УДК 376.1-056.262:373.2:615.851.82 ББК 74.5+74.10+88.6+88.7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Одинокова Наталья Александровна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры логопедии и детской речи, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема возникновения и коррекции тревожности у детей с нарушением зрения. Отражены основные причины и признаки тревожности. Представлены условия использования музыки на занятиях музыкального руководителя и взаимодействия с дефектологом, позволяющие скорректировать проявления тревожности.
Ключевые слова: тревожность, музыка, дети дошкольного возраста, нарушения зрения, коррекция.
THE USE OF MUSIC IN CORRECTION OF ANXIETY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISION DISORDERS
Odinokova Natalya Alexandrovna.
FSBEI of HE "Novosibirsk state pedagogical university", Docent of the chair of logopedics and children's speech, [email protected]
Abstract. In the article the actual problem of emergence and correction of uneasiness at children with sight violation is considered. The main reasons and signs of uneasiness are reflected. The conditions of use of music at the lessons of the musical director and interaction with the speech pathologist allowing to correct uneasiness manifestations are presented.
Keywords: uneasiness, music, children of preschool age, sight violation, correction.
Согласно социальным исследованиям, проведенным отечественными учеными И. В. Дубровиной, В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым, Е. Б. Ковалевой и другими в последние годы количество тревожных детей значительно увеличилось. Их отличает повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменений под воздействием этого фактора. Именно в дошкольный период формируются основные личностные качества ребенка. Устойчиво высокий уровень тревожности в детском возрасте может привести к широкому кругу проблем. Несмотря на множество теоретических и практических разработок по проблеме детской
113
тревожности, вопросы как можно более ранней и своевременной коррекции продолжают волновать, оставаться важными и актуальными.
Причины возникновения тревожности достаточно многообразны. Исследования ученых и практики отмечают, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Началом для возникновения тревоги может стать чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, совершает много лишних движений, говорит дрожащим голосом, может стать неподвижным и замолчать совсем.
Обобщив признаки тревожности у детей дошкольного возраста, можно выделить следующие: повышенная возбудимость, напряженность, закрытость; страх перед всем новым, необычным; неуверенность в себе, заниженная самооценка; ожидание неприятностей, неудач; стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали; безынициативность, пассивность; склонность помнить больше плохое, чем хорошее; боязнь общения с новыми людьми; неумение владеть своими чувствами, плаксивость.
Слабовидящие дети дошкольного возраста чаще, чем их нормально видящие сверстники подвержены тревожности в результате зрительной депривации. Тревожность отражается почти на всех сферах жизнедеятельности ребенка с нарушением зрения, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром, людьми. Многие явления и события, волнующие детей, имеющих патологию зрительного анализатора и оставляющие неизгладимый след в их душе, порой остаются незамеченными со стороны педагогов и даже родителей. Взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности. В связи с этим нередки случаи различного рода проявлений тревожности, отклонений в эмоциональном развитии, агрессивности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.
В трудах Л. И. Плаксиной указывается на закономерные проявления невротических состояний у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием. Эти невротические проявления имеют характерные причины и специфические черты. Они выражаются в частых огорчениях и слезах, постоянной подавленности, иногда - в повышенной раздражительности, тревожности, повышенной возбудимости. У большого количества детей наблюдается конфликтность характера, эмоциональная неустойчивость, рассеянное внимание и быстрая утомляемость [6].
Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с педагогами, родителями или сверстниками может испытывать тревогу. Состояние тревожности вызывает нарушение процессов формирования игровой деятельности, развития двигательных навыков и пространственной ориентировки, освоения социальных форм выражения
чувств и эмоций, коммуникативных навыков, формирования жизненных компетенций.
В тоже время, отечественные психологи считают, что своевременное выявление нарушений сенсорной сферы, а также коррекция и компенсация данных нарушений позволяют ребенку справиться со многими трудностями, создают благоприятные условия для проведения специальных целенаправленных мероприятий для успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции.
В своих работах Н. П. Шанина подтверждает, «что тревожность в старшем дошкольном возрасте не устойчива и относительно обратима, а при своевременном проведении психолого-педагогических мероприятий и соблюдении рекомендаций специалистов ДОО родителями ребенка уровень тревожности можно существенно снизить» [8].
Одним из компенсаторных механизмов у детей с патологией зрения является слух. Самые первые и сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. Ребенок находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни, придавая им свою выразительность.
Значение слухового восприятия в жизни дошкольника со зрительной депривацией очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, коммуникативных способностей. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии ребенка в целом [4; 5].
Е. Черкасова отмечает, что слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным, лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания. Внимание, в свою очередь, только тогда развивается успешно, когда новое включается в уже сформированные связи, дополняет, развивает или изменяет их [7].
