Корнеева, Э.Ш. Экологические аспекты управления памятниками истории и культуры [Текст] / Л.Л. Бабенко, П.А. Шумеев, Э.Ш. Корнеева // Материалы Международной научно-практической конференции «Строительство-2012». - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2012, с.16.