Научная статья на тему 'Анализ системы управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазового комплекса'

Анализ системы управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маков В. М.

В статье на основе ранжирования факторов внешней среды по степени значимости для устойчивого развития нефтегазового комплекса проведено стратегическое моделирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса на основе предложения и рассмотрения различных вариантов инновационной политики, представляющих собой тактические управленческие решения по секторам добычи и переработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маков В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазового комплекса»

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

В. М. МАКОВ,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности E-mail: [email protected] Уфимский государственный нефтяной технический университет

В статье на основе ранжирования факторов внешней среды по степени значимости для устойчивого развития нефтегазового комплекса проведено стратегическое моделирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса на основе предложения и рассмотрения различных вариантов инновационной политики, представляющих собой тактические управленческие решения по секторам добычи и переработки.

Ключевые слова: стратегический анализ, инновации, управление, предприятие, нефтегазовый комплекс.

Инновационное развитие мирового нефтегазового комплекса (НГК) является сегодня необходимым условием снижения рисков долговременного периода и способом, позволяющим существенно повысить ликвидность текущих активов с одновременным снижением затрат на новые геологические открытия.

Важное место в системе управления инвестиционной деятельностью принадлежит стратегическому анализу. На примере НГК стратегический анализ включает:

- 81№ОТ-анализ НГК России;

- выявление и систематизация на основе анализа состояния отрасли факторов, определяющих устойчивое развитие НГК России;

- выявление критериев оценки степени важности для НГК групп факторов внешней среды;

- оценка степени важности для НГК групп факторов внешней среды (с помощью метода анализа иерархий);

- ранжирование групп факторов внешней среды по степени значимости для устойчивого развития НГК.

Важнейшим методом стратегического анализа внешней и внутренней среды и формирования на этой основе стратегии является SWOT-анализ.

Применяемый для анализа среды метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды, где:

- сильные стороны (Strengths) — преимущества;

- слабости (Weaknesses) — недостатки;

- возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынке;

- угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение на рынке. Проведенный SWOT-анализ НГК России позволил выявить сильные и слабые стороны, определяющие возможности и ограничения дальнейшего устойчивого и динамичного экономического роста.

Сильными сторонами НГК являются:

- богатство сырьем, топливом и энергией;

- наличие квалифицированной рабочей силы;

- высокие значения финансовых показателей и их поступательная динамика.

Слабые стороны:

- истощение запасов углеводородного сырья, недостаточное количество разведанных запасов;

- сокращение объемов и масштабов финансирования геологоразведочных работ, отставание в приросте запасов по сравнению с текущей добычей нефти;

- качественное ухудшение структуры запасов, снижение доли активных запасов, высокая

отработанность основных действующих месторождений и обводненность продукции;

- низкий коэффициент извлечения нефти (25-35%);

- высокая капиталоемкость производства;

- высокий уровень износа основных средств;

- технологическая отсталость предприятий, отставание нефте- и газоперерабатывающих комплексов от мировых стандартов по объемам, глубине переработки и качеству получаемых продуктов;

- низкий технологический уровень предприятий нефтегазового машиностроения;

- отсутствие новейших технологий для освоения морских месторождений;

- неоптимальная структура крупных и малых предприятий, отсутствие конструктивных форм их взаимодействия;

- низкая инновационная составляющая в доле реализуемой продукции, недостаточная реализация научно-технического потенциала. Среди возможностей отечественного нефтегазового комплекса:

- модернизация нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

- диверсификация производства крупнейшими нефтегазовыми компаниями (скупка нефтехимических активов);

- наличие в стране и мире значительного потенциала роста спроса на продукцию;

- динамичное развитие отраслей — потребителей химической и нефтехимической продукции (машиностроение, автомобилестроение, текстильная промышленность, металлургия, лесная, транспорт и коммуникации, здравоохранение, мебельная промышленность, производство тары и упаковки). Угрозами развитию нефтегазового комплекса

являются:

- сильная зависимость от колебаний мировой конъюнктуры;

- снижение объемов экспорта нефтепродуктов в связи с ужесточением стандартов на нефтепродукты в ЕС (при недостаточном техническом развитии производств);

- повышение транспортных тарифов и тарифов на электроэнергию.

