УДК 330.341
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОТБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Маков В.М., аспирант Уфимского государственного нефтяного технического университета
В статье рассмотрены вопросы совершенствования методов отбора приоритетных направлений финансирования инновационной
деятельности предприятий нефтегазового комплекса как одного из важных факторов эффективных структурных преобразований экономики нефтегазового комплекса.
Ключевые слова: инновации, финансирование инноваций, нефтегазовый комплекс
USE OF METHODS OF STRATEGIC MODELLING FOR SELECTION OF PRIORITY DIRECTIONS OF FINANCING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF AN OIL AND GAS COMPLEX
Makov V., the post-graduate student of the Ufa state oil technical university
In article questions ofperfection of methods of selection ofpriority directions offinancing of innovative activity of the enterprises of an oil and gas complex as one of the important factors of effective structural transformations of economy of an oil and gas complex are considered
Keywords: innovations, financing of innovations, an oil and gas complex
В настоящее время одной из задач устойчивого социально-экономического развития России является повышение ее глобальной конкурентоспособности, неотъемлемым условием которой является перевод экономики на инновационный путь развития. Решение такой задачи на современном этапе развития невозможно без управления инвестиционными процессами, которые непосредственно связанны с научно-техническими разработками и инновациями. Повышение конкурентоспособности российской экономики непосредственно связано с нефтегазовым комплексом (НГК), который является одним из важнейших секторов промышленности.
Кризисные явления на мировых финансово-кредитных и товарных рынках, а также рецессия многих крупных экономик мира привели к снижению цен на энергоносители. Это негативным образом отразилось на экономике России и ключевой сферы отечественной экономики - нефтегазовом комплексе, который в текущих условиях испытывает трудности развития и тем самым тормозит поступательное движение прочих видов деятельности.
На современном этапе развития нефтегазовый комплекс России сталкивается с рядом проблем, среди которых растущая конкуренция на мировых рынках и прогрессивное истощение ресурсной базы. Рассмотрение механизмов интенсификации инноваций в нефтегазовом комплексе особенно актуально в виду необходимости достижения стратегических целей увеличения коэффициента извлечения нефти из разрабатываемых месторождений, увеличения глубины переработки нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, реализации политики импортозамещения в нефтехимии, требующих качественного роста инновационной активности в отрасли.
Именно поэтому формирование и совершенствование методов управления финансированием разработки инноваций, в том числе совершенствование методов отбора приоритетных направлений финансирования инновационной деятельности предприятий нефтегазового комплекса является одним из важных факторов эффективных структурных преобразований экономики нефтегазового комплекса.
Специфика инновационной деятельности выражается в вероятностном характере эффективности НИОКР. Данные особенности инновационной деятельности обусловливают необходимость приложения теории игр и построения динамических вероятностных моделей финансирования инновационной деятельности предприятий.
Для построения иерархической модели инновационного развития предприятия нефтегазового комплекса рассмотрим следующие виды инновационной деятельности:
1) исследования и разработки;
2) приобретение новых технологий;
3) производственные и проектно-конструкторские работы;
4) приобретение программных средств;
5) обучение и подготовка персонала, повышение квалификации персонала.
На основе анализа факторов, определяющих эффективность развития нефтегазового комплекса, с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] и Энергетической стратегией России на период до 2020 года [1] рассматриваются следующие варианты приоритетных инновационных политик по секторам нефтегазового комплекса, представляющие собой тактические управленческие решения:
1) в сфере воспроизводства и добычи углеводородного сырья:
- повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ;
- освоение новых нефтегазоносных регионов, включая шельфы арктических морей;
- вовлечение в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов (ТИЗ);
- повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях;
- снижение энергоемкости добычи и транспортировки сырьевых ресурсов (добыча нефти очень энергоемкий процесс; на производство 1 тонны нефти затрачивается от 13,5 до 15 тыс. кВт-ча-сов электроэнергии);
2) в сфере переработки углеводородного сырья и реализации нефтепродуктов и нефтехимических продуктов:
- углубление переработки нефтяного сырья;
- обеспечение соответствия продукции современным мировым стандартам;
- разработка и создание высокоэффективных катализаторов (разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых видов высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также разработка технологий их производства);
- ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь при переработке нефти;
- получение продуктов более высокого передела (дорогостоящих сортов нефтепродуктов, высококачественных смазочных масел, широкой гаммы нефтехимической продукции).
