Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОТАНИКЕ И ЗООЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОТАНИКЕ И ЗООЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТЕНИЯ / ВОЗДУХ / БОТАНИКА / ЗООЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баротов Камолиддин Ашурович, Одинаев Носир, Халимов Комил

В этой статье рассматриваются межпредметные связи ботаники и зоологии с другими предметами - химии, физики, географии и др. Авторы статьи отмечают, что межпредметные связи играют большую роль при изучении темы предмета. С одной стороны межпредметные связи помогают усвоению пройденного материала, с другой прививают любовь к этому предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОТАНИКЕ И ЗООЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

peculiarities of professional axiological system of social work is described, and didactic basis of its formation in pedagogical practice are offered as well.

Key words: professional axiological system, forming, values, higher school, students, social work, training.

Сведения об авторе: Умаров Абдурахмон - соискатель кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел: (+992) 918 941689, e-mail: abdurahmon45@mail.ru

Information about the author: Umarov Abdurahmon - researcher, Chair of General Pedagogy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 941689, e-mail: abdurahmon45@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОТАНИКИ И ЗООЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Баротов К.А., Одинаев Н., Халимов К.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний различных предметов в трудовой деятельности учащихся.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы.

Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязь различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного, научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усиливая воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействует тем самым раскрытию единства природы общества - человека.

В этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса. Поэтому нижу, мы предлагаем связи биологии с другими предметами в 5-8 классе при изучении ботаники и зоологии.

Отметим, что с изучения растений (ботаника) в биологии начинается последовательное формирование естественнонаучной картины мира. Растительный мир изучается как составная часть природы на клеточном, организменном, видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях организации жизни. Мировоззренческие идеи эволюции и уровней организации живой материи могут получить более глубокое развитие при изучении растений с помощью межпредметных связей. Растительная клетка изучается как мельчайшая частица строения организма растения, и одновременно, у учащихся формируются первичные представления о клетке как элементарной структурно-функциональной единице жизни. Понять строение и процессы жизнедеятельности клетки, научно объяснить их, учащиеся могут лишь тогда, когда учитель раскрывает закономерные связи строения и функций клетки, ее жизнедеятельности и внешней среды. Понятия внешней среды и условий жизни

учащиеся усваивают на уроках природоведения в 4 класса. Внешней средой называют все, что окружает растения (солнечный свет, воздух, вода, почва, другие растения, животные и др.), а условиями жизни - то, без чего растение не может жить (вода, воздух, свет, тепло). Эти понятия целесообразно повторять, опираясь на знания учащихся из уроков природоведения, при освещении вопроса "Растительный мир как составная часть природы". Учитель должен уметь объяснить, что питание и дыхание клеток могут происходить лишь тогда, когда во внешней среде есть необходимые для этого условия: вода, воздух, минеральные вещества, свет и тепло. Из воздуха и почвы поступают внутрь клеток необходимые для питания и дыхания вещества: вода, минеральные вещества, кислород, углекислый газ и др.( с этими понятиями учащиеся также знакомы из уроков природоведения). Они знают, что все тела природы состоят из веществ. Перед учащимися ставятся такие проблемные вопросы как: а) является ли растение телом природы? в) из чего оно состоит?

с) отличаются ли вещества, из которых состоит растение, от веществ неживых тел природы? Последний вопрос является для учащихся сложным. Он позволяет учителю ввести понятие об органических веществах как веществах, которые образуются в клетках в процессе питания (сахар, крахмал). Введение уже при изучении клетки понятий об органических и минеральных веществах позволяет избежать неопределенности понятия "питательные вещества" и определить их как органические и минеральные вещества, которые поступают в клетку и образуются в ней в процессе питания. Для объяснения вопроса о поступлении вещества в клетку важно использовать, известные учащимся из уроков природоведения, понятия о растворимых веществах, растворении и растворах. Мы предлагаем учащимся вспомнить, какие вещества называются растворимыми, какие нерастворимыми. Учащиеся вспоминают: "Если частицы вещества в воде становятся невидимыми и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде". После этого мы задаём учащимся такой новый вопрос:

