90
Педагогическая наука и практика
УДК 373.2.02
ГРНТИ 14.23.09
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аңдатпа
Қазіргі уақытта балалар ақпаратпен қаныққанын ескере отырып, оқу процесі олар үшін көңілді,
қызықты, дамытушы болуы керек. Мұндай әсерге
қол жеткізу үшін автор балалармен жұмыс істеудің
дәстүрлі емес түрлерін, атап айтқанда Мнемотехника әдісін қарастырады. Бұл жұмыспен қатар балаларға заттарды жіктеуді үйренуге, сөйлеуді, көрнекі
қабылдауды, бейнелі және логикалық ойлауды, зейінді, байқауды, қоршаған әлемге қызығушылықты,
өзін-өзі тексеру дағдыларын дамытуға көмектесетін
сөйлеу ойындары, үстел үсті ойындары қолданылады.
Аннотация
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обу
чения был для них интересным, занимательным,
развивающим. Для достижения такого эффекта автор рассматривает нетрадиционные формы работы
с детьми, а именно метод мнемотехники. Параллельно с этой работой использует речевые игры,
настольно-печатные игры, которые помогают детям
научиться классифицировать предметы, развивать
речь, зрительное восприятие, образное и логическое
мышление, внимание, наблюдательность, интерес к
окружающему миру, навыки самопроверки.
Жексембина О.В.,
воспитатель класса
предшкольной подготовки,
Силантьевская
общеобразовательная школа,
Алтынсаринский район,
Костанайская область
Негізгі сөздер: мектеп жасына дейінгі балалар, мнемотехника, даму.
Ключевые слова: дошкольники, мнемотехника, развитие.
Keywords: preschoolers, mne
motechniques, development.
Annotation
Children are currently oversaturated with information,
it is necessary to make learning process be interesting,
entertaining, and educational for them. To achieve such
an effect, the author considers innovative forms of work
with children, namely the mnemotechniques method.
In parallel with this work, she uses speech games,
board-printed games that help children learn to classify
оbjects, develop speech, visual perception, figurative
and logical thinking, attention, observation, interest in
the world around them, self-test skills.
3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
• развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
• развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала
работу с простейших мнемоквадратов.
Мнемоквадрат – структурная единица
мнемодорожки или мнемотаблицы. Это
отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое
изображение обозначает слово, сочетание
слов или несложное короткое предложение.
Дошкольное детство – особый период в
развитии личности. Дети в этом возрасте
обладают достаточными потенциальными
возможностями интеллектуального развития. Они задают множество вопросов,
новая информация им крайне необходима: мозг, как губка, впитывает новые знания, поступающие извне. Поэтому я, как
педагог, работающий с дошкольниками,
нахожусь в постоянном поиске методов,
приемов, средств. Учитывая, что в данное
время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения
был для них интересным, занимательным,
развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми, а именно,
метод мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это систеЗатем последовательно переходила к
ма методов и приемов, обеспечивающих
успешное запоминание, сохранение и мнемодорожкам. Мнемодорожки – коллаж,
воспроизведение информации, знаний об состоящий из 3-4 изображений. С помоособенностях объектов природы, об окру- щью него дети учатся составлять истории.
жающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, и, конечно, развитие
речи.
С помощью мнемотехники мной решаются следующие задачи:
• развитие связной и диалогической
речи у детей;
• развитие у детей умения с помощью
графической аналогии, а также с помощью
заместителей, понимать и рассказывать
знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
• обучение детей правильному звукопроизношению;
3(41)/2023
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на
лету.
К.Д.Ушинский
91
92
Педагогическая наука и практика
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И позже - к мнемотаблицам. Мнемотаб
лица – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово
или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь
текст зарисовывается схематично, глядя
на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы
используются для составления плана рассказа, пересказа, составления рассказов
по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений
природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно
передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания
монологов, помогают детям выстраивать
строение рассказа, последовательность
рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицысхемы служат дидактическим материалом
в моей работе по развитию речи детей. Я
их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению
рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и зага-
дывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны
при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок
по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение
целиком. На начальном этапе предлагаю
готовую план - схему, а по мере обучения
ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ.
Описание задействует все психические
функции (восприятие, внимание, память,
мышление). Чтобы описать предмет, его
надо осознать, а осознание - это анализ,
что ребенку дается очень трудно. Считаю,
что здесь важно научить ребенка сначала
выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети
обычно встречают радостно. Но чтобы
рассказы детей были не однообразные,
логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
Особая роль в формировании связной
речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью
мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже
концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении
в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам я
строю в три этапа:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов слов в образы.
3 этап: осуществление пересказа сказ3(41)/2023
ки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших
– дети умеют самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна.
На основе мнемотаблиц я создаю разнообразные дидактические игры. Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры,
которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь,
зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему
миру, навыки самопроверки. Считаю, что
применять модельные схемы можно и на
других занятиях, в других видах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского
сада. М.:Мозайка-Синтез, 1999.
2.Большова, Т.В. Учимся по сказке.
Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Т.В. Большова /
Спб.,2005 – 71с.
3.Воробьева В.К. Методика развития
связной речи у детей с системным недоразвитием речи. /Воробьева В.К. – М.,
2005 – 114 с.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь.
5-е издание, исправленное. Издательство
«Лабиринт», М. 1999 С. 352.
3.Глухов В.П. Формирование связной
речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Глухов
В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6,
с.6.
4.Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.
// Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 1, 2008, с.16.
5.Ефименкова Л.Н. Формирование
речи у дошкольников. / Ефименкова Л.Н.
3(41)/2023
93
– М., 1985 – с.92.
6.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей
с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 – с.18.
7.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Кудрова Т.И. Логопед в
детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
8.Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. – 2004.
9.Омельченко Л.В. Использование
приёмов мнемотехники в развитии связной речи. / Омельченко Л.В. Логопед.
2008. №4. – с.102-115.
10.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. –
2009.
11.Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. –
2005. – № 1. – С. 7-12.
12.Ткаченко Т.А. Использование схем
в составлении описательных рассказов
/ Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 – с. 16-21.
13.Чохонелидзе Н. Учим стихи по картинкам. – 2006.
14.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память. / Ребёнок в детском саду.
2004. N 2. С.59-62.
15.www.boltun-spb.ru (дата обращения:
20.07.2023 г.).
16.http://pandia.ru/text (дата обращения: 20.07.2023 г.).
17.http://doshvozrast.ru (дата обращения: 20.07.2023 г.).
18.http://doshvozrast.ru/metodich/
konsultac26.htm (дата обращения: 20.07.
2023 г.).
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая наука и практика