неврологических синдромов // Молекулярная генетика, микробиология и вирусология. - 2007. - № 2. - С. 6-13.
2. Шнайдер Н.А., Дыхно Ю.А., Ежикова В.В. Клиническая гетерогенность паранеопластического неврологического синдрома // Сибирский онкологический журнал. - 2011. - № 3 (45). - С. 82-90.
3. Шнайдер Н.А., Дыхно Ю.А., Ежикова В.В. Структура и частота встречаемости паранеопластического неврологического синдрома при онкопатологии органов грудной клетки // Сибирский онкологический журнал. - 2012. - №1 (49). - С. 63-70.
4. Antoine J.C., Honnorat J., Anterion C.T. et al. Limbic encephalitis and immunological perturbations in two patients with thymoma // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. - 1995. -Vol. 58. - P. 706-710.
5. Bien CG, Elger CE. Limbic encephalitis: a cause of temporal lobe epilepsy with onset in adult life // Epilepsy Behav. - 2007. - Vol. 10. - P. 529-538.
6. Dalmau J., Rosenfeld M.R.. Paraneoplastic syndromes of the CNS // Lancet Neurol. - 2008. - Vol. 7. - P. 327-340.
7. Dalmau J., TQzQn E., Wu H.Y. et al. Paraneoplastic anti-N-methyl-D-aspartate receptor encephalitis associated with ovarian teratoma // Ann. Neurol. - Vol. 2007. - Vol. 61. - P. 25-36.
8. Graus F, Saiz A. Limbic encephalitis: a probably under-recognized syndrome // Neurologia. - 2005. - Vol. 20. - P. 24 -30.
9. Gultekin S.H., Rosenfeld M.R., Voltz R. et al. Paraneoplastic limbic encephalitis: neurological symptoms, immunological findings and tumor association in 50 patients // Brain. - 2000.
- Vol. 123. - P. 1481 - 1494.
10. Honnorat J., Antoine J.C., Derrington E. Et al. Antibodies to a subpopulation of glial cells and a 66 kDa developmental protein in patients with paraneoplastic neurological syndromes // J. Neurol. Neurosurg.Psychiatry. - 1996. - Vol. 61. - P. 270278.
11. Kr ll-Seger J.,Bien G.C., Huppertz H.-J. Non-paraneoplastic limbic encephalitis associated with antibodies to potassium channels leading to bilateral hippocampal sclerosis in pre-pubertal girl // Epileptic Disord. - 2009. - Vol. 11(1). - P. 5459.
12. Pozo-Rosich P., Clover L., Saiz A., Vincent A., Graus F. Voltagegated potassium channel antibodies in limbic encephalitis // Ann. Neurol. - 2003. - Vol. 54. - P. 530-533.
13. Thieben M.J., Lennon V.A., Boeve B.F., Aksamit A.J. et al. Potentially reversible autoimmune limbic encephalitis with neuronal potassium channel antibody // Neurology. - 2004. -Vol. 62. - P. 1177-1182.
14. Tuzun E., MD, Dalmau J. Limbic encephalitis and variants: classification, diagnosis and treatment // Neurologist. - 2007.
- Vol. 13, No. 5, - P. 261 - 271.
15. Urbach H., Soeder B.M., Jeub M. et. al. Serial MRI of limbic encephalitis // Neuroradiology. - 2006. - Vol. 48. - P. 380-386.
PARANEOPLASTIC LIMBIC ENCEPHALITIS N.A. Shnayder
Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, RF
Abstract. Paraneoplastic limbic encephalitis is a rare disorder characterized by personality changes, irritability, depression, seizures, memory loss and sometimes dementia. The diagnosis is difficult. Clinical symptoms are often lacking, and symptoms usually mimic other brain pathology. Key words: limbic encephalitis, paraneoplastic, antibodies.
Статья поступила в редакцию 19.03.2012г.
НОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
© ТОМИЛОВА А.Ю., ВАРОЧКИНА Г.Ф., ЗАЛУЦКАЯ Е.Ю.
СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ А. Ю. Томилова1, Г. Ф. Варочкина1, Е. Ю. Залуцкая2
ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России1, МК ДОУ № 712, г. Железногорск, Красноярский край, РФ
662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д. 3. E - mail: Kb-51@rb51.ru
Резюме. В статье представлены основные аспекты индивидуальной комплексной программы маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детском образовательном учреждении комбинированного вида ЗАТО Железно-горска Красноярского края, их медицинская и психологическая составляющая.
Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, здоровье, ограниченные возможности, коррекция.
Комплексная реабилитация и социальная литики РФ [1]. Ребенок с ограниченными возмож-
интеграция детей с ограниченными возможно- ностями здоровья (ОВЗ) - ребенок, имеющий стями здоровья (ОВЗ) - одно из приоритетных физические и (или) психические недостатки, с
направлений государственной социальной по- хроническими, соматическими или инфекцион-
ными заболеваниями. Реабилитация, по определению ВОЗ, - комплексное и скоординированное использование медицинских, социальных, обучающих и профессиональных подходов с целью достижения высшей степени реализации функциональных возможностей социально дезадаптированной личности [1]. С целью обеспечения координирования психолого - медико педагогического сопровождения детей с ОВЗ, исходя из реальных возможностей детского образовательного учреждения (ДОУ) и в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно - психического здоровья, в детском учреждении функционирует психолого - медико - педагогическая комиссия (ПМПК). Деятельность ПМПК помогает интегрировать педагогические усилия руководителей, психолога, медицинских специалистов, воспитателей, социального педагога, инструктора по плаванию и физической культуре, музыкального руководителя, дефектолога, логопеда, родителей.