а) какие, растворимые или нерастворимые в воде, вещества поступают в клетку? На основании опыта, демонстрирующего поступление веществ в клетку, учащиеся делают выводы о том, что твердые вещества поступают в клетку только в растворенном виде, а вода растворяет минеральные соли; вода с растворенными в ней веществами (соли, сахара) поступает в цитоплазму и образует клеточный сок, заполняющий вакуоли. Говоря о движении цитоплазмы, целесообразно подчеркнуть, что движение присуще всей живой и неживой природе, и предложить учащимся привести известные им из уроков природоведения примеры движения тел (движения тела человека, небесных тел, Земли вокруг Солнца, воздуха, воды, растений и животных). Развитие общих естественнонаучных понятий о телах и веществах необходимо предусмотреть и при изучении строения клетки. Мы предлагаем учащимся привести примеры тел живой природы и отмечаем, что внутри одних, более крупных тел могут находиться более мелкие тела. На вопрос "Есть ли такие тела в клетке? ",учащиеся отвечают: "Ядро - это небольшое тельце в цитоплазме клетки. Пластиды - Это также мелкие тельца в цитоплазме". Расширение понятия о веществах происходит, когда учитель, обобщая знания учащихся таких предметов природоведения и ботаники, отмечает, что вещества могут быть органическими (сахар, крахмал) и неорганическими (вода, минеральные соли) ; твердыми (соль, сахар) , жидкими (вода, раствор соли, раствор йода) и газообразными (кислород, углекислый газ) ; растворимыми и нерастворимыми в воде; бесцветными и иметь цвет (йод, вещества, окрашивающие пластиды, содержащиеся в клеточном соке); цитоплазма представляет собой живое бесцветное вязкое вещество. Такие знания имеют пропедевтическое значение: они подготавливают учащихся к изучении химии и физики, а также позволяют им увидеть связь биологических и физико-химических процессов в природе. Развитие общих естественнонаучных понятий в сочетании с цитолого-физиологическими и на основе последовательных фактических

и понятийных связей с курсом природоведения позволяет учащимся глубже понять единство живой и неживой природы на уровне клеток. Важнейшим экологическим понятием, широко используемым в курсе зоологии, является "Среда обитания". Начиная с темы "Водоросли", учитель формирует у учащихся понятие о водной среде обитания, опираясь не понятия об агрегатном состоянии веществ и о воде, известные из урока природоведения. Для это мы предлагаем учащимся вопросы репродуктивного и поискового характера:

-вспомните из уроков природоведения, какие существуют агрегатные состояния веществ.

-Что такое вода?

