Научная статья на тему 'Использование междисциплинарности в содержании общего образования'

Использование междисциплинарности в содержании общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
междисциплинарность / междисциплинарный подход / STEM / содержание образования / interdisciplinarity / interdisciplinary approach / STEM / content of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елкин Олег Максимович

В настоящее время большое внимание уделяется повышению качества общего образования при снижении нагрузки на обучающихся, обновлению содержания общего образования, что позволит оптимизировать процесс обучения. Для этого необходимо создать условия при отборе содержания образования, которые будут способствовать решению таких задач. Одним из множества возможных способов реализации этих задач является применение междисциплинарного подхода в образовании, при использовании которого у обучающегося формируется критическое мышление, его гибкость и креативность. В статье представлен анализ использования междисциплинарности в содержании общего образования на примере STEM программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERDISCIPLINARITY IN THE CONTENT OF GENERAL EDUCATION

Currently, much attention is paid to the training of specialists who are able to quickly adapt to the rapidly changing requirements of the labor market. To do this, it is necessary to create such conditions when selecting the content of education that will facilitate such training. One of the many possible ways to implement this task is the application of an interdisciplinary approach in education, using which the student develops critical thinking, his flexibility and creativity, which contributes to further self-education and improving his qualifications as a professional. The article presents an analysis of the use of interdisciplinarity in the content of general education on the example of STEM programs.

Текст научной работы на тему «Использование междисциплинарности в содержании общего образования»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ - МЕТОДИКА - МЕТОД

О. М. Елкин

Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 116-124 Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 116-124 (In Rus) УДК 37

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-116-124

Использование междисциплинарности в содержании общего образования

Елкин Олег Максимович

Педагог- исследователь Института стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия E-mail: oleg.yelkin.2010@mail.ru

Аннотация. В настоящее время большое внимание уделяется повышению качества общего образования при снижении нагрузки на обучающихся, обновлению содержания общего образования, что позволит оптимизировать процесс обучения. Для этого необходимо создать условия при отборе содержания образования, которые будут способствовать решению таких задач. Одним из множества возможных способов реализации этих задач является применение междисциплинарного подхода в образовании, при использовании которого у обучающегося формируется критическое мышление, его гибкость и креативность. В статье представлен анализ использования междисциплинарности в содержании общего образования на примере STEM программ.

Ключевые слова: междисциплинарность, междисциплинарный подход, STEM, содержание образования.

Для цитирования: Елкин О. М. Использование междисциплинарности в содержании общего образования // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 116-124.

THE USE OF INTERDISCIPLINARITY IN THE CONTENT OF GENERAL EDUCATION

Oleg M. Yelkin

Teacher-researcher, The Institute of Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

E-mail: oleg.yelkin.2010@mail.ru

© Елкин О. М., 2023 116

Abstract. Currently, much attention is paid to the training of specialists who are able to quickly adapt to the rapidly changing requirements of the labor market. To do this, it is necessary to create such conditions when selecting the content of education that will facilitate such training. One of the many possible ways to implement this task is the application of an interdisciplinary approach in education, using which the student develops critical thinking, his flexibility and creativity, which contributes to further self-education and improving his qualifications as a professional. The article presents an analysis of the use of interdisciplinarity in the content of general education on the example of STEM programs.

Keywords: interdisciplinarity, interdisciplinary approach, STEM, content of education.

For citation: Yelkin О. М. The use of interdisciplinarity in the content of general education// Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 116-124 (In Rus).

Вступление. Тема междисциплинарности в педагогике является актуальной уже в течение долгого времени. В педагогике междисциплинарный подход видится как один из путей формирования целостной картины мира у обучающихся. Исторически выделение междисциплинарности в осмысленное понятие в рамках исторических наук началось в 1920-х гг. с исследований Л. Февра и М. Блока, [1, 7], так как они пропагандировали использование методов и инструментов смежных научных дисциплин в исторических исследованиях. Позже Ф. Бродель [2] в своем научном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм» описал необходимость использования в исторических работах социальных дисциплин ради создания междисциплинарной общественной науки и в дальнейших исследованиях продолжил развивать идеи об объединении социальных наук.

