1УДК 37 ББК 74.04(3)
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ-ЛИДЕРАХ -ГОНКОНГЕ, СИНГАПУРЕ И РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ1
Е. А. Седова
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования мирового опыта в целях повышения качества школьного математического образования в России. Цель работы - выяснить особенности постановки целей обучения математике в Республике Корея, Гонконге и Сингапуре - лидерах в этой области по результатам международных сопоставительных исследований. В качестве основания для анализа выбрана мотивация как средство побуждения к изучению математики. В основной части статьи рассмотрена структура целей в рассматриваемых регионах. На основании компаративного анализа текстов основных нормативных документов о школьном математическом образовании в странах-лидерах и в Российской Федерации выявлены общие факторы (интересы общества и интересы личности) и специфический, не характерный для современных российских нормативных документов фактор - достижение положительного эмоционального эффекта от изучения математики. Делается вывод о возможных направлениях совершенствования программ по математике в России.
Ключевые слова: концепция развития математического образования в Российской Федерации, школьное математическое образование, мотивация изучения математики, мировой опыт, стандарты общего образования.
GOALS OF THE SCHOOL MATHEMATICAL EDUCATION IN THE LEADING COUNTRIES: HONG KONG, SINGAPORE AND THE REPUBLIC OF KOREA
E. A. Sedova
Abstract. The article considers the problem of adoption of international experience in order to improve the quality of the school mathematical education in Russia. The main objective is to determine the peculiarities of the goal setting in the field of mathematical education in the selected countries which are the leaders in the international comparative studies. As the basis for the analysis the motivation as means of encouraging to study mathematics is chosen. In the main part the structure of goals set in the regions under consideration is discussed. Basing on the comparative analysis of the texts of the principal regulatory documents related to the school mathematical education in the leading countries and in Russian Federation it is revealed the common factors (interest of the society and personal interest) and the specific, not characteristic for the modern Russian regulatory documents factor - acquisition of the positive emotional effect of studying mathematics The conclusion on the possible and the most effective directions of developing mathematical programs in Russia is drawn.
Keywords: concept of development of the mathematical education in Russia, school mathematical education, motivation to study mathematics, international experience, secondary education standards.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации в качестве одной из основных проблем названа низкая мотивация [1]. Тезис о том, что един-
ственный способ хорошо делать свое дело - это любить его, не нуждается в обоснованиях и доказательствах. Но для того, чтобы что-то любить, это «что-то» надо знать, и здесь получился бы замкну-
1 Работа над данной статьей проводилась при поддержке Департамента образования города Москвы, в рамках проекта «Проведение сравнительного анализа эффективности образовательных программ по предметам математики, физики, информатики, химии, биологии в системах общего образования Китая, Ю. Кореи, Сингапура с целью распространения лучшего мирового опыта в системе образования г. Москвы».
тый круг, если бы не одно но. Это «но» таится в закономерностях человеческого развития - в определенные периоды жизни (а они большей частью относятся к школьному возрасту) человеческое существо испытывает объективно сильную тягу к познанию окружающего мира во всех его проявлениях, а мотив - это не что иное как тот самый «предмет», который побуждает деятельность, с помощью которой и удовлетворяются определенные потребности [2]. Именно поэтому состояние математического образования в любой стране во многом, если не напрямую, зависит от постановки целей школьного математического образования - от того, как государство «предвосхищает» его конечный результат и как описывает его в образовательных стандартах. Рассмотрим, как относятся обучению математике подрастающих граждан в Гонконге, Сингапуре и Республике Корея - странах, чье лидирующее положение в математическом образовании на сегодняшний день признано во всем мире.
Цели школьного математического образования в Гонконге
В Гонконге принято считать, что школьников необходимо вооружить знаниями и навыками, которые помогут им жить полноценной жизнью в обществе XXI в. - века информационного. Знание математики является необходимым для каждого человека, если он хочет внести вклад в благополучие и процветание Гонконга. С этих слов начинается описание места математики в школьных стандартах. В них отмечается, что математика пронизывает все аспекты жизни - жить в современном мире, не используя математику, невозможно. Математика применяется везде - в производстве, торговле, сфере услуг, равно как при принятии решений на уровне государственной политике и т. д. В школьной программе Гонконга математика представлена:
а) мощным средством коммуникации - она может быть использована для представления информации в виде рисунков, таблиц, диаграмм, графиков и символов, обработка которых позволяет получить дополнительную информацию;
б) инструментом для изучения других дисциплин - она помогает школьникам систематизировать знания и улучшить их понимание мира;
в) источником интеллектуальной деятельности и способом мышления - это вовлечение
в творческую деятельность, в которой школьники могут продемонстрировать воображение, инициативу и гибкость ума;
г) дисциплиной, которая развивает способность ценить красоту окружающего мира, логически мыслить и принимать обоснованные решения, и поэтому математические опыт, приобретенный в школе, позволит школьникам стать математически грамотными гражданами и тем самым способствовать социальному процветанию.
