Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярова Карина Александровна

Статья посвящена проблеме гендерной социализации школьников в образовании. С этой целью осуществлен контент-анализ учебников по различным предметам школьной программы. Особое внимание уделено дисциплинам STEM-цикла, поскольку именно в технологических отраслях занятости гендерная сегрегация наиболее существенна. Гендерная экспертиза школьных учебников подтвердила основные направления гендерной стереотипизации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER SOCIALIZATION OF YOUTH IN EDUCATION

The article is devoted to the problem of gender socialization of schoolchildren in education. The study of the chosen topic involves the content analysis of textbooks in various subjects of the school curriculum. At the same time, the study is focused on the disciplines of the STEM-cycle, since it is in high-tech employment sectors where gender segregation is most significant. Gender expertise of school textbooks confirmed the main directions of gender stereotyping of young people.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 95—102. Woman in Russian Society. 2022. Special issue. P. 95—102.

Научная статья УДК 316.74:37

DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.10

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАНИИ

Карина Александровна Столярова

Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, stolyarova.carinae@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме гендерной социализации школьников в образовании. С этой целью осуществлен контент-анализ учебников по различным предметам школьной программы. Особое внимание уделено дисциплинам STEM-цикла, поскольку именно в технологических отраслях занятости гендерная сегрегация наиболее существенна. Гендерная экспертиза школьных учебников подтвердила основные направления гендерной стереотипизации молодежи.

Ключевые слова: гендерная социализация, учебная литература, гендерные стереотипы, контент-анализ

Для цитирования: Столярова К. А. Гендерная социализация молодежи в образовании // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 95—102.

Original article

GENDER SOCIALIZATION OF YOUTH IN EDUCATION

Karina A. Stolyarova

Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation, stolyarova.carinae@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of gender socialization of schoolchildren in education. The study of the chosen topic involves the content analysis of textbooks in various subjects of the school curriculum. At the same time, the study is focused on the disciplines of the STEM-cycle, since it is in high-tech employment sectors where gender segregation is

© Столярова К. А., 2022

most significant. Gender expertise of school textbooks confirmed the main directions of gender stereotyping of young people.

Key words: gender socialization, educational literature, gender stereotypes, content analysis

For citation: Stolyarova, K. A. (2022) Gendernaia sotsializaciia molodezhi v obrazovanii [Gender socialization of youth in education], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, Spetsial'nyi vypusk, pp. 95—102.

Социализация человека неразрывно связана с его успешностью в различных сферах. В процессе своего развития личность приобретает определенный социальный опыт, а также проходит процесс гендерной социализации посредством многих институтов общества. Одним из ключевых является институт школьного образования. Здесь формируются личностные качества и социальные навыки школьников, а также представления о том, какую роль в обществе должны играть мужчины и женщины.

В ходе процесса гендерной социализации школьников важная роль отведена учебной литературе. В российской науке ряд социологов и педагогов периодически проводит теоретическое и практическое исследование содержания учебной литературы [Лямова, 2017; Агафонова, 2019]. Гендерная экспертиза учебной литературы впервые была проведена Т. Б. Котловой и А. В. Смирновой [Котлова, Смирнова, 2001; Смирнова, 2005]. В трудах Н. Л. Пушкаревой изучались материалы начальной школы [Пушкарева, 2001]. Т. Б. Рябова осуществила гендерную экспертизу учебников по педагогике для высших учебных заведений [Рябова, 2005]. В этот же период была проведена гендерная экспертиза учебников для высшей школы [Гендерная экспертиза учебников... , 2005]. Гендерный анализ учебной литературы, проведенный учеными в 2020 году, был посвящен определению степени влияния гендерных стереотипов на выбор профессии юношами и девушками [Хасбулатова, Смирнова, 2020].

Цель данного исследования — выявить в учебной литературе гендерные стереотипы, которые выполняют роль технологий гендерной социализации молодежи. Для этого были отобраны учебники средней школы, которые входят в Федеральный перечень учебников на 2019/20 учебный год [Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию. ].

В качестве метода для сбора информации был выбран метод типичных представителей, что позволило ограничиться небольшим количеством объектов из общего массива учебников. При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие типичным для всей генеральной совокупности значением признака [Ломоносова, Добреньков, Кравченко, 2004].

