известия вгпу
* * *
1. Grigorash O.V. Sovremennye podhody k ocen-ke sformirovannosti kompetencij studentov tekh-nicheskih vuzov // Obshchestvo: sociologiya, psiholo-giya, pedagogika. 2018. № 10. S. 106-110.
2. Kovalenko I.V. Obrazovatel'nyj monitoring kak tekhnologiya dia-gnosticheskogo issledovaniya effektivnosti obrazovatel'nogo processa vuza // Vestn. Tul. filiala Finun-ta. 2017. № 1. S. 264-267.
3. Monitoring kachestva i effektivnosti nepre-ryvnogo professio-nal'nogo obrazovaniya / A.I. Cher-nyh, T.L. Shaposhnikova, K.V. Horoshun, D.A. Romanov. Krasnodar: KubGTU, 2016.
4. Nemcova V.V., Yakimovich E.P., Klyuchni-kov D.A. Akmeologicheskaya obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor nepreryvnogo samorazvitiya budu-shchih uchitelej // Uch. zap. un-ta im. P.F. Lesgafta. 2018. № 5(159). S. 197-201.
5. Plutenko A.D., Lejfa A.V., Kozyr' A.V., Halec-kaya T.V. Professio-nal'naya podgotovka inzhenernyh kadrov dlya vysokotekhnologichnyh predpriyatij // Pedagogika. 2018. № 3. S. 86-91.
6. Polupan K.L. Interaktivnaya intellektual'naya sreda - cifrovaya tekhnologiya nepreryvnogo obra-zovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 11. S. 90-95.
7. Cherednichenko G.A. Pervoe trudoustrojstvo posle vuza (po materia-lam oprosa Rosstata RF) // Sociologicheskie issledovaniya. 2018. № 8. S. 91-101.
8. Chernyh A.I., Horoshun K.V., Shaposhniko-va T.L. Podgotovka studentov inzhenernogo vuza k proizvodstvennoj praktike v usloviyah informatizacii obrazovaniya: monogr. Krasnodar, 2014.
9. Shitov S.B. Razvitie kul'tury lichnosti spe-cialista-inzhenera // Pedagogika. 2018. № 5. S. 104108.
Criteria and levels of the successfulness in the process of completing practical training by students
Practical training is an essential component of professional training, the form of students' traineeship, the integration mechanism of its theoretical and practical training. Based on the modern models ofpractical training of students and the preparation to it there are revealed the criteria of successfulness of its completing and characterized its integrative levels.
Key words: professional training, practical training, student, criteria, levels, diagnostics.
(Статья поступила в редакцию 16.09.2019)
Н.Ю. КУЛИКОВА, Е.В. ДАНИЛЬЧУК (Волгоград)
использование мультимедийных интерактивных средств при обучении учащихся школ
Рассматриваются сущность и образовательный потенциал интерактивных средств обучения. Приводятся примеры реализации данного потенциала при обучении информатике в мультимедийных интерактивных плакатах, тренажерах и рабочих листах, позволяющих сделать процесс обучения активным, включающим личностные смыслы и мотивацию обучающихся.
Ключевые слова: интерактивные средства обучения, обучение информатике, мультимедийный интерактивный плакат, мультимедийный интерактивный тренажер, мультимедийный интерактивный лист.
Интерактивные средства обучения предназначены для организации активных форм и методов работы учащихся, направленных на включение в процесс обучения их личностного опыта и самостоятельной деятельности. При использовании данных средств в учебном процессе меняется роль учителя, который перестает быть единственным источником учебной информации. Вместе с тем деятельность учителя не становится менее интенсивной, т. к. в новой роли в качестве партнера и консультанта именно ему нужно направлять работу обучающихся в процессе активного преобразования ими учебной информации. в данном аспекте особое значение имеет позиция педагога, которая должна быть ориентирована на индивидуальные психологические особенности обучающихся и на его деятельность по управлению учением ученика, когда ему создаются условия для самостоятельного открытия, приобретения и конструирования новых знаний с помощью интерактивных средств обучения, при соответствии этого управления его индивидуальным особенностям [5].
Интерактивные средства обучения необходимо рассматривать в двух аспектах. К техническим интерактивным средствам обучения относят интерактивное оборудование (интерактивные доски, интерактивные планшеты, интерактивные жидкокристаллические
О Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., 2019
мониторы, имеющие дополнительные функции цифрового планшета, системы интерактивного опроса и др.) и специализированное программное обеспечение к нему. Компьютер и интерактивное оборудование дают возможность подключать к ним дополнительные технические средства, такие как цифровые фотоаппараты, видеокамеры, микроскопы и др. К программным интерактивным средствам обучения относят электронные образовательные ресурсы, которые ориентированы на взаимодействие с обучающимися и позволяют реализовать управление их учебной деятельностью. Яркими примерами таких средств являются учебные компьютерные презентации, обучающие программы, интерактивные мультимедийные учебники и пособия, тесты, интерактивные тренажеры, интерактивные мультимедийные плакаты, компьютерные модели и т. д.
Выделим потенциал интерактивных средств обучения [2]:
- повышение уровня восприятия обучающимися сложных для понимания процессов, абстрактных понятий и др. за счет образности используемых средств мультимедиа и динамики предъявления информационных объектов на экране;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся при использовании интерактивных компонентов этих средств совместно с приемами педагогической фасили-тации (H.A. Зимняя, К. Роджерс, А.Ф. Сиразе-ева и др.), которые позволяют в сотрудничестве с учителем управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и делать педагогическое общение с ними «легким»;
- создание условий для разбиения учебного материала на шаги с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и последовательной работы над каждым из этих шагов в зоне ближайшего развития обучающихся с постепенным снижением степени поддержки до последующего самостоятельного использования приобретенных ими знаний в процессе дальнейшей деятельности;
- ведение интерактивного диалога при гибком управлении учебным процессом в прямом контакте участников образовательного процесса на уроке или в процессе самостоятельной работы обучающихся в виртуальном контакте (при дистанционном, смешанном обучении и др.);
- интегрирование в одно педагогическое средство электронных мультимедийных учебных материалов, тренажеров и проверочных заданий к ним (например, интерактивные мультимедийные учебники и пособия, интер-
активные мультимедийные плакаты, универсальные виртуальные модели сложных сред, подлежащие изучению и т. д.) и освоение содержания учебного предмета в различных дидактических ситуациях.
В литературе выделяют (В.В. Гузеев и др.) три основных вида построения моделей обучения с использованием интерактивных средств обучения [5].
1. Экстрактивный режим. В данном режиме обучающиеся являются пассивным объектом педагогического воздействия, к которому направлены потоки информации от учителя, что лежит в основе пассивной субъектно-объектной (учитель - обучающийся) модели взаимодействия, которая предполагает минимальную активность обучающихся. Учитель при этом использует интерактивные средства обучения, как правило, для поддержки объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроке или при иллюстрировании и наглядном представлении учебного материала.
2. Интраактивный режим. В данном режиме поток информации направлен на одного обучающегося или группу обучающихся и стимулирует активную учебную деятельность. Обучающиеся выступают в роли субъектов, которые учат сами себя, что лежит в основе модели активного взаимодействия, которая позволяет реализовывать технологии активизации самостоятельной деятельности обучающихся, их самообучение и саморазвитие. учитель при этом интерактивные средства обучения использует, например, для постановки проблемных вопросов, для поддержки проектных методов обучения, для одновременного создания творческих продуктов и др.
3. Интерактивный режим. В данном режиме потоки информации дают возможность вызвать активную деятельность обучающихся и порождают обратный поток информации (от обучающихся к педагогу) с чередующимся двухсторонним характером, что лежит в основе интерактивной модели взаимодействия и характерно для интерактивных образовательных технологий. Такая модель дает возможность организовывать комфортные для обучающихся условия обучения и равную активность всех участников образовательного процесса. При этой модели наиболее эффективно использование интерактивных средств обучения (например, виртуальные интерактивные модели компьютерных сред, подлежащих изучению и др.), которые позволяют учителю управлять подобными информационными потоками и организовать деятельность обучающихся на основе применения интерактив-
ных технологий (беседы, учебные дискуссии, дидактические игры, проектная деятельность и др.).
Сегодня учителю важно быть готовым к переменам в моделях образовательно-обучающей деятельности, вовлекающей все его личностные ресурсы, знания, качества, отношения, творческие возможности. Под образовательно-обучающей деятельностью учителя (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Т.И. Шукшина, М.Н. Скаткин и др.) будем понимать процесс решения учителем дидактических задач (ана-литико-рефлексивные, проекционно-прогнос-тические, организационно-деятельностные, ди-агностико-гностические, коррекционно-регу-лирующие) [6]. Образовательно-обучающая деятельность учителя - технологическое выражение его дидактической компетентности.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного и общего образования востребовало на новом уровне технологический подход к обучению (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.), который характеризуется как описательная, теоретическая и конструктивная, предписывающая схема организуемого образовательного процесса. Подобный подход ориентирован на выделение процедур, представляющих собой выстроенный в определенной логике воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса.