Анализ состояния отрасли показал, что в настоящее время инновационному развитию НГК препятствует ряд проблем, ключевые из которых так или иначе связаны с низкой конкурентоспособностью предприятий на мировом рынке нефти и газа, их

недостаточной инновационной активностью.

Устойчивое развитие нефтяного комплекса требует заблаговременного учета факторов, влияющих на эффективность механизма координации хозяйственной жизни субъектов нефтяного комплекса, на благоприятность среды функционирования и ресурсное обеспечение, а также факторов, связанных с участием страны в международных экономических отношениях. С учетом проведенного SWOT-aнaлизa нефтегазового комплекса России систематизированы факторы устойчивого егоразвития (табл. 1).

Решения, связанные с инновационной деятельностью, осуществляются, как правило, в условиях неопределенности. Поэтому при принятии таких решений следует руководствоваться экспертными методами оценки этих решений. Одним из таких методов является метод анализа иерархий (МАИ) — прием решения задач многокритериальной оптимизации в условиях неопределенности, когда критерии оптимизации не могут быть измерены в количественной форме. Применяется МАИ для решения слабо структурированных задач, которые нельзя решить количественными методами. В данном методе экспертам предлагается решать отдельные задачи парного сравнения критериев и альтернатив. Результатами МАИ являются:

- установление иерархии целей, факторов, критериев, акторов (действующих сил), альтернатив и сценариев по обсуждаемой проблеме;

- выявление приоритетов элементов каждого уровня иерархии.

На основе систематизации факторов устойчивого развития НГК с помощью метода анализа иерархий осуществлена оценка степени важности для комплекса следующих групп факторов внешней среды:

- конкуренция;

- правовая среда;

- инфраструктура;

- природные факторы;

- финансовые факторы;

- производственно-технологические факторы;

- трудовые ресурсы;

- международные факторы (цена, спрос и предложение на нефть и нефтепродукты). Оценку произведем по следующим критериям:

- перспективность (ориентация НГК на перспективу, надолгое функционирование);

- результативность (выпускпродукции, которая необходима потребителю);

- эффективность (делать так, как нужно — с помощью оптимальной технологии).

Таблица 1

Основные факторы устойчивого развития НГК

Факторы

влияющие на эффективность механизма координации хозяйственной жизни влияющие на благоприятность среды функционирования отдельных компаний влияющие на ресурсное обеспечение предприятий НГК влияющие на НГК в связи с участием страны в международных экономических отношениях

Конкуренция: — внутриотраслевая (конкурентные позиции в отрасли, качество продукции); — межотраслевая Правовая среда: — законодательство (стабильность); — налогообложение (суммарная ставка налогообложения, структура налоговой нагрузки) Природные: — геологические запасы (разведанные, промышленные, извлекаемые); — гидрогеологические и географические условия залегания запасов Динамика мировых цен на нефть и нефтепродукты

Согласованность государственной политики и интересов компаний Институциональные: — законодательная регламентация деятельности компании; — общественная и нравственная регламентация Экономические (финансовые): — предложение кредитных ресурсов и их цена; — уровень инвестиционной активности; — величина, источники формирования и направления вложения капитала компаний; — уровень инфляции Объем, структура, динамика спроса и предложения на нефть и нефтепродукты на мировом рынке

Инфраструктура: — институты открытой торговли энергоресурсами; — транспортная и т. д. Производственно-технологические и инновационные: — общий уровень научно-технического развития страны; — инновационная активность; — состояние научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы; — технический уровень средств производства и труда; — уровень технологии; — уровень загрузки производственных мощностей; — соотношение между трудом и капиталом; — уровень соответствия технологии экологическим ограничениям. Труда (количество и качество трудовых ресурсов и т.д.) Тенденции международного движения капитала

Составим три матрицы сравнения факторов по трем критериям (табл. 2—4). Значения коэффициентов предпочтительности приняты равными:

Г 0,5

а =

1,5, 1,0

P2 = a21 Z аи

+ а,,

Z a2i + - + a2n

P = а , Vа,. + а 2

n ni ^^ 1 n2

Еа2. +... + а

21 n

Относительные приоритеты вычисляются путем нормирования (в долях единицы):

Р

9i ="

I p

где ац = 0,5 — при результате сравнения «хуже» (.42 < А1);

аа = 1,5 — при результате сравнения «лучше» (А 1 > А2);

аа= 1,0 — при результате сравнения «равно». Абсолютные приоритеты рассчитываются путем умножения каждой строки матрицы на вектор-столбец £а;.и:

Р1 = «11 Е + «12 Е аи + - +а1п Е ат

Матрица попарного сравнения критериев приведена в табл. 5.

В результате проведения всех расчетов определим комплексный приоритет р.комп (табл. 6) для каждого фактора как сумму произведений относительных приоритетов альтернативы на относительные приоритеты критериев:

= 1

B.c..

J J j=1

Результаты расчетов показывают, что производственно-технологические факторы оказывают решающее воздействие на устойчивое развитие НГК. При этом инновационная деятельность, входящая в состав производственно-технологических факторов, является приоритетным фактором развития НГК.

Таблица 2

Матрица сравнения факторов внешней среды по критерию «Перспективность»

Показатель Фактор 2 «Л Абсолютный приоритет, Р1 Относительный приоритет, рг

4 4 4 4 4 4 Л 4

Конкуренция (А1) - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 26,25 0,075

Правовая среда (А2) 1,5 - 1,5 0,5 1,5 1,5 1,5 0,5 8,5 52,25 0,148

Инфраструктура (Л3) 1,5 0,5 - 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 6,5 38,25 0,109

Природные факторы (А4) 1,5 1,5 1,5 - 1,5 1,5 1,5 1,5 10,5 68,25 0,194

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые факторы (А5) 1,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 1,5 0,5 5,5 33,25 0,094

Производственно-технологические факторы (А6) 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 — 1,5 1,5 8,5 52,25 0,148

Трудовые ресурсы (А1) 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 4,5 29,25 0,083

Международные факторы (Л8) 1,5 1,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 - 8,5 52,25 0,148

Итого... 352 1

Таблица 3

Матрица сравнения факторов внешней среды по критерию «Результативность»

Показатель Фактор 2 «л Абсолютный приоритет, Р. Относительный приоритет, р.

4 4 4 4 4 4 4 4

Конкуренция (А1) - 1,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5 38,25 0,105

Правовая среда (А2) 0,5 - 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 6,5 42,25 0,116

Инфраструктура (Л3) 1,5 0,5 - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4,5 31,25 0,086

Природные факторы (А4) 0,5 1,5 1,5 - 0,5 0,5 1,5 0,5 6,5 42,25 0,116

Финансовые факторы (А5) 1,5 1,5 1,5 1,5 - 0,5 1,5 1,5 9,5 59,25 0,163

Производственно-технологические факторы (А6) 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 — 1,5 1,5 10,5 68,25 0,188

Трудовые ресурсы (А1) 1,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 - 1,5 6,5 41,25 0,113

Международные факторы (А3) 1,5 0,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 - 6,5 41,25 0,113

Итого... 364 1

Таблица 4

Матрица сравнения альтернатив (факторов внешней среды) по критерию «Эффективность»

Показатель Фактор Абсолютный приоритет, Р1 Относительный приоритет, рг

4 4 4 4 4 4 4 4

Конкуренция (А1) - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 4,5 29,25 0,083

Правовая среда (А2) 1,5 - 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 6,5 39,25 0,112

Инфраструктура (Л3) 1,5 1,5 - 0,5 1,5 0,5 1,5 1,5 8,5 51,25 0,146

Природные факторы (А4) 1,5 1,5 1,5 - 1,5 0,5 1,5 1,5 9,5 59,25 0,168

Финансовые факторы (А5) 1,5 1,5 0,5 0,5 - 0,5 0,5 1,5 6,5 39,25 0,112

Производственно-технологические факторы (Аб) 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 — 1,5 10,5 68,25 0,194

Трудовые ресурсы (А1) 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 - 6,5 39,25 0,112

Международные факторы (Л8) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 26,25 0,075

Итого... - - - - - - - 56,0 352 1

Таблица 5

Матрица сравнения критериев

Критерий Альтернативы ЪЬ. /га Абсолютный Относительный

Кг Кг приоритет, В. приоритет, рг

Перспективность (К1) - 1,5 0,5 2 3 0,30

Результативность (К2) 0,5 - 0,5 1 2,5 0,25

Эффективность (Кг) 1,5 1,5 - 3 4,5 0,45

Итого... - - - - 10 1

Таблица 6

Расчет относительных приоритетов факторов внешней среды

Фактор внешней среды Значимость по К\ Значимость по X, Значимость по Комплексный приоритет фактора Значимость фактора