-Какие она имеет физические свойства? Каковы свойства кислорода, который находится в воде в растворенном состоянии? Какое значение имеют физические свойства воды для жизни водорослей? Важно, чтобы учащиеся осознали освоили физико-химические закономерности, определяющие воздействие среды на организм. Этому способствуют проблемные вопросы межпредметного характера, например: объясните, почему кислород постоянно поступает в цитоплазму одноклеточной водоросли, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется в окружающую среду. Для ответа используйте знания из урока физики о диффузии в жидкостях и газах. В таком вопросе-задании учитель подсказывает учащимся опорное понятие из курса физики - "диффузия". Если учащиеся затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, мы предлагаем вспомнить, что такое диффузия, или прочитать определение в учебнике физики. Учащиеся с нашей помощью дают ответ: "Диффузия -это распространение одних веществ в других, движение молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Молекулы газа и жидкости движутся из области большего давления в область меньшего. Значит, кислород поступает в цитоплазму клетки водоросли потому, что его давление постоянно уменьшается по сравнению с окружающей водой, а давление углекислого газа постоянно увеличивается, так как он образуется в процессе дыхания". Такие вопросы помогают учащимся осознать связь между живой и неживой природой. Углубление знаний учащихся о единстве живой и неживой природы происходит при изучении растений на уровне организма. Центральным понятием при этом является сложное понятие "растение - целостный организм". Оно формируется постепенно при изучении каждого органа растения на основе развития морфолого-физиологических и экологических понятий. Знания о питании и дыхании растений учащиеся приобретают с использованием изученных в тем природоведения понятий о почве, воде, воздухе, веществе. Эти понятия привлекаются при изучении поглощения воды и минеральных веществ и дыхания корня, фотосинтеза и дыхания в листе, передвижения минеральных и органических веществ по стеблю, дыхания семян и питания проростка и др. Экологические понятия о факторах неживой природы и связанных с деятельностью человека, раскрывающие взаимосвязи растительных организмов с внешней средой, также требуют для своего формирования фактических и понятийных связей с уроками природоведения и физической географии. В уроков природоведения изучаются темы, которые создают у учащихся базис эмпирических знаний о взаимосвязях растений с факторами среды: "Ветер", "Образование облаков и осадков", "Вода в природе" и др. Учебный материал этих тем необходимо полнее использовать при изучении ботаники. Так, в теме "Растения -обитатели суши" учащиеся изучают такие вопросы, как "Разнообразие условий жизни на суше", "Растения влаголюбивые и засухоустойчивые", "Растения светолюбивые и теневыносливые". Эти экологические понятия подкреплены конкретными фактами о жизни мать-и-мачехи, подорожника, чертополоха, калужницы, верблюжьей колючки, кактусов и других растений. На эти знания мы можем опираться и при изучении внешнего строения листа, листьев световых и теневых, листьев растений влажных и засушливых мест, видоизменений листьев, испарения воды листьями, размножения и опыления растений, их условий жизни в природе. Раскрытию условий жизни растений в

природе способствуют и знания учащихся из урока физической географии о литосфере, гидросфере, атмосфере, природном комплексе.

Популяционно-видовой уровень организации жизни раскрывается при изучении видового многообразия растений на Земле, их приспособленности к окружающей среде. Эти вопросы следует изучать, используя ранее полученные знания учащимися о распределении солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты, о природных богатствах Мирового океана, о растительности различных природных зон из уроков физической географии и географии материков.

Использование межпредметных связей в процессе развития биологических понятий при изучении животных учащимися 7-8 классов направлено на формирование научного мировоззрения, политехническое образование и экологическое воспитание школьников. Раздел "Межпредметные связи" в программе ориентирует учителя на раскрытие системы экологических, морфолого-анатомических и физиологических понятий с опорой на знания учащихся о физических свойствах среды обитания животных. Вопросы происхождения основных групп животных изучаются с использованием знаний о геохронологической летописи Земли, представленной таблицей в учебнике географии для 8 класса; с опорой на знания учащихся по географии 7-8 классов рассматриваются также вопросы распространения животных, их роли в природных сообществах, необходимости охраны и рационального использования природы. Политехнические понятия урока биологии 7-8 классов изучаются с учетом знаний учащихся по трудовому обучению (7 класс) и сведений из курсов географии (7-8 классы). В процессе изучения зоологии учителю необходимо постоянно актуализировать знания школьников по урокам природоведения 4 класса и биологии 56 классов. Понятия о многообразии и эволюции животного мира, его рациональном использовании являются общими для таких предметов как: биология, география материков и география Таджикистана. Создается проблемная ситуация: как же происходит погружение и всплытие акул? (Только за счет работы парных плавников.) В специально составленных межпредметных задачах имеется условие и вопрос (проблема), для решения которого надо осуществить ряд промежуточных действий, провести "цепочку" рассуждений. Например, задача: "Некоторые крупные морские птицы часто "сопровождают" суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом обращает на себя внимание тот факт, что эти птицы преодолевают путь совместно с теплоходами с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счет какой энергии перемещаются в этом случае птицы? ". При возникновении у учащихся затруднений учитель помогает решить задачу с помощью логических вопросов: за счет какой энергии движутся суда? (Энергии топлива, осуществляющей работу двигателя.) Куда перемещаются потоки нагретого при работе двигателя воздуха? (Вверх, путем конвекции - физика для 8 класса.) Какой вид полета используют птицы, если имеются постоянные восходящие потоки теплого воздуха? (Парящий. Значит, перемещение птиц в конечном счете осуществляется за счет энергии топлива, частично превращающейся в тепловую энергию.) Расчетные задачи можно использовать как из учебников смежных предметов, так и составляться самим учителем на биологическом материале. Пример: рассчитать давление, производимое жалом осы на кожу животных. В ряде случаев мы организуем групповую работу учащихся над комплексным домашним заданием, требующим синтеза знаний из двух или нескольких предметов. Группа учащихся должна составить план своего ответа, выделить необходимые знания из учебников биологии и других предметов, подобрать дополнительную литературу, подготовить средства наглядности и составить выступление по данной теме. Так, к уроку "Хозяйственное значение рыб" в классе формируются несколько групп, каждая из которых готовит характеристику рыбных ресурсов в Таджикистане, в котором часть материала школьники изучают с опережением урока географии. Для уроков межпредметного содержания характерно использование наглядных средств обучения разных предметов. Так, при объяснении значения обтекаемой формы тела рыб можно использовать прибор для демонстрации

движения тел в жидкости. Этот прием позволяет создать яркое, образное представление о процессах, происходящих в среде при движении тел разной формы, преимуществах обтекаемой формы тела. На уроках зоологии есть возможность показать кинофрагменты заповедника "Тигровая Балка", "Кофарнигон". Целесообразно использовать комплексные таблицы, схемы, в которых для формирования биологических понятий обобщаются знания учащихся из разных предметов.

Литература:

1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

3. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Султонов С., Нигмонов М. Ботаника, 5-6 кл. - Душанбе, 2011.

5. Сатторов Т. Зоология, 8 кл. - Душанбе, 2013.

6. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

7. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.

8. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1989.

9. Махмадзиёев А. Зоология, 7 кл. - Душанбе, 2012.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БОТАНИКЕ И ЗООЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Баротов К.А., Одинаев Н., Халимов К.

В этой статье рассматриваются межпредметные связи ботаники и зоологии с другими предметами - химии, физики, географии и др. Авторы статьи отмечают, что межпредметные связи играют большую роль при изучении темы предмета. С одной стороны межпредметные связи помогают усвоению пройденного материала, с другой прививают любовь к этому предмету.

Ключевые слова: межпредметные связи, учащиеся, растения, воздух, ботаника, зоология.

USING OF INTER SUBJECT RELATIONS IN THE PROCESS OF STUDY OF BOTANY AND ZOOLOGY IN THE SECONDARY SCHOOL

Barotov K.A., Odinaev N., Halimov K.

The present article considers the intersubject relations of botany and zoology along with other subjects, like chemistry, physic, geography and other subjects. It should be noted that the intersubject relations plays a major role in learning process of the subject theme. The intersubject relations will help the comprehension of the past learning materials, and obtains a great sympathy to the given subject.

Keywords: inter subject, learners, plants, air, botany, zoology.

Сведения об авторах: Баротов Камолиддин Ашурович - кандидат педагогических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел: (+992) 934050446.

Одинаев Носир - соискатель кафедры огбщей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел: (+992) 934175519

Халимов Комил - соискатель кафедры огбщей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, Тел: (+992) 933343630

Information about authors: Barotov Kamoliddin Ashurovich - Ph. D. in Pedagogy, docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Tel: (+992) 934050446.

Odinaev Nosir - researcher, Chair of General Biology and Method of Biology Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Tel: (+992) 934175519

Halimov Komil - researcher, Chair of General Biology and Method of Biology Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, Tel:: (+992) 933343630

ХОНАВОДА ВА БАЗЕ^КОРИИ ^АВОНОН

Фалоуатибецорпас Умулбанин1

Пажууишгоуирушди маорифи Академияи та^силоти Тоцикистон

Хонавода иборат аст аз афроде, ки муштарак дар як хонавода зиндагй мекунанд ва шомили падар, модар, фарзандони онхо ва дар баъзе аз маворид падарбузург ва модарбузург мебошад. Ин вохид зимни он ки кучактарин вохиди ичтимой аст, вале мухимтарин ва асоситарини онхост, ки вучуди он барои ниёзмандихои инсон ва пешрафти чомеа зарурати тамом дорад. Дар хар давра ва чомеае, ки ин ниход дастхуши заъф устувор гардидааст, ба бунёнхои ахлокй ва ичтимоии кулли чомеъа халалдор шуда ва он чомеа ба суйи пастравй кашида мешавад.2 Мухти муташаничи хонавода ва базехкори:

Асароти равонии мухити муташаничи хонаводагй дар даврони кудакй ва булуг бо анвои ихтилолоти равонй дар навчавон зохир мешавад. Носозгорй, даъво ва бахси доимии падару модар ва атрофиён осори шуме дар равони кудак бокй мегузорад. Шахс ба иллати надоштани оромиши равонй ба тахсил ва кори худ беалока шуда, доиман парешон аст ва суботу оромиш надорад. Ин мушкилот ба тадрич, ба сурати исён, пархошгарй, саркашй ва руйгардонй аз кавонину мукаррароти ичтимой ё бетафовутй ва гушанишинй зохир мешавад ва дар бисёре аз маворид сабаби гуноххои мухталиф мегардад. Тибки тахкикоте, ки дар Фаронса ба амал омад 80% аз кудакон ва навчавонони базехкор аз хорнаводахое хастанд, ки ба иллати нифоку носозгорй ва адами тафохим байни афроди хонавода, мухити хонаводагии онон муташанич аст.3 Аз хам гусехтагии хонавода ва базехкори:

Талок ва чудой байни падару модар сабаби изтироб, нигаронй ва ташвиши хотири фарзандони онхо мегардад. Кудак ва навчавон ба делели набудани падару модар ва дурй аз мухаббат ва рохнамаоии онхо эхсоси камбуди ранчоварй мекунанд, ки аксуламсали норохатихои равонии мазкур баъдан ба сурати асабоният, бадахлокй аз дастуроти падару модар ва дигарон ва билохира носозгорй ва адами мутобикати ичтимой хохад буд. Дамчунин фавти падар ё модар низ таъодили равонии фарзанд муассир аст, кудаке ки бояд дар хонавода дигар гайр аз хонаводаи аслии худ дар канори нопадарй ё номодарй зиндагй кунад, гамгин ва парешон буда ва доиман музтариб ва бесубот аст. Аз хам гусехтагии хонавода дар духтарон голибан ба фирори онхо аз манзилу мадраса ва вилгардй мешавад. Писарон низ мухити хорич аз хонаводаро бар хонаводаи аз хам пошида тарчех дода ва ё кабули узвият дар бондхои мухталиф ва иртикоби чароими мухталиф кашанда мешавад.4 Камбудии мухаббат ва базехкори:

1 Department of Educational sciences, Roudehrn branch of Islamic Azad University, Roudehen, Iran

2 Шомбиётй Х,ушанг. Базедкории атфоли навчавонон. - Тедрон, Интишороти Мачд, 1389. - С. 189.

3 Амин Сорамии Нузар. Индирофоти ичтимой. Интишороти донишгоди улуми интизом, 1380. - С.59.

4 Дониш Точизамон. Мучрим кист, мучримшиносй чист. Интишороти Кайдон. - Тедрон, 1369. - С.241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.