Постановка проблемы, определение вопросов исследования

Как видим, междисциплинарный подход используется в гуманитарных исследованиях, но гораздо шире его применение в естественно-научных исследованиях. В настоящее время именно на рубеже наук, на их стыке, там, где возможно рассмотрение предмета исследования с различных точек зрения, создаются новые, более полные характеристики уже более или менее известных феноменов. Возникшие относительно недавно междисциплинарные науки отражают необходимость получать новые знания, описывать феномены, опираясь на теоретические основы, принадлежащие различным дисциплинам.

Что касается гуманитарных исследований, междисциплинар-ность характерна для социологии, психологии, истории, других наук. Междисциплинарный подход здесь точно так же позволяет полнее, целостнее рассматривать процессы и явления в социуме или при форми-

ровании личности человека, выявлять связи, анализировать и интерпретировать результаты исследований в соответствии с условиями, в которых они проводились. Рассмотрим, как используется междисциплинарный подход в науке, которая сама по себе является междисциплинарной — педагогике, на примере содержания образования, какое теоретическое обоснование при этом он получает.

Целью нашего исследования является обоснование формирования междисциплинарных связей в содержании образования в современных условиях.

Под современными мы понимаем те условия, которые складываются в течение последних десятилетий в обществе и влияют на систему образования и вместе с ней — на все стороны образовательного процесса.

Прежде всего, это признание того факта, что человечество сталкивается с серьезными угрозами и вызовами: экологическими, геополитическими, экономическими, технологическими, социальными. Проблемы, которые скрываются в каждой из групп вызовов, прямо или косвенно влияют на образование [12].

Цифровизация общества и цифровая трансформация образования также являются проявлениями происходящих изменений. Под цифровой трансформацией образования понимается «результат процесса возникновения существенных изменений, произошедших в сфере образования (позитивных, негативных), при активном и систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях» [5]. Цифровую трансформацию образования не следует понимать как цифровизацию. Этот процесс характерен для многих сторон жизни общества и представляет собой «процесс модернизации человеческой цивилизации за счет внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества» [8].

Перечисленные факторы не исчерпывают темы современных условий, в которых развивается образование, однако и уже упомянутые оказывают существенное влияние на образовательную систему и образовательный процесс.

Рассмотрим проблему использования междисциплинарности в содержании общего образования в указанном контексте.

Результаты исследования. Существуют различные определения междисциплинарности (междисциплинарного подхода), поскольку этот подход используется как в естественно-научных, так и в гуманитарных исследовательских проектах. Рассмотрим некоторые из них с точки

зрения философии и педагогики.

Философия задает общее научное мировоззрение, через которое происходит познание и взаимодействие с миром.

В Проективном философском словаре «междисциплинарность» представлена как «осмысление, осуществляемое за рамками конкретной определенной научной дисциплины» [4].

Для философии междисциплинарность и междисциплинарные исследования — это работа с объектом исследования вне дисциплинарного подхода, то есть это общий подход для классификации или рассмотрения объекта, при котором будут учтены все параметры объекта [4].

Выделяются два подхода в области междисциплинарных исследований. Первый подход подразумевает взаимодействие систем дисциплинарных знаний в процессе функционирования наук и их интеграции и дифференциации [3]. Второй подход определяют как взаимодействие исследователей в совместном изучении различных аспектов одного и того же объекта, то есть изначально к изучению объекта привлекают исследователей из разных дисциплинарных областей знаний [3].

Наука подразумевает деление на отрасли (дисциплины), и рассмотрение одного того же предмета может стать предметом изучения не одной отрасли, а нескольких.

Поэтому в области социально-гуманитарных наук становление междисциплинарности обусловлено тем фактом, что в центре исследования этих наук стоит человек, что означает постоянное взаимодействие между такими дисциплинами, как педагогика, физиология, психология, социология и другие науки. Представления о междисциплинарности в естественно-научных дисциплинах в большой степени связаны с появлением «междисциплинарных дисциплин», таких как биофизика, биохимия, социобиология, бионика, эргономика и т.д. Описывая методологию междисциплинарных исследований, немецкий физик-теоретик Герман Хакен ввел термин «синергетика», интересы которой распространяются на все отрасли естествознания [10]. Синергетика — область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых (взаимодействующих с окружающей средой) системах. [9]. Синергетика оказала большое влияние на представления о междисциплинарности в научном познании, поскольку интегрирует инструменты познания человеком природы, общества и самого себя. Так,

качественно новая методология, разработанная в рамках синергетики, стала использоваться не только в естественно-научных исследованиях, но и в гуманитарных.

