требуют от руководителя образовательной организации и преподавателей инновационного поведения, т.е. «активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности» [3]. Необходимость выполнения указанных действий на определённых стадиях инновационного процесса позволит субъектам управления эффективно реализовать управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций в рамках современного профессионального образования.
Использованные источники:
1.Глухова С.Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электронный ресурс] / С.Г. Глухова. - Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru/index.php
2.Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -М.: Академия, 2007. - 576 с.
3.Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Владос, 2002.
4.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
УДК 37.02
Мозякова Д.С.
студент 5 курса факультета математики, физики и информатики
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия, г. Тула
Родионова О.В., кандидат физико-математических наук доцент кафедры информатики и информационных технологий
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Россия, г. Тула
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы применения мультимедийных информационных технологий в самостоятельной работе учащихся при подготовке к урокам информатики, и связанного с этим повышения качества усвоения изучаемого в рамках изучения «Информатики и ИКТ» учебного материала.
Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, мультмедиа, информационные технологии, интерактивные технологии
Abstract: This article discusses some issues of application of multimedia information technology in the independent work of students in the preparation of the lessons of Informatics, and the associated improvement of quality of mastering studied in the framework of the study "Informatics and ICT" teaching material.
Keywords: independent work of students, multmedia, information technology, interactive technology
Традиционно, при разговоре о подготовке и учебной деятельности, подразумевают работу учеников в классе. Однако не стоит забывать об организации домашней, внеклассной и самостоятельной работы по каждому предмету. Наибольший интерес в плане психологического анализа деятельности ученика представляет самостоятельная работа.
Обобщая педагогический опыт таких учёных как Н.В. Басова, В.К. Буряк, С.И. Векслер, В.А. Далингер, В.К. Дьяченко, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.И. Портнов, М.Н. Скаткин, А.Ю. Уваров, И.Э. Унт, А.В. Усова и др. можно сделать вывод о многообразии методов, способов и технологий организации самостоятельной работы учеников средней школы. [2]
Одна из таких технологий - это мультимедийные и информационные технологии, владея которыми, педагог сможет грамотно организовать самостоятельную деятельность учеников, независимо от обстоятельств. Пусть то будет школа, класс или личная комната ученика.
Технологии мультимедиа делают процесс обучения намного богаче за счёт вовлечения в процесс обучения большинства чувственных компонентов обучающегося.
Использование подобных технологий предполагает:
• Совершенствование управления обучением на всех этапах урока;
• Стимулирование мотивации обучения;
• Повышение информационной культуры обучающихся, через улучшение качества обучения и воспитания;
• Повышение уровня подготовки обучающихся в области ИТ;
• Использование ресурсов компьютера для достижения различных целей, не только для игры.
При использование информационных и мультимедиа технологий могут быть решены различные дидактические задачи, такие как:
• Усвоение теоретических знаний на базовом уровне;
• Систематизировать усвоенные и оптимизировать имеющиеся знания;
• Сформировать навыки самоконтроля;
• Сформировать, повысить мотивацию к учению и самообразованию.
Мультимедиа технологии могут быть использованы в различной форме на любом этапе самостоятельной работы. Помощь учащимся в
постановке темы и цели, составлении плана занятия. А также, для сопровождения изучения нового материала либо контроля знаний.
Особенности мультимедиа технологий заключаются в следующем:
• Яркое, чёткое и цветное изображение на экране;
• Объяснение работы любого приложения, что невозможно с помощью школьной доски;
• В случае выявления ошибки в материале, можно легко корректировать материал;
• Повышение уровня использования наглядности как на уроке, так и дома;
• Повышение производительности труда;
• Установление межпредметных связей;
• Возможность организации проектной деятельности, интегрированные уроки. [1]
Для эффективной организации самостоятельной деятельности оптимальным вариантом является обучающее видео, так как оно является универсальным инструментом обучения и имеет неограниченную сферу применения.
На сегодняшний день существует множество обучающих видео. Для анализа видеоразработок была взята карта, разработанная коллективом авторов: Аствацатуров Г.О., Гряда Н.Н., Погодин В.Н.
Сценарный план видеоурока был подготовлен в соответствии с дидактическими требованиями к видеолекциям и видеоурокам, разработанными кандидатами педагогических наук Шалыгиной И.В., Шабалиным Ю.Е. [4]
Для реализации обратной связи и рефлексии, видеолекции лучше использовать в комплексе с обучающими презентациями.
Презентации разработаны в соответствии с требованиями к составлению и оформлению Соловьёвой Л.Ф. [3]
Для разработки урока и презентаций были использованы программы Camtasia Studio 7, киностудия Movie Maker, Microsoft PowerPoint 2010.
Сценарный план видеоурока:
1. Рассказчик в кадре приветствует зрителя, сообщает тему урока, актуальность и применение в жизни, сообщает, какие инструменты понадобятся.
2. Ставится проблема, показывается результат, которого зритель должен будет достигнуть в конце занятия.
3. Объяснение темы с демонстрацией приёмов (кадры с закадровым голосом).
4. Рекомендации к физминутке.
5. Пример решения задачи (кадры с закадровым голосом).
6. Рефлексия, рекомендации к тесту «Проверь себя».
Разработанный видеоурок продолжительностью 12 минут 28 секунд соответствует всем заявленным требованиям и критериям, поставленным целям:
1 Задавать стартовую
обстановку соответственно задаче, 2. Реализовывать алгоритм управления Роботом
Анализ разработки показал, что разработанный видеоурок выполнен качественно и его можно применять на практике.
На основе разработанного видеоурока были составлены две обучающие презентации: первая - тест для самоконтроля после видеоурока, вторая -практического характера, для отработки умений составления линейных алгоритмов для исполнителя Робот.
Обе презентации сделаны качественно и готовы к применению.
Основная цель самостоятельной работы расширение знаний, и как следствие, сообщение какой-либо новой информации. Поэтому, целесообразно применить обучающее видео после знакомства со средой программирования «Кумир». При достаточном техническом оснащении
учебного класса, это можно сделать во второй половине урока. При недостаточности времени, на уроке можно использовать первую часть урока, а вторую задать в виде домашнего задания. Презентации можно дать в дополнение к домашнему заданию, либо начать следующий урок с проверки домашнего задания - выполнения теста на компьютерах.
Учебный комплекс можно полностью дать как домашнее задание. Также, если ученик отсутствовал на уроке по какой-либо причине, можно применить учебный комплекс для сокращения отставания ученика от его одноклассников. Но в таком случае, требуется участие педагога в пояснении к выполнению работы, мотивации ученика.
В завершении изучения главы или раздела, связанного с указанной темой, можно воспользоваться учебным комплексом для самостоятельного повторения учениками материала, при подготовке к промежуточному тесту.
Можно организовать работу через других учеников. Дать возможность провести урок одному-двум ученикам, затем назначить тьюторов для работы с тестами в группах.
При высоком уровне самостоятельной работы учеников, комплекс можно использовать в контексте задания дополнить, изменить, корректировать и редактировать авторскую разработку.
Можно давать как образец, чтобы ученики создавали сами проверочные тесты друг для друга.
Другими словами, возможность применения разработанного учебного комплекса для самостоятельной работы учеников средней школы не ограничивается одной темой и одноразовым применением. Обучающее видео, как и презентации, являются мобильным и универсальным информационным и мультимедийным инструментом, который замотивирует учеников средней школы и сделает самостоятельную работу эффективнее.
Использованные источники:
1.Бусарова, Т. В. Современные мультимедийные технологии в образовании [Электронный ресурс] / Т. В. Бусарова // Учительский журнал он-лайн. -2014. - 25 ноября. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.teacherjournal.ru/component/content/article/11301.html. - Загл. с экрана
2.Егоров, В. В. Педагогика высшей школы [Текст] / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.
3.Соловьева, Л. Ф. Компьютерные технологии для преподавателя [Текст] / Л. Ф.Соловьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. -464 с.
4.Шалыгина, И. В. Дидактические требования к учебным видеолекциям [Текст] / И. В. Шалыгина, Ю. Е. Шабалин // Совет ректоров. - 2012. - № 1. -С. 41.
5.Мозякова Д.С., Родионова О.В. ИКТ И МУЛЬТИМЕДИА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ. / НАУКА И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 ч.. 2016. С. 119-121.
УДК 1174
Нигматуллина Р.И. студент факультета Педагогики и Психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Россия, г. Стерлитамак ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются главной задачей современной образовательной системы.
Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Духовно-нравственное развитие гражданина Российской Федерации -это процесс расширения, укрепления и углубления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Проблема духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день стала существенной и требует своего разрешения в связи с отрицательными действиями, происходящими в общественном сознании и поведении людей.
В настоящее время в учебное заведение приходят ребята, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Ребёнок имеет определенное представление о нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм обучающихся, так как именно в младшем возрасте формируется мировоззрение ребёнка.
Немаловажно, чтобы у ребёнка была уютная психологическая обстановка, оптимистическое настроение. Ребёнок должен иметь тёплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса. Как можно больше необходимо проводить беседы, консультации для родителей по проблеме духовно-нравственного становления ребёнка. Родители, так же как и учитель, подают ребёнку первый пример нравственности.
Союзниками по воспитанию гражданина Российской Федерации, являются родители, которые вносят большой вклад в создание воспитательной системы класса.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования