Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТУРЦИИ НАКАНУНЕ И В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1942 ГГ.)'

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТУРЦИИ НАКАНУНЕ И В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1942 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БАЛКАНСКАЯ АНТАНТА / БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ АНТАНТА / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / ДОГОВОРЫ / ЗАКОНЫ / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Салихат Ибрагимовна, Джабраилов Юсуп Мухтарович

В статье рассмотрена деятельность политического руководства Турецкой Республики накануне и в начальный период Второй мировой войны, связанная с выработкой ее внешнеполитического курса и обеспечением безопасности. Отмечено, что политику Турции определяла политика лавирования и сближения, с одной стороны, с англо-французским блоком, а с другой - с фашистской группировкой держав «оси». Заключение англо-франко-турецких (1939) и германо-турецких (1941 г.) договоров о дружбе, взаимопомощи и ненападении, а также подписанных в их развитие торгово-экономических договоров создало для страны возможность сохранить нейтралитет и не быть втянутой в войну. При этом укрепление политических отношений Турции с европейскими державами сопровождалось постепенным охлаждением отношений с Советским Союзом. Проводя политический курс, направленный на сохранение национальной независимости, при невовлечении страны в войну, власти Турции большое внимание уделяли перестройке экономики на военный лад. В этой связи показана деятельность по мобилизации материальных ресурсов и созданию необходимых государственных резервов на случай участия страны в военных действиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY AND POLITICAL EVENTS OF TURKEY ON THE EVE AND DURING THE INITIAL PERIOD OF THE SECOND WORLD WAR (1939-1942)

The article considers the activities of the political leadership of the Republic of Turkey on the eve and in the initial period of the Second World War, related to the determination of its foreign policy and security. It is noted that Turkey's policy was determined by the policy of maneuvering and rapprochement, on the one hand, with the Anglo-French bloc, and on the other hand, with the fascist grouping of the Axis powers. The conclusion of the Anglo-French-Turkish (1939) and German-Turkish (1941) treaties of friendship, mutual assistance and non-aggression, as well as trade and economic agreements signed in their development, created the opportunity for the country to maintain neutrality and not be drawn into the war. At the same time, the strengthening of Turkey's political relations with the European powers was accompanied by a gradual cooling of relations with the Soviet Union. Pursuing a political course aimed at preserving national independence, while not involving the country in the war, the Turkish authorities paid great attention to restructuring the economy on a war footing. In this regard, activities are shown to mobilize material resources and create the necessary state reserves in case the country participates in hostilities.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТУРЦИИ НАКАНУНЕ И В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1942 ГГ.)»

10. Галлямова А.Г. История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х - первая половина 1980-х гг.). -Казань: Магариф, 2010. - 223 с.

11. ТутаевМ.З. Развитие народного образования в Татарии (1917-1940 гг.). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. - 204 с.

12. ГА РТ. Ф. Р-1583. (Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Казани, 1929-1945 гг.). Оп.2. Д.41.

13. ГА РТ. Ф. Р-1583. Оп.2. Д.42.

14. Культурное строительство в РСФСР. Статистический сборник. - М.: Госстатиздат, 1958. - 459 с.

15. Елисеев А.Л. Разработка и основные положения государственной молодежной политики в РФ на рубеже XX-XXI веков // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С.82-86.

16. Вишленкова Е.А. Григорий Наумович Вульфсон // Фронтовики - ученые Казанского университета. - Казань, 2000. - С.56-65.

17. Кузина Н.П., Колмаков М.Н., Равкин З.И. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 456 с.

18. ГессенВ.Ю. Комсомол и юные пионеры. Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР. - Л.: Госиздат. 1926. - 162 с.

19. Ривес С.М. О воспитании социалистического отношения к труду // Советская педагогика. - 1940. - № 2. - С. 20-29.

20. Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.: Становление «нового человека». - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2003. - 236 с.

References and Sources

1. Kon I.S. Otkrytiya Filippa Ar'esa i gendernye aspekty istorii detstva // Vestnik RGGU. - 2010. - №15. - S. 12-24.

2. Pozdnyakov A.N. Vlast', obshchestvo i shkol'nye reformy v Rossii (konec XIX nachale XXI vv.). - Saratov: Progress, 2005. - 250 s.

3. Bykova E. Yu. Reformirovanie sistemy shkol'nogo obrazovaniya v SSSR v 1917-1930 gg.: organizacionnye i ideologicheskie aspekty // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. - 2011. - №1. - S. 179-189.

4. Rozhkov A.Yu. Bor'ba s besprizornost'yu v pervoe sovetskoe desyatiletie // Voprosy istorii. - 2000. - № 11. - C. 134-139.

5. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tatarstan (GA RT). F. R-3682. (Ministerstvo obrazovaniya i nauki respubliki Tatarstan (1920-1945 gg.) Op.1. D.1492.

6. Bylinkin N.P., Kalmykova V.N., Ryabushin A.V. Istoriya sovetskoj arhitektury (1917-1954 gg.). - M.: Strojizdat, 1985. - 256 s.

7. GA RT. F. R-3682. Op.1. D. 1491.

8. Rozhkov, A.Yu. V krugu sverstnikov: Zhiznennyj mir molodogo cheloveka v Sovetskoj Rossii 1920-h godov. - M.: Izd-vo «NLO», 2014. - 640 s.

9. GA RT. F.R-3682. Op.1. D.1202.

10. Gallyamova A.G. Istoriya Tatarstana: modernizaciya po-sovetski (vtoraya polovina 1940-h - pervaya polovina 1980-h gg.). - Kazan': Magarif, 2010. - 223 s.

11. Tutaev M.Z. Razvitie narodnogo obrazovaniya v Tatarii (1917-1940 gg.). - Kazan': Tat. kn. izd-vo, 1975. - 204 s.

12. GA RT. F. R-1583. (Glavnoe upravlenie arhitektury i gradostroitel'stva administracii g. Kazani, 1929-1945 gg.). Op.2. D.41.