При отборе учебников использовался шаг 4. Всего был проанализирован 41 учебник. За единицу контент-анализа были приняты упражнения, задачи, выдержки из параграфов и иллюстративный материал.

Анализировались гендерные образы, проявляющиеся при помощи кодификаторов в сферах и характере труда, семейных ролях и маркерах феминности и маскулинности. Для этого было использовано четыре кодификатора.

1. Кодификатор «Характер труда в зависимости от пола» отражает распределение по полу профессий умственного и физического труда.

2. Кодификатор «Структура мужских и женских профессий по отраслям» показывает, как «мужские» и «женские» профессии распределены по сферам. Рассмотрены категории: промышленность; ВПК; строительство; транспорт; связь; сельское хозяйство; органы управления; образование; наука; культура; здравоохранение; полиция; торговля; бытовое обслуживание; финансы; 1Т-сфера; спорт.

3. Кодификатор «Вид домашних обязанностей» показывает, каким бытовым трудом занимаются мужчины и женщины на страницах учебников. Используемые категории: воспитание детей; ремонт; уборка; стирка; приготовление еды; выгуливание домашних животных; поднятие тяжестей.

4. Кодификатор «Маркеры феминности и маскулинности» отражает личностные черты, присваиваемые полу. Категории: красота; любопытство; исследовательский интерес; беспомощность; желание оказать помощь; религиозность; образец национальных признаков; разговорчивость; хорошее и плохое поведение.

Среди материала учебников технологического цикла выявлено следующее распределение: мужских образов насчитывается 85,9 %, женских — 14,1 %.

В профессиональном плане 87,8 % от всех гендерно-окрашенных образов — мужчины, 12,2 % — женщины. Количество отраслей, в которых задействованы мужчины, более чем в 2 раза превышает количество «женских» отраслей. У мужчин 20 % образов занимает сфера науки и культуры (без учета исторических личностей), спорт и строительство по 15 %, промышленность и 1Т-сфера по 13 %. Меньше внимания отведено сельскому хозяйству (8 %), армии и полиции (6 %), образованию (3 %), транспорту и связи (3 %), финансам (2 %).

Из всех материалов, где женщины представлены как носительницы определенных профессий, 34 % случаев затрагивают сферы торговли и бытового обслуживания, по 25 % — сферы промышленности, науки и культуры, по 8 % — спорта и образования.

В учебниках по технологическим предметам, в основном в учебниках по алгебре, отражено немного личностных качеств, присваиваемых тому или иному полу. В основном закрепляется стереотип о том, что девочки не склонны к точным наукам. Это происходит посредством решения задач, где девочки получают отрицательные оценки по математике. Мальчики, напротив, в большом количестве заданий проявляют математический склад ума, интерес к науке и исследовательские качества.

Трансляция семейных образов занимает в данных учебниках незначительное место, всего 4,8 %. В основном это образ мужчины, занимающегося со своим сыном задачами по алгебре и математике. Для женщин встречаются следующие задачи: воспитание детей, забота о мужчине (рис. 1) и прогулки с домашними животными.

Рис. 1. Иллюстрация из учебника математики 5 класса [Никольский, Потапов, Решетников, 2018]

Учебники технологического цикла демонстрируют 41,1 % гендерно-окрашенных образов среди всех учебных материалов.

В учебниках по гуманитарным предметам обращения к мужским образам составляют 62,3 % от всех гендерно-окрашенных упражнений, а к женским — 37,7 %. Частота обращений к мужским профессиям в учебниках гуманитарного цикла в среднем в 2,5 раза превышает упоминание женских. Причем спектр «мужских» профессий намного богаче. В учебниках по гуманитарным предметам основной сферой занятости мужчин является спорт (22 %), затем армия, полиция и военно-промышленный комплекс (по 12 %), далее следуют ГГ-сфера и сельское хозяйство (по 8 %), представлены сферы торговли, образования, здравоохранения и другие (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация из учебника русского языка 6 класса [Шмелев, Флоренская, Пешков, Шмелева, 2014]

Среди женских профессий чаще всего встречается промышленность (в большинстве случаев швейное дело) и сельское хозяйство (17 % случаев), немного реже ГГ-сфера, торговля, здравоохранение, образование, спорт (11 %). Нет такой профессиональной отрасли, где бы доминировали женские образы.

