Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДУ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДУ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИЛИТАЦИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федюрко А. А., Шумилова Е. А.

В статье представлено описание программы, основанной на применении нейропсихологических технологий в работе с детьми с ОВЗ, направленной на профилактику и коррекцию психологического развития дошкольников по методу замещающего онтогенеза. Авторами дается подробное описание блоков программы и рекомендации для их реализации в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федюрко А. А., Шумилова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL PREVENTION AND CORRECTION OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN BY THE METHOD OF SUBSTITUTION ONTOGENESIS IN INCLUSIVE EDUCATION

The program was prepared as part of the implementation of the innovative project “Model of inclusive education for children with disabilities in a combined kindergarten” of MDOBU No. 125 in Sochi. The article describes a program based on the use of neuropsychological technologies in working with children with disabilities, aimed at preventing and correcting the psychological development of preschoolers by the method of substitution ontogenesis. The authors give a detailed description of the program blocks and recommendations for their implementation in the context of inclusive education.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДУ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 2—3 (14—15). С. 85—90.

УДК 159.922.7 ББК 88.8

DOI: 10.24411/2409-4102-2021-102-311

Нейропсихологическая профилактика и коррекция психологического развития дошкольников по методу замещающего онтогенеза в условиях инклюзивного образования

А. А. Федюрко1, Е. А. Шумилова2

1 Детский сад № 125, г. Сочи, Россия 2 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Программа подготовлена в рамках реализации инновационного проекта «Модель инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада комбинированного вида» МДОБУ №125 г. Сочи.

В статье представлено описание программы, основанной на применении нейропсихологических технологий в работе с детьми с ОВЗ, направленной на профилактику и коррекцию психологического развития дошкольников по методу замещающего онтогенеза. Авторами дается подробное описание блоков программы и рекомендации для их реализации в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: абилитация, нейропсихологический подход, метод замещающего онтогенеза, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Последние годы, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растёт. К этой категории детей относятся дети с разными нарушениями психофизического развития: нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и комплексными нарушениями развития. Такие дети характеризуются рядом общих и специфических особенностей, они имеют особые образовательные потребности, которые могут быть удовлетворены посредством создания дополнительных специальных условий их воспитания и обучения [9].

Актуальность внедрения нейропсихологических технологий в работе с детьми с ОВЗ обусловлена, в частности, тем, что психолого-педагогическое сопровождение детей эффективно только в том случае, если учитываются объективные законы развития: они неизбежно включают основные закономерности развития мозга ребенка. Коррекционно-развивающий метод и конкретные технологии, в нем работающие, построены с учетом всех составляющих психологического развития дошкольника в норме. Они включают психосоматические и познавательные, регуляторные и исполнительные составляющие [1].

Знание глубинных механизмов всех этих процессов, логики и этапов их становления позволяет осознанно и дифференцированно подойти к психолого-педагогическому сопровождению процессов развития ребёнка с ОВЗ.

Представленные в программе нейропсихологи-ческие модули включают широкий спектр видов и форм активной деятельности ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Это самым благоприятным образом влияет на его эмоционально-личностное и познавательное развитие. Принципиально важным здесь является сочетание методов коррекции (замещения) не-пройденных этапов развития с методами направленного формирования разных сторон психической деятельности. Этот подход является базовым для профилактики и коррекции процессов развития. Он универсален в отношении детей с самыми различными вариантами развития (высокая и среднестатистическая норма, различные типы отклоняющегося развития). В зависимости от специфики конкретного типа развития, в одном случае акцент делается на профилактике и направленном формировании способностей, в другом — на коррекции имеющихся недостатков [3].

Именно поэтому данная технология прекрасно вписывается в идеологию инклюзивного образования. Она адресована всем детям, независимо от типа их развития. Но для детей с отклоняющимся развитием эти занятия — единственная возможность коррекции и возвращения в среду нормативно развивающихся сверстников. Для детей с грубыми формами ОВЗ — шанс достигнуть максимально высокого для них уровня психического развития.

Программа «Нейропсихологическая профилактика и коррекция психологического развития до-

школьников по методу замещающего онтогенеза в условиях инклюзивного образования» основана на психолого-педагогической технологии «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод замещающего онтогенеза (1990—2009 гг., А. В. Семенович).

Программа может использоваться в общеобразовательных группах, в группах комбинированной направленности, где обучаются дети как с нормативным вариантом развития, так и с различными отклонениями от нормы (ЗПР, ОНР), в целях профилактики и абилитации психоречевого развития всех детей группы. Также программа может использоваться в группах, где дети более старшего возраста, но их уровень актуального развития не соответствует данному возрасту.

Эта программа будет полезна специалистам, работающим в структуре помощи детям раннего возраста для профилактики отставания в развитии, так как многие её игры и упражнения можно выполнять в пассивном варианте. В «пассивном варианте» отдельные блоки программы могут использоваться, начиная с младенческого возраста. В этом случае, вместо того, чтобы давать ребенку речевую инструкцию или показывать ему, как делается то или иное упражнение, взрослый буквально «сливается» с телом ребенка и так они сообща делают данное задание. Например, если надо поднять руки и потянуться (покрутиться, изобразить ногами «езду на велосипеде», ощупать и назвать предмет и т. д.), взрослый берет руки ребенка в свои и поднимает их, одновременно слегка растягивая; а в «вертушках» просто раскручивает ребенка в разные стороны и т. п. Аналогично, можно делать все двигательные упражнения: например, «повороты головы» взрослый делает, взяв голову ребенка в руки и медленно совершая нужные движения. Они вместе пропе-вают гласные звуки, ощупывают различные предметы, выполняют упражнения на развитие тонкой и артикуляционной моторики и т. д. или пытаются имитировать различные звуки природы. Т. е. все описанные упражнения выполняются взрослым совместно с ребенком в полном смысле этого слова [2].

Рекомендуется включать наиболее простые и доступные упражнения для малышей в музыкальные, физкультурные и досуговые занятия, использовать их на праздниках и в быту, при знакомстве с окружающим миром.

В программу интегрированы логопедические и нейропсихологические методы коррекции. Она может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы. Оптимальное коли-

чество детей на занятиях 12—13 человек. Но их количество может варьироваться в зависимости от тяжести дефекта у детей, особенностей поведения, состояния здоровья и т. д.

В целях профилактики и наращивания потенциала развития детей (при нормативном варианте развития) программа может использоваться фронтально для группы в 20—30 человек.

Длительность работы по данной программе составляет от 21 до 36 рабочих недель (в зависимости от конкретного модуля), согласно учебному плану. Ее реализация предполагает проведение ежедневных занятий. Одно занятие занимает около 45 минут в день, в зависимости от возраста и уровня развития детей. Естественно, оно проходит дробно (несколько раз по 15 минут) в соответствии с основным регламентом ДОО. Также очень хорошо включать двигательные упражнения в физминутки во время основных занятий специалиста. Сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик группы и учебного плана учреждения [4].

Очень хорошо, когда программа реализуется параллельно несколькими специалистами (де-фектолог, логопед, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель). Тогда каждый из них дополняет свои занятия определённым блоком упражнений из данной программы, таким образом, в течение недели отрабатываются все разделы.

Программа на всех этапах в течение года имеет одну и ту же универсальную структуру. Это позволяет детям планомерно, в соответствии с законами развития мозга, наращивать своё речевое и познавательное развитие.

Программа включает в себя три крупных модуля-программы [6].

Первый модуль (базовый). Программа «Солнышко». Он представлен базовой программой формирования подкорково-коркового и межполу-шарного обеспеченияпсихологического развития дошкольников 4—5 лет. Она является основой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов задержки психо-речевого развития детей дошкольного возраста.

Программа предусматривает 4 этапа нейро-психологического сопровождения. Она включает три больших модуля: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Когнитивные способности». Модули «Разминка» и «Когнитивные способности» меняются в начале каждого этапа и далее идут неизменно на протяжении всего этапа. И только модуль «Психомоторные координации» меняется каждую неделю.

Основные пункты каждой из этих подпрограмм абсолютно идентичны. В «Разминках» всегда присутствуют упражнения для рук, плечевого пояса, артикуляционной и пальчиковой моторики и т. п. А в блоке «Когнитивные способности» обязательны упражнения на развитие различных видов восприятия, памяти, пространственных представлений, речи и т. д. Блок «Психомоторные координации» включает в себя дыхательные упражнения, упражнения на растяжки, общий двигательный репертуар, а также упражнения на развитие глазодвигательного праксиса.

Второй модуль. Программа «Капельки». Целью данной программы является развитие сенсомотор-ного уровня развития речи и других высших психических функций (фонематическое восприятие, внимание, память, мышление) у детей 5—6 лет.

Программа включает блоки упражнений на развитие общей, мелкой, артикуляционной, а также глазодвигательной моторики. Сюда также включен комплекс игр и упражнений на развитие когнитивных способностей ребёнка, который содержит разделы по развитию всех видов ощущения и восприятия; развитию пространственных представлений, игры на развитие слуховой регуляции и чувства ритма, развитию фонематического слуха. Блоки упражнений на развитие фонематического восприятия представлены играми, ориентированными на знакомство ребенка со звуками: речевыми и неречевым. Главная задача — обеспечить автоматизацию восприятия, имитации и различных манипуляций с неречевыми звуками. А затем — приступить к знакомству с речевыми звуками, хорошей их артикуляции и т. п. Ребенок должен научиться слушать и слышать себя и окружающий мир. Помимо этого, в повседневный обиход ребенка должны быть включены игры со словами, повторение несложных скороговорок и чистоговорок [7].

Все сенсомоторные координации выполняются сначала изолированно, затем синхронно. Важность профилактики и коррекции данного уровня речевой функции связана с тем, что она базируется на общих синергических и реципрок-ных взаимодействиях (руки — ноги, язык и руки, глаза — язык — руки и т. д.). Кроме того, такого рода нагрузки оптимизируют слаженную работу слухо-речевой и рече-двигательных систем.

Третий модуль. Программа «Кораблик». Углу -блённая программа нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации познавательных компетентностей и речевого развития детей 6-7 лет.

В данной программе представлены основные этапы формирования различных познавательных

процессов (восприятия, пространственных представлений, произвольной саморегуляции, мышления, внимания) и речевого развития. Все эти психические функции являются ключевыми для дальнейшего школьного обучения. Они неизбежно участвуют в обеспечении счета, чтения и письма, мышления, ритмики, рисования, двигательной активности.

Программа включают три больших блока:

1. «Пробуждалки», или физкультминутки. Этот блок ориентирован на поддержание общего психосоматического баланса, улучшение кровоснабжения мозга и т. п.

2. «Сенсомоторный базис речи». Упражнения этого блока направлены на развитие (профилактику и коррекцию) различных сенсомоторных систем и их интеграцию. С их помощью закладывается фундамент речевого и познавательного развития:

а) дыхание.

б) общий двигательный репертуар.

в) кинетический и кинестетический праксис рук (мелкая моторика).

г) кинетический и кинестетический артикуля-торный праксис (артикуляторная гимнастика).

3. «Базовые речевые способности». Данный блок ориентирован на развитие, профилактику и коррекцию различных речевых способностей:

а) фонетико-фонематические процессы,

б) номинация (называние),

в) логико-грамматические конструкции,

г) связное речевое высказывание.

д) слухоречевое внимание.

Особое внимание в программе уделено блоку «Когнитивные способности»:

а) тактильно-кинестетические способности и схема тела,

б) графические и кинестетические процессы,

в) зрительное восприятие и пространственные представления,

г) интеллектуальные процессы.

Данный модуль программы предусматривает три этапа нейропсихологического сопровождения, рассчитанные на 36 недель.

1-й этап — 1—10 неделя. На 1-м этапе основное внимание уделяется одной-двум системам, обеспечивающих речевые и познавательные процессы.

2-й этап — 11—20 неделя. На 2-м этапе уделяют внимание формированию их синхронных, одно- и разнонаправленных взаимодействий.

На 3-м этапе — 21—36 неделя — работают над формированием ихинтегративных взаимодействий (одно- и разнонаправленных) во всех возможных вариантах.

Основные пункты каждого из блоков этой программы абсолютно идентичны.

Оценивание динамики развития детей по всем модулям программы не требует каких-то специальных условий. Ведущий специалист использует в работе любой удобный ему вариант мониторинга, который в любом случае всегда включает в себя параметры исследования и когнитивного, и речевого, и физического развития. В параметрах физического развития мы наблюдаем такие направления как: общая моторика, которая включает анализ элементарных движений и действий; мелкая моторика, включающая кинетический и кинестетический праксис, а также действия с мелкими предметами и графические навыки. Достаточно новым является то, что мы также стали отслеживать и отмечать уровень развития глазодвигательной моторики, которая, как известно, является очень важным компонентом для формирования чтения и письма.

Таким образом, динамику по внедрению данной программы в своей работе, можно отследить просто фиксируя результаты вашего мониторинга. Для примера в программе представлена модифицированная карта нейропсихологической диагностики И. Ф. Марковской, адаптированная нами для диагностического обследования детей с ЗПР и рассчитанная на три года обучения. Речевой модуль в ней представлен речевой картой, взятой из пособия Коненковой И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР» (М. : Гном и Д, 2005).

В целом все модули представленной программы построены по единому плану. В нем отражены фундаментальные закономерности развития мозга. В совокупности все эти технологии позволяют интегративно и одновременно вариативно подойти к проблемам эмоционально-личностной, познавательной, и социальной неуспешности дошкольников.

Данная программа прошла успешную апробацию в течение двух лет в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Итоговый мониторинг показал, что при работе с детьми с ОВЗ, нейропсихологический подход, на котором и основана данная программа подтверждает свою адекватность и эффективность при решении проблем нарушения психологической адаптации детей. Он позволяет в максимальной степени преодолеть возрастную несформированность психических функций в группе детей с нарушением развития. А также существенно увеличить познавательный и эмоционально-личностный потенциал детей с ОВЗ. Это значит, что дальнейшее обучение и социальная адаптация всех этих детей будет протекать на более благоприятном фоне [10].