13. GA RT. F. R-1583. Op.2. D.42.

14. Kul'turnoe stroitel'stvo v RSFSR. Statisticheskij sbornik. - M.: Gosstatizdat, 1958. - 459 s.

15. Eliseev A.L. Razrabotka i osnovnye polozheniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v RF na rubezhe XX-XXI vekov // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - № 4. - S.82-86.

16. Vishlenkova E.A. Grigorij Naumovich Vul'fson // Frontoviki - uchenye Kazanskogo universiteta. - Kazan', 2000. - S.56-65.

17. Kuzina N.P., Kolmakov M.N., Ravkin Z.I. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoj mysli narodov SSSR. - M.: Pedagogika, 1980. - 456 s.

18. Gessen V.Yu. Komsomol i yunye pionery. Ocherk istorii komsomol'skogo i pionerskogo dvizheniya v SSSR. - L.: Gosizdat. 1926. - 162 s.

19. Rives S.M. O vospitanii socialisticheskogo otnosheniya k trudu // Sovetskaya pedagogika. - 1940. - № 2. - S. 20-29.

20. Balashov E.M. Shkola v rossijskom obshchestve 1917-1927 gg.: Stanovlenie «novogo cheloveka». - SPb.: Izd-vo «Dmitrij Bulanin», 2003. - 236 s.

ЖУРАВЛЕВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Denneo769@gmail.com).

ZHURAVLEV, DENIS S. - Ph.D. Student, Department of National History, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) Federal University (Denneo769@gmail.com).

УДК 94(560)«1939/42»:327 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-134-142

МУСАЕВА С.И., ДЖАБРАИЛОВ Ю.М. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТУРЦИИ НАКАНУНЕ И В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1942 ГГ.)

Ключевые слова: Турция, Вторая мировая война, внешняя политика, Балканская Антанта, Ближневосточная Антанта, внутренняя политика, договоры, законы, экономика страны.

В статье рассмотрена деятельность политического руководства Турецкой Республики накануне и в начальный период Второй мировой войны, связанная с выработкой ее внешнеполитического курса и обеспечением безопасности. Отмечено, что политику Турции определяла политика лавирования и сближения, с одной стороны, с англо-французским блоком, а с другой - с фашистской группировкой держав «оси». Заключение англо-франко-турецких (1939) и германо-турецких (1941 г.) договоров о дружбе, взаимопомощи и ненападении, а также подписанных в их развитие торгово-экономических договоров создало для страны возможность сохранить нейтралитет и не быть втянутой в войну. При этом укрепление политических отношений Турции с европейскими державами сопровождалось постепенным охлаждением отношений с Советским Союзом. Проводя политический курс, направленный на сохранение национальной независимости, при невовлечении страны в войну, власти Турции большое внимание уделяли перестройке экономики на военный лад. В этой связи показана деятельность по мобилизации материальных ресурсов и созданию необходимых государственных резервов на случай участия страны в военных действиях.

MUSAYEVA, S.I., DZHABRAILOV, Yu-М. MILITARY AND POLITICAL EVENTS OF TURKEY ON THE EVE AND DURING THE INITIAL PERIOD

OF THE SECOND WORLD WAR (1939-1942)

Key words: Turkey, World War II, foreign policy, Balkan Entente, Middle East Entente, domestic policy, treaties, laws, the economy of the country.

The article considers the activities of the political leadership of the Republic of Turkey on the eve and in the initial period of the Second World War, related to the determination of its foreign policy and security. It is noted that Turkey's policy was determined by the policy of maneuvering and rapprochement, on the one hand, with the Anglo-French bloc, and on the other hand, with the fascist grouping of the Axis powers. The conclusion of the Anglo-French-Turkish (1939) and German-Turkish (1941) treaties of friendship, mutual assistance and non-aggression, as well as trade and economic agreements signed in their development, created the opportunity for the country to maintain neutrality and not be drawn into the war. At the same time, the strengthening of Turkey's political relations with the European powers was accompanied by a gradual cooling of relations with the Soviet Union. Pursuing a political course aimed at preserving national independence, while not involving the country in the war, the Turkish authorities paid great attention to restructuring the economy on a war footing. In this regard, activities are shown to mobilize material resources and create the necessary state reserves in case the country participates in hostilities.

Основной внешнеполитической линией турецкого правительства с середины 30-х годов XX в. являлось стремление укрепить международное положение Турции, придерживаясь политического курса, направленного на обеспечение и сохранение национальной независимости страны. В это время Турция, занимая важное геостратегическое место на карте мира, привлекала к себе внимание многие европейских держав. Со своей стороны, она также стремилась защитить свои геополитические интересы и проявляла стремление к сближению с ведущими империалистическими державами. В этой связи Турцией были подписаны пакт Балканской Антанты (9 февраля 1934 г., Балканская Антанта) [1] и «Саадабадский пакт» (8 июля 1937 г., Ближневосточная Антанта) [2], которые позволили ей войти в орбиту средиземноморской политики Великобритании. Стороны, подписавшие договоры, обязывались уважать неприкосновенность государственных границ и разрешать все спорные проблемы мирным путем. По мнению отдельных исследователей, Ближневосточная Антанта «была орудием британской политики на Ближнем Востоке» [3, с. 208].

Полагаем, что Турция начала сближаться с Англией в значительной степени из-за опасения возможной итальянской агрессии. В свою очередь, Англия всячески стремилась привлечь Турцию на свою сторону. Так, в 1937 г. она предоставила Турции заем в размере 3 млн. ф. ст. на строительство металлургического комбината в Карабюке, который должны были возводить английские фирмы, а в 1938 г. еще один кредит в размере 16 млн. ф. ст. для покупки английского вооружения [4, с. 190]. Таким образом, заключение указанного комплекса договоров и соглашений было вызвано к жизни опасениями Турции и стран участниц договоров за национальную независимость своих стран, так как к этому времени фашистская Германия активизировала свою ближневосточную политику, что впоследствии также отразилось на внешнеполитическом курсе турецкого правительства.

