Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейрогимнастика / коррекционно-педагогическая работа / дети с ОВЗ / neurogymnastics / correctional and pedagogical work / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Екатерина Валентиновна, Войшева Нонна Рафгатовна

В статье представлен авторский взгляд на применение методов нейрогимнастики в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Екатерина Валентиновна, Войшева Нонна Рафгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING NEUROGYMNASTICS METHODS IN CORRECTIONAL PEDAGOGICAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The authors of the article present thier views on the use of neurogymnastics methods in correctional and pedagogical work with preschool children with limited health opportunities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376+373.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Андреева Екатерина Валентиновна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 348 «Радость», воспитатель группы компенсирующей направленности, ekaterina-andreeva-87@mail.ru.

Войшева Нонна Рафгатовна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 348 «Радость», воспитатель группы компенсирующей направленности, notkaslawjanka@mail.ru.

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на применение методов нейрогимнастики в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ.

Ключевые слова: нейрогимнастика, коррекционно-педагогическая работа, дети с ОВЗ.

USING NEUROGYMNASTICS METHODS IN CORRECTIONAL PEDAGOGICAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Andreeva Ekaterina Valentinovna

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 348 "Joy", Teacher of a compensatory group, ekaterina-andreeva-87@mail.ru.

Voysheva Nonna Rafgatovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 348 "Joy", Teacher of the compensatory group, notkaslawj anka@mail .ru.

Abstract. The authors of the article present thier views on the use of neurogymnastics methods in correctional and pedagogical work with preschool children with limited health opportunities.

Keywords: neurogymnastics, correctional and pedagogical work, children with disabilities.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями в развитии, которые нуждаются в специализированной помощи. На протяжении семи лет мы работаем в группе

компенсирующей направленности с детьми с различными нарушениями в развитии: тяжелые нарушения речи (ТНР), расстройство аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (УО). Все эти нарушения имеют в своей структуре психомоторные нарушения, которые негативно сказываются на характере и активности двигательного поведения ребенка, его когнитивном развитии и на формировании у него графомоторных и других навыков, необходимых для успешного обучения.

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью всестороннего развития дошкольников через метод межполушарного взаимодействия. Устранение двигательных расстройств, формирование психических навыков и процессов, которые в дальнейшем будут пригодны детям, мы осуществляем через кинезиологические методы и приемы. Цель нашей коррекционно-педагогической работы направлена от движения к мышлению.

На протяжении двух лет с 2018-2020 гг. на базе нашей группы реализовывался проект по психомоторной коррекции инструктором по физической культуре и психологом. Мы так же стали его активными участниками. В результате этой работы мы заметили, что у детей, стабильно посещающих занятия, наблюдалась стойкая положительная динамика развития: произошли значительные улучшения в освоении пространства собственного тела, пространства вокруг себя (представление о взаимоотношении между внешними объектами), в навыках самоконтроля за своим поведением и речью. На данный момент проект завершен, но анализируя полученные результаты и положительную динамику его работы, мы подобрали для себя приемлемый комплекс упражнений, а также требуемые к ним тренажеры.

Нейрогимнастика - эта универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции), которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и мелкую моторику рук. Помогает снизить утомляемость, напряжение, повысить стрессоустойчивость.

Занятия, с использованием методов нейрогимнастики, включены в режимные моменты, проводятся ежедневно по 10-15 минут в спокойной, доброжелательной обстановке. Суть заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает и увеличивается объем выполняемых заданий. Более сложные упражнения выполняются детьми в паре; некоторые упражнения выполняются группой детей. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Стараемся подобрать такие упражнения, которые будут наиболее интересны детям. И главное, эти

упражнения не только просты в использовании, но и эффективны. Для преодоления имеющихся у детей нарушений, мы активно используем методику «Кинезиологические мячи и мешочки», которая является инструментом в системе нейропсихологической коррекции.

Основу данной коррекционно-развивающей методики лежит многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция) и учителя Билла Хьюберта (балансировочно-аудиально-визуальные упражнения). Использование элементов метода данных авторов относится к современному методу коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Как учеными, так и практиками в своей деятельности доказана прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно -развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. Составляющие компоненты психомоторного развития:

- развитие мелкой моторики;

- глазодвигательные упражнения. Тренажер В.Ф. Базарного, использование лазерного фонарика;

- упражнения для развития артикуляции;

- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия: «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие;

- дыхательные упражнения;

- коммуникативные упражнения: «Тачка», «Сороконожка», «Животные», «Тоннель», «Твистер», «Ладушки», «Парашют», «Шатер» и др.;

- ритмические упражнения с мешочками и мячиками-крупеничками, наполненными песком для удержания ритма и равновесия;

- упражнения для релаксации: «Саморасслабление», «Волшебный слон» и

др.;

- занятия с тренажерами. Балансиры, перчатки, симультанные палочки, кинезиомешочки, сенсорные кубики, сенсорный слон, лабиринт и др.

Также, для развития проприоцептивной и тактильной чувствительности используем в своей работе Яйцо Совы (Яйцо Кислинга) и Чулок Совы - это эффективные инструменты нейрокоррекции, направленные на развитие ориентации в пространстве без контроля зрительного анализатора, тренировку вестибулярного аппарата, уменьшение тактильной гиперчувствительности, вовлечение ребенка в игровую деятельность и формирование навыков социального взаимодействия.

Методика используется для повышения эффективности коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Показана при работе с:

- эмоциональными и поведенческими трудностями;

- нарушениями координации движений и моторной неловкости;

- трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками;

- синдромом дефицита внимания и гиперреактивности, невнимательности, гиперактивности, импульсивности.;

- задержкой развития, аутизмом, РАС;

- задержкой психоречевого и интеллектуального развития;

- общим недоразвитием речи;

Регулярные целенаправленные занятия помогают улучшить ряд физических навыков, в частности: выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, зрительно-моторной координации (координация глаз - рука), подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей, повысить координацию внимания, сформированность чувства ритма. Дети научатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, станут более ловкими. Также специальные тренировки делают возможным улучшить эмоциональные навыки, преодолеть трудности в коммуникации, сделают ребенка менее подверженным стрессу, более общительным, содействовать развитию творческих способностей в игровой деятельности, а затем и в учебной деятельности.

Ниже, на рисунках 1-3 представлены некоторые примеры использования методов нейрогимнастики и наглядных пособий в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ограниченными возможностями.

Рис. 1. Яйцо Совы (Яйцо Кислинга)

Рис. 3. Занятия с тренажерами

Библиографический список.

1. Астаева А.В. Нейропсихологическое исследование детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.04. - Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.

2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 111 с.

3. Мозжечковая стимуляция - специальный комплекс упражнений. [Электронный ресурс]. - URL: https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/

4. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения / Сост. И.А. Трутанова. 2018. - 19 с. [Электронный ресурс]. -URL: https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2018/09/Психокоррекция.pdf

5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. - Москва: АЙРИС-пресс, 2018. - 112 с.

6. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. О.Р. Ворошнина, А.И. Санникова; сост. М.Н. Мальцева, Е.А. Кобялковская, А.Г. Гилева. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. - 140 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://happy59.com/res/content/docs/f1065_digest_0_file.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.