Учитывая активную тенденцию к интенсификации инклюзивного образования, мы уверены, что данная программа и представленный в ней нейропсихологический подход станет одним из эффективных путей приближения тех или иных вариантов отклоняющегося развития к нормативному течению.

Список литературы

1.Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники / под ред. А. В. Семенович. — М. : Дрофа, 2014. — 240 с.

2. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР / И. Д. Коненкова. — М. : Гном и Д, 2005. — 80 с.

3. Кисилёва, Н. А. Методическое оснащение диагностической деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения : учеб.-метод. пособие / Н. А. Кисилёва. — Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2007. — 303 с.

3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М. : Академия 2002. — 232 с.

5. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — 5-е изд. — М. : Генезис, 2013. — 476 с.

6. Семенович, А. В. Коррекционная работа в ДОУ / А. В. Семенович // Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М. : Дрофа, 2013. — 864 с.

7. Семенович, А. В. Метод замещающего онтогенеза. Таланты детского мозга / А. В. Семеноич. — Казань : Центр социально-гуманитарного образования, 2016. — 184 с.

8. Семенович, А. В. Метод замещающего онтогенеза. Познавательная активность / А. В. Семенович. — Казань : Центр социально-гуманитарного образования, 2016. — 144 с.

9. Шумилова, Е. А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве / Е. А. Шумилова, А. А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 10. — С. 98—103.

10. Шумилова, Е. А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии / Е. А. Шумилова // Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. — Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, 2020. — С. 12—17.

11. Шумилова, Е. А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве / А. А. Ковалева, А. А. Тарабыкина, Е. А. Шумилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 10. — С. 87.

Сведения об авторах

Федюрко Антонина Антоновна — учитель-дефектолог, Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 125, Сочи, Россия. fediurko@ yandex. ru

Шумилова Елена Аркадьевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. shumilovae2005@yandex. ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2021. № 2—3 (14—15). Р. 85—90.

Neuropsychological prevention and correction of psychological development of preschool children by the method of substitution ontogenesis in inclusive education

A.F. Fedyurko

Kindergarten No. 125, Sochi, Russia. fediurko@yandex.ru

E.A. Shumilova

Kuban State University. shumilovae2005@yandex.ru

The program was prepared as part of the implementation of the innovative project "Model of inclusive education for children with disabilities in a combined kindergarten" of MDOBU No. 125 in Sochi.

The article describes a program based on the use of neuropsychological technologies in working with children with disabilities, aimed at preventing and correcting the psychological development of preschoolers by the method of substitution ontogenesis. The authors give a detailed description of the program blocks and recommendations for their implementation in the context of inclusive education.

Keywords: habilitation, neuropsychological approach, method of substitution ontogenesis, children with disabilities.

References

1. Neuropsychological prevention and correction. Preschoolers. Mosvow, Bustard, 2014. (In Russ.)

2. Konenkova I.D. Examination of speech of preschoolers with DPR. Moscow, Gnome and D, 2005. (In Russ.)

3. Kisileva N.A. Methodological equipment of the diagnostic activity of a speech therapist of a preschool educational institution. Krasnodar, Kuban state university, 2007. 303 p. (In Russ.)

3. Semenovich A.V. Neuropsychological diagnosis and correction in childhood. Moscow, Academy, 2002. (In Russ.)

5. Semenovich A.V. Neuropsychological correction in childhood. The method of replacement ontogenesis. Moscow, Genesis, 2013. (In Russ.)

6. Semenovich A.V. Correctional work in the preschool educational institution. Dialogue. An approximate basic general educational program of preschool education. Moscow, Drofa, 2013. (In Russ.)

7. Semenovich A.V. The method of replacement ontogenesis. Talents of the Child's Brain. Kazan, Center for Social and Humanitarian Education, 2016. 184 p. (In Russ.)

8. Semenovich A.V. The method of replacement ontogenesis. Cognitive activity. Kazan, Center for Social and Humanitarian Education, 2016. 144 p. (In Russ.)

90

A. А. 0edmpKO, E. A. ^yMunoBa

9. Shumilova E.A., Kovaleva A.A. Pedagogical conditions for increasing the competence of parents of preschoolers with speech disorders in an inclusive educational space. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 10, pp. 98—103. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shumilova E.A. Educator and parent of the digital age in the prism of inclusion. Successive system of inclusive education: theoretical and practical aspects. Kazan, 2020. Pp. 12—17. (In Russ.)

11. Shumilova E.A., Kovaleva A.A., Tarabykina А.А. Pedagogical conditions for increasing the competