Научная статья на тему 'Использование межпредметного коммуникативно-речевого дидактического материала на уроках русского языка'

Использование межпредметного коммуникативно-речевого дидактического материала на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ / INTERSUBJECT TIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS / THE FINAL INTERVIEW IN THE RUSSIAN LANGUAGE / COMMUNICATIVE AND SPEECH DIDACTIC INTERSUBJECT MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаева Галина Михайловна

В статье обосновывается значимость межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами и смежными науками в формировании метапредметных коммуникативных результатов обучающихся. Разработаны и представлены виды домашних и классных заданий на основе разнопланового дидактического материала по контактирующим предметам изобразительному искусству, истории, обществознанию, физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interdisciplinary communicative linguistic didactic material at the lessons of Russian language

The article substantiates the importance of intersubject relations of the Russian language with other subjects and related Sciences in the formation of metasubject communicative results of students. Developed and presented types of homework and classroom tasks on the basis of diverse didactic material on contacting subjects fine arts, history, social science.

Текст научной работы на тему «Использование межпредметного коммуникативно-речевого дидактического материала на уроках русского языка»

Педагогика

УДК 372.881.161.1

доктор педагогических наук, доцент Кулаева Галина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье обосновывается значимость межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами и смежными науками в формировании метапредметных коммуникативных результатов обучающихся. Разработаны и представлены виды домашних и классных заданий на основе разнопланового дидактического материала по контактирующим предметам - изобразительному искусству, истории, обществознанию, физике.

Ключевые слова: межпредметные связи в учебном процессе, итоговое собеседование по русскому языку, коммуникативно-речевой дидактический межпредметный материал.

Annotation. The article substantiates the importance of intersubject relations of the Russian language with other subjects and related Sciences in the formation of metasubject communicative results of students. Developed and presented types of homework and classroom tasks on the basis of diverse didactic material on contacting subjects -fine arts, history, social science.

Keywords: intersubject ties in the educational process, the final interview in the Russian language, communicative and speech didactic intersubject material.

Введение. Повышению эффективности обучения русскому языку и решению вопросов формирования системы метапредметных учебных действий в учебном процессе необходимо связывать с установлением связей между разными учебными предметами, которые традиционно отражают реально существующие связи явлений [6, с. 104]. Реализация межпредметных связей обеспечивает расширение когнитивной сферы личности, развитие логического мышления, интеллекта, памяти и способствует усилению мотивации в обучении. Целью моноуроков и бинарных занятий, реализующих межпредметные связи, является совершенствование знаний учащихся по предмету с помощью привлечения сведений из смежных наук, искусства или текстов в качестве дидактического материала [2, с. 33]. На основании общего в содержании между учебными предметами в методических работах выделяют три вида межпредметного материала: понятийно-терминологический, коммуникативно-речевой и учебно-дидактический [6, с. 104].

Цель статьи - показать ресурсы использования межпредметного коммуникативно-речевого дидактического материала на уроках русского языка, включение в отбор и поиск метапредметного материала как учителя, так и обучающихся, виды заданий с учетом межпредметных связей.

Изложение основного материала статьи. Русский язык как учебный предмет в контексте ФГОС признается метапредметом, подтверждая, что в обучении любому учебному предмету в школе необходимо опираться на владение учащимися русским языком и на степень освоенности ими коммуникативно-речевыми и правописными умениями в процессе обучения русскому языку.

С другой стороны, при изучении других предметов, к примеру, литературы, истории, обществознания, физики необходимо акцентировать внимание к совершенствованию уровня владением русским языком с коммуникативно-речевых позиций. Это проявляется в соблюдении учителями - предметниками единого правописного режима, правильности языковых норм, постоянной коррекции неправильных употреблений речевых средств, а также в формировании одних и тех же коммуникативных универсальных учебных действий, как-то: составление простого и сложного плана читаемого текста, озаглавливания абзацев, пересказ его, составление вопросов к тексту, подбор аргументов.

Наш интерес связан с межпредметным коммуникативно-речевым и учебно-дидактическим материалом. Коммуникативно-речевой материал представлен двумя видами: нормативно-языковым и текстовым материалом из соответствующей науки. Нормативно-языковой материал позволяет отработать орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы, коммуникативно-речевой - развивать умения пересказа и составления собственных устных и письменных высказываний в учебно-научном и публицистическом стиле. Таким образом, межпредметный коммуникативно-речевой материал дает возможность формировать языковые и речевые нормы, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме на всех уроках и на разном предметном материале.

Учебно-дидактический межпредметный материал на уроках представлен в качестве неконтектного, т.е. отдельных слов-терминов, терминологических словосочетаний или предложений, и контекстного, т.е. текстового, отражающего содержание соответствующих наук [6, 108]. Значение использования текстового межпредметного материала определяется прежде всего в показе учащимся разновидностей научного стиля (географической, литературоведческой, биологической, химической и т.д.).

В практике преподавания русского языка уроками на основе межпредметного материала становятся уроки речи, на которых используются возможности контактных предметов и смежных наук - урок описание искусствоведческих (живописных, архитектурных, скульптурных, народно-декоративных, театральных) объектов, обучающие и контрольные изложения и пересказы (тексты о выдающихся людях России, исторических памятниках, памятных местах, национальных праздников России, географических объектах России), обучающие и контрольные сочинения, например, сочинение по прочитанному тексту, сочинение в жанре киносценария, отзыва, рецензии, эссе.

Одним из острых вопросов является подбор межпредметного дидактического материала для изучения темы по русскому языку и его органичное использование на уроке. Сегодня известны примеры разрабатываемых упражнений и задач, основанных на межпредметном материале [8]. Традиционно этой деятельностью занимался учитель, однако в контексте реализации системно-деятельностного подхода мы считаем возможным участие школьников в подборе коммуникативно-речевого дидактического материала из разных учебников, справочников, книг для чтения, научной литературы. Учитель может предложить варианты использования межпредметного учебного материала и задания. Поиск межпредметной информации

как познавательное универсальное учебное действие обучающихся и разработка упражнения на его основе вполне может стать домашним заданием по русскому языку в средней школе [4, с. 238].

Так, при написании сочинения по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» учащимся предлагается найти межпредметный дидактический материал о художнике А.К. Саврасове, об истории создания его шедевра, а также выбрать фрагмент из книги «Мастера и шедевры» И.В. Долгополова (глава «Алексей Саврасов»), отражающего искусствоведческий анализ картины. На основе этого материала на уроке учащиеся делают сообщение в научном стиле о художнике, анализируют текст, определяя его тему, основную мысль и стиль.

Использование неконтекстного межпредметного материала широко применяется при изучении лексико-грамматических и правописных тем. К примеру, дано домашнее задание: выпишите из учебника истории (географии, литературы) из параграфа, который изучаете, 20 слов с орфограммой на выбор: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова» (орф. № 1), «Правописание непроверяемых гласных и согласных» (орф. № 2), «Правописание окончаний имен существительных и прилагательных» (орф. № 17, 18, 19), «Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения» (орф. 25).

Составьте словарный диктант с пропусками орфограмм. Подготовьте карточку с правильными ответами.

Задание для выполнения в классе: Обменяйтесь карточками с пропусками. Спишите слова, выделите орфограммы. Проверьте свою работу по карточке самоконтроля.

Домашнее задание на основе межпредметного материала из учебника физики: выпишите из учебника физики термины, обозначающие приборы. Определите их лексическое значение. Правильно произнесите их.

Дидактический материал: электродвигатель, гальванометр, калориметр, динамометр.

Анализ уроков русского языка дает основание сделать вывод, что современный школьник затрудняется в построении связного высказывания по нравственной тематике, слабо владеет морально-этической лексикой, не владеет опытом анализа жизненных ситуаций этического характера и затрудняется дать развернутую и аргументированную оценку тому или иному нравственному феномену [5, 191]. С этой целью можно расширить подготовку учащихся на основе включения межпредметного неконтекстного материала из учебника «Обществознание. 8 класс» («Сфера духовной культуры») [7], предложив домашнее задание на подбор межпредметного дидактического материала: Выпишите из учебника обществознания термины, раскрывающие этические категории. (Мораль, нравственность, идеал, скромность, патриотизм, мужество, честность, совесть, добро, зло и т.д.).

Работа над данными группами слов может быть связана с выполнением заданий на группировку и толкование слов, подбор синонимов или антонимов, подбор однокоренных слов [5, с. 193], составление словосочетаний и предложений, высказываний на морально-этическую тему.

Варианты заданий дая выполнения в классе: 1. Определите значение слов по словарям и энциклопедиям. Определите стилистическую окраску терминов.

2. Определите способ образования. Запишите слова, от которых образовались данные понятия. Составьте словосочетания и предложения с этими словами.

3. Вам предстоит написать сочинение на морально-этическую тему.

Прочитайте в учебнике «Обществознание» для 8 класса примеры морально-этических ситуаций (в разделе «Сфера духовной культуры»). Раскройте смысл моральной позиции. Выскажите устно свою позицию в отношении данной ситуации. Какую бы ситуацию вы б могли использовать в качестве аргументов?

Использование межпредметного дидактического материала - тексты о выдающихся людях России -актуализируется в связи с подготовкой учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку (задание 1, 2). В этом смысле можно добавить задания на подбор текстов из разных учебников и учебных книг о выдающихся ученых России - русских химиков, географов, биологов, физиологов, языковедов, литературоведов.

Например, задание для учащихся: найдите в учебнике «История России. 8 класс» текст о Д.И. Менделееве (§ 36 «Наука и просвещение»). Подготовьтесь к чтению текста. Для этого поработайте над интонацией и темпом чтения. Обратите внимание на произношение числительных. Запишите свое чтение в программе «Звукозапись» и прослушайте его. Обменяйтесь с одноклассниками записями любым электронным способом [1, с. 12].

Задание для выполнения в классе: 1. Прочитайте текст. Оцените чтение одноклассников на основе критериев: интонационное соответствие пунктуации (1 б.), темп чтения (2 б.) (максимальное количество 2 балла). Вариант: Оцените чтение текста на основе аудиозаписи.

2. Определите стиль текста. Докажите принадлежность данному стилю речи.

3. Перескажите текст на основе выписанных ключевых слов.

Дмитрий Иванович Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами. Его перу принадлежит свыше 500 крупных исследовательских трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, сельскому хозяйству, экономике, просвещению. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т.е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы - закона перехода количества в качество [3, с. 255].

На уроке истории с этим материалом может быть организована работа с текстом параграфа: составьте план, придумайте вопросы к мини-текстам о русских ученых, сделавших научные открытия во второй половине XIX века (А.Г. Столетов, A.C. Попов, И.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.М. Ключевский и др.), перескажите тексты (Расскажите, что вы узнали об открытиях в области химии и физики). На уроке следует спросить, на каком уроке вы учились составлять план, пересказывать тексты?

В анализируемом параграфе учебника истории замечена работа над лексическим значением терминов (рецидив, гуманитарные науки) - рубрика Расширяем словарный запас [3, с. 258] Можно предложить объяснить значение других терминов, встречающихся в параграфе: земская школа, мобилизация, рефлекс и др. Поскольку в тексте параграфа досточно большое количество собственных имен, можно предложить учащимся выписать их, произнести, составить предложения по модели подлежащее и сказуемое, выражены существительными. Такая работа формируем внимание к нормативному произношению собственных имен (предупреждение искажения слов в речи), правописанию и в целом формирует речевые умения, связанные с говорением.

Новым в практике учителя русского языка становится подготовка учащихся к пересказу текста с включением дополнительной информацией, включенного в итоговое собеседование по русскому языку. Поэтому нужен банк контекстного межпредметного материала - тексты научного или публицистического стиля, содержащие сведения о персоналии ученого, писателя, художника.

Приведем пример.

Русский язык является важнейшим языком науки. Общечеловеческая ценность русского языка определяется тем, что труды многих российских учёных получили всемирное признание. Российским учёным, инженерам принадлежат изобретения, открытия, внедрение которых привело к значительным изменениям человеческого общества.

Нобелевские премии названы в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, он продолжительное время жил и работал в России. Нобелевские премии являются наиболее почётным признанием заслуг учёных и присуждаются ежегодно. Нобелевской премии были удостоены российские учёные. По физиологии - Павлов Иван Петрович, Мечников Илья Ильич, по физике - Ландау Лев Давидович, Басов Николай Геннадиевич, Прохоров Александр Михайлович, Капица Пётр Леонидович.

В 2000 году Нобелевская премия была вручена российскому ученому Жоресу Ивановичу. Алфёрову за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых микроэлектронных компонентов. Ж.Алферов - признанный во всем мире ученый-физик, создатель новой области физики в области квантовой и оптической электроники.

Задание к тексту: включите в пересказ высказывание Ж.Алферова: «Я не раз повторял, что три открытия в рождении квантовой теории сыграли исключительно важную роль в развитии человеческой цивилизации в XX веке: это открытие деления ядра (оно дало и атомную бомбу, и атомную энергетику), это открытие транзисторов (оно даст потом компьютеры) и открытие лазеров в 1954-1955. И во все открытия был внесён огромный вклад советскими физиками».

При выполнении задания уместно организовать разноплановую работу с межпредметным материалом, пропедевтически готовящую учащихся к заданиям устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе:

1. Определите стиль текста. Выпишите термины. Объясните их значение. На каких уроках вы познакомитесь с данной терминологией?

2. Произнесите имена собственные. Какие имена собственные вызывают у вас затруднения? В каком словаре вы можете проверить произношение фамилии, имен, отчеств?

3. Подготовьте рассказ об ученом, который назван в тексте (по выбору). Что может стать источником вашего рассказа? Содержится ли в учебниках или энциклопедиях информация об ученых?

Выводы:

1. Осуществление межпредметных связей русского языка с контактными учебными предметами происходит на уровне развития коммуникативно-речевых умений обучающихся, поскольку работа над терминологией науки и чтение и анализ текстов учебно-научного, публицистического стилей, формирование метапредметных коммуникативных учебных действий ведется на всех уроках средней школе.

2. Наиболее тесные и эффективные связи русского языка могут складываться с гуманитарными и эстетическими предметами, особенно с литературой, изобразительным искусством, историей и обществознанием. С введением итогового собеседования по русскому языку в 9 классе (внимание к выдающимся ученым в области химии, физики, биологии) усиливаются связи и с предметами естественного цикла. Осуществление этих связей наиболее полно реализуется при привлечении контекстного и неконтекстного межпредметного материала - терминов, словосочетаний, предложений и связных текстов.

3. Использование межпредметного коммуникативно-дидактического материала обогащает когнитивное пространство уроков русского языка, активизирует самостоятельную деятельность учащихся по отбору дидактического материала, и доказательно раскрывает учащимися востребованность изучаемого языкового, речевого и нормативного правописного материала по русскому языку в достижении образовательных результатов в рамках любого учебного предмета.

Литература:

1. Асеева Д.В., Кулаева Г.М. Методический потенциал дикторского текста в обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2018. № 1. С. 9-13.

2. Горобец Л.Н., Лайкова И.В. Метаурок сегодня: от теории к практике // Русский язык в школе. 2015. № 2. С. 33-38.

3. История России. 8 класс. A.A. Данилов, Л.Г. Косулина. - М., 2012.

4. Кулаева Г.М. Домашнее задание как средство повышения познавательного интереса учащихся к изучению русского языка // «Филология в пространстве современных гуманитарных исследований: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и 95-летию филологического факультета. Пермь 2016. С. 238-244.

5. Кулаева Г.М. Методические приемы работы над лексикой, имеющей нравственное и эстетическое значение, на уроках русского языка // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции: в 2-х частях. Пермь, 2016. С. 190-198.

6. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. С. 104. - 109.

7. Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразов. учеб.организ. / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2014.

8. Панишева О.В., Овчинникова М.В. Текстовые задачи как средство осуществления межпредметных связей математики и истории // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-2. С. 192-199.

Педагогика

УДК:378.2

аспирантка, старший преподаватель Куликовская Елена Валерьяновна

Краснодарский государственный институт культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (г. Краснодар)

ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНО-

ПЕВЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается влияние народных традиций на современное народно-певческое концертно-сценическое исполнительство; формирование в России современной народно-певческой школы.

Ключевые слова: народные традиции, концертно-сценическое исполнительство, формирование современной народно-певческой школы.

Annotation. The article considers the influence of folk traditions in modern people's vocal concert-stage performance; formation in Russia modern people's singing school.

Keywords: folk traditions, concert and stage performance, the formation of the modern people's singing school.

Введение. Современное профессиональное народно-певческое исполнительство тесно связано с эстрадно-концертной деятельностью певцов - это диффузия авторского творчества и народного искусства. Жанр авторской песни требует от исполнителя народно-певческой направленности определённой культуры звука, а соответственно и вокально-технической подготовки. Сегодняшнее фольклорное наследие в исконно традиционных формах народного творчества не может рассматриваться изолированно от музыкальных проявлений современного быта, в силу социальных преобразований, повлиявших на формирование современных форм песенной этнокультуры, переплетений и взаимодействий с профессиональной авторской песней.

Изложение основного материала статьи. Многовековые принципы русского песенного исполнительства заключены во взаимосвязи мелодического напева, характерного географическому месторасположению и донесении сакрального значения Слова. Изучение истории формирования музыкально-певческих устоев, вплоть до VIII в., указывает на 3-х главных принципа развития в русском песенном исполнительстве [7]:

- пение, как вокальное искусство;

- мелодическое одноголосное;

- осмогласие (двумя исполнительскими способами: без сопровождения и в сопровождении музыкальных инструментов).

После эпохи разделения Единой Вселенской Церкви на Восточную (греч./слав.) и Западную (католическую) появляются новые формы полифонии - многоголосное исполнительство, что заменило прежнее одноголосное пение. Так, церковное пение стало на путь профессионального искусства, связавшего Богослужебное пение Западной Церкви с общецерковной традицией.

Традиции современного фольклора берут своё начало в традиционном церковном пении, как продолжение традиций одноголосного (знаменного) пения. Знаменное пение долго было приоритетным и имело две исполнительские формы, вплоть до XVI века: ангелоподобное пение (сопровождение церковного Богослужения), и демественное (церковно-домашнее, бытовое) [7].

Этот факт позволяет нам сделать вывод:

- ангелоподобное пение - прародитель академической вокально-певческой культуры;

- демественное пение - прародитель народно-певческой этнокультуры.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает - народная мудрость. Это понятие содержит в себе устные (бесписьменные) традиции многовековой творческой практики того или иного этноса в исполнительской форме «для себя», в быту.

Музыкальный фольклор отражает, характерные песни, наигрыши, приёмы игры на музыкальных инструментах без использования нотной грамоты, путём наглядного (устного или на слух) обучения определённой среды. Национальная культура объединяла все классы и сословия Руси вплоть до XVII века, а после реформ Петра I началось противопоставление аристократического искусства народному [9].

Русский песенный фольклор сохранил память о всесторонней жизни поколений в музыкально-поэтических образцах календарных обрядов и семейных ритуалов, а так же в жанрах: трудовых, исторических, лирических, хороводных, плясовых, строевых, военных и героических песнях в частушках, страданиях и припевках. М. Горький сказал: «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества... От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. У него своё мнение о деятельности Людовика XI и Ивана Грозного, и это мнение резко различно с оценками истории, написанной специалистами» [2, с. 703].

Народные песни раскрывают характерные свойства национального самосознания, этические идеалы и духовно-нравственные ценности. Развитие бытового фольклора в традиционной устной форме формировалось в семейном быту. Труд и отдых сопровождались совместным пением смешанного хора, включая детей. Дети принимали активное участие в хороводах и играх с песнями. В подростковом возрасте девочки начинали принимать участие в свадебных и календарных обрядах, парни присоединялись к девушкам на вечерних гуляньях, сельских праздниках и ярмарках. В результате постоянного пения, к 15-16 годам молодые люди с хорошими вокальными данными и музыкальным слухом, осваивали основной песенный репертуар своего села (деревни), который доходил до 500 песен с развитыми напевами и развёрнутыми текстами. Совершенствование певческого мастерства продолжалось всю жизнь, до глубокой старости, а знавшие грамоту крестьяне записывали слова духовных стихов [9].

Между тем, в истории музыкальной фольклористики существует понятие «народные профессионалы», чья деятельность направлена на удовлетворение культурных запросов народа за некую плату. На Руси народными профессионалами были - скоморохи, они приглашались на свадьбы за денежное вознаграждение. А в русских сёлах Севера большим спросом и популярностью пользовались профессиональные исполнительницы причитаний на свадьбах, похоронах и поминальных обрядах. Подобная деятельность представляет особый интерес для современной научной фольклористики [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.