На основе ранжирования факторов внешней среды по степени значимости для устойчивого развития нефтегазового комплекса проведено стратегическое моделирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса. На основе анализа факторов, оп-
Таблица 1. Матрица приоритетов финансирования инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса по сектору добычи углеводородного сырья
Политика (тактические управленческие решения) Значимость финансирования вида инновационной деятельности Интегральные приоритеты политик Ранг
Исследования и разработки s s и о R о к X (D н я « о X 0,300 ^ Производственные и ^ опытно-констуктор-ские работы с, Разработка/приобрете ^ ние программного обеспечения Обучение и повышение §5 квалификации персонала
Повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ (П,) 0,300 0,257 0,236 0,300 0,284 0,274 1
Освоение новых нефтегазоносных регионов, включая шельфы арктических морей(ГЬ) 0,236 0,178 0,129 0,186 0,203 0,190 3
Вовлечение в промышленный оборот ТИЗ (Пз) 0,150 0,151 0,150 0,150 0,155 0,151 5
Повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях (П4) 0,186 0,230 0,300 0,236 0,189 0,223 2
Снижение энергоемкости добычи и транспортировки сырьевых ресурсов (П5) 0,129 0,184 0,186 0,129 0,169 0,161 4
ределяющих эффективность развития нефтегазового комплекса, были предложены и рассмотрены различные варианты инновационной политики, представляющие собой тактические управленческие решения по секторам добычи и переработки и приоритетные с точки зрения финансирования виды инновационной деятельности.
Сводная матрица приоритетов инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса по сектору добычи углеводородного сырья приведена в табл. 1.
В скобках в графах «Значимость вида инновационной деятельности» курсивом даны субъективные оценки вероятностей преобладания и значимости видов инновационной деятельности по данным экспертного опроса. Числа в ячейках матрицы - приоритеты политик предприятия, которые могут рассматриваться как относительные результаты, ожидаемые при различных вариантах политик (управленческого решения) в конкретных условиях функционирования предприятий.
Таблица 2. Матрица приоритетов финансирования инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса по сектору переработки углеводородного сырья
Политика (тактические управленческие решения) Значимость финансирования вида инновационной деятельности Интегральные приоритеты политик Ранг
Исследования и разработки „<г> Новые технологии Kj о. Производственные и ^ опытно-констуктор-ские работы ^ Разработка/приобрет ение программного обеспечения Обучение и повышение квалификации персонала
Углубление переработки нефтяного сырья (П1) 0,151 0,146 0,169 0,194 0,129 0,154 5
Обеспечение соответствия современным мировым стандартам (П2) 0,257 0,243 0,203 0,292 0,300 0,255 1
Разработка и создание высокоэффективных катализаторов (П3) 0,184 0,243 0,189 0,194 0,150 0,197 3
Ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь при переработке нефти (П4) 0,178 0,125 0,155 0,125 0,236 0,163 4
Получение продуктов более высокого передела (П5) 0,230 0,243 0,284 0,194 0,186 0,231 2
Таблица 3. Сравнительные результаты оценки приоритетности финансирования инновационных политик предприятий сектора добычи углеводородного сырья
Показатели эффективности по критериям
Политика (тактические управленческие решения) среднего выигрыша (приоритеты) максимакса (приведенные приоритеты) Вальда (приведенные приоритеты) Сэвиджа (неиспользованные возможности)
Повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ (ПО 0,274 0,077 0,035 0,010
Освоение новых нефтегазоносных регионов, включая шельфы арктических морей (П2) 0,190 0,053 0,019 0,026
Вовлечение в промышленный оборот ТИЗ (Пз) 0,151 0,045 0,019 0,035
Повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях (П4) 0,223 0,069 0,030 0,027
Снижение энергоемкости добычи и транспортировки сырьевых ресурсов (П5) 0,161 0,055 0,017 0,040
Сводная матрица приоритетов инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса по сектору переработки углеводородного сырья приведена в табл. 2.
