Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОТНОШЕНИИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ'

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОТНОШЕНИИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательная система / особенности / педагогика / система образования / страны — лидеры образования / школьный учебник / education / educational system / features / pedagogy / education system / educational leader countries / school textbook

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухин И. Г.

Опыт высокоэффективных образовательных систем вызывает вполне понятный интерес других стран. В данной статье в той или иной степени затронуты многие аспекты, касающиеся позиции стран — лидеров образования в отношении школьных учебников (с акцентом на ведущие восточноазиатские страны), в том числе: их общие черты и различия; что попадает в фокус их внимания; каково в последние годы смещение акцентов в этом вопросе; насколько учебники согласованы с учебной программой; проходят ли учебники процесс утверждения; контролируется ли процесс издания учебников государством и если да, то как; как расставляются приоритеты в обеспечении учащихся учебниками; каковы ключи к высокому качеству учебников; некоторые особенности учебников по различным предметам; применяется ли система единого учебника или есть вариативность; серьезное ли внимание в учебниках уделяется социальным аспектам; какие в целом особенности отличают учебники стран — лидеров образования от учебников остальных государств. Высвечены характерные особенности, присущие школьным учебникам этих стран. Эти учебники являются основным выражением учебной программы по предмету (при этом в программе по предмету четко и убедительно излагается предметный подход и объясняется, как поддерживается общее видение процесса обучения); разрабатываются на серьезной научной основе, реализуя базовые принципы учебниковедения; базируются на системе национальных ценностей, неповторимости национальной культуры и сбережении родного языка; способствуют формированию ключевых навыков XXI века средствами учебника (при этом в разных странах разные перечни ключевых навыков); предоставляют возможность учителям преподавать различные темы различными способами; учитывают когнитивный уровень школьников и предоставляют учителям достаточно времени для глубокого изучения тем; ориентируют школьников на успешное применение приобретенных знаний в школе и за ее пределами; позволяют реализовать задачи воспитания гармоничной, творческой, нестандартно мыслящей и духовно богатой личности; серьезное внимание уделяют социальным аспектам; создаются в специализированных структурах, разрабатывающих проблемы учебниковедения и обладающих многолетним опытом разработки основных аспектов учебниковедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF HIGH-PERFORMANCE EDUCATIONAL SYSTEMS POLICY ON SCHOOL TEXTBOOKS

The experiences of high-performing educational systems generate understandable interest in other countries. This article touches to varying degrees on many aspects of the educational leader countries’ position on school textbooks (with a focus on the leading East Asian countries), including their commonalities and differences; what is in their focus; what has been a shift in emphasis in recent years; how well aligned are textbooks with the curriculum; whether textbooks go through the approval process; whether and how the state monitors textbook publishing; how priorities are set in providing students with textbooks. The key characteristics of school textbooks in these countries are highlighted. These textbooks are the main expression of the subject curriculum (with the subject curriculum clearly and convincingly stating the subject approach and explaining how the overall vision of learning is supported); are developed on a sound scientific basis, implementing basic principles of textbook science; are based on the system of national values, the uniqueness of their culture and preservation of the native language; promote the formation of key skills of the XXI century through the textbook (with different lists of key skills in different countries); provide a focus for the development of the textbook in the future.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОТНОШЕНИИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 139-151. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 5 (87). P. 139-151.

Научная статья УДК 37.013

doi:10.24412/2224-0772-2022-87-139-151

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ОТНОШЕНИИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Игорь Георгиевич Сухин

Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия, suhin_i@mail.ru

И. Г. Сухин

Аннотация. Опыт высокоэффективных образовательных систем вызывает вполне понятный интерес других стран. В данной статье в той или иной степени затронуты многие аспекты, касающиеся позиции стран — лидеров образования в отношении школьных учебников (с акцентом на ведущие восточноазиатские страны), в том числе: их общие черты и различия; что попадает в фокус их внимания; каково в последние годы смещение акцентов в этом вопросе; насколько учебники согласованы с учебной программой; проходят ли учебники процесс утверждения; контролируется ли процесс издания учебников государством и если да, то как; как расставляются приоритеты в обеспечении учащихся учебниками; каковы ключи к высокому качеству учебников; некоторые особенности учебников по различным предметам; применяется ли система единого учебника или есть вариативность; серьезное ли внимание в учебниках уделяется социальным аспектам; какие в целом особенности отличают учебники стран — лидеров образования от учебников остальных государств. Высвечены характерные особенности, присущие школьным

© Сухин И. Г., 2022

учебникам этих стран. Эти учебники являются основным выражением учебной программы по предмету (при этом в программе по предмету четко и убедительно излагается предметный подход и объясняется, как поддерживается общее видение процесса обучения); разрабатываются на серьезной научной основе, реализуя базовые принципы учебниковеде-ния; базируются на системе национальных ценностей, неповторимости национальной культуры и сбережении родного языка; способствуют формированию ключевых навыков XXI века средствами учебника (при этом в разных странах разные перечни ключевых навыков); предоставляют возможность учителям преподавать различные темы различными способами; учитывают когнитивный уровень школьников и предоставляют учителям достаточно времени для глубокого изучения тем; ориентируют школьников на успешное применение приобретенных знаний в школе и за ее пределами; позволяют реализовать задачи воспитания гармоничной, творческой, нестандартно мыслящей и духовно богатой личности; серьезное внимание уделяют социальным аспектам; создаются в специализированных структурах, разрабатывающих проблемы учеб-никоведения и обладающих многолетним опытом разработки основных аспектов учебниковедения.

Ключевые слова: образование, образовательная система, особенности, педагогика, система образования, страны — лидеры образования, школьный учебник

Финансирование: исследование выполнено в 2022 году при финансовой поддержке Министерства просвещения в рамках НИР ГЗ № 073-00058-22-04.

Для цитирования: Сухин И. Г. Результативность политики высокоэффективных образовательных систем в отношении школьных учебников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 5 (87). С. 139-151. аок 10.24412/2224-0772-2022-87-139-151

Original article

THE EFFICIENCY OF HIGH-PERFORMANCE EDUCATIONAL SYSTEMS POLICY ON SCHOOL TEXTBOOKS Igor G. Sukhin

Institute for strategy of education development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, suhin_i@mail.ru

Abstract. The experiences of high-performing educational systems generate understandable interest in other countries. This article touches to varying degrees on many aspects of the educational leader countries' position on school textbooks (with a focus on the leading East Asian countries), includ-

ing their commonalities and differences; what is in their focus; what has been a shift in emphasis in recent years; how well aligned are textbooks with the curriculum; whether textbooks go through the approval process; whether and how the state monitors textbook publishing; how priorities are set in providing students with textbooks. The key characteristics of school textbooks in these countries are highlighted. These textbooks are the main expression of the subject curriculum (with the subject curriculum clearly and convincingly stating the subject approach and explaining how the overall vision of learning is supported); are developed on a sound scientific basis, implementing basic principles of textbook science; are based on the system of national values, the uniqueness of their culture and preservation of the native language; promote the formation of key skills of the XXI century through the textbook (with different lists of key skills in different countries); provide a focus for the development of the textbook in the future.

Keywords: education, educational system, features, pedagogy, education system, educational leader countries, school textbook

Funding: the study was carried out in 2022 with funding from the Ministry of Education as part of the research project GZ No. 073-00058-22-04.

For citation: Sukhin I. G. The efficiency of high-performance educational systems policy on school textbooks. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(5):139-151. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-87-139-151

Введение. Постановка проблемы. В высокоэффективных образовательных системах политика в отношении учебников направлена на совершенствование системы образования. Сам процесс разработки этой политики очень значим, поскольку помогает согласовать учебную программу, школьные учебники и системы оценивания в золотой треугольник обучения учащихся. Так, большинство стран, показывающих наилучшие результаты в области образования, в последние годы внесли серьезные изменения во многие аспекты, связанные со школьными учебниками. Хотя непросто отделить причину от следствия, но существует четкая корреляция между политикой государств — лидеров в отношении школьных учебников, непосредственным процессом обучения в классе и результатами обучения.

В связи с этим особый интерес представляют следующие аспекты, касающиеся позиции стран — лидеров образования (с акцентом на ведущие восточноазиатские страны) в отношении школьных учебников:

- их общие черты и различия;

- что попадает в фокус их внимания;

- каково в последние годы смещение акцентов;

- насколько учебники согласованы с учебной программой;

- проходят ли учебники процесс утверждения;

- контролируется ли процесс издания учебников государством и если да, то как;

- как расставляются приоритеты в обеспечении учащихся учебниками;

- каковы ключи к высокому качеству учебников;

- некоторые особенности учебников по различным предметам;

- применяется ли система единого учебника или есть вариативность;

- серьезное ли внимание в учебниках уделяется социальным аспектам;

- какие в целом особенности отличают учебники стран — лидеров образования от учебников остальных государств;

- другие аспекты.

Методы исследования. Основными методами исследования являются анализ, обобщение, интерпретация, синтез, сравнение.

Результаты исследования. У разных лидеров образования разные фокусы в отношении школьных учебников. Так, Китайская Народная Республика акцентирует внимание на проблеме качества учебников, а Сингапур — на национальной идентичности.

В течение ряда лет многие государства Европы и Северной Америки, а также Австралия и Новая Зеландия находятся под впечатлением от успехов восточноазиатских систем образования, но сами восточноази-атские страны-лидеры критически относятся к своим успехам и постепенно смещают акцент со стремления к достижениям к более глубокой проработке проблемы развития навыков XXI века и других навыков.

Следует заметить, что некоторые государства с наиболее успешными образовательными системами, такие как Финляндия, Сингапур и Китай (Шанхай), имеют одни из самых качественных учебников [16].

Основой большинства высококачественных школьных учебников является последовательная и хорошо организованная структура учебного плана, которая включает в себя то, что учащиеся должны изучать и как этому следует учить. Общее видение и педагогический подход к каждому предмету в них хорошо согласованы и последовательны. Связь между учебным планом и школьным учебником — четкая. Поэтому учебные программы таких стран — лидеров образования, как Гонконг и Сингапур, отличает краткость и последовательность, что предоставляет авторам школьных учебников добротную основу.

Как правило, школьные учебники проходят процесс утверждения.

Вместе с тем это имеет место не во всех странах. Скажем, в Финляндии, одной из стран — лидеров по качеству школьного образования, процедуры утверждения учебников нет [9].

Также отсутствует утверждающий орган в отдельных штатах США и в Нидерландах, а в Гонконге и Норвегии наоборот — школьные учебники проходят процедуру одобрения и лицензирования министерством образования. Масштабное международное исследование показало, что процесс утверждения учебных материалов отсутствует в четвертой части систем образования [15]. Нередко это государства с высоким уровнем дохода на душу населения, с автономией школ, а издают школьные учебники преимущественно частные издательства. Это имеет место, к примеру, в Финляндии и Испании, где частные издательства издают школьные учебники под государственным контролем.

В высокоэффективных образовательных системах отношения между издателями школьных учебников и заинтересованными сторонами регулируются по сложной схеме, в которую включены следующие элементы: структура учебного плана, предметные программы, разработка, финансирование, производство, распространение, управление и использование учебников. Во многих странах разработка учебников, их издание, а иногда и печатание строго контролируется государством. Вместе с тем в большинстве высокоэффективных азиатских систем образования коммерческие издатели тоже играют важную роль в отношении учебников, даже несмотря на то, что эта роль может жестко регулироваться, как, например, в Китайской Народной Республике. Издание высококачественных государственных учебников обычно осуществляется в странах с успешным коммерческим издательским сектором, что имеет место в Японии, Республике Корея и Сингапуре. В таких странах правительства, как правило, оставляют за собой право разработки учебников с высоким приоритетом социального содержания и/или учебники родного языка и математики для младших классов, т.е. те, в которые централизованно закладывается определенная философия и соответствующие педагогические принципы. Особенно сильна такая тенденция в Республике Корея, где полагают, что учебники для начальных классов должны быть более жестко регламентированы, чем учебники для старших классов [16].