С этой точки зрения, принцип междисциплинарности, который развивается в синергетике, применим и в педагогике, поскольку педагогический процесс можно рассматривать как систему, в которой взаимодействуют субъекты, имеется пространство и среда этого взаимодействия.

В педагогических исследованиях междисциплинарность также понимается как «форма организации исследований, предусматривающая сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплексной практической или научной проблемы» [6].

Из определения междисциплинарности в педагогике следует, что междисциплинарность — это, в первую очередь, подход к исследованиям, направленным на решение проблем в образовательном процессе. Нередко педагогика использует междисциплинарность в самом образовательном процессе на этапе разделения образовательного материала на образовательные дисциплины и программы, так как в образовательных программах и дисциплинах рассматриваются одинаковые объекты для разных научных дисциплин [6].

Согласно «Педагогическому тезаурусу», междисциплинарные исследования — это «способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин» [6], что коррелирует со вторым подходом к пониманию междисциплинарности в исследованиях в философии [3]

Исходя из рассмотренных определений междисциплинарности, представляется возможным выстраивать связи в педагогике между предметами на основании понятий из различных научных дисциплин. При таком подходе выявляются более сложные связи, которые позволяют воспринимать и описывать явления реального мира с точек зрения различных дисциплин, представляя возможность обучающимся сформировать целостное представление о понятиях и феноменах. Еще одним плюсом такого подхода при рассмотрении основного содержания образования является синтез между естественно-научными и гуманитарными предметами, что позволит обучающимся сформировать более полную картину мира: в принципе, явления не относятся к научным дисциплинам, а всего лишь описываются с их позиций.

Из этих определений следует, что междисциплинарность предполагает взаимодействие различных дисциплин научного знания, которые позволят описать объект максимально полно. Поэтому междисциплинарность в образовательном процессе позволяет обучающимся использовать знания, полученные при изучении различных дисциплин. Это помогает формировать критическое мышление у обучающихся, что соответствует представлениям о навыках (компетенциях) XXI века.

Междисциплинарность также лежит в основе составления интегрированных программ групп дисциплин, наиболее выделяющейся из которых является STEM (science, technology, engineering and mathematics) — естественно-научные дисциплины, технология, инженерные и математические дисциплины. Помимо STEM, есть множество разновидностей этих программ, таких как: STM (scientific, technical and mathematics) — естественно-научные дисциплины, инженерные и математические дисциплины [15]. STEMIE (science, technology, engineering, mathematics, invention and entrepreneurship) — естественно-научные дисциплины, технология, инженерные, математические дисциплины, а также изобретательство и предпринимательство [14]. METALS (STEAM + Logic) — естественно-научные дисциплины, технология, инженерные, математические дисциплины, искусство и логика [16]. STREM (science, technology, robotics, engineering, and mathematics) — естественно-научные дисциплины, технология, робототехника, инженерные, математические дисциплины [17]. STEAM (science, technology, engineering, arts, and mathematics) — естественно-научные дисциплины, технология, инженерные, математические дисциплины и искусство [19]. A-STEM (arts, science, technology, engineering and mathematics) — естественно-научные дисциплины, технология, инженерные, математические дисциплины и искусство, где искусство преобладает [18]. STEAM (science, technology, engineering and applied mathematics) — естественно-научные дисциплины, технология, инженерные дисциплины и прикладная математика [19]. SHTEAM (science, humanities, technology, engineering, arts and mathematics) — естественно-научные дисциплины, гуманитарные дисциплины, технология, инженерия, искусство и математика [14].

Эти и другие программы применяются в образовательном процессе на уровне среднего общего и высшего образования, однако у таких программ, помимо положительных черт, таких как развитие творческого мышления, углубленное изучение предметов, входящих в программу

обучения, и эффективное усвоение материала за счет формирования гибкого мышления у обучающихся, есть и отрицательные черты. Наиболее важными из них представляются замыкание междисциплинарного подхода в среде естественно-научных дисциплин и отсутствие интеграции с гуманитарными дисциплинами: наличие предмета «искусство» не позволяет в полной мере компенсировать представленность всего спектра гуманитарных дисциплин.