Конкуренция (А1) 0,075 0,105 0,083 0,086 8

Правовая среда (А2) 0,148 0,116 0,112 0,124 3

Инфраструктура (Л3) 0,109 0,086 0,146 0,120 4

Природные факторы (А4) 0,194 0,116 0,168 0,163 2

Финансовые факторы (А5) 0,094 0,163 0,112 0,119 5

Производственно-технологические факторы (Аб) 0,148 0,188 0,194 0,179 1

Трудовые ресурсы (А1) 0,083 0,113 0,112 0,103 7

Международные факторы (Л8) 0,148 0,113 0,075 0,106 6

Важность критерия 0,3 0,25 0,45 1 -

На основе ранжирования факторов внешней среды по степени значимости для устойчивого развития нефтегазового комплекса проведем стратегическое моделирование инновационной деятельности нефтегазового комплекса. Применение принципов стратегического моделирования позволит нефтяным компаниями не только грамотно оценивать различные инновационные альтернативы с точки зрения их финансовой эффективности, но также будет стимулировать их проводить анализ с позиций влияния внешних экономических, природных, политических, международных факторов.

Для обеспечения инновационного развития производства необходимы:

- непрерывность цикла «фундаментальные исследования ^ поисковые научно-исследовательские работы ^ прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ^ технологии ^ производство ^ рыночная реализация»;

- сбалансированность этапов при общей ориентации на конечный результат — серийный выпуск конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах. Для повышения инновационной активности

российских нефтяных компаний и реализации приоритетов инновационного развития необходимо:

- создавать благоприятные условия для активизации инновационной деятельности;

- выполнять инвестиционные программы по обновлению материально-технической базы и внедрению новых технологий;

- производить маркетинговые исследования;

- организовать подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности. При этом важным вопросом является вопрос

распределения финансовых ресурсов между эле-

ментами, циклами и различными видами инновационной деятельности.

Для построения иерархической модели инновационного развития предприятия НГК рассмотрим следующие виды инновационной деятельности:

- исследования и разработки;

- приобретение новых технологий;

- производственные и проектно-конструкторс-кие работы;

- приобретение программных средств;

- обучение и подготовка персонала, повышение квалификации персонала.

На основе анализа факторов, определяющих эффективность развития нефтегазового комплекса, с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на периоддо 2020 года [1] и Энергетической стратегии России на период до 2020 года [2] рассматриваются следующие варианты приоритетных инновационных политик по секторам нефтегазового комплекса, представляющие собой тактические управленческие решения:

1) в сфере воспроизводства и добычи углеводородного сырья'.

- повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ;

- освоение новых нефтегазоносных регионов, включая шельфы арктических морей;

- вовлечение в промышленный оборот трудно-извлекаемыхзапасов (ТИЗ);

- повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях;

- снижение энергоемкости добычи и транспортировки сырьевых ресурсов (добыча нефти очень энергоемкий процесс; на производство 1 тонны нефти затрачивается от 13,5 до 15тыс.кВт-ч электроэнергии);

2) в сфере переработки углеводородного сырья и реализации нефтепродуктов и нефтехимических продуктов:

- углубление переработки нефтяного сырья;

- обеспечение соответствия продукции современным мировым стандартам;

- разработка и создание высокоэффективных катализаторов (разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, новых видов высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, а также разработка технологий их производства);

- ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь при переработке нефти;

- получение продуктов более высокого передела (дорогостоящих сортов нефтепродуктов, высококачественных смазочных масел, широкой гаммы нефтехимической продукции). Сводная матрица приоритетов инновационных

политик предприятий нефтегазового комплекса по сектору добычи углеводородного сырья приведена в табл. 7.

В графах «Значимость финансирования вида инновационной деятельности» курсивом даны субъективные оценки вероятностей преобладания и значимости видов инновационной деятельности

по данным экспертного опроса. Числа в ячейках матрицы — приоритеты политик предприятия, которые могут рассматриваться как относительные результаты ожидаемые при различных вариантах политик (управленческого решения) в конкретных условиях функционирования предприятий.

Сводная матрица приоритетов инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса по сектору переработки углеводородного сырья приведена в табл. 8.