Фашистская Германия, как писал немецкий автор Х. Раушнинг, прилагала большие усилия к тому, чтобы наладить политико-экономические связи с Турцией, преследуя свои далеко идущие агрессивные цели [5, s. 116]. Генеральный штаб вермахта, разрабатывая планы будущих военных действий, как подчеркивал Х. Тильман, отводил Турции «особое стратегическое место» [6, с. 4547], учитывая ее географическое расположение. Во внешнеторговых отношениях с Турцией фашистская Германия занимала доминирующее положение до 1939 г. в сравнении с другими европейскими державами.

Одновременно, как было показано выше, турецкое правительство в сложных внутриполитических условиях проводило политику сближения и сговора с Англией и Францией, фактически перераставшую в союзные отношения. Таким образом, Турция заняла лавирующую позицию между империалистическим блоком и фашистской группировкой держав «оси», которая, в частности, оказала существенное влияние на советско-турецкие отношения. Уже после подписания Конвенции о проливах в Монтрё 1936 г. [7] наметилось охлаждение в отношениях турецкого правительства с Советским Союзом. Подтверждением тому служит турецко-советское соглашение, подписанное в феврале 1938 г. о взаимном сокращении консульской сети. Согласно данному договору были закрыты шесть консульств (Турция закрыла свои консульства в Одессе, Баку, Ереване, Ленинакане, а СССР - в Измире и Карсе); сохранились только по одному консульству - турецкое консульство в г. Батуми и советское в Стамбуле [8, с. 191].

Отмеченный политический курс сохранился и после того, как К. Ататюрк в связи с тяжелой болезнью скончался 10 ноября 1938 г. (новым президентом Турции был избран Исмет Инёню). В сложной предвоенной международной обстановке турецкое правительство заняло в целом неблагосклонную позицию в отношении Советского Союза. В частности, это ярко показал срыв советско-турецких переговоров 1939 года.

7 апреля 1939 г. фашистская Италия напала на Албанию, что вызвало большие опасения у Турции, и подтолкнуло ее к подписанию 12 мая 1939 г. англо-турецкого договора о взаимопомощи [9, doc. 124; 10, с. 108]. Как отмечал Л. Крекер, хотя Германия предпринимала попытки помешать сближению Турции с альянсом европейских держав, они не увенчались успехом [11, с. 46].

23 июня 1939 г. в Анкаре было подписано турецко-французское соглашение о присоединении к Турции Хатая-Александреттского санджака, которое обострило отношения Турции с Сирией и арабскими странами. В Париже 25 июня того же года Турцией был подписан договор с Францией о взаимопомощи [12; 13, с. 133-135], который дублировал все пункты англотурецкого договора: «Этот договор был выгодным для Турции, так как в тот период времени предполагалось заключение советско-турецкого соглашения параллельно намечавшемуся договору Советского правительства с Англией и Францией. Турецкая дипломатия, возможно, рассчитывала получить от Советского Союза гарантии безопасности своей стране, а от англофранцузского альянса - политическую поддержку в своей политике лавирования между СССР и европейскими державами» [10, с. 108].

Однако на практике укрепление политических отношений Турции с европейскими державами сопровождалось постепенным охлаждением отношений с Советским Союзом. Напомним, что СССР предпринимал тогда попытки заключить договор с организаторами и вдохновителями «политики Мюнхена» [14], но тщетно. Сегодня известно, что в этот же период Англия уже вела секретные переговоры с фашистской Германией по заключению договора о ненападении, а также и по подписанию соглашения о разделе мира на сферы влияния. Обсуждался на переговорах также вопрос об отказе от гарантий, данных Великобританией Турции и другим государствам, в том числе и о разрыве переговоров с Советским Союзом [8, с. 170].

Когда выяснилось нежелание Англии и Франции заключить договор о совместной борьбе против фашистской агрессии и обеспечении коллективной безопасности, Советский Союз пошел на подписание договора с Германией. 23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор (пакт Молотова-Риббентропа) [15] о ненападении, который на определенный период времени дал возможность Советскому государству избежать военного нападения со стороны коалиции империалистических держав и провести некоторые подготовительные работы до начала возможной предстоящей войны.

Как известно, вскоре после этого 1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия, осуществив вероломное нападение на Польшу, развязала Вторую мировую войну. С первых дней войны перед турецким правительством возник вопрос по корректировке ее внешнеполитического курса, а также по перестройке всей военно-политической, экономической и хозяйственной деятельности для мобилизации материальных ресурсов и создания необходимых резервов на случай участия в военных действиях.

В этой непростой ситуации, на международной арене правительство Турции действовало лукаво и вело двойную игру. Одновременно велись переговоры с Москвой и секретные переговоры с Англией и Францией, в результате которых в Анкаре 19 октября 1939 г. был подписан англо-франко-турецкий договор о взаимопомощи сроком на 15 лет [16]. «Заключая пакт о взаимопомощи, - писал впоследствии об этом договоре турецкий журналист, - наше правительство рассчитывало, что он будет направлен только против Италии, но события показали, что пакт направлен также и против СССР» [8, с. 173; 13, с. 133-135]. Продолжением англо-франко-турецкого договора 1939 г. являлся ряд торгово-экономических договоров, подписанных с Францией в январе 1940 г. в Париже и с Англией в феврале 1940 г в Лондоне. По условиям этих соглашений Турция обязывалась поставлять Англии и Франции стратегическое сырье хром в размере 50 тыс. т., а продажа хрома любой третье стране допускалась исключительно с разрешения последних [17, s. 275.]. Эти договоры были щедро оплачены англо-французской стороной, предоставившей Турции крупные займы и кредиты на сумму 43,5млн. ф. ст.

В договоре с Англией был особо оговорен и подписан пункт о хроме, по которому полагалось передачи Англии всей добычи турецких хромитов сроком на три года в счет платежей по английскому займу на постройку металлургического завода в Карабюке. Подписав договор с западными державами, Турция официально заняла позицию невоюющего союзника западных держав.