Умение определять на слух какое-либо звучание и направление звука развивается очень рано. Нормально видящие дети отыскивают взглядом предметы и игрушки, издающие различные звучания, проявляют двигательные реакции на голоса окружающих, чего не могут свободно выполнить дети особенно с глубоким нарушением зрения.
Музыка, воздействуя на орган слуха ребенка, имеющего ограниченные зрительные возможности, оказывает влияние на формирование эмоционального фона, развитие музыкального слуха, на развитие эстетического и художественного вкуса. Музыка формирует зрительно-пространственный анализ и синтез информации, тем самым стимулируя готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последствие позволит слабовидящему ребенку успешно овладеть грамотой в школе без помощи специалиста.
Музыка во многих странах мира используется как дополнительный метод в процессе преодоления многих психологических проблем у детей дошкольного возраста: заниженной самооценки, нарушений коммуникативных навыков, страхов, тревоги, чувства волнения и беспокойства. Использование музыки в воспитании не только помогает избежать проблем, но позволяет выявлять одаренность у детей, создает условия для развития гармоничной личности. Использование «фоновой» музыки («Звуков природы») в процессе воспитательных мероприятий, создает благоприятные условия для создания «зоны комфорта». Музыка является благоприятной основой, на которой возникает духовная общность между людьми, взаимопонимание.
Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Практика показывает, что использование элементов раннего музыкального развития является наиболее продуктивным. Е. А. Медведева, Е. Железнова и С. Железнов считают использование «музыкальной терапии» одной из первостепенных на этапе адаптации ребенка к дошкольной среде [1; 3].
Зная особенности развития детей, имеющих зрительную патологию, учитывая время и характер зрительного нарушения, можно говорить о необходимости и целесообразности проведения диагностического исследования музыкальных способностей еще в дошкольном возрасте. Умелое использование методов и приемов работы с детьми данной категории, включение элементов музыкального воспитания во весь содержательный коррекционный процесс, окажет значительное положительное воздействие на определение эффективных путей реализации нивелирования тревожности у детей с нарушением зрения.
1 января 2014 года был принят ФГОС ДО, в котором представлены пять структурных единиц, определяющих направления развития и образования детей - образовательные области. Одна из них охватывает художественно-эстетическое развитие, которое включает работу с детьми по пониманию произведений искусства словесного, художественного, в том числе музыкального. Данная образовательная область является одной из перспективных направлений в процессе формирования здорового образа жизни, развития гармоничной личности детей, имеющих зрительную патологию.
Работа строится на предварительном обследовании детей, планировании коррекционно-педагогической работы, создании благоприятных условий для осуществления коррекционных мероприятий. Дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог выполняют свои функции в процессе совместного взаимодействия и проведения коррекционной работы, где ведущая роль отводится дефектологу. Дефектолог предоставляет музыкальному руководителю и воспитателям результаты своего диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер каждого ребенка, состояния зрительного анализатора, этапов лечения ребенка, что
дает возможность учитывать эти особенности остальным специалистам при планировании собственной профессиональной деятельности, проведении занятий, согласно поставленным коррекционным задачам. Музыкальный руководитель в своей работе с детьми с нарушением зрения опирается на помощь дефектолога и воспитателей. Они совместно определяют те коррекционные задачи, которые необходимо решить по данным направлениям в процессе музыкальных занятий.
На начальных этапах работы следует развивать слуховое внимание и слуховую память. Вначале проводятся игры, активизирующие слуховые ощущения ребенка: «Слушай звуки», «Двигайся на звук», «Узнай по звуку». В игровых ситуациях детей учат вслушиваться в звучащую речь педагога, выполнять определенные действия с различными игрушками, предметами. Упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса детей, но и активизируют их интерес к речи как средству познания окружающего мира, положительно влияют на формирование мотивации общения.
Когда дети научатся различать отдельные характеристики неречевых звуков (громкость, высота, длительность), проводятся упражнения, направленные на дифференциацию эмоционально выразительных характеристик звуков - тембра. Ребенка учат эмоционально правильно реагировать на звучания и передавать многообразные оттенки слуховых образов: слушая грохот грома, мяуканье кошки, громкий стук, пение птиц, рычание медведя, дети выражают свое отношение (страх, радость, удивление и т. д.) к воспринятому с помощью движений и мимики лица [4;
5].
Дети учатся изображать различных животных с их типичными повадками и характером. Порой ребенку с нарушенным зрением трудно сделать это, тогда музыкальный руководитель исполняет музыкальный фрагмент, отражающий характер изображаемого животного, ребенок под музыку преображается в этого зверя, а остальные дети отгадывают, какое животное изображалось, и оценивают качество и детали изображения, а также указывают какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый, злой, т. е. саму эмоциональную атмосферу.