По результатам расчетов можно сделать вывод, что приоритетными объектами финансирования в секторе добычи и переработки углеводородного сырья являются такие виды деятельности, как «новые технологии» и «исследования и разработки», а приоритетными направлениями вложения средств в добыче — повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ и повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях, а в переработке — обеспечение соответствия нефтепродуктов современным мировым стандартам и получение продуктов более высокого передела.

Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции, роста эффективности этих компаний, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с

Таблица 7

Матрица приоритетов финансирования инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса

по сектору добычи углеводородного сырья

Значимость финансирования вида инновационной деятельности

Политика (тактические управленческие решения) Исследования и разработки Новые технологии Производственные и опытно-конструкторские работы Разработка/ приобретение программного обеспечения Обучение и повышение квалификации персонала Интегральные приоритеты Ранг

0,236 0,300 0,150 0,129 0,186

Повышение эффективности и 0,300 0,257 0,236 0,300 0,284 0,274 1

расширение масштабов геологоразведочных работ (П1)

Освоение новых нефтегазонос- 0,236 0,178 0,129 0,186 0,203 0,190 3

ных регионов, включая шельфы

арктических морей (П2)

Вовлечение в промышленный 0,150 0,151 0,150 0,150 0,155 0,151 5

оборот ТПЗ (Л"3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение коэффициентов 0,186 0,230 0,300 0,236 0,189 0,223 2

нефте- и газоотдачи на разраба-

тываемых месторождениях (П4)

Снижение энергоемкости добы- 0,129 0,184 0,186 0,129 0,169 0,161 4

чи и транспортировки сырьевых

ресурсов (П5)

фе&тельКасть 15(180) -2010

Таблица 8

Матрица приоритетов финансирования инновационных политик предприятий нефтегазового комплекса

по сектору переработки углеводородного сырья

Значимость финансирования вида инновационной деятельности

Политика (тактические управленческие решения) Исследования и разработки Новые технологии Производственные и опытно-конструкторские работы Разработка/ приобретение программного обеспечения Обучение и повышение квалификации персонала Интегральные приоритеты Ранг

0,194 0,292 0,194 0,125 0,194

Углубление переработки нефтяно- 0,151 0,146 0,169 0,194 0,129 0,154 5

го сырья (П1)

Обеспечение соответствия совре- 0,257 0,243 0,203 0,292 0,300 0,255 1

менным мировым стандартам (П2)

Разработка и создание высокоэф- 0,184 0,243 0,189 0,194 0,150 0,197 3

фективных катализаторов (П3)

Ресурсо- и энергосбережение, со- 0,178 0,125 0,155 0,125 0,236 0,163 4

кращение потерь при переработке нефти (П4)

Получение продуктов более высо- 0,230 0,243 0,284 0,194 0,186 0,231 2

кого передела (П5)

международными позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке [2].

Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обоснованных стандартов — одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах. Требования к качеству производимых нефтепродуктов должны быть закреплены законодательно.

Качество вырабатываемых нефтепродуктов во многом определяется технологической структурой нефтеперерабатывающего предприятия, выраженной в соотношении между мощностями различных процессов. Приоритетным направлением развития нефтеперерабатывающей промышленности является модернизация и реконструкция мощностей по углублению переработки и повышению качества продукции, в том числе развитие таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, а также внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородсодержащих высокоактивныхдобавок [2].

Необходимо также ликвидировать отставание в производстве современных моторных масел, для

чего предусматривается развивать производство высокоиндексных базовых масел и эффективных присадок к маслам различного назначения.

Для анализа возможностей использования других критериев в рамках метода анализа иерархий необходимо предварительно пересчитать значения приоритетов к эффективностям (приведенным приоритетам) путем умножения величин значимости направлений вложения средств на веса видов инновационной деятельности (табл. 9, 10). Тем самым учитываются субъективные оценки вероятностей условий реализации политик.

Применение критерия минимального уровня риска требует преобразования матрицы эффективности к матрице потерь, что достигается расчетом ее элементов как разности между максимальным и текущим значениями приведенных приоритетов для каждого вида инновационной деятельности: Ди1 = шах к — и1

""уприв уприв уприв

В табл. 11, 12 приведены результаты расчета показателей уровня риска, определяемого в данном случае как неиспользованные возможности инновационных политик предприятия отдельно по секторам добычи и переработки углеводородного сырья.