Хотя уже 10 июня 1940 г. военные действия начались в районе Средиземного моря с нападения Италия на Францию, а 1941 г. - на Балканы [4, с. 191; 18], турецкое правительство так и не выполнило в течение всей Второй мировой войны взятых на себя обязательств о взаимопомощи по англо-франко-турецким договорам 1939 года. Более того, Турецкое правительство, продолжая вести политику лавирования и двойной игры, 18 июня 1941 г. в Анкаре подписало с Германией договор о дружбе и ненападении [19; 20; 21, с. 240]. Договор был подписан германским послом в Турции Францем фон Папеном и турецким министром иностранных дел Шюкрю Сараджоглу [22]. Хотя Турция не стала явным участником Тройственного пакта, данный договор был очень важен для третьего рейха, так как он удерживал Турцию на позициях нейтралитета.

22 июля 1941 г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на СССР. Через три дня, 25 июля 1941 г. правительство Турции вербальной нотой официально уведомила правительство Советского Союза, что «при наличии положения созданного войной между Германией и Советским Союзом, правительство республики решило провозгласить нейтралитет» [25, с. 114].

Заметим, однако, что союзный договор с европейскими державами не оградил Турцию от давления со стороны фашистских агрессоров. С целью активизации экономических связей, в сентябре 1941 г. в Анкару прибыл заместитель министра хозяйства Германии Клодиус, который потребовал аннулировать англо-турецкое соглашение о хроме 1940 г. и передавать всю добываемую в Турции хромовую руду Германии в обмен на вооружение и военные материалы. Кроме того, за хромит Германия обещала предоставить Турции долгосрочные кредиты и принять активное участие в постройке на турецкой территории железных и шоссейных дорог, мостов, аэродромов и т.д. [8, с. 188]. В свою очередь, Турция не осмелилась нарушить англо-турецкий договор. Хотя формально она и не отказывалась от поставки хрома для германской военной промышленности, но полагала эти поставки возможными только после окончания срока действия англо-турецкого соглашения о хроме.

В октябре 1941 г. в Анкаре Турция подписала новое германо-турецкое торговое соглашение о поставке для промышленности третьего рейха очень ценного для военной промышленности сырья, в частности, меди, хлопка, дубителей, шерсти и других товаров. Данный договор предполагал товарообмен на сумму 96 млн. лир импорта и 96 млн. лир экспорта сроком до 31 марта 1943 г. В обмен на поставку турецких товаров фашистская Германия обязалась снабжать Турцию вооружением и военными материалами. Германия, в ходе переговоров в Берлине в марте 1942 г., как об этом писала газета «Манчестер Гардиан», «обещала турецкому правительству за оказанные ею услуги передать Турции острова Лемнос, Лесбос, Хиос, часть Западной Фракии, предоставить мандат на Сирию сроком на 50 лет, и выделить в распоряжение Турции 50% доходов от Иракской нефти» [23; 8 с. 188-189].

Дипломаты третьего рейха, пытаясь еще больше привязать к себе Турцию, 31 декабря 1942 г. подписали соглашение о предоставлении ей кредита в размере 100 млн. марок на закупку военных материалов для турецкой армии. В результате активной работы фашистских дипломатов удельный вес фашистской Германии и ее сателлитов в турецком импорте составлял в 1941-1944 гг. от 40 до 53% [18]. Турция экспортировала в третий рейх стратегически важное сырье для военной промышленности и продукцию сельского хозяйства: хром, цинк, серу, медь, хлопок, шерсть, зерно, скот, сухофрукты разных видов, табак и другую сельскохозяйственную продукцию. Фашистский вермахт расплачивался с Турцией золотом, награбленным в европейских странах в результате оккупации.

Хотя Турция сохраняла нейтралитет, тем не менее, она помогала нацистскому рейху поставкой продукции и сырья для военной промышленности. Турция, согласно германско-турецкому договору, обязывалась поставлять нацистам 41 тыс. тонн хромой руды, в которой

фашистская промышленность остро нуждалась. Только в 1944 г. Турция остановила поставку Германии хромой руды под нажимом других стран [24].

С учетом общего внешнеполитического контекста, следует особо отметить основные военно-политические шаги турецкого руководства. Сразу после начала Второй мировой войны оно, прежде всего, приступило к коренной перестройке всей экономики страны на военный лад, мобилизации сил и средств для создания необходимых резервов на случай участия в военных действиях. В армию было призвано несколько возрастных контингентов, что увеличило ее численность почти в пять раз с 205 тыс. до 1 млн. человек [26]. Как отмечалось выше, не имея возможности самостоятельно производить многие виды вооружения, Турция приступила к их закупкам в других государствах. Используя межимпериалистические противоречия, Турция сумела получить вооружение от обеих воюющих группировок. В итоге, если к концу 1938 г. «турецкая армия насчитывала 20 тыс. офицеров и 174 тыс. солдат, которыми были укомплектованы 20 пехотных дивизий, 3 горнострелковых бригады, 1 крепостная бригада и 5 кавалерийских дивизий (включая 2 запасные) - всего 132 полка (60 пехотных, 6 горнострелковых, 21 кавалерийский, 8 кавалерийских запасных, 20 полков полевой артиллерии, 10 тяжелой и 7 крепостной)» [24], то уже концу 1941 г. численность турецких вооруженных сил достигла 45 дивизий, хотя военно-техническое оснащение и выучка турецких солдат отставали от вооруженных формирований европейских держав [24].

После начала Второй мировой войны, в первую очередь, коренной перестройке была подвергнута экономика страны. Более 55-60% государственных бюджетных средств было направлено на выпуск военной продукции [3, с. 210]. Правительство Турции с целью мобилизации необходимых денежных средств в условиях военного времени вводило новые налоги и увеличивало ставки существующих, что тяжело отражалось на положении народных масс стран. В то же время государство прибегало к внутренним и внешним займам, а также практиковало выпуск бумажных денег (к 1945 г. количество бумажных денег в обращении выросло по сравнению с 1938 г. более чем в пять раз, а национальный доход упал на 23 %), что вызывало инфляцию. Естественно, все эти меры мобилизации материальных ресурсов были направлены на покрытие военных расходов за счет трудящихся.