Выводы

Несмотря на то, что междисциплинарность содержания образования еще не нашла окончательных форм реализации, формирование междисциплинарных связей у обучающихся обеспечивает повышение качества образования. Это происходит за счет того, что у обучающихся, получающих представления о целостной картине мира, развивается креативность и гибкость мышления, формируется критическое мышление, высокая мотивация к обучению способствует тому, что обучающиеся будут готовы к дальнейшему самообразованию.

Литература

1. БлокМ. Апология истории или ремесло историка / пер. Е. М. Лысенко; примеч. и ст. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1986. 256 с.

2. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории: сб. ст. М.: Прогресс, 1977. 336 с.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Ред. совет: Степин В. С., Гусейнов А. А., Семигин Г. Ю., Огурцов А. П. и др. М.: Мысль, 2010. 741 с.

4. Проективный философский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://terme. ru/termin/mezhdisciplinarnost.html (дата обращения: 15.02.2023).

5. Роберт И. В. Развитие аксиологии образования периода цифровой трансформации. // Человеческий капитал, 2021, № 12(156) том 2. С. 9-14.

6. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. 2016 г. 160 с.

7. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 632 с.

8. Феномен цифровизации. Нужна ли она людям? Можно ли ее остановить? [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/546580-fenomen-cifrovizacii-nuzhna-li-ona-lyudyam-mozhno-li-ee-ostanovit?ysclid=leq03afmeh146539569. (дата обращения 13.02.2023).

9. Философско-терминологический словарь. Под ред. Малышевского А. Ф., Калуга: Гриф 2004. 330 с.

10. Шилова Г. Ф., Ляпунова Л. В., Старостенков Н. В. Проблемы междисциплинарного подхода в современной истории // Вестник современной науки. 2015. № 7. С. 77-81.

11. Arbor Height Elementary to implement "eSTEM" curriculum in coming years, West Seattle Herald. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20170126125741/ http://www.westseattleherald.com/2013/04/30/news/arbor-heights-elementary-implement-estem-curricul (дата обращения 10.02.2023).

12. Ivanov O. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: the interdisciplinary aspect // Espacios. 2017. Т. 38. № 40. С. 19.

13. Ken Whistler, Asmus Freytag, AMS (STIX); "Encoding Additional Mathematical Symbols in Unicode (revised)". [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/ web/20190615014507/http://www.unicode.org/L2/L2000/00119-math.pdf (дата обращения 12.02.2023).

14. Lee Richardson Zoo. Adelphiacademy. "SHTEAM". Adelphi Academy. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20171208151547/http://leerichardsonzoo.org/ AnnualReports/2007%20Zoo%20Annual%20Report.PDF (дата обращения 10.02.2023).

15. MEd Curriculum Studies: STEMS2 College of Education, The University of Hawai'i at Manoa". [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20181025094124/ https://coe.hawaii.edu/academics/curriculum-studies/med-cs-stems2 (дата обращения 11.02.23 г.)

16. METALS: Why Logic Deserves First Order Status in STEAM". Stem Hacks & Cogniscient. [Электронный ресурс]. URL: https://leosstemhacks.wordpress. com/2015/10/01/metals-why-logic-deserves-first-order-status-in-steam/ (дата обращения 15.02.2023).

17. STEAM Rising: Why we need to put the arts into STEM education". Slate. [Электронный ресурс]. URL. https://slate.com/technology/2015/06/steam-vs-stem-why-we-need-to-put-the-arts-into-stem-education.html (дата обращения 11.02.23 г.)

18. The Guidance of A-STEM Curriculum Construction in Longgang District Shenzhen City. [Электронный ресурс]. URL. https://web.archive.org/web/20190712125258/ http://www.lg.gov.cn/bmzz/jyj/xxgk/ghjh/fzgh/201903/P020190311597687050068.pdf (дата обращения 12.02.2023).

19. Virginia Tech and Virginia STEAM Academy form strategic partnership to meet critical education needs. Virginia Tech News. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive. org/web/20200113144801/https://vtnews.vt.edu/articles/2012/07/073112-uged-steampart-nership.html (дата обращения 14.02.2023).

References

• Blok M. Apologiya istorii ili remeslo istorika / per. E. M. Lysenko; primech. i st. A. Ya. Gurevicha. M.: Nauka, 1986. 256 s. [In Rus].

• Brodel' F. Istoriya i obshchestvennye nauki. Istoricheskaya dlitel'nost' // Filosofiya i metodologiya istorii: sb. st. M.: Progress, 1977. 336 s. [In Rus].