Сравнительные результаты оценки приоритетности финансирования инновационных политик по секторам добычи и переработки по различным критериямприведенывтабл. 13, 14.

Из сравнения показателей таблицы 13, выделенных полужирным шрифтом, следует, что для сектора добычи углеводородного сырья «повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ» для обеспечения прироста добычи из не

Таблица 9

Эффективности (приведенные приоритеты) инновационных политик предприятий сектора

добычи углеводородного сырья

Политика Исследо- Новые Производственные Разработка/приобре- Обучение и повы-

(тактические управленческие решения) вания и разработки технологии и опытно-конструкторские работы тение программного обеспечения шение квалификации персонала

Повышение эффективности и 0,071 0,077 0,035 0,039 0,053

расширение масштабов геологоразведочных работ (П1)

Освоение новых нефтегазонос- 0,056 0,053 0,019 0,024 0,038

ных регионов, включая шельфы

арктических морей (П2)

Вовлечение в промышленный оборот ТПЗ (П.3) 0,035 0,045 0,023 0,019 0,029

Повышение коэффициентов 0,044 0,069 0,045 0,030 0,035

нефте- и газоотдачи на разраба-

тываемых месторождениях (П4)

Снижение энергоемкости добы- 0,030 0,055 0,028 0,017 0,031

чи и транспортировки сырьевых

ресурсов (П5)

Таблица 10

Эффективности (приведенные приоритеты) инновационных политик предприятий сектора переработки углеводородного сырья

Политика (тактические управленческие решения) Исследования и разработки Новые технологии Производственные и опытно-конструкторские работы Разработка/приобретение программного обеспечения Обучение и повышение квалификации персонала

Углубление переработки нефтяного сырья (П1) 0,029 0,043 0,033 0,024 0,025

Обеспечение соответствия современным мировым стандартам (П2) 0,050 0,071 0,039 0,036 0,058

Разработка и создание высокоэффективных катализаторов (П3) 0,036 0,071 0,037 0,024 0,029

Ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь при переработке нефти (П4) 0,035 0,036 0,030 0,016 0,046

Получение продуктов более высокого передела (П5) 0,045 0,071 0,055 0,024 0,036

Таблица 11 Матрица неиспользованных возможностей инновационных политик предприятий сектора добычи углеводородного сырья

Политика (тактические управленческие решения) Исследо-ванияи разработки Новые технологии Производственные и опытно-конструкторские работы Разработка/приобретение программного обеспечения Обучение и повышение квалификации персонала

Повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ (П1) 0,000 0,000 0,010 0,000 0,000

Освоение новых нефтегазоносных регионов, включая шельфы арктических морей (П2) 0,015 0,024 0,026 0,015 0,015

Вовлечение в промышленный оборот ТИЗ (П.3) 0,035 0,032 0,023 0,019 0,024

Повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях (П4) 0,027 0,008 0,000 0,008 0,018

Снижение энергоемкости добычи и транспортировки сырьевых ресурсов (П5) 0,040 0,022 0,017 0,022 0,021

Таблица 12

Матрица неиспользованных возможностей инновационных политик предприятий сектора переработки углеводородного сырья

Политика Исследо- Новые Производственные Разработка/приоб- Обучение и повы-

(тактические управленческие решения) вания и разработки технологии и опытно-конструкторские работы ретение программного обеспечения шение квалификации персонала

Углубление переработки нефтяно- 0,020 0,028 0,022 0,012 0,033

го сырья (П1)

Обеспечение соответствия совре- 0,000 0,000 0,016 0,000 0,000

менным мировым стандартам (П2)

Разработка и создание высокоэф- 0,014 0,000 0,018 0,012 0,029

фективных катализаторов (П3)

Ресурсо- и энергосбережение, со- 0,015 0,034 0,025 0,021 0,013

кращение потерь при переработке нефти (П4)

Получение продуктов более высо- 0,005 0,000 0,000 0,012 0,022

кого передела (П5)

Таблица 13

Сравнительные результаты оценки приоритетности финансирования инновационных политик предприятий

сектора добычи углеводородного сырья

Политика (тактические управленческие решения) Показатели эффективности по критериям

Среднего выигрыша (приоритеты) Максимакса (приведенные приоритеты) Вальда (приведенные приоритеты) Сэвиджа (неиспользованные возможности)