Разраставшиеся военные действия в Европе оказывали влияние на экономику Турции и потребовали изменения всего хозяйственного аппарата страны, перевода промышленности и сельского хозяйства на военные рельсы. При этом власти, стремясь переложить на плечи простого народа всю тяжесть военно-мобилизационных мероприятий и расходов, изыскивали способы и возможности усиления эксплуатации трудящихся. Для осуществления намеченных целей турецким правительством 24 января 1940 г. был принят так называемый «Закон о национальной защите» [27], который предоставил правительству широкие полномочия. Закон о национальной защите, в частности, предусматривал создание Координационного комитета, куда входили руководители важнейших министерств (экономики, финансов, национальной обороны), в том числе и премьер, который мог контролировать любую отрасль.

По статье 19 Закона о национальной защите турецкое правительство получило право определять размеры трудовой повинности для турецких граждан во всех отраслях хозяйства и районах страны, устанавливать режим рабочего дня, упразднять ограничения по использованию женского и детского труда, наложить запрет на свободы передвижения граждан, выбора места работы и т. д. Статья 19 Закона о национальной защите позволяла увеличить рабочий день на 3 часа, использовать детский труд на промышленных предприятиях, а подростковый и женский труд - на тяжелых работах и в шахтах [21, с. 258].

Проблема рабочей силы в сельском хозяйстве турецким правительством решалась, опираясь на Закон о национальной защите методом принудительного труда крестьян в крупных помещичьих хозяйствах, а также на государственных животноводческих фермах. Закон предусматривал изъятие у крестьян сельскохозяйственной продукции по твёрдым низким государственным ценам в порядке принудительных закупок, регулирования соотношения и виды засеваемых культур, введение чрезвычайных новых налогов и т.д.

Правительство Турции уделяло большое внимание развитию сельского хозяйства и созданию в разных вилайетах страны сети «сельских институтов». 17 апреля 1940 г. был принят Закон о создании сельских институтов. Сельские институты создавались с целью подготовить

специалистов сельского хозяйства, сельских учителей и работников для села. В ст. 3 отмечалось: «В институт принимаются, путем отбора, здоровые и способные деревенские дети, получившие полное начальное образование. Полный срок обучения минимум 5 лет» [21, с. 259-260; 28, s. 3541].

Тем не менее, из-за мобилизации в армию большого количества людей начался упадок сельского хозяйства, посевные площади под зерновыми культурами уменьшились, урожайность зерновых снизилось, не хватало рабочих рук. Правительство Турции уже в 1941 г. вынуждено было установить ограничения в потреблении мучных изделий, а с начала 1942 г. ввести в городах карточную систему на хлеб [4, с. 193]. Снабжение миллионной армии потребовало многих тысяч тонн продовольствия, фуража и других товаров внутреннего производства. Для создания продовольственных резервов правительство приступило с июня 1941 г. к реквизициям у крестьян по твердым низким ценам всех товарных «излишков» [27]. У крестьян парой отбирали последний хлеб. Эти мероприятия военного времени ложились на крестьян тяжелым бременем. С июля 1942 г. была введена новая система государственных закупок, обязывавшая производителя продавать государству заранее фиксированную часть урожая, которая составляла 25-50% валового сбора. Однако принятые меры на дали ощутимого результата и июне 1943 г. был введен налог, обязавший земледельцев сдавать государству в натуральной форме 8-12% урожая всех сельскохозяйственных культур. Практически это означало восстановление феодального ашара.

Для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства крупным помещичьим хозяйствам правительство предоставляло льготы, кредиты, снабжало их сортовыми семенами, машинами, инструментами и удобрениями.

Правительственные органы уделяли большое внимание развитию промышленности страны. В период войны сложились благоприятные условия для многих фабрикантов и предпринимателей. Военные заказы позволили им увеличить производственные мощности и получать большие прибыли. Вместе с тем, в январе 1940 г. был принят закон «О контроле над частными предприятиями по производству оружия и военного снаряжения», а в 1943 г. был опубликован правительственный декрет о контроле над всеми промышленными предприятиями страны «с тем, чтобы направить их деятельность на удовлетворение нужд обороны и населения» [8, с. 176].

Турецкое правительство пыталось воздействовать на направление частнопредпринимательской активности посредством контроля над снабжением предприятий дефицитным сырьем и реализации их готовой продукции.

Правительственными органами Турции в марте 1940 г. было дано указание Этибанку, установить свой жёсткий контроль над всей добываемой и экспортируемой хромой рудой и серы, в которой остро нуждалась военная промышленность европейских стран. Все шахты, в том числе и с частным капталом, с мая 1940 г. были переведены в Турции под контроль государства, а шахты, принадлежавшие иностранцам, были выкуплены государством [27].

Под особый контроль были поставлены также все государственные и частные предприятия страны, производившие шерстяную и хлопчатобумажную продукцию. Так, 30 января 1941 г. по решению комитета координации вся продукция государственных и частных фабрик по выделке хлопчатобумажной пряжи и тканей была передана под контроль Сумербанка. Предприятия текстильной промышленности обеспечивались сырьем через Сумербанк, и ему же было поручено заниматься организацией реализации импортной пряжи.

В 1940-1941 гг. практически все промышленные предприятия страны были поставлены под контроль государственных органов. Государство также контролировало закупку и снабжение предприятий сырьем и топливом. Особое внимание уделялось регулированию государственными органами работы предприятий стратегического значения. Для решения этой проблемы в 1941 г. при Министерстве торговли был создан «Торговый офис», который занимался распределением товаров военно-стратегического значения, таких как жесть, олово, некоторые виды промышленного сырья, шины и мототранспортные средства.

Для обеспечения топливом промышленных предприятий в 1941 г. были созданы специализированные государственные управления, такие как «Управление по продаже угля» и «Государственное нефтяное управление», которые занималась реализацией угля и

нефтепродуктов. Для снабжения армии нефтепродуктами была создана государственная организация «Офис нефти» («Петроль офис») [8, с. 178].

Впоследствии под контроль государства была взята вся продукция бумажных фабрик, цементных, кожевенных и мукомольных заводов.