Термин образовательные технологии через призму технологического подхода будет рассматриваться как система с включенным в нее некоторым представлением планируемых результатов обучения, средств оперативной диагностики состояния обучающихся в текущий момент, различных моделей обучения и критериев их оптимального выбора в данных конкретных условиях.
Выделяют обязательные структурные элементы технологий [7]:
1) концептуальный;
2) содержательный (общие и конкретные цели обучения, а также содержание учебного материала);
3) процессуальный (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности, технология управления процессом усвоения учебного материала, диагностика образовательного процесса).
Т.Г. Мухина с опорой на исследования Г.К. Селевко выделяет основные признаки технологий [7]:
- детальное описание образовательных целей;
- поэтапное описание (проектирование) способов достижения задаваемых результатов (целей);
- использование обратной связи (цель которой - корректировка образовательного процесса);
- гарантированность достижения задаваемых результатов;
- воспроизводимость образовательного процесса (которая не зависит от опыта и мастерства педагога);
- оптимальность затрачиваемых усилий и ресурсов.
В структуре занятий на основе использования интерактивных средств и информационных технологий содержатся элементы интерактивной модели обучения, называемые интерактивными технологиями, под которыми понимаются технологии, использующие приемы и методы для специально организованной деятельности, включающей обратную связь между всеми ее участниками для коррекции учебного процесса на основе рефлексивного анализа [5; 8]. В.В. Гузеев под интерактивными технологиями понимает вид информационного обмена обучающихся с информационной средой [1].
Для разработки качественных интерактивных средств обучения важно отметить особую роль изучения механизмов восприятия, усвоения и преобразования информации, которая представлена в электронном виде. При этом особое значение имеет использование учителем особенностей данных механизмов при проектировании интерактивных средств обучения для урока.
В задачу интерактивных дидактических наглядных средств обучения (В.Э. Штейн-берг и др.) входит поиск возможностей представления учебного материала в незавершенной форме, в виде «знаниевого конструктора», обладающего моделирующими и образно-понятийными свойствами, в удобной форме для визуального, логического восприятия, а также для преобразования элементов знаний и оперирования ими [4].
Практика показывает, что для усиления эмоционально-психологических впечатлений от уроков и улучшения запоминания учебного материала в содержание урока важно включать каркасы в виде чего-то материализованного, которое «к завершению интериоризации перехватило бы инициативу у первичного - чувственного - слепка и "на его плечах въезжало" в сознание и память учащегося» [9, с. 37]. Создание новых дидактических средств важно осуществлять в виде подобных каркасов,
встраиваемых в знания учащихся и служащих опорой для выполнения учебных действий, где основная задача деятельности - вычленение, экспликация, анализ и репрезентация объекта познания. Здесь основную роль в познании играет интеллект, выполняющий выделение и связывание элементов знаний, свертывание их в образы-модели, развертывание данных образов-моделей и оперирование ими [9]. Примером подобных дидактических средств обучения являются мультимедийные интерактивные плакаты, тренажеры, рабочие листы.
Под мультимедийными интерактивными плакатами будем понимать многофункциональные мультимедийные средства обучения, которые позволяют обеспечивать многоуровневую работу с максимально визуализированной учебной информацией на всех этапах работы с ней: первичной передачи, переработки, контроля и др. [4]. В данном случае под интерактивностью имеем в виду непосредственное или опосредованное интерактивным плакатом взаимодействие участников образовательного процесса, реализующее принципы обратной связи, которые помогают обеспечивать учебный диалог, свободу выбора образовательной траектории, управление учебной деятельностью. Интерактивность в мультимедийных
КИЕ НАУКИ -
плакатах обеспечивается различными встроенными элементами: гиперссылками, кнопками перехода, областями для ввода текстовой или цифровой информации, «активными зонами» и др.