Повышение эффективности и расширение масштабов геологоразведочных работ (П1) 0,274 0,077 0,035 0,010

Освоение новых нефтегазоносных регионов, включая шельфы арктических морей (П2) 0,190 0,053 0,019 0,026

Вовлечение в промышленный оборот ТИЗ (Пг) 0,151 0,045 0,019 0,035

Повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях (П4) 0,223 0,069 0,030 0,027

Снижение энергоемкости добычи и транспортировки сырьевых ресурсов (П5) 0,161 0,055 0,017 0,040

Таблица 14

Таблица 14

Сравнительные результаты оценки приоритетности финансирования инновационных политик предприятий

сектора переработки углеводородного сырья

Показатели эффективности по критериям

Политика Среднего Максимакса Вальда Сэвиджа (неис-

(тактические управленческие решения) выигрыша (приоритеты) (приведенные приоритеты) (приведенные приоритеты) пользованные возможности)

Углубление переработки нефтяного сырья (П1) 0,154 0,043 0,024 0,033

Обеспечение соответствия современным мировым 0,255 0,071 0,036 0,016

стандартам (П2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка и создание высокоэффективных катали- 0,197 0,071 0,024 0,029

заторов (П3)

Ресурсо -и энергосбережение, сокращение потерь при переработке нефти (П4) 0,163 0,036 0,016 0,034

Получение продуктов более высокого передела (П5) 0,231 0,071 0,024 0,022

открытых пока месторождений является наиболее приоритетным направлением внедрения инноваций. Использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ, позволит исключить механическое наращивание объемов разведочного бурения. Эта

тактика характеризуется устойчивостью, поскольку оптимальна не по одному, а нескольким критериям, и поэтому может считаться рациональной.

Таким образом, государственная программа лицензирования недр должна, с учетом вероятных рисков, предусмотреть высокий уровень геолого-

разведочных работ и инвестиций в них для устойчивого развития отрасли.

Новые технологии разработки месторождений жидких и газообразных углеводородов должны учитывать изменение структуры запасов, позволять осуществлять эффективную разработку месторождений, залегающих на больших глубинах, в сложных горно-геологических условиях, в не встречавшихся ранее термобарических условиях, в породах, физико-геологические параметры которых существенно отличаются от известных до настоящего времени. Приоритетные направления в добыче нефти должны обеспечить создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи, в том числе широкое освоение технологий и оборудования для высокоэффективной разработки трудноизвлекаемых запасов нефти (низкопроницаемые коллекторы; остаточные запасы нефти обводненных зон, высоковязкие нефти, запасы нефти в подгазовых зонах).

В общем случае может оказаться, что оптимальной является не одна, а две или даже более политик. Так, для сектора добычи углеводородного сырья не менее важным направлением внедрения инноваций является направление «повышение коэффициентов нефте- и газоотдачи на разрабатываемых месторождениях» в целях увеличения потенциала и уровней текущей добычи разрабатываемых месторождений.

Для сектора переработки углеводородного сырья наиболее приоритетными политиками в инновационной сфере являются «обеспечение соответствия современным мировым стандартам» (оптимальна по трем критериям) и «получение продуктов более высокого передела» (оптимальна по неиспользованным возможностям»).

Значительное повышение качества нефтепродуктов и доведение его до экологически обосно-

Список литературы

ванных стандартов — одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах [2].

Приведенные расчеты соотносятся с основными целями развития нефтеперерабатывающей отрасли, определенными в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Так, приоритетом является «повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива натеплоэлектростанциях» [2].

Таким образом, рациональным подходом к инновационному развитию предприятий нефтегазового комплекса является реализация нескольких политик, причем распределение ресурсов целесообразно производить пропорционально их приоритетам.

Использование экспертно-аналитического подхода к моделированию приоритетов стратегических и тактических политик позволяет определить приоритетные объекты финансирования видов инновационной деятельности и направления вложения средств в секторах добычи и переработки углеводородного сырья на основе анализа факторов, определяющих эффективность развития нефтегазового комплекса, и их ранжирования с помощью метода анализа иерархий.

Применение принципов стратегического моделирования позволяет нефтегазовым компаниям не только грамотно оценивать различные инновационные альтернативы с точки зрения их приоритетности, но также стимулирует их анализ с позиций влияния внешних экономических, природных, политических, международных факторов.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от28.08.2003 № 1234-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.