По результатам проведенных расчетов можно сделать вывод, что приоритетными объектами финансирования в секторе добычи и переработки углеводородного сырья являются такие виды деятельности как «новые технологии» и «исследования и разработки», а приоритетными направлениями вложения средства в добыче -повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ и повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях, а в переработке - обеспечение соответствия нефтепродуктов современным мировым стандартам и получение продуктов более высокого передела.
Оценка приоритетности финансирования инновационных политик по секторам добычи и переработки была проведена также по другим критериям сравнения. Сравнительные результаты расчетов приведены в табл. 3 и табл. 4.
Из сравнения показателей таблицы 3, выделенных полужирным шрифтом, следует, что для сектора добычи углеводородного сырья «повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ» для обеспечения прироста добычи из не открытых пока месторождений является наиболее приоритетным направлением внедрения инноваций. Использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ, позволит исключить механическое наращивание объёмов разведочного бурения. Эта тактика характеризуется устойчивостью, поскольку оптимальна не по одному, а нескольким критериям, и поэтому может считаться рациональной.
Таким образом, государственная программа лицензирования недр должна, с учетом вероятных рисков, предусмотреть высокий
уровень геологоразведочных работ и инвестиций в них для устойчивого развития отрасли.
Новые технологии разработки месторождений жидких и газообразных углеводородов должны учитывать изменение структуры запасов, позволять осуществлять эффективную разработку месторождений, залегающих на больших глубинах, в сложных горногеологических условиях в не встречавшихся ранее термобарических условиях, в породах, физико-геологические параметры которых существенно отличаются от известных до настоящего времени. Приоритетные направления в добыче нефти должны обеспечить создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи, в том числе широкое освоение технологий и оборудования для высокоэффективной разработки трудноизвлекаемых запасов нефти (низкопроницаемые коллекторы; остаточные запасы нефти обводненных зон, высоковязкие нефти, запасы нефти в под-газовых зонах).
В общем случае может оказаться, что «оптимальной» является не одна, а две или даже более политик. Так, для сектора добычи углеводородного сырья не менее важным направлением внедрения инноваций является направление «повышение коэффициентов неф-те- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях» в целях увеличения потенциала и уровней текущей добычи разрабатываемых месторождений.
Для сектора переработки углеводородного сырья наиболее приоритетными политиками в инновационной сфере являются «обеспечение соответствия современным мировым стандартам» (оптимальна по трем критериям), и «получение продуктов более высокого передела» (оптимальна по неиспользованным возможностям».
Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов - одно из важ-
Таблица 4. Сравнительные результаты оценки приоритетности финансирования инновационных политик предприятий сектора переработки углеводородного сырья
Показатели эффективности по критериям
Политика (тактические управленческие решения) среднего выигрыша (приоритеты) максимакса (приведенные приоритеты) Вальда (приведенные приоритеты) Сэвиджа (неиспользованные возможности)
Углубление переработки нефтяного сырья (П1) 0,154 0,043 0,024 0,033
Обеспечение соответствия современным мировым стандартам (П2) 0,255 0,071 0,036 0,016
Разработка и создание высокоэффективных катализаторов (П3) 0,197 0,071 0,024 0,029
Ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь при переработке нефти (П4) 0,163 0,036 0,016 0,034
Получение продуктов более высокого передела (П5) 0,231 0,071 0,024 0,022
нейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах.
Приведенные расчеты соотносятся с основными целями развития нефтеперерабатывающей отрасли, определенными в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Так приоритетом данной отрасли является «повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях» [1].
Таким образом, рациональным подходом к инновационному развитию предприятий нефтегазового комплекса является реализация нескольких политик, причем распределение
Применение принципов стратегического моделирования позволит нефтяным компаниями не только грамотно оценивать различные инновационные альтернативы с точки зрения их финансовой эффективности, но также будет стимулировать их проводить анализ с позиций влияния внешних экономических, природных, политических, международных факторов.