Так же полезно совмещение различных видов деятельности, когда один вид как бы помогает другому. Детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу, это особенно заметно в музыкально-ритмичных движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание уделяется восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. В этот период у ребенка необходимо стремиться развить свободные движения под музыку, что снимает и эмоциональное напряжение, и развивает интерес к этому виду деятельности.
Детей учат «заражаться» эмоциональной атмосферой. Описание соответствующих эмоций сопровождается прослушиванием музыкальных
произведений. В зависимости от состояния и возможностей зрительного восприятия, показом репродукций картин, фотографий, сочетаний красок разной эмоциональной окрашенности.
Далее детям можно предложить «сочинить» танцевальную импровизацию на хорошо знакомую и любимую музыку всеми доступными им средствами: яркими, выразительными, нестандартными движениями, богатой мимикой, стараться передать пластикой своего тела все изменения в звучании музыки («Вальс цветов», «Танец рыцарей», «Карнавал героев сказок», «Полет на облаке» и т.п.).
Благодаря использованию разнообразных игр и заданий удается решить множество задач:
- снять напряжение высокого уровня тревожности;
- открыть у ребенка собственные резервы для преодоления тревожности без вмешательства других людей;
- предоставить возможности закрепить модели поведения для последующего переноса на взаимодействия с реальной жизнью; - развития произвольности познавательных процессов.
В построении педагогической деятельности уместно учитывать:
1. Зрительные, умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей.
2. Возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии.
3. Преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
4. Взаимосвязь и последовательность всех видов музыкальной деятельности.
5. Обеспечение соответствия учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Занятия проводятся в малых подгруппах (2-4 человека), а при необходимости - индивидуально. Это позволяет полнее реализовать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, помочь каждому ребенку справиться с заданием, уточнить его движения, мимические проявления эмоций, уровень сформированности сенсорных эталонов, зрительных и слуховых образов.
Важно соблюдать непрерывную зрительную нагрузку для детей с нарушением зрения, которая не должна превышать 15 минут, отдых между периодами зрительной работы - не менее 5 минут. Обязательным должно быть проведение зрительной гимнастики и физкультурных пауз, включающих выполнение упражнений под музыку, в соответствии с содержанием стихотворения:
Расшумелись в лесу зайки, На лады жмут, жмут,
Взяли в лапки балалайки Да по струнам бьют, бьют.
И давай на них играть, Балалайки трещат,
На весь лес верещать. Зайки весело пищат.
Дети («зайцы») играют на воображаемых балалайках, весело приплясывая.
Темп проведения учебного материала зависит от индивидуальных особенностей зрительного восприятия. По необходимости проводится повторяемость изучаемого материала с изменением конкретной ситуации. Формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений способствует концентрация внимания детей на приятном, добром, радостном. Занятия такого рода избавят детей от тревожной мнительности, плаксивости и ипохондрии, создадут условия для формирования оптимального эмоционального тонуса и любознательности, открытости внешним впечатлениям, без которых невозможно развитие и обучение.
Таким образом, в работе по коррекции тревожности у детей со зрительной патологией важным моментом является создание эмоционально комфортных условий. Главным являются не отдельные эффективные методы, а особое качество общения ребенка с педагогами, особая атмосфера их взаимодействия. Существует бесконечное количество способов побудить ребенка придумывать, сочинять, воображать. Необходимо заинтересовать детей музыкальной деятельностью, создавать интересные игровые ситуации. Так как дети с нарушением зрения с трудом включаются в учебную деятельность, необходимо использовать различные организационные моменты: приход на занятие гостя или сказочного героя, показ новой игрушки, использование художественного слова (загадок, стихов) и т. п.
Педагог должен быть артистичным, уметь увлечь детей собственным примером, чутко реагировать на их состояние, вовремя переключиться с одного вида музыкальной деятельности на другой. Все это позволит развить устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности -слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическому движению, музыкальной игре-драматизации, с помощью которых удастся преодолеть проблемы и развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость.
Библиографический список:
1. Железнова Е., Железнов С. Игровая гимнастика (3-5 лет). -Электронный ресурс: [Режим доступа]: http://www.twirpx.com/file/1207281/.
2. Ковалева Е. Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 1998. - 172 с.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
4. Одинокова Н. А. О необходимости формирования культуры слухового восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения // Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск: Изд. НГТУ, 2015. - 317 с. - С. 174-176.
5. Одинокова Н. А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные зрительные возможности // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара (г.Новосибирск, 7-8 апреля 2016г.) под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. -264с. - С. 175-178.
6. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. - М.: РАОИКП, 1999. -120 с.
7. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 65-75.
8. Шанина Н. П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. - 1996. -№4. - С.11.