Основные задачи ПМПК: сопровождение ребенка с ОВЗ: создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья; изучение индивидуальных особенностей ребенка; максимальное содействие полноценному психофизическому развитию ребенка; оказание помощи детям, нуждающимся в особых кор-рекционных условиях и специальных формах организации деятельности; профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию ребенка.
На основании типового положения о ДОУ в ЗАТО Железногорск существуют дошкольные детские образовательные учреждения следующих видов: детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности) - 26 детских дошкольных учреждений; детский сад для детей раннего возраста (ясли) - 2 учреждения (детские ясли № 40, № 19); детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно - гигиенических профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур) - детский сад № 54; детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалификационной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограничен-
ными возможностями здоровья) - 4 учреждения, в том числе: детский сад № 23, № 32 (для детей с тяжелыми нарушениями речи); детский сад № 37 (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием); детский сад № 72 (для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития, для детей с умственной отсталостью); детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной направленности) - 5 учреждений (детские комбинаты № 62, 65, 66, 70, 71).
ДОУ может проводить реабилитацию детей - инвалидов, детей с ОВЗ при наличии в нем соответствующих условий. Дети с ОВЗ принимаются в группы компенсирующей направленности: для детей с тяжелыми нарушениями речи; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, для глухих детей; для слабослышащих детей; для слепых детей; для слабовидящих детей; для детей с амблиопией, косоглазием; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для детей с задержкой психического развития; для детей с умственной отсталостью; для детей со сложным дефектом (имеющих два или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии); для детей с иными ограниченными возможностями здоровья [4].
На практике в детских садах обозначилась проблема составления индивидуального маршрута на ребенка с применением конкретных, практических заданий, которые можно использовать в коррекционной работе всем заинтересованным специалистам [2]. Программа сопровождения разрабатывается нами на основании первичного психолого-медико-педагогического обследования, при помощи которого определяется развитие ребенка. По результатам диагностического обследования составляется индивидуальный коррекционно-оздоровительный маршрут, даются рекомендации с учетом способностей ребенка. Обязательно при составлении программы определяются ведущие отклонения в состоянии здоровья: комплексная оценка состояния здоровья и возможная коррекция, в том числе учитываются физическое развитие, нервно-психическое развитие, резистентность и реактивность организма ребенка, наличие хронических заболеваний, диагноз, функциональное состояние органов и систем, определение группы здоровья, коррекция эмоционально-волевых нарушений, развитие познавательных процессов [3]. Координация деятельности психолого-медико-педагогического
Рис. 1. Модель взаимодействия специалистов дошкольного образования учреждения комбинированного вида в коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ЗАТО Железногорск.
их основе разрабатываются и координируются программы совместной деятельности специалистов в русле коррекции психофизического развития ребенка. В середине года проводится корректировка индивидуальных коррекцион-ных программ на основании мониторинга развития ребенка. В конце года подводятся итоги психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.
Особенностью ПМПк - сопровождения в данном контексте является то, что разрабатывая и реализуя свои профессиональные программы, каждый участник взаимодействия использует рекомендации других специалистов, делая акцент именно на тех задачах, которые
Рис. 2. Физиолечение ребенку с ограничен- ^ ными возможностями здоровья в МКДОУ №71 проводит медицинская сестра В.Н. Коновалова
[фото Е.Ю. Залуцкой, 2011].
сопровождения осуществляется консилиумом всех специалистов ДОУ.
Плановые заседания консилиума по вопросам организации, координации и результативности индивидуальных и коллективных действий проводятся три раза в год. В начале обсуждаются итоги диагностических исследований, хода адаптации ребенка в ДОУ. Полученные данные служат основанием для разработки адекватных и эффективных методов комплексной психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПк) помощи данной категории детей. На
Рис. 3. Массаж ребенку в МКДОУ №71 проводит медицинская сестра Н.Г. Розенфельд [фото Е.Ю. Залуцкой, 2011].
Рис. 4. Инструктор по плаванию МКДОУ № 71 Н.А. Сапарай проводит занятие ребенку с ограниченными возможностями здоровья
[фото ЕЮ. Залуцкой, 2011].
отражают специфику его работы. Например, для воспитателя это - формирование навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей, развитие игровой и продуктивной деятельности; для логопеда - коррекция речевых нарушений; для дефектолога - развитие познавательной деятельности; для врача и медсестры - коррекция отклонений в состоянии здоровья, использование немедикаментозных методов реабилитации, создание оптимальных условий для развития организма ребенка; для музыкального руководителя -эстетическое воспитание ребенка; для психолога - коррекция и развитие социальной, эмоциональной сферы ребенка.