1 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. №1234-р.
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦ РАН, профессор, академик РАТ
В статье рассматривается функционирование, модернизация и развитие производственной инфраструктуры, которая является важнейшей составляющей проводимой промышленной политики страны и её регионов.
Ключевые слова: промышленная политика, производственная инфраструктура, экономическое развитие, региональная экономика.
INFRASTRUCTURE AS A COMPONENT OF PRIORITY REGIONAL ECONOMIC DEVELIPMENT
Gasanov M., Ph.D, Senior Research Officer INESC Dagestan Scientific Center of RAS, Professor, Academician RAT
This article describes the operation, modernization and development of pro-vision of infrastructure, which is an essential part of ongoing industrial policy of the country and its regions.
Keywords: industrial policy, industrial infrastructure, economic development, regional economy.
Функционирование, модернизация и развитие производственной инфраструктуры является важнейшей составляющей проводимой промышленной политики страны и её регионов. От состояния данной сферы зависят темпы и уровень развития общества, особенно в настоящее время, когда негативные последствия экономического кризиса сказываются на деятельности предприятий промышленности. При этом успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления всей инфраструктурой.
Современное развитие инфраструктуры благотворно влияет на рост эффективности формирования и реализации промышленной политики Дагестана. Это достигается путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, вследствие рационализации проведения технологических работ. Проблемы стратегии развития экономики потребовали улучшения деятельности инфраструктуры предприятий промышленности. Анализ и оценка ее состояния в Южном федеральном округе (ЮФО) позволил и сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей инфраструктуры, ее объектов по отдельным районам и Дагестану в целом.
В настоящее время экономическая ситуация такова, что она пока не подвержена существенному влиянию экономического кризиса. Но со временем могут возникнуть проблемы, а с ними и усиление влияния кризиса на реализацию промышленной политики. Приоритетная цель производственной инфраструктуры - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения, повышение экономической эффективности его работы. Однако с этими функциями инфраструктура, как показал анализ, не всегда справляется. Ущерб только промышленному производству в результате неустойчивой работы объектов инфраструктуры составляет миллионы рублей в год, а потери продукции аграрного комплекса из-за несвоевременного вывоза и порчи - ещё ощутимее.
Значительное отставание инфраструктуры произошло также вследствие ограниченности производственных и материальных ре-
сурсов, результатом просчетов в прогнозировании развития этой сферы. Практика формирования и многообразие форм собственности, предпринимательство, конкуренция коренным образом меняют принципы и методы хозяйствования объектов инфраструктуры.
Убедительно это проявляется в настоящее время, когда кризисные явления экономики негативно влияют на реализацию промышленной политики инфраструктуры Дагестана. В связи с этим следует напомнить о важности развития сектора экономики предприятий промышленности. По оценке специалистов, Махачкалинский морской торговый порт из-за снижения объёмов по ранее заключенным договорам сократит перевозки продукции примерно на 9%. Соответственно прогнозируется снижение налоговых платежей.
Как показал проведенный научно-практический анализ, при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управления, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности производственной инфраструктуры в условиях формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона.
Снижению удельных производственных издержек способствует стабильный и интенсивный поток товародвижения. Это может быть достигнуто благодаря созданию опорной инфраструктурной сети, а также ликвидации диспропорций между отдельными районами. На основании выполненного анализа, можно утверждать, что подвижной состав, например, в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов, несмотря на острые проблемы в развитии отдельных видов транспорта.
К началу 2009 г. в регионе выросли объемы грузовых перевозок для предприятий промышленности. Так, грузооборот увеличился за год на 7,6%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между инфраструктурными составляющими. Стабильный рост объема перевозок грузов (относительно уровня предыдущего года) отмечен на железнодорожном транспорте. Зафиксирован прирост грузооборота на морском транспорте, рост грузооборота абсолютных объемов наблюдался и на грузовом автотранспорте Дагестана, что связано с объективным тяготением к автопе-