Современные мультимедийные плакаты позволяют использовать не только гиперссылки при внутренней навигации, но и средства, предоставляемые сетью Интернет (например, социальные интернет-сервисы), что расширяет их образовательные возможности. Учитель информатики для создания интерактивных плакатов может использовать презентационные пакеты, например MS PowerPoint; язык HTML5 совместно с каскадными таблицами стилей CSS3 и языка JavaScript; различные языки программирования; социальные интернет-сервисы. Преимуществами использования мультимедийных интерактивных плакатов является визуализация, которая дает возможность свертывать мыслительное содержание в наглядный образ, который после того, как он будет воспринят, можно развернуть и сделать опорой для мыслительных и практических действий. При разработке интерактивных плакатов происходит интеграция электронных мультимедийных учебных материалов, тренажеров, тестовых и проверочных заданий в
Рис. 1. Пример интерактивного плаката по теме «Системы счисления»
Образец презентации в режиме демонстрации (до щелчка мыши)
Вставь единицы измерения данных: 1 Кбайт =
1 байт = 1 Мбайт =
1 Гбайт =
1 Тбэйт =
1024 байт
Мбит ^
1024 Мбайт
1000 байт
8 бит
d
1000 М6эйт|
d
Тест для самопроверки
Образец презентации в режиме демонстрации (после щелчка мыши)
Вставь единицы измерения данных: 1 Кбайт = 1024 байт @
1 байт = 8 бит
©
1 Мбайт =1024 Кбайт 1 Гбайт =1024 Мбайт 1 Тбайт =1024 Гбайт
Тест д/я самопроверки
© © ©
Рис. 2. Пример использования триггеров для создания тестов для самопроверки
одно педагогическое средство, направленное на изучение нового материала, а также на закрепление, отработку навыков и контроль качества усвоения получаемой информации.
В структуре мультимедийного интерактивного плаката могут быть:
- режим «скрытого изображения» (включение и выключение разъясняющей информации);
- иллюстрированный опорный конспект;
- многоуровневый задачник;
- набор иллюстраций, анимаций, видеофрагментов и др.;
- конструктор (инструмент, который позволяет учителю и обучающемуся делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала).
Важно при разработке интерактивного плаката учитывать условие: все составляющие должны быть объединены в единое целое в рамках одной темы, одного раздела и др. Сам интерактивный плакат можно использовать как на одном уроке, так и в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет использование интерактивных плакатов на обобщающих уроках при систематизации знаний, подведении итогов, проведении с обучающимися операций по анализу, синтезу, классификации и др.
На рисунках представлены примеры разработок студентов - будущих учителей информатики Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
На рис. 1 приведен пример авторского интерактивного плаката по теме «Системы счисления», разработанного с использовани-
ем HTML5, каскадных таблиц стилей CSS3 и языка JavaScript. В приведенном примере интерактивный плакат состоит из трех основных блоков:
- теоретический (опорный конспект, интерактивное видео и др.);
- практический (интерактивные задания, система подсказок, интерактивные тренажеры и др.);
- контролирующий (тесты).
Апробация подобных интерактивных плакатов при обучении информатике показывает эффективность их использования на интерактивной доске как при фронтальной работе, так и при организации самостоятельной работы обучающихся.
В настоящее время востребованным средством педагогической поддержки стали интерактивные мультимедийные тренажеры, под которыми понимаем программное мультимедийное средство, позволяющее осуществлять процесс обучения, повторять или закреплять полученные знания, отрабатывать различные навыки и умения, контролировать и оценивать работу обучающихся. Функции интерактивных мультимедийных тренажеров - диагностическая (выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся.), обучающая (деятельность обучающегося по усвоению учебного материала) и воспитательная (самоорганизация деятельности обучающихся).
При создании тренажеров в презентационном пакете MS PowerPoint используются эффекты анимации, гиперссылки, прозрачные слои (для создания «активных зон» на слайде), триггеры и макросы (для организации интер-
Рис. 3. Пример тренажера до выполнения задания обучающимися
Рис. 4. Пример тренажера после выполнения задания обучающимися
известия вгпу
активного диалога с обучающимися, выведения на экран помощи или подсказок и др.).
На рис. 2 приведен пример теста для самопроверки, созданного в презентационном пакете MS PowerPoint с использованием триггеров.
При работе с тренажером (можно использовать на интерактивной доске, интерактивном планшете, ноутбуке, компьютере и др.) на экране в режиме демонстрации презентации обучающийся, отвечая на предложенный вопрос, выбирает один из двух вариантов ответа. Реакция программы на щелчок мыши по верной кнопке: в области экрана справа от знака = появляется всегда верный ответ, а неверный исчезает с экрана; в области экрана еще правее от ответа появляется вариант смайлика (если ответ верный, появляется смайлик с улыбкой, если ответ неверный, то появляется грустный смайлик). В результате работы с таким тренажером обучающийся наглядно видит, сколько раз он ответил верно, а сколько раз ошибся. Такой слайд можно впоследствии использовать как шаблон для создания тестов для самопроверки по любой теме.