В разных странах государственные структуры по-разному расставляют приоритеты в обеспечении учащихся школьными учебниками по

различным учебным предметам. По этой причине в издании наиболее значимых, по их мнению, учебников правительства принимают большее участие. В большинстве государств самыми важными школьными учебниками признаются следующие: родной язык, математика, история и общественные науки. Что касается стран — лидеров по качеству образования, то, к примеру, в Сингапуре особое внимание придается языковым учебникам и учебникам по этике. Поэтому Министерство образования Сингапура принимает большое участие в их разработке, издании и распространении. В Сингапуре школьные учебники признаны инструментом академических достижений страны, сингапурские учебники, особенно по математике, стали широко использоваться во многих странах [19].

Тремя ключами к высокому качеству учебников в сингапурской системе образования является четкое соответствие учебного плана и программы целям образовательной политики; тщательная проработка учебного плана и программы; полное соответствие школьных учебников учебному плану и программе [16].

Учебная программа Сингапура по математике включает описание уроков, предоставляет школьникам достаточное время для обучения и является качественной основой для авторов учебников. Одна из важных особенностей сингапурских учебников по математике — глубокое рассмотрение учебных тем при относительно небольшом их количестве, при этом учебники ориентированы на использование различных подходов.

Свой подход к школьным учебникам у другого лидера образования — Китая. Подход «Модель, стратегия, применение» в китайских учебниках математики позволил существенно улучшить результаты обучения по сравнению с предыдущим поколением китайских учебников. В Шанхае установили, что только к концу второго года обучения учащиеся способны в достаточной мере понимать содержание учебников и высказывать свое мнение относительно прочитанного [5]. Это обстоятельство учитывается в шанхайских школьных учебниках для начальных классов.

В Гонконге авторам школьных учебников помогают образцы классной практики, включенные в учебные программы и содержащие материалы по планированию, учебным мероприятиям и их предполагаемому влиянию на обучение. В подобных образцах также указывается количество времени, отведенное на выполнение заданий [17].

До сих пор дискуссионным остается вопрос о том, следует ли по

каждому предмету издавать один учебник или должна быть вариативность, что нередко связывается с выпускными экзаменами. В азиатских странах с высоким уровнем образования стремятся разорвать связь между учебниками и экзаменами с помощью издания нескольких учебников по одной и той же школьной дисциплине. Ю. Х. Цуй и Ю. Чжу пишут, что первая в КНР система с несколькими учебниками была разработана в Шанхае именно для того, чтобы избежать школьной практики, ориентированной на экзамены, и выстроить образование, ориентированное на качество [5].

Аналогичным образом поступили в Тайване, когда перешли к использованию нескольких учебников, поскольку министерство образования заявило, что в течение последних нескольких десятилетий школьники должны были использовать учебники, изданные Национальным институтом компиляции и перевода, и это привело к неудовлетворительным результатам обучения: учащиеся подчас могли успешно сдать вступительные экзамены в старшие классы, просто запоминая содержание учебников [7]. Некоторые школьники даже отказывались от материала, преподаваемого учителями за рамками этих учебников, на том основании, что его не будет на экзаменах. Но отмечается, что издание нескольких параллельных учебников по каждому учебному предмету или же единых учебников зависит от большого количества переменных, в том числе от наличия развитой инфраструктуры издательского бизнеса, размера рынка школьных учебников и политической воли [7].

Зарубежные авторы отмечают, что, несмотря на десятилетия исследований в области школьных учебников, ученые только недавно начали сосредотачивать внимание на реальном влиянии учебников на результаты обучения. Как независимо друг от друга пишут Дж. Васагар, Б. Камден и Г. Ф. Клемент, глобальный профиль этих учебников — результат глобального разговора о развитии педагогики [2; 3; 21].