Личностные характеристики женщин и мужчин, предлагаемые в этих учебниках, также отличаются. В учебниках обществознания женщины проявляют любопытство, религиозность, оказывают помощь пожилому человеку, мужчинам присваивается только исследовательский интерес.

В учебниках по гуманитарным предметам к женским семейным ролям обращаются гораздо чаще, чем к мужским, точнее, в 78,6 % случаев. Практически все из них выявлены в материалах по русскому языку. Таким образом, через учебники в сознании детей за женщиной в большей степени закрепляются семейная сфера, дом (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация из учебника русского языка 6 класса [Быстрова, Кибирева и др., 2017]

Женщина занимается воспитанием детей (35,7 % всех упоминаний семейных обязанностей), приготовлением еды (28,5 %), уборкой (7,2 %), прогулкой с домашними питомцами (7,2 %). Мужчины выполняют меньший спектр работ: отцовство (14,2 %) и выгуливание животных (7,2 %) (рис. 4).

В целом в учебниках гуманитарного цикла обнаружено наибольшее количество гендерно-окрашенных образов от общего числа всех изученных учебников (45 %).

Для контент-анализа учебных пособий естественно-научного цикла были использованы учебники по биологии, химии и географии средней школы. Данный блок предметов содержит практически равное соотношение гендерно-окрашенных образов: 54,7 % мужских образов и 45,3 % женских.

В сфере профессиональной занятости представлены образы 65,6 % мужчин и 34,4 % женщин. Спектр профессий, присваеваемых мужчинам, шире: промышленность (31 %), спорт (25 %), здравоохранение (13 %), наука,

культура (13 %), армия, полиция (6 %), сельское хозяйство (6 %). Мужчины в 6 % случаев проявляются в сфере управления, у женщин таких случаев не обнаружено. Женщины задейстованы в сферах науки и культуры (45 %), здравоохранения (22 %), спорта (11 %), промышленности (11 %), сельского хозяйства (11 %).

Учебники естественно-научного цикла приводят лишь 13,9 % от общего числа гендерно-окрашенных образов. По сравнению с другими блоками предметов их можно назвать наиболее нейтральными по отношению к воспроизводству гендерных стереотипов.

Сравнение с аналогичным исследованием, проведенным в 2005 году Смирновой А. В., показывает, что по отдельным предметам произошли некоторые изменения в соотношении мужских и женских образов. Так, в 2005 году в учебниках географии было лишь 3 % женских образов, современные учебники по этой дисциплине демонстрируют более 70 % женских образов, но чаще всего они иллюстрируют ту или иную национальную принадлежность.

В целом контент-анализ учебных материалов показывает, что практически все учебники имеют выраженную асимметрию в сторону мужских образов. В совокупности женщинам отводится около 30 % выявленных характеристик. Лидерами по доле «мужского пространства» выступают учебники по информатике (91,2 %), физике (86,2 %), алгебре и математике (83,3 %). Отсутствие женщин или их неадекватная репрезентация в учебных материалах формируют у молодежи представление о том, что мужчины играют наиболее значимую роль в обществе и их призвание — технологические профессии, а роль женщин определяется социальными профессиями и семейными обязанностями. Можно сделать вывод, что современная учебная литература системы общего образования наполнена гендерными стереотипами, что осложняет процесс социализации и девушек, и юношей.

Рис. 4. Иллюстрация из учебника русского языка 6 класса [Шмелев, Флоренская, Пешков, Шмелева, 2014]

Список источников

Агафонова Т. Е. Гендерная социализация через изучение литературы в школе // Научно -педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 5. С. 90—100.

Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. и др. Русский язык. 6 класс: учебник. М.: Русское слово, 2017. С. 272.

Котлова Т. Б., Смирнова А. В. Тендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3—4. С. 53—61.

Ломоносова М. В., Добреньков В. И, Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с.

Лямова Н. С. Тендерные стереотипы в текстах современных школьных учебников // Человек, общество и культура в XXI веке. Белгород, 2017. С. 101—106.

Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др. Математика. 5 класс: учебник. М.: Просвещение, 2018. С. 272.

Пушкарева Н. Л. Сексизм в литературе для детей и пути его преодоления. Мурманск, 2001. Ч. 1. С. 25—32.

Рябова Т. Б. Гендерная экспертиза вузовских учебников по педагогике // Женщина в российском обществе. 2005. С. 7—18.

Смирнова А. В. Учимся жить в обществе. Тендерный анализ школьных учебников. М., 2005. С. 45.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 2019/2020. URL: https://ipu.edu.ru/ipu/ (дата обращения: 12.10.2019).

Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Тендерные стереотипы в цифровом обществе // Народонаселение. 2020. № 2. С. 161—171.

Шмелев А. Д., Флоренская Э. А., Пешков И. В. и др. Русский язык. 6 класс: учебник. М.: Вентана-Граф, 2014. Ч. 1. С. 288.

References

Agafonova, T. E. (2019) Gendernaia sotsializatsiia cherez izuchenie literatury v shkole [Gender socialization through the study of literature at school], Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review, no. 5, pp. 90—100.

Bystrova, E. A., Kibireva, L. V. (2017) Russkii iazyk. 6 klass: uchebnik [Russian language. 6th grade: Textbook], Moscow: Russkoe slovo, p. 272.

Federal'nyi perechen' uchebnikov, rekomenduemyh k ispol'zovaniiu pri realizatsii imeiushchikh gosudarstvennuiu akkreditatsiiu obrazovatel'nykh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniia (2019/2020) [Federal list of textbooks recommended for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education], available from https://fpu.edu.ru/fpu/ (accessed 12.10.2019).

Khasbulatova, O. A., Smirnova, I. N. (2020) Gendernye stereotipy v tsifrovom obshchestve [Gender stereotypes in the digital society], Narodonaselenie, no. 2, pp. 161—171.

Kotlova, T. B., Smirnova, A. V. (2001) Gendernye stereotipy v uchebnikakh nachal'noi shkoly [Gender stereotypes in primary school textbooks], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3—4, pp. 53—61.

Liamova, N. S. (2017) Gendernye stereotipy v tekstakh sovremennyh shkol'nyh uchebnikov [Gender stereotypes in the texts of modern school textbooks], Chelovek, obshchestvo i kul'tura vXXIveke, pp. 101—106.

Lomonosova, M. V., Dobrenkov, V. I., Kravchenko, A. I. (2004) Metody sotsiologicheskogo issledovaniia: Uchebnik [Methods of sociological research: Textbook], Moscow: INFRA-M, 768 p.

Nikolsky, S. M., Potapov, M. K. Reshetnikov, N. N. (2017) Matematika. 5 klass. Uchebnik [Maths. 5th Grade. Textbook], Moscow: Prosveshchenie, p. 272.

Pushkareva, N. L. (2001) Seksizm v literature dlia detei i puti ego preodoleniia: Ch 1 [Sexism in literature for children and ways to overcome it: Pt. 1], Murmansk, pp. 25—32.

Riabova, T. B. (2005) Gendernaia ekspertiza vuzovskih uchebnikov po pedagogike [Gender expertise of university textbooks on pedagogy], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, pp. 7—18.

Shmelev, A. D., Florenskaia, E. A., Peshkov, I. V. etc. (2014) Russkii iazyk. 6 klass. Uchebnik. Ch. 1 [Russian language. 6th grade. Textbook. Pt. 1], Moscow: Ventana-Graf, p. 288.

Smirnova, A. V. (2005) Uchimsia zhit' v obshchestve. Gendernyi analiz shkol'nyh uchebnikov [Learning to live in society. Gender analysis of school textbooks], Moscow, p. 45.

Статья поступила в редакцию 01.05.2022; одобрена после рецензирования 15.05.2022; принята к публикации 20.05.2022.

The article was submitted 01.05.2022; approved after reviewing 15.05.2022; accepted for publication 20.05.2022.

Информация об авторе /Information about the author

Столярова Карина Александровна — студентка магистратуры, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, stolyarova.carinae@yandex.ru (Postgraduate Student, Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.