Далее рассмотрим пример тренажера по теме «Устройство компьютера», созданного в презентационном пакете MS PowerPoint с использованием макроса DragAndDrop. В данном тренажере макрос настроен для соотнесения названий составных частей системного блока с их изображением на картинках, которые перемещаются обучающимися друг к другу. На рис. 3 представлен образец тренажера в режиме демонстрации презентации до перемещения обучающимися ответов в виде подпи-
сей к картинкам с составными частями системного блока.
Отметим, что настройки макроса выполняются в режиме демонстрации презентации с использованием соответствующих клавиш. Данные настройки позволяют проверять правильность ответа обучающегося: если ответ неверный, то перемещаемый ответ в виде подписи к картинке возвращается на свое место, если верный, то перемещаемый ответ в виде подписи к картинке остается на своем месте. На рис. 4 показан образец тренажера в режиме демонстрации после перемещения обучающимися ответов в виде подписей к картинкам с составными частями системного блока.
Учителя информатики сегодня все активнее начинают использовать для организации -учебного процесса общедоступные сервисы Интернета. Сервисы непрерывно развиваются, постоянно появляются новые, совершенствуются уже имеющиеся, некоторые, наоборот, из-за невозможности бесплатного использования уходят. особыми преимуществами многих сервисов являются простой и интуитивно понятный интерфейс, простота в освоении инструментов сервисов, возможность их интеграции друг в друга.
Примером использования сервисов Интернета для создания дидактических наглядных средств обучения является интерактивный рабочий лист, представляющий собой цифровое средство для организации учителем самостоятельной учебной деятельности обучающихся с помощью сетевых сервисов и веб-инструментов. для создания интерактивных
Интеракгивиое задание (с перетаскиванием Промежуточные результаты работы карточек со словами) (для самопроверки учащихся)
рис. 5. Пример интерактивного рабочего листа
рабочих листов сегодня имеется большой выбор сервисов, большая часть из которых предоставляет разнообразные возможности в бесплатном режиме (например, сервисы Google Диск, Classkick, Wizer.Me и Liveworksheets, которые являются свободными и простыми инструментами, позволяющими использовать видео, технологии перемещения объектов, создавать интерактивные задания, тесты с вопросами различного типа и др.).
Выделим основные возможности интерактивного рабочего листа:
- структурированное и наглядное изложение учебного материала;
- размещение дополнительных сведений (видео, анимации, источники информации и др.);
- встроенные в рабочий лист интерактивные тренажеры;
- встроенные в рабочий лист тестеры.
На рис. 5 приведен один из примеров интерактивного рабочего листа, созданного инструментами сервиса Н5Р. Данный лист можно встраивать на веб-страницу при помощи Embed-кода и вставлять в интернет-проекты, свой сайт, интегрировать с другими сервисами, например сервисом для создания интерактивных рабочих листов Wizer (https://app. wizer.me).
Анализ школьной практики показывает, что сегодня интерактивные средства обучения, в частности электронные образовательные ресурсы, создаются многими учителями информатики с помощью различных инструментов [2]:
- программных средств интерактивной доски (например, SmartBoard, StarBoard и др.);
- пакетов офисных приложений MS Office и OpenOffice.org (где наиболее востребованы презентационные пакеты MS PowerPoint и OpenOffice.org Impress);
- стандартных языков разметки гипертекста и веб-редакторов;
- объектно ориентированных языков и систем программирования;
- мультимедийных средств (таких, например, как Киностудия Windows Live, Adobe Flash CS и др.);
- средств для разработки электронных образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет (различные CMS, интернет-сервисы и др.).
Для того чтобы эффективно использовать потенциал информационных технологий и интерактивных средств обучения в процессе ре-
ализации взаимодействия с обучающимися в режиме реального времени, учителю важно уметь при использовании на уроках данных средств:
- ставить перед учащимися как наводящие, так и проблемные вопросы;
- выбирать интерактивные средства в соответствии с содержанием обучения;
- отбирать активные методы обучения для обеспечения эффективного взаимодействия участников образовательного процесса;
- переводить учебный материал в дея-тельностно-коммуникативную форму из зна-ково-символьной.
Таким образом, умение современным учителем проектировать учебный процесс в условиях использования мультимедийных интерактивных средств обучения способствует повышению качества обучения информатике, индивидуализации обучения, организации совместной учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся активно осваивают новые знания, умения и навыки, анализируют и оптимизируют свою деятельность, сознательно размышляют над процессом обучения и на опыте приобретают новые идеи саморазвития.
Список литературы
1. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь, 2006.
2. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Интерактивные средства обучения как инструментарий современного педагога в формировании метапред-метных образовательных результатов обучающихся // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 8(121). С. 4-12.
3. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения [Электронный ресурс] // Грани познания. 2014. № 7(34). URL: http://grani.vspu. ru/files/publics/1421222398.pdf (дата обращения: 23.07.2019).
4. Кириллова О.С., Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Методические особенности использования мультимедийных интерактивных плакатов как многомерных дидактических инструментов при обучении иллюстрированию сказочной литературы // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 6(129). С. 4046.
5. Куликова Н.Ю. Методика формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014.
6. Мовсесян Ж.А. Специфика и содержание образовательно-обучающей деятельности будуще-
го учителя в школе // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2018. № 2(14). С. 47-51.
7. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.
8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационые технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2010.
9. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования): моногр. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.
* * *
1. Guzeev V.V. Osnovy obrazovatel'noj tekh-nologii: didakticheskij instrumentarij. M.: Sentyabr', 2006.
2. Danil'chuk E.V., Kulikova N.Yu. Interaktiv-nye sredstva obucheniya kak instrumentarij sovremen-nogo pedagoga v formirovanii metapredmetnyh ob-razovatel'nyh rezul'tatov obuchayushchihsya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 8(121). S. 4-12.
3. Danil'chuk E.V., Kulikova N.Yu. Model' formirovaniya gotovnosti budushchego uchitelya in-formatiki k ispol'zovaniyu interaktivnyh sredstv ob-ucheniya [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2014. № 7(34). URL: http://grani.vspu.ru/files/pub lics/1421222398.pdf (data obrashcheniya: 23.07.2019).
4. Kirillova O.S., Kulikova N.Yu., Polyako-va V.A. Metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya mul'-timedijnyh interaktivnyh plakatov kak mno-gomernyh didakticheskih instrumentov pri obuchenii illyustrirovaniyu skazochnoj literatury // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 6(129). S. 40-46.
5. Kulikova N.Yu. Metodika formirovaniya go-tovnosti budushchego uchitelya informatiki k is-pol'zovaniyu interaktivnyh sredstv obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.
6. Movsesyan Zh.A. Specifika i soderzhanie ob-razovatel'no-obuchayushchej deyatel'nosti budushche-go uchitelya v shkole // Vestn. Sarat. obl. in-ta razvitiya obrazovaniya. 2018. № 2(14). S. 47-51.
7. Muhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obra-zovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: ucheb. posobie. N. Novgorod: NNGASU, 2013.
8. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 3-e izd., ster. M.: Akademiya, 2010.
9. Shtejnberg V.E. Didakticheskaya mnogomer-naya tekhnologiya + didakticheskij dizajn (poiskovye issledovaniya): monogr. Ufa: Izd-vo BGPU, 2007.
Peculiarities of interactive tools use in the process of teaching Computer Science
The article deals with the essence and the educational potential of the interactive learning tools. There are given the examples of the potential implementation while teaching Computer Science in multimedia interactive posters, simulators and working sheets that allow to mobilize the learning process including the personal meaning and students' motivation.
Key words: interactive learning tools, teaching Computer Science, multimedia interactive poster, multimedia interactive simulator, multimedia interactive sheet.
(Статья поступила в редакцию 18.09.2019)
в.о. гусакова
(Санкт-Петербург)
наставничество как способ передачи ценностей православной культуры школьникам*
Рассматривается наставничество как традиционный в православной культуре способ передачи ценностей в опыте, транслируемом наставником ученику. Приводятся примеры наставничества в житийной литературе и иконописи, а также возможности использования этих примеров как дидактических единиц на занятиях со студентами и школьниками.
Ключевые слова: наставник, опыт, духовно-нравственное воспитание, традиции православной культуры.
Наставничество - традиционный для православной культуры способ педагогического взаимодействия, основанный на спасительной идее жизненного пути учителя и ученика и ознаменованный само- и взаимообразованием - раскрытием в себе своего подлинного образа. Укоренившееся в русском языке выраже-
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Гусакова В.О., 2019