• Novaya filosofskaya enciklopediya: V 4 tomah. Red. sovet: Stepin V. S., Gusejnov A. A., Semigin G. Yu., Ogurcov A. P. i dr. M.: Mysl', 2010. 741 s. [In Rus].

• Proektivnyj filosofskij slovar' [Elektronnyj resurs]. URL: https://terme.ru/termin/ mezhdisciplinarnost.html (data obrashcheniya: 15.02.2023). [In Rus].

• Robert I. V. Razvitie aksiologii obrazovaniya perioda cifrovoj transformacii. // Chelovecheskij kapital, 2021, № 12(156) tom 2. S. 9-14. [In Rus].

• Tyut'kova I. A. Pedagogicheskij tezaurus. 2016 g. 160 s. [In Rus].

• Fevr L. Boi za istoriyu. M.: Nauka, 1991. 632 s. [In Rus].

• Fenomen cifrovizacii. Nuzhna li ona lyudyam? Mozhno li ee ostanovit'? [Elektronnyj resurs]. URL: https://vc.ru/future/546580-fenomen-cifrovizacii-nuzhna-li-ona-lyudyam-mozhno-li-ee-ostanovit?ysclid=leq03afmeh146539569. (data obrashcheniya 13.02.2023). [In Rus].

• Filosofsko-terminologicheskij slovar'. Pod red. Malyshevskogo A. F., Kaluga: Grif 2004. 330 s. [In Rus].

• Shilova G. F., Lyapunova L. V., Starostenkov N. V. Problemy mezhdisciplinarnogo podhoda v sovremennoj istorii // Vestnik sovremennoj nauki. 2015. № 7. S. 77-81. [In Rus].

• Arbor Height Elementary to implement \"eSTEM\" curriculum in coming years, West Seattle Herald. [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20170126125741/ http://www.westseattleherald.com/2013/04/30/news/arbor-heights-elementary-implement-estem-curricul (data obrashcheniya 10.02.2023).

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: the interdisciplinary aspect // Espacios. 2017. T. 38. № 40. S. 19.

• Ken Whistler, Asmus Freytag, AMS (STIX); \"Encoding Additional Mathematical Symbols in Unicode (revised)\". [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/ web/20190615014507/http://www.unicode.org/L2/L2000/00119-math.pdf (data obrash-cheniya 12.02.2023).

• Lee Richardson Zoo. Adelphiacademy. \"SHTEAM\". Adelphi Academy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20171208151547/http://leerichardsonzoo.org/ AnnualReports/2007%20Zoo%20Annual%20Report.PDF (data obrashcheniya 10.02.2023).

• MEd Curriculum Studies: STEMS2 College of Education, The University of Hawai'i at Manoa\". [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20181025094124/ https://coe.hawaii.edu/academics/curriculum-studies/med-cs-stems2 (data obrashcheniya 11.02.23 g.)

• METALS: Why Logic Deserves First Order Status in STEAM\". Stem Hacks & Cogniscient. [Elektronnyj resurs]. URL: https://leosstemhacks.wordpress.com/2015/10/01/ metals-why-logic-deserves-first-order-status-in-steam/ (data obrashcheniya 15.02.2023).

• STEAM Rising: Why we need to put the arts into STEM education\". Slate. [Elektronnyj resurs]. URL. https://slate.com/technology/2015/06/steam-vs-stem-why-we-need-to-put-the-arts-into-stem-education.html (data obrashcheniya 11.02.23 g.)

• The Guidance of A-STEM Curriculum Construction in Longgang District Shenzhen City. [Elektronnyj resurs]. URL. https://web.archive.org/web/20190712125258/http://www. lg.gov.cn/bmzz/jyj/xxgk/ghjh/fzgh/201903/P020190311597687050068.pdf (data obrash-cheniya 12.02.2023).

• Virginia Tech and Virginia STEAM Academy form strategic partnership to meet critical education needs. Virginia Tech News. [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive. org/web/20200113144801/https://vtnews.vt.edu/articles/2012/07/073112-uged-steampart-nership.html (data obrashcheniya 14.02.2023).

Статья поступила в редакцию 12.03.2023; одобрена после рецензирования 22.03.2023; принята к публикации 24.03.2023.

The article was submitted 12.03.2023; approved after reviewing 22.03.2023; accepted for publication 24.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.