МКДОУ № 71 - детское образовательное учреждение комбинированного вида, где имеются группы компенсирующей направленности (дети с ОВЗ), которые формируются врачебной комиссией детской поликлиники и специалистами ГПМПК в соответствии с показаниями, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Отличительной особенностью данного учреждения является реабилитация детей с тяжелыми поражениями ДЦП, при котором наблюдаются множественные нарушения органов и систем, нарушаются функции мышц, движения, приема пищи, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и пищеварительной систем, зрительного анализатора.
Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, степень выраженности которых варьируется в большом диапазоне от минимальных до грубых. Психические и речевые расстройства также имеют различную степень выраженности. Ограничи-
ваются следующие виды активности: выполнение общих заданий и требований, мобильность самообслуживания, участие в межличностных взаимодействиях и общении.
Реабилитация детей с ДЦП направлена на основные функциональные системы: двигательная сфера, сенсорное развитие, когнитивная сфера и речевое развитие, эмоциональная и коммуникативная сфера. Медицинское сопровождение направлено на полное или частичное восстановление нарушенных функций и повышения адаптационно-компенсаторного резерва организма.
Медицинские аспекты реабилитации включают: щадяще - охранительный режим, диетическое питание, физическое воспитание, закаливающие мероприятия, физиолечение (рис. 2), массаж (рис. 3), витаминотерапию, сенсорную интеграцию, санацию очагов инфекции. Наиболее эффективным средством реабилитации детей с ОВЗ является массаж, плавание в бассейне (рис.4) и лечебная физкультура (ЛФК). Массаж повышает работоспособность мышц, улучшает подвижность суставов и связочного аппарата. В зависимости от состояния
Рис. 5. Занятие в костюме «Адели» проводит инструктор по лечебной физкультуре МКДОУ № 71 И.А. Телегин ребенку с ограниченными возможностями здоровья [фото Е.Ю. Залуцкой, 2011].
ребенка, клиники заболевания, используются различные виды массажа: классический, сегментарный, тонизирующий и седативный.
Современная ЛФК имеет в своем арсенале не только различные методики, но и технические приспособления (рис. 5). В ДОУ приобретены мячи для расслабления, тренажеры, мягкие модули, батут, различные застежки, липучки, следовые дорожки, вертикализаторы, костюм «Адели», спортивный комплекс. Важное значение имеет проведение физических упражнений в воде - гидрокинезотерапия.
Следует отметить, что 70 % детей с ОВЗ нуждаются в логопедической помощи. С нормализацией функции речи в значительной степени связана и социальная адаптация ребенка. Поэтому работа логопеда рассматривается как важный этап восстановительного лечения в ДОУ.
Для эмоционально - психологической коррекции используются психологические меры в режимных моментах, чаще используются игры на сплочение коллектива, «налаживание» общения между детьми, снятие агрессивности, т. е. направлены на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств. Для улучшения
навыков самообслуживания используется трудотерапия.
Заключение. Создание положительного климата в ДОУ для детей с ОВЗ является главной задачей в коррекционно - оздоровительном процессе. Системная коррекционная работа по индивидуальному комплексному маршруту способствует изменению взгляда ребенка на мир и отношение к окружающим. Реабилитация детей с ОВЗ - процесс длительный и многогранный. Преемственнось всех медицинских, психологических и педагогических подразделений делает этот процесс более результативным.
Список литературы:
1. Бронников В.А., Тверская О.Н. Комплексный подход к реабилитации детей с церебральным параличом // Медработник дошкольного образовательного учреждения. -2010. - №7. - С.79,81.
2. Козина Г.П. Составление комплексной программы индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Медработник дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - №2. - С.66.
3. Рзянкина М.Ф., Андрюшкина Е.Н. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. - С.130-133.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666. - С. 1-2. С.4.
COMPLEX PROGRAMMING OF INDIVIDUAL SANATIVE CORRECTIONAL WAY OF PHYSICALLY CHALLENGED CHILDREN A. Tomilova1, G. Varochkina1, E. Zalutzkaya2
Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia1, Municipal Preschool Institution № 712 , Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF.
Abstract. In the article there are main aspects of complex programming of individual sanative correctional way of physically challenged children in the pre-school educational institution of the combined kind of Closed Territorial-Administrative Facility Zheleznogorsk Krasnoyarsk Territory, their medical and psychological conditions. Key words: child, preschool age, physically challenged, health, correction.
Статья поступила в редакцию 28.02.2012г.
© КАНТИМИРОВА Е.А.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО И ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА
Е.А. Кантимирова
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития РФ, кафедра медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО, Красноярск, РФ
660022, Красноярск, ул. П.Железняка, 1.
Резюме. Синдром апноэ во сне определяется как потенциально летальное состояние, характеризующееся множественными эпизодами остановок дыхания во сне и сочетающееся с повторными эпизодами взрывного храпа и дневной сонливостью. Наиболее точным методом диагностики нарушений дыхания во время сна является полисомнография. Ключевые слова: полисомнография, синдром обструктивного апноэ, синдром центрального апноэ, дифференциальная диагностика.