Научная статья на тему 'Использование модульной схемы имитационного обучения как систематического симуляционного сценария в освоении сестринских навыков'

Использование модульной схемы имитационного обучения как систематического симуляционного сценария в освоении сестринских навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SIMULATION MEDICINE / MODULAR SCHEME OF SIMULATION TRAINING / МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНА / МОДУЛЬНАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахуба Лия Георгиевна, Тигай Жанна Геннадьевна, Шек Дмитрий Леонидович, Косцова Надежда Григорьевна

Представлены модульная схема обучения навыкам ухода способствует высокой мотивации, эффективного обучения и развития практических навыков медсестер среди студентов медицинских. Эта схема является критерием для перехода к следующему, более сложный этап развития и регулирует право доступа к летней практической подготовки в больницах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахуба Лия Георгиевна, Тигай Жанна Геннадьевна, Шек Дмитрий Леонидович, Косцова Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of modular scheme of the simulation training as a systematic development in training nursing skills

Presented modular scheme of training nursing skills contributes to the high motivation, effective learning and development of practical nursing skills among undergraduate medical students. This scheme is a criterion for the transition to the next, more difficult stage of development and regulates the right of access to summer practical training in hospitals.

Текст научной работы на тему «Использование модульной схемы имитационного обучения как систематического симуляционного сценария в освоении сестринских навыков»

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/ELBLS-17-1-56-58

Akhuba Liia Georgievna, E-mail: [email protected] Tigai Zhanna Gennadievna, E-mail: [email protected] Shek Dmitrii Leonidovich, E-mail: [email protected] Kostcova Nadezhda Grigorievna, Peoples' Friendship University of Russia Simulation Training Centre E-mail: [email protected]

Usage of modular scheme of the simulation training as a systematic development in training nursing skills

Abstract: presented modular scheme of training nursing skills contributes to the high motivation, effective learning and development of practical nursing skills among undergraduate medical students. This scheme is a criterion for the transition to the next, more difficult stage of development and regulates the right of access to summer practical training in hospitals.

Keywords: simulation medicine, modular scheme of simulation training.

Ахуба Лия Георгиевна, E-mail: [email protected] Тигай Жанна Геннадьевна, E-mail: [email protected] Шек Дмитрий Леонидович, E-mail: [email protected] Косцова Надежда Григорьевна, Российский Университет Дружбы народов Центр симуляционного обучения E-mail: [email protected]

Использование модульной схемы имитационного обучения как систематического симуляционного сценария в освоении сестринских навыков

Аннотация: представлены модульная схема обучения навыкам ухода способствует высокой мотивации, эффективного обучения и развития практических навыков медсестер среди студентов медицинских. Эта схема является критерием для перехода к следующему, более сложный этап развития и регулирует право доступа к летней практической подготовки в больницах.

Ключевые слова: моделирование медицина, модульная схема обучения моделирования.

Актуальность: в настоящее время существующая у постели больного. А возникающие проблемы —

система подготовки медицинских сестер уделяет сла- такие как страх перед пациентами, ограниченный

бое внимание практическим мануальным навыкам. доступ к проведению манипуляций, нежелание па-

Только теоретическое обучение не позволяет под- циентов проводить манипуляцию у менее опытного

готовить специалиста для самостоятельной работы медицинского персонала, недостаток времени для

Usage of modular scheme of the simulation training as a systematic development in training nursing skills

отработки каждого практического навыка — ведут к высокому риску для здоровья пациента.

Самым эффективным и безопасным методом решения данной проблемы является клиническое моделирование и работа в симулированных условиях с абсолютной безопасностью для пациента, с возможностью быстрого получения обратной связи и повторения манипуляции до достижения успешного результата.

Симуляционное обучение в освоении сестринских навыков на этапе подготовки в вузе должно быть конкретным: технические (манипуляционные) и нетехнические навыки; и предметным: базовые навыки (манипуляции по уходу за пациентом), средней степени сложности (мониторинг и различные методы оценки состояния больного, неинъекционное применение лекарственных препаратов) и высокотехнологичные навыки (требующие специальной профессиональной подготовки, знаний анатомо-то-пографических особенностей, физиологии и патофизиологии, сопряженность манипуляций с нарушением целостности кожных покровов, контактом со слизистыми оболочками пациента). Симуляционные методики отрабатываются на симуляторах 1-1У уровня реалистичности для отработки базовых и У-У11 уровня для отработки высокотехнологичных сестринских навыков.

Цель исследования: изучение эффективности использования модульной системы у студентов медицинского института Российского университета дружбы народов.

Материалы и методы: группу наблюдения составили студенты 2 (п=151) и 3 (п=106) курсов медицинского института Российского университета дружбы народов, обучающихся по специальности «лечебное дело». В качестве методик использовались модули симуляционного обучения по освоению сестринских навыков, с последующей аттестацией студентов, регламентирующей право прохождения летней производственной практики в медицинских учреждениях города. Надо заметить, что модуль имитационного обучения отличается от обычного использования манекена наличием определенных характеристик учебного процесса для обучающихся, а именно наличием условия (устно или с помощью антуража обучающимся сообщается информация о выполняемой профессиональной деятельности и о наличии оснащенности), вызова (получение «пациента» и задания к действию), активности (возможность самому действовать в полученных условиях, отвечая на вы-

зов), разбора (получение обратной связи устно или с помощью других способов получения информации о результатах своей активности, например, с помощью специальных функций симуляторов).

Симуляционное обучение включало следующие основные этапы:

1. «Теоретическая подготовка» — наличие теоретической подготовки до начала симуляционного тренинга или после него, с использованием разных форм: от видеофильмов до дистанционых форм;

2. «Базовые навыки» — общие (оказание первой помощи согласно) http://allfirstaid.ru/node/392, общие медицинские (должны владеть все медицинские работники вне зависимости от категории, специальности и уровня образования), общие сестринские (обязаны владеть все медицинские сестры вне зависимости от специальности и уровня образования);

3. «Отдельные манипуляции» — специальные (наличие специального обучения и аттестации, что влечет за собой персональную ответственность и обязывает владельца к качественному выполнению процедуры);

4. «Имитация индивидуальной профессиональной деятельности» — тренинги, связанные с формированием и совершенствованием деятельности в целом, а не с отработкой техники конкретных навыков; конкретные навыки при этом становятся средством решения профессиональной задачи в ходе приобретения собственного опыта (компетентности);

5. «Имитация командной деятельности» — тренинги, связанные с формированием и совершенствованием деятельности в целом, где важны не только действия конкретного работника, а взаимодействие команды в целом в процессе оказания медицинской помощи. Для аттестации навыков лидера возможно использование данной технологии с использованием конфедератов (специально обученных сотрудников, имитирующих действия подчиненных);

6. «Стандартизированный пациент» — использование технологии «стандартизированный пациент» для аттестации обучаемых перед допуском к участию в оказании медицинской помощи пациентам (перед практикой, стажировкой);

7. «На рабочем месте (in situ)» — обучение у постели больного — важный этап в системе вузовского медицинского образования. С внедрением симуляци-онных технологий появилась возможность проходить этот этап на рабочем месте, без участия пациентов (с использованием манекенов, роботов-пациентов или стандартизированных пациентов).

Система оценивания проводилась с использованием чек — листов (лист экспертной оценки), разработанного для каждого навыки с учетом особенностей каждой манипуляции. Для оценки сложных умений обучающихся (сочетание клинического мышления, знаний и навыков) использовалась интеграционная объективная оценка с помощью виртуальных систем и роботов-симуляторов пациента, дополненная структурированным оценочным листом, заполненным экспертом, типа ОБСЕ.

Результаты и выводы: по результатам итогового испытания 51,7% студентов получили отличные оценки (86-90), 33,1% - хорошие (69-85) и 15,2% -удовлетворительные (51-68), средний балл в группе наблюдения составил 82,6 по 100-балльной си-

стеме. Таким образом, использование модульной схемы имитационного обучения способствует эффективному изучению и освоению сестринских практических навыков у студентов медицинского института, высокой мотивации и успеваемости обучающихся, о чем свидетельствует средний балл (82,6) в группе наблюдения по итогам сдачи практических навыков. Формирование модульной системы симуляционного обучения в освоении сестринских навыков должно осуществляться с чередованием модулей (этапов), причем критерием перехода на следующий этап являются показатели достаточного уровня мастерства предыдущего модуля, оцениваемые экспертами по разработанному чек листу.

Список литературы:

1. Tigay Zh. G., Dogotar O. A., Kostsova N. G., Akhuba L. G., Sopetik V. S., Organization of the simulation education in Institute of medicine of the Peoples' Friendship University of Russia.; В сборнике: The tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - P. 81-83.

2. The effectiveness of the simulation training of basic practical skills in 3rd-year medical students of the Peoples' Friendship University of Russia и Kostsova N. G., Dogotar O. A., Tigay Zh. G., Sopetik V. S., Akhuba L. G. В сборнике: The Tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - P. 79-81.

3. Importance of the simulation training in education of basic nursing skills of 2-year students of the Institute of medicine of peoples' Friendship University of Russia Dogotar O. A., Tigay Zh. G., Kostsova N. G., Sopetik V. S., Akhuba L. G. В сборнике: The Tenth European Conference on Biology and Medical Sciences - 2016. - P. 75-76.

4. Методы и формы симуляционного обучения в подготовке специалистов по специальности « Сестринское Дело» Косцова Н. Г. , Шубина Л. Б., Грибков Д. М., Тигай Ж. Г. , Доготарь О. А., Сопетик В. С., Шек Д. Л. Вестник последипломного медицинского образования. - 2015. - No 3. - P. 4-9.

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/ELBLS-17-1-58-61

Glebov Andrey Nikolaevich, Belarusian State Medical University, PhD (Medicine), Assotiated Professor E-mail: [email protected]

The body prooxidant-antioxidant balance during an oxidative stress combined with a modulation of L-arginine-NO system

Abstract: We aimed to study the parameters of prooxidant-antioxidant balance during an oxidative stress in the male laboratory rats combined with a modulation of L-arginine-NO system. The least prooxidant-antioxidant disbalances during the oxidative stress were observed after the selective inhibition of in-ducible NO synthase.

Keywords: nitric oxide, antioxidant system, lipid peroxidation, lipopolysaccharide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.