Кроме того, ценность математики определяется том, что она способствует развитию необходимых навыков для обучения в течение всей жизни. Поэтому она является неотъемлемой частью общего образования и, следовательно, важным ключевым компонентом школьной программы Гонконга - изучение математики занимает примерно 13% от общего учебного времени в школах [3].
Цели школьного математического образования в Сингапуре
В образовательных стандартах Сингапура говорится о том, что математика является прекрасным средством для развития интеллектуальной компетентности человека - его совершенствования в логических рассуждениях, в пространственной визуализации, в умении анализировать те или иные факты и явления и оперировать абстрактными категориями. При обучении математике наряду с навыками счета школьники развивают навыки рассуждения, мышления и решения различных проблем, широко востребованных на сегодняшний день не только в области науки и техники, но также в повседневной жизни и на любом рабочем месте. Высококвалифицированные научно- и технологически образованные рабочие кадры могут быть подготовлены только на прочной математической базе. Акцент на математическом образовании служит гарантией конкурентоспособности страны в решении проблем XXI в. С другой стороны, математика позиционируется как источник положительного эмоционального воздействия, который предоставляет школьникам возможность для творчества, моменты просветления и радости [4-7].
Цели школьного математического образования в Республике Корея
Общая цель образования в Корее - развитие личности в духе традиционного националь-
ного принципа человеколюбия и милосердия «Хонгик Инган», что должно обеспечить каждому гражданину достойную жизнь в демократическом обществе, содействовать продвижению демократии в Корее, а также служить благоденствию и процветанию всего человечества.
Основанная на этом принципе, учебная программа по математике направлена на то, чтобы привить школьникам позитивный взгляд на мир и поощрять у них:
• развитие своей индивидуальности и планирование своего будущего на основе всестороннего самосовершенствования;
• проявление способностей и творческого отношения к новым идеям и проблемам;
• стремление вести достойную жизнь, основанную на признании равноправия и суверенности различных культур и на понимании плюралистических ценностей;
• готовность стать ответственным гражданином мира и строить гармоничную жизнь в обществе в духе взаимопомощи и согласия.
Учебная программа по математике представляет собой набор курсов, которые позволяют усвоить математические понятия, принципы и законы; узнать методы, необходимые для наблюдения и математической интерпретации различных явлений, происходящих в мире; развивать способность рассуждать на основе решения математических задач с использованием логики и арифметики и других общих подходов к решению задач; повысить интерес к математике; воспитать чувство ответственности и упорство в решении математических задач. Все это дает возможность школьникам усовершенствовать свои интеллектуальные способности и улучшить математическую подготовку.
В современном быстро меняющемся мире необходимо уметь творчески мыслить, решать сложные проблемы, обрабатывать информацию и эффективно общаться, - эти навыки при обучении могут быть усовершенствованы, если уделить внимание математическим обоснованиям, решению задач и соответствующим способам коммуникации, так что освоение математических методов служит не только в качестве основы для изучения других предметов, но и для развития демократии XXI в. Кроме того, учебная программа подразумевает общение школьников, в результате которого воспитывается характер, чувство товарищества и умение сотрудничать с другими [8].
Резюмируя сказанное, можно отметить, что целевые установки всех рассмотренных стандартов включают два взаимодополняющих компонента: для дальнейшего развития общества и для оказания содействия развитию личности, так что изучение математики имеет:
1) практическую ценность - интеллектуальное развитие, творческие способности, умение рассуждать и работать с информацией востребованы в жизни, в любой трудовой деятельности и необходимы в демократическом обществе;
2) научную ценность - усвоение базовых математических понятий и теорий является инструментом для продолжения собственно математического образования и изучения других дисциплин и, следовательно, для подготовки высококвалифицированных кадров и повышения конкурентоспособности страны;
3) культурную ценность - сам процесс решения объективно трудных математических задач способствует воспитанию характера, умения общаться друг с другом и служит основой согласия и взаимопонимания в обществе.