В период войны турецкое правительство установило строгий контроль над внешней торговлей страны путем введения импортных и экспортных ограничений, пошлин, лицензий, валютных рестрикций и пр. С целью регулирования внешнеторговых операций в апреле 1940 г. были созданы импортно-экспортные объединения («бирлики») по роду выпускаемых товаров, что привело к монополии крупных торговцев и подрыву позиций национальных меньшинств страны [27]. В мае 1942 г. лицензии были введены на вывоз практически всех турецких товаров.

По «Закону о национальной защите» государственное экономическое «регулирование» распространялось и на внутренний рынок страны. Правительственные структуры занимались созданием продовольственных запасов и иных материалов, устанавливали максимальные цены и размеры прибыли, регулировали потребление товаров, «жизненно необходимых для населения и национальной обороны». Однако все эти меры правительственных органов не остановили спекуляции, роста дороговизны, а также не спасли трудящихся от возраставшей нищеты и голода. Турецкий экономист Тунджер, касаясь правительственных мероприятий по регулированию внутреннего рынка, писал: «Как у нас, так и в других странах в годы войны был введен ряд ограничений, имевших целью упорядочить торговлю... Но, к сожалению, «новые порядки» зачастую оказывались неудачными и давали обратные результаты» [8, с. 179.].

В марте 1944 г. комитет координации принял специальное решение «О регламентировании торговли и борьбе со спекуляцией», согласно которой создавались особые контрольные комиссии для борьбы со спекулянтами, устанавливались максимальные цены на товары, регулировались размеры прибылей торговцев и промышленников.

Для решения острой проблемы турецкое правительство издали ряд декретов, направленных на устранение спекуляции и коррупции в государственном аппарате. Для борьбы со спекуляцией в 1942 г. были созданы специальные суды для рассмотрения дел, связанных с нарушением Закона о национальной защите. В отношении злостных спекулянтов по решению суда устанавливали крупные денежные штрафы, назначали длительные сроки тюремного заключения даже смертную казнь.

В период Второй мировой войны, как отмечал армянский исследователь Р.П. Кондакчян, в Турции был введен чрезвычайный налог на имущество «варлык вергиси», который разорил многих торговцев не мусульман - греков, армян и евреев. Более 2 тыс. человек было подвергнуто арестам и ссылкам с конфискацией имущества [21, с. 256; 29, с. 141-149].

Правительство Турции, помимо издания законов и административных распоряжений, создавало многочисленные контрольные учреждения, которые, являлись бюрократическими организациями и не сыграли своей роли. Власти, понимая абсолютную бесполезность всевозможных управлений, торговых ведомств, комиссий по контролю над ценами, тем не менее, сохраняли их до конца войны, прикрывая свою бездеятельность существованием этих учреждений.

Тем не менее, в целом, Закон о национальной защите позволил турецкому правительству регулировать всю военно-политическую ситуацию и экономическую жизнь страны по законам военного времени и принимать соответствующие меры в отношении лиц, нарушающих законы, -от экономического принуждения и вплоть до уголовных наказаний. Получив по Закону о национальной защите чрезвычайные полномочия, правительство под видом «регулирования» хозяйства осуществляло перераспределение национального дохода в пользу господствующих классов, чем обрекло экономику страны на неустойчивость и провалы.

Литература и источники

1. Балканская Антанта // [Электронный ресурс] URL: http://virezkipress.ru/load/1934/fevral_1934/1934_02_09_sozdanie_balkanskoj_antanty/350-1-0-480 (Дата обращения: 10.02.2023.); https://wwii.space/09-02-34-создана-балканская-антанта/

2. Международные отношения. XX век. Саадабадский пакт // [Электронный ресурс] URL:http://virezkipress.ru/load/1937/ijul_1937/1937_07_08_podpisan_saadabadskij_pakt/181 -1-0-469 (Дата обращения: 10.02.2023.).

3. ГасратянМ.А., Орешкова С.Ф., Пертросян Ю. Очерки истории Турции. - М.: Наука, 1983. - 295 с.

4. НовичевА.Д. Турция. Краткая история. - М.: Наука, 1965. - 271 с.

5. RauschningsH. „Gespräche mit Hitler" als Geschichtsquelle. - Zurich-New York. 1940.

6. Tillmann H. Deutschlands Araberpolitik im zweiten Weltkrig. - Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1965. - 473 s.

7. Конвенция о режиме проливов (г. Монтрё, 1936 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Конвенция_о_режиме_проливов_(г._Монтре,_1936) (Дата обращения 21.02.2023 г.).

8. Новейшая история Турции. - М.: Наука, 1968. - 396 с.

9. Documents on British Foreign Policy 1919-1939. Ser. 3. Vol. 5. 1939. Dok. 124.) // [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.Org/web/20190131182335/https://diplomatic-documents.org/editions/united-kingdom (Дата обращения: 20.01.2023.)

10. Мусаева С.И. Турция и ее политика нейтралитета накануне и в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.). // Современная научная мысль. - 2023. - № 1. - С. 106-113.

11. KreckerL. Deutschland und die Turkei im zweiten Weltkrig. - Frankfurt/Main, 1964. - 293 p.

12. Англо-франко-турецкий договор 1939 г. // [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/Англо-турецко французский_договор_1939 (Дата обращения: 15.02.2023.).

13. Данциг. Турция. - М.: Воен. Изд-во, 1940. - 312 с.

14. 80-летие Мюнхенского соглашения 1938 года. Историография «Мюнхенского сговора» 1938 года // [Электронный ресурс] URL: https://historyrussia.org/proekty/80-letie-myunkhenskogo-soglashenie-1938-goda/istoriografiya-myunkhenskogo-sgovora-1938-goda.html (Дата обращения: 21.02.2023.).

15. Советско-германский договор о ненападении между Германией и СССР. 23 августа 1939 г. Исторические источники. Документы 20-х годов XX в. // [Электронный ресурс] URL: http://www.hrono.ru/dokum/193_dok/1939ru_ge.php (Дата обращения: 17.01.2023.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Англо-франко-турецкий договор 1939 г. Документы XX в., 19 октября (Вышинский, 1948). // [Электронный ресурс] URL: http://doc20vek.ru/node/3557 (Дата обращения: 10.02.2023.).

17. Medlicott W.N. The Economic Blockade. Vol. 1. History of the Second World War United Kingdom Civil Series. - London, 1952.

- 732 р.

18. История развития турецко-германских отношений. Период турецко-германских отношений с 1923 г. по 18 июня 194 1 г. // [Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/542920/istoriya/istoriya_razvitiya_turetsko_germanskih_otnosheniy (Дата обращения 23.02.2023 г.).

19. Германо-турецкий договор 1941 года, 18 июня (Вышинский, 1948). Документы XX век. // [Электронный ресурс] URL: http://doc20vek.ru/node/3622 (Дата обращения: 10.02.2023.).

20. Известия. - 1941. - 19 июня.

21. Киреев. Н.Г. История Турции. XX век. - М.: Крафт+ ИВ РАН, 2007. - 608 с.

22. Договор о дружбе и ненападении между Германией и Турцией. // [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Договор_о_дружбе_и_ненападении_между_Германией_и_Турцией (Дата обращения: 23.02.2023.).

23. Manchester Guardian. - 1942. - March 21.

24. Широкорад А.В. Нерешительный враг, ненадежный союзник. Загадки турецкого нейтралитета во Второй мировой войне. // Независимая газета. // [Электронный ресурс] URL: https://nvo.ng.ru/history/2020-12-10/12_1121_history.html (Дата обращения 24.02.2023 г.).

25. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. В 3 т. Т. 1. Документы и материалы. - М.: Госполитиздат, 1946. - 803 с.

26. Турция во второй мировой войне // [Электронный ресурс] URL: https://tehnowar.ru/317093-Turciya-vo-Vtoroy-mirovoy-voyne.html (Дата обращения 30.01.2023 г.).

27. Турецкий клуб МГИМО. Турция во Второй Мировой войне. Закон «О национальной защите».// [Электронный ресурс] URL: https://mgimotc.ucoz.ru/stuff/istorija/istorija/turcija_vo_vtoroj_mirovoj_vojne_zakon_o_nacionalnoj_zashhite/2-1-0-15 (Дата обращения 23.02.2023 г.).

28. Balkir S. Edip. Dipten gelen ses. Arifiye Koy Enstitiisii. 1940-1946. - Istanbul, 1974. - 525 s.

29. Кондакчян Р.П. Внутренняя политика Турции в годы Второй мировой войны. - Ереван: АН Арм.ССР, 1978. - 244 с.

References and Sources

1. Balkanskaya Antanta // [Elektronnyj resurs] URL: http://virezkipress.ru/load/1934/fevral_1934/1934_02_09_sozdanie_balkanskqj_antanty/350-1-0-480 (Data obrashcheniya: 10.02.2023.); https://wwii.space/09-02-34-sozdana-balkanskaya-antanta/

2. Mezhdunarodnye otnosheniya. XX vek. Saadabadskij pakt // [Elektronnyj resurs] URL:http://virezkipress.ru/lqad/1937/ijul_1937/1937_07_08_pqdpisan_saadabadskij_pakt/181-1-0-469 (Data obrashcheniya: 10.02.2023.).

3. Gasratyan M.A., Oreshkova S.F., Pertrosyan Yu. Ocherki istorii Turcii. - M.: Nauka, 1983. - 295 s.

4. Novichev A.D. Turciya. Kratkaya istoriya. - M.: Nauka, 1965. - 271 s.

5. Rauschnings H. „Gespräche mit Hitler" als Geschichtsquelle. - Zurich-New York. 1940.

6. Tillmann H. Deutschland\'s Araberpolitik im zweiten Weltkrig. - Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1965. - 473 s.

7. Konvenciya o rezhime prolivov (g. Montryo, 1936 g.) // [Elektronnyj resurs] URL: https://m.wikisource.org/wiki/Konvenciya_o_rezhime_prolivov_(g._Montre,_1936) (Data obrashcheniya 21.02.2023 g.).

8. Novejshaya istoriya Turcii. - M.: Nauka, 1968. - 396 s.

9. Documents on British Foreign Policy 1919-1939. Ser. 3. Vol. 5. 1939. Dok. 124.) // [Elektronnyj resurs] URL: https://web.archive.qrg/web/20190131182335/https://diplqmatic-dqcuments.qrg/editiqns/united-kingdqm (Data obrashcheniya: 20.01.2023.)

10. Musaeva S.I. Turciya i ee politika nejtraliteta nakanune i v period Vtoroj mirovoj vojny (1939-1945 gg.). // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2023.

- № 1. - S. 106-113.

11. Krecker L. Deutschland und die Turkei im zweiten Weltkrig. - Frankfurt/Main, 1964. - 293 p.

12. Anglo-franko-tureckij dogovor 1939 g. // [Elektronnyj resurs] URL: https://gufq.me/dict/histqry_encyclqpedia/Anglq-tureckq francuzskij_dogovor_1939 (Data obrashcheniya: 15.02.2023.).

13. Dancig. Turciya. - M.: Voen. Izd-vo, 1940. - 312 s.

14. 80-letie Myunhenskogo soglasheniya 1938 goda. Istoriografiya «Myunhenskogo sgovora» 1938 goda // [Elektronnyj resurs] URL: https://historyrussia.org/proekty/80-letie-myunkhenskogo-soglashenie-1938-goda/istoriografiya-myunkhenskogo-sgovora-1938-goda.html (Data obrashcheniya: 21.02.2023.).

15. Sovetsko-germanskij dogovor o nenapadenii mezhdu Germaniej i SSSR. 23 avgusta 1939 g. Istoricheskie istochniki. Dokumenty 20-h godov XX v. // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.hrono.ru/dokum/193_dok/1939ru_ge.php (Data obrashcheniya: 17.01.2023.).

16. Anglo-franko-tureckij dogovor 1939 g. Dokumenty XX v., 19 oktyabrya (Vyshinskij, 1948). // [Elektronnyj resurs] URL: http://doc20vek.ru/node/3557 (Data obrashcheniya: 10.02.2023.).

17. Medlicott W.N. The Economic Blockade. Vol. 1. History of the Second World War United Kingdom Civil Series. - London, 1952. - 732 r.

18. Istoriya razvitiya turecko-germanskih otnoshenij. Period turecko-germanskih otnoshenij s 1923 g. po 18 iyunya 194 1 g. // [Elektronnyj resurs] URL: https://studbooks.net/542920/istoriya/istoriya_razvitiya_turetsko_germanskih_otnosheniy (Data obrashcheniya 23.02.2023 g.).

19. Germano-tureckij dogovor 1941 goda, 18 iyunya (Vyshinskij, 1948). Dokumenty XX vek. // [Elektronnyj resurs] URL: http://doc20vek.ru/node/3622 (Data obrashcheniya: 10.02.2023.).

20. Izvestiya. - 1941. - 19 iyunya.

21. Kireev. N.G. Istoriya Turcii. XX vek. - M.: Kraft+ IV RAN, 2007. - 608 s.

22. Dogovor o druzhbe i nenapadenii mezhdu Germaniej i Turciej. // [Elektronnyj resurs] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Dogovor_o_druzhbe_i_nenapadenii_mezhdu_Germaniej_i_Turciej (Data obrashcheniya: 23.02.2023.).

23. Manchester Guardian. - 1942. - March 21.

24. Shirokorad A.V. Nereshitel'nyj vrag, nenadezhnyj soyuznik. Zagadki tureckogo nejtraliteta vo Vtoroj mirovoj vojne. // Nezavisimaya gazeta. // [Elektronnyj resurs] URL: https://nvo.ng.ru/history/2020-12-10/12_1121_history.html (Data obrashcheniya 24.02.2023 g.).

25. Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza v period Otechestvennoj vojny. V 3 t. T. 1. Dokumenty i materialy. - M.: Gospolitizdat, 1946. - 803 s.

26. Turciya vo vtoroj mirovoj vojne // [Elektronnyj resurs] URL: https://tehnowar.ru/317093-Turciya-vo-Vtoroy-mirovoy-voyne.html (Data obrashcheniya 30.01.2023 g.).

27. Tureckij klub MGIMO. Turciya vo Vtoroj Mirovoj vojne. Zakon «O nacional'noj zashchite».// [Elektronnyj resurs] URL: https://mgimotc.ucoz.ru/stuff/istorija/istorija/turcija_vo_vtoroj_mirovoj_vojne_zakon_o_nacionalnoj_zashhite/2-1-0-15 (Data obrashcheniya 23.02.2023 g.).

28. Balkir S. Edip. Dipten gelen ses. Arifiye Koy Enstitiisii. 1940-1946. - Istanbul, 1974. - 525 s.

29. Kondakchyan R.P. Vnutrennyaya politika Turcii v gody Vtoroj mirovoj vojny. - Erevan: AN Arm.SSR, 1978. - 244 s.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, факультет востоковедения, Дагестанский государственный университет (sirsa888@mail.ru).

ДЖАБРАИЛОВ ЮСУП МУХТАРОВИЧ- магистрант факультета востоковедения, Дагестанский государственный университет.

MUSAYEVA, SALIHAT I. - Doctor of History, Professor, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (sirsa888@mail.ru). DZHABRAILOV, YUSUP - graduate student of the Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (sirsa888@mail.ru).

УДК 94(47).084.8:329.7«1943/1945» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-142-146

БОРИСОВ Д.А., АВЕРЧЕНКО С.В. ЯК-9Д И ЯК-9ДД, КАК ОСНОВНЫЕ ДАЛЬНИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ ВВС РККА

В 1943-1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военная авиация, конструкторское бюро А.С. Яковлева, истребитель сопровождения, дальний истребитель, беспосадочный перелет.

В статье представлены основные вехи истории создания и применения основных дальних истребителей Красной армии в 1943-1945 гг. - Як-9Д и Як-9ДД. Рассматриваются конструктивные особенности самолетов, их очевидные преимущества и недостатки. Показано, что основой конструкции нового истребителя, созданного в КБ А.С. Яковлева, являлся хорошо известный планер Як-9. В то же время, за счет увеличения числа топливных баков (с 440 до 650 литров горючего) и запасов масла (с 25 до 48 кг.) удалось обеспечить дальность полета до 1360 километров. Анализируется значение исследуемых моделей для успеха в борьбе за господство в небе в качестве обычных истребителей - с одной стороны, а также их роль в нанесении авиационных ударов в ходе стратегических наступательных операций, как дальних истребителей, - с другой.

BORISOV, D.A., AVERCHENKO, S.V. YAK-9D AND YAK-9DD, AS THE MAIN LONG-RANGE FIGHTERS OF THE RED ARMY AIR FORCE IN 1943-1945.

Key words: Great Patriotic War, military aviation, A.S. Yakovlev design bureau, escort fighter, long-range fighter, non-stop flight.

The article presents the main milestones in the history of the creation and use of the main long-range fighters of the Red Army in 19431945. - Yak-9D and Yak-9DD. The design features of aircraft, their obvious advantages and disadvantages are considered. It is shown that the basis of the design of the new fighter, created in the design bureau of A.S. Yakovlev, was the well-known Yak-9 glider. At the same time, by increasing the number of fuel tanks (from 440 to 650 liters of fuel) and oil reserves (from 25 to 48 kg), it was possible to ensure a flight range of up to 1360 kilometers. The significance of the studied models for success in the struggle for dominance in the sky as conventional fighters, on the one hand, as well as their role in delivering air strikes during strategic offensive operations, as long-range fighters, on the other, is analyzed.

Тысяча девятьсот сорок третий год в российской военно-исторической литературе принято именовать годом коренного перелома. Именно в рамках этого периода Красная армия перешла к проведению масштабных операций, имевших целью глубокий прорыв немецкой обороны. Для их реализации необходима была постоянная поддержка авиации. В условиях быстрого продвижения советских войск на запад и отсутствия на освобождаемой территории подготовленных аэродромов возникла особая потребность в самолете-истребителе со значительной дальностью действий. Именно поэтому по специальному распоряжению Государственного комитета обороны (ГКО) в кратчайшие сроки был разработан проект истребителя дальнего сопровождения Як-9Д (дальний).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.