Исследованиям подверглась взаимосвязь между содержанием школьных учебников и результатами обучения в азиатских странах-лидерах, в частности сингапурские учебники по математике и естественным наукам, внимание Японии к решению задач в учебниках по математике и шанхайский подход к учебникам по математике. Отмечается, что в Сингапуре учебники применяются для передачи подрастающему поколению не только знаний и навыков, но системы ценностей, ведь учебники развивают логическое, критическое и творческое мышление

учащихся, а также формируют их мировоззрение [3]. В Японии обратили внимание на то, что причины низкого качества школьных учебников обычно связаны с отсутствием у их авторов концептуальных и методологических знаний, целостного процесса разработки учебников, хороших редакторов, рецензентов и консультантов, недоучетом мнения учителей и школьников [16].

Важная особенность стран — лидеров в области образования связана с тем, что в школьных учебниках самое серьезное внимание уделено социальным аспектам, что проявляется в выборе конкретных тем, текстах и иллюстрациях. В исследовании школьных учебников Австралии и Гонконга особое внимание обращено на важную роль, которую играет точное описание современных практик, соблюдение гендерного паритета между женскими и мужскими персонажами, широкий спектр профессиональных ролей и личных качеств указанных персонажей [20]. Подчеркивается, что требуется большая осторожность и аккуратность в таких аспектах, как инклюзивность, гендерный и этнический баланс и т.п., поскольку их недоучет является существенным недостатком школьных учебников [20].

В школьных учебниках поощряется определенное социальное поведение, к примеру сотрудничество между школьниками и уважение к мнению других. В целом в содержании учебников учитываются следующие социальные аспекты: социальный и этнический баланс, инклюзивность (в тексте и иллюстрациях); национальные нарративы и их соответствие общему видению учебной программы; возможности критического исследования, социального и эмоционального обучения.

Что касается особенностей печати школьных учебников, то для начальной школы в большинстве стран в настоящее время выпускают четырехцветные учебники. В Японии предписывают в школьных учебниках использование цвета, размер страницы, количество страниц и тип бумаги [16]. До 1999 года японские учебники были в основном черно-белыми, а затем в них добавили цвета. Современный школьный учебник в Японии — недорогая книга в мягкой обложке, отдельная для каждого семестра, каждая объемом менее 100 страниц.

В 1992 году Республика Корея регламентировала многие параметры издания школьных учебников: размер страницы, поля, размер шрифта, межстрочный интервал, длину и количество строк, объем, качество бумаги и плотность цвета, переплет [12]. В 2009 году эти жесткие тре-

бования были смягчены, в результате стал регламентироваться только размер страницы и вес бумаги [12]. Кроме учебников широкое применение в Республике Корея находят рабочие тетради. В учебниках для начальной школы по математике приводятся относительно простые задачи, а в рабочих тетрадях — более сложные.

Исследование по определению причин существенной разницы в уровне владения навыком чтения учащихся четвертых классов школ Гонконга и Тайваня, выполненное под руководством директора Центра развития образования и исследований в области китайского языка Университета Гонконга С. К. Це, выявило различные стратегии обучения чтению в этих странах. В числе причин было указано, что в Гонконге на уроках использовался широкий круг материалов для чтения, а в Тайване все ученики используют только один учебник. Именно использование различных источников помогает развивать у школьников необходимые навыки целенаправленного чтения [20].

С. К. Це отметил, что успехам школьников Гонконга способствовал критический анализ результатов по оценке читательских умений РШЬБ в 2001 году — первом для Гонконга участии в программе [20]. Проведенные по результатам этого анализа реформы позволили гонконгским школьникам в дальнейшем занять первое место в РШЬБ. Власти Гонконга обратили внимание на то, что родители мало читают детям, и сделали родителей учащихся своими союзниками. Для этого были проведены семинары для родителей, посещаемость каждого превышала тысячу человек. Также во многих школах как минимум на полчаса в день прерывались школьные занятия, и учащиеся сосредотачивались на чтении газет и книг [17]. Существенные изменения претерпели и школьные учебники китайского языка. Учебники предыдущего поколения были ориентированы на диктовку, копирование и зубрежку. Новые акценты мотивировали учащихся к чтению для удовольствия, стало проводиться обучение стратегиям чтения, произошел переход к более длинным и содержательным учебным текстам для чтения. Также было найдено решение гендерной проблемы, из-за которой мальчики Гонконга читали хуже девочек [17]. Для этого власти Гонконга предприняли усилия по поиску книг, которые нравятся мальчикам, и призвали отцов читать эти книги вместе со своими сыновьями [17].