В наше время все страны ищут способы приобщить школьников к математической деятельности, заинтересовать их, дать шанс на успех в освоении премудростей «царицы наук» [9]. Следует отметить, что все три региона рассматривают школьное математическое образования как источник положительного эмоционального воздействия, который предоставляет школьникам возможность для творчества, моменты просветления и радости (Сингапур), как способ вовлечения в творческую деятельность, в которой школьники могут продемонстрировать воображение, инициативу, гибкость ума и способствовать социальному процветанию (Гонконг), как формула позитивного взгляда на мир и умения творчески мыслить и эффективно общаться (Республика Корея).
В заключение, чтобы показать, что указанная особенность не является специфической отличительной чертой и не связана исключительно с самобытными культурными особенностями рассмотренных регионов, но коренится также и в наших традициях школьного математического образования, приведем небольшую цитату из статьи известного российского ученого В. В. Добровольского в связи с последней дореволюционной реформой средней общеобразовательной школы России: «Если преподаватель... за-
ставит юношу почувствовать всю красоту, свойственную математическим проблемам, и хоть раз приведет его в тот священный восторг, который можно сравнить разве только с переживаниями человека, слушающего прекрасное исполнение классической музыки, - решение такой задачи наполнит самого учителя наивысшей доступною для человека радостью» [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).
2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.
- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
3. Mathematics Education Key Learning Area Curriculum Guide (Primary 1 - Secondary 3).
- The Government of the Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China, Education Bureau.
4. Primary Mathematics Teaching and Learning Syllabus. - Ministry of Education, Singapore, 2012.
5. Additional Mathematics (O/N(A)-Level) Teaching and Learning Syllabus. - Ministry of Education, Singapore, 2012.
6. O/N(A)-Level Mathematics Teaching and Learning Syllabus. - Ministry of Education, Singapore, 2012.
7. N(T)-Level Mathematics Teaching and Learning Syllabus. - Ministry of Education, Singapore, 2012.
8. Mathematics Curriculum. - Ministry of Education, Science and Technology, Republic of Korea. Notification No. 2011-361 [Appendix 9].
9. Седова, Е. А. В поисках мотивации к изучению математики [Текст] / Е. А. Седова // Математика в школе. - 2015. - № 4. - С. 63-66.
10. Добровольский, В. Слияние различных отделов математики в один учебный предмет
(Проект организации преподавания математики в средней школе на новых началах) [Текст] / В. Добровольский // Математическое образование. - 1916. - № 6 (№ 38). - С. 202.
REFERENCES
1. Kontseptsiya razvitiya matematicheskogo obra-zovaniya v Rossiyskoy Federatsii (utv. Raspo-ryazheniem Pravitel'stva RF ot 24.12.2013. No. 2506-r).
2. Meshcheryakov B., Zinchenko V. (Ed.) Bolshoy psikhologicheskiy slovar. St. Petersburg: Praym-EVROZNAK, 2003. 672 p.
3. Mathematics Education Key Learning Area Curriculum Guide (Primary 1 - Secondary 3). The Government of the Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China, Education Bureau.
4. Primary Mathematics Teaching and Learning Syllabus. Ministry of Education, Singapore, 2012.
5. Additional Mathematics (O/N(A)-Level) Teaching and Learning Syllabus. Ministry of Education, Singapore, 2012.
6. O/N(A)-Level Mathematics Teaching and Learning Syllabus. Ministry of Education, Singapore, 2012.
7. N(T)-Level Mathematics Teaching and Learning Syllabus. Ministry of Education, Singapore, 2012.
8. Mathematics Curriculum. Ministry of Education, Science and Technology, Republic of Korea. Notification No. 2011-361 [Appendix 9].
9. Sedova E. A. V poiskakh motivatsii k izucheni-yu matematiki. Matematika v shkole. 2015, No. 4, pp. 63-66.
10. Dobrovolskiy V. Sliyanie razlichnykh otdelov matematiki v odin uchebny predmet (Proekt or-ganizatsii prepodavaniya matematiki v sredney shkole na novykh nachalakh). Matematicheskoe obrazovanie. 1916, No. 6 (No. 38), pp. 202.
Седова Елена Александровна, заведующая Центром теории и методики обучения математике и информатике Института стратегии развития образования РАО e-mail: [email protected]
Sedova Elena A., Director, Center of theory and methods of teaching mathematics and Informatics , Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education e-mail: [email protected]