Путь к успеху продемонстрировали и другие лидеры образования — Япония и Республика Корея. Они отвели для чтения ранние утренние

часы с использованием широкого спектра материалов. Дж. Корт выделяет в этом отношении важную японскую инициативу «Утреннее чтение», которое вдохновило такое же движение «Утреннее чтение» в Республике Корея, ставшее одной из крупнейших и наиболее эффективных кампаний по стимулированию детского чтения в мире [4].

Один из ведущих экспертов мира в области школьных учебников Т. Оутс (Великобритания) проанализировал более двухсот учебников для учащихся, руководств для учителей, рабочих тетрадей по математике, географии, физике, химии, биологии, истории, литературе и языку, издающихся в Гонконге, Сингапуре, Финляндии, Канаде, США и Великобритании. Как результат проведенного исследования Т. Оутс приводит следующие «жизненно важные особенности», которые, по его мнению, отличают учебники стран-лидеров от учебников остальных государств:

- глубокое обоснование общих теорий обучения и теорий предметного содержания изучаемых дисциплин;

- качественная проработанность содержания учебников с акцентом на ключевых понятиях и получаемых знаниях;

- ориентированность на последовательный прогресс в обучении по каждому учебному предмету;

- стимулирование школьников и обеспечение их рефлексии по отношению к разнообразному применению концепций и принципов, то есть к «расширенному применению»;

- тщательный контроль за структурными особенностями приводимых текстов для обеспечения их согласованности с основными теориями обучения [14].

Учебники стран-лидеров создаются для поддержки высокоэффективных педагогических практик — все нюансы этих учебников были подвергнуты тщательной проработке и уточнению [18].

Школьные учебники стран-лидеров сыграли решающую роль в улучшении результатов обучения и до сих пор остаются важной частью обеспечения высокого качества образования в этих странах [11].

Легко можно убедиться в том, что в странах-лидерах тщательно подходят к подбору учебных материалов для школьных учебников. К примеру, в учебниках английского языка азиатских стран-лидеров излагается исключительно информация о своей стране, а не о Великобритании [1].

Поэтому представляется очевидным, что учебные материалы, приве-

денные в школьных учебниках, должны в первую очередь воспитывать у подрастающего поколения глубокое чувство любви к своей отчизне. Эти учебники должны быть написаны так, чтобы юные граждане стали достойными патриотами своей страны, продолжателями славных дел своих отцов и дедов.

Заключение. В целом учебники в странах — лидерах по качеству образования отличаются следующими характеристиками:

- являются основным выражением учебной программы по предмету (при этом в программе по предмету четко и убедительно излагается предметный подход и объяснено, как поддерживается общее видение процесса обучения);

- разрабатываются на серьезной научной основе, реализуя базовые принципы учебниковедения;

- базируются на системе национальных ценностей, неповторимости своей культуры и сбережении родного языка;

- способствуют формированию ключевых навыков XXI века средствами учебника (при этом в разных странах разные перечни ключевых навыков);

- предоставляют возможность учителям преподавать различные темы различными способами;

- учитывают когнитивный уровень школьников и предоставляют учителям достаточно времени для глубокого изучения тем;

- ориентируют школьников на успешное применение приобретенных знаний в школе и за ее пределами;

- позволяют реализовать задачи воспитания гармоничной, творческой, нестандартно мыслящей и духовно богатой личности;

- серьезное внимание уделяют социальным аспектам;

- создаются в специализированных структурах, занимающихся проблемами учебниковедения и обладающих многолетним опытом разработки основных аспектов учебниковедения [1; 6; 8; 10; 12; 13; 16].

Список источников

1. Кусаинов А. К. Повышение качества образования в Казахстане // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 8-14.

2. Camden B. Single textbook approved for maths mastery teaching // Schools Week [Электронный ресурс]. URL: https://schoolsweek.co.uk/single-textbook-approved-for-maths-mastery-teaching/ (дата обращения: 17.02.2022).

3. Clement G. F. Exploring the influence of the Singapore modeling method on prospective elementary teachers in a university mathematics course. Atlanta: Georgia State University, 2017. 284 p.

4. Court J. Reading by right: Successful strategies to ensure every child can read to succeed. London: Facet Publishing, UK, 2017. 256 p.

5. Cui Y. H., Zhu Y. Curriculum reforms in China: History and the present day [Электронный ресурс]. URL: https://ries.revues.org/3846 (дата обращения: 01.05.2022).

6. Divrik R., Taf A., Pilten P. Teachers' views on the problem-solving & problem-posing tasks in primary school mathematics textbooks // Journal of Curriculum and Teaching. 2020. Vol. 9, No. 1. P. 73-85.

7. Education in Taiwan [Электронный ресурс]. URL: https://english.moe.gov.tw/public/ Attachment/012131727571.pdf (дата обращения: 14.06.2022).

8. Fan L., Cheng J., Xie S., et. al. Are textbooks facilitators or barriers for teachers' teaching and instructional change? An investigation of secondary mathematics teachers in Shanghai, China // ZDM — Mathematics Education. 2021. Vol. 53. P. 1313-1330.

9. Global education monitoring report, 2021/2022: non-state actors in education: who chooses? who loses? Paris: UNESCO, 2021. 573 p.

10. Gracin D. G., Matic L. J. Same textbook, different points of view: Students and teachers as textbook users // Proceedings of the Third International Conference on Mathematics Textbook Research and Development. Paderborn: Universitätsbibliothek Paderborn, 2019. P. 173-178.

11. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Education in the era of the fourth industrial revolution: development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture. 2020. Vol. 7, No. 5. P. 70-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Lee S.-G., Lee J. H., Kim Y.-G., et. al. Mathematics textbook in Korea (1880-2016) // Communications of Mathematical Education. 2017. Vol. 31, No. 1. P. 149-177.

13. Matic L. J., Gracin D. G. How do teacher guides give support to mathematics teachers? Analysis of a teacher guide and exploration of its use in teachers' practices // Research in Mathematics Education. 2021. Vol. 23, No. 1. P. 1-20.

14. Oates T. Why textbooks count. Cambridge: University of Cambridge, 2014. 23 p.

15. Progress in International Reading Literacy Study 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.nl/studies/iea/pirls/2021 (дата обращения: 14.06.2022).

16. Smart A., Jagannathan S. Textbook policies in Asia: Development, publishing, printing, distribution, and future implications. Manila: Asian Development Bank, 2018. 98 р.

17. Spotlight: Hong Kong, SAR // TIMSS & PIRLS2017 [Электронный ресурс]. URL: https://timssandpirls.bc.edu/latest-news/spotlight-hong-kong.html (дата обращения: 22.07.2022).

18. Tagunova I. A., Dolgaya O. I., Sukhin I. G., et al. Global-cultural and national-cultural self-determination of students as a new challenge of education // TSNI 2021 — Textbook: Focus on Students' National Identity. M.: ARPHA Proceedings, 2021. P. 933-945.

19. Tan T. Country Spotlight: Singapore: Educational and STM Publishing. Oct. 07, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/international/interna-tional-book-news/article/71700-country-spotlight-singapore-educational-and-stm-publishing.html (дата обращения: 15.02.2022).

20. Tse S. K., Xiao X. Y., Ko H. W., et. al. Do reading practices make a difference? Evidence from PIRLS data for Hong Kong, China and [Taipei, China] Primary School Grade 4 Students // Compare: A journal of comparative and international education. 2016. Vol. 46, No. 3. P. 369-393.

21. Vasagar J. Why Singapore's kids are so good at maths // Financial Times. 22 July 2016.

References

1. Kusainov A. K. Povyshenie kachestva obrazovaniya v Kazahstane // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1. S. 8-14. [In Rus].

2. Camden B. Single textbook approved for maths mastery teaching // Schools Week [Elektronnyj resurs]. URL: https://schoolsweek.co.uk/single-textbook-approved-for-maths-mastery-teaching/ (data obrashcheniya: 17.02.2022).

3. Clement G. F. Exploring the influence of the Singapore modeling method on prospective elementary teachers in a university mathematics course. Atlanta: Georgia State University, 2017. 284 p.

4. Court J. Reading by right: Successful strategies to ensure every child can read to succeed. London: Facet Publishing, UK, 2017. 256 p.

5. Cui Y.H., Zhu Y. Curriculum reforms in China: History and the present day [Elektronnyj resurs].

URL: https://ries.revues.org/3846 (data obrashcheniya: 01.05.2022).

6. Divrik R., Taf A., Pilten P. Teachers' views on the problem-solving & problem-posing tasks in primary school mathematics textbooks // Journal of Curriculum and Teaching. 2020. Vol. 9, No. 1. P. 73-85.

7. Education in Taiwan [Elektronnyj resurs]. URL: https://english.moe.gov.tw/public/ Attachment7012131727571.pdf (data obrashcheniya: 14.06.2022).

8. Fan L., Cheng J., Xie S., et al. Are textbooks facilitators or barriers for teachers' teaching and instructional change? An investigation of secondary mathematics teachers in Shanghai, China // ZDM — Mathematics Education. 2021. Vol. 53. P. 1313-1330.

9. Global education monitoring report, 2021/2022: non-state actors in education: who chooses? who loses? Paris: UNESCO, 2021. 573 p.

10. Gracin D. G., Matic L. J. Same textbook, different points of view: Students and teachers as textbook users // Proceedings of the Third International Conference on Mathematics Textbook Research and Development. Paderborn: Universitätsbibliothek Paderborn, 2019. P. 173-178.

11. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Education in the era of the fourth industrial revolution: development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture. 2020. Vol. 7, No. 5. P. 70-79.

12. Lee S.-G., Lee J. H., Kim Y.-G., et. al. Mathematics textbook in Korea (1880-2016) // Communications of Mathematical Education. 2017. Vol. 31, No. 1. P. 149-177.

13. Matic L. J., Gracin D. G. How do teacher guides give support to mathematics teachers? Analysis of a teacher guide and exploration of its use in teachers' practices // Research in Mathematics Education. 2021. Vol. 23, No. 1. P. 1-20.

14. Oates T. Why textbooks count. Cambridge: University of Cambridge, 2014. 23 p.

15. Progress in International Reading Literacy Study 2021 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. iea.nl/studies/iea/pirls/2021 (data obrashcheniya: 14.06.2022).

16. Smart A., Jagannathan S. Textbook policies in Asia: Development, publishing, printing, distribution, and future implications. Manila: Asian Development Bank, 2018. 98 p.

17. Spotlight: Hong Kong, SAR // TIMSS & PIRLS2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://timssand-pirls.bc.edu/latest-news/spotlight-hong-kong.html (data obrashcheniya: 22.07.2022).

18. Tagunova I. A., Dolgaya O. I., Sukhin I. G., et al. Global-cultural and national-cultural self-determination of students as a new challenge of education // TSNI 2021 — Textbook: Focus on Students' National Identity. M.: ARPHA Proceedings, 2021. P. 933-945.

19. Tan T. Country Spotlight: Singapore: Educational and STM Publishing. Oct. 07, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/international/international-book-news/article/71700-country-spotlight-singapore-educational-and-stm-publishing.html (data ob-rashcheniya: 15.02.2022).

20. Tse S. K., XiaoX. Y., Ko H. W., et al. Do reading practices make a difference? Evidence from PIRLS data for Hong Kong, China and [Taipei, China] Primary School Grade 4 Students // Compare: A journal of comparative and international education. 2016. Vol. 46, No. 3. P. 369-393.

21. Vasagar J. Why Singapore's kids are so good at maths // Financial Times. 22 July 2016.

Информация об авторе

И. Г. Сухин — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Information about the author

I. G. Sukhin — PhD (Education), senior researcher

Статья поступила в редакцию 02.08.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 06.09.2022. The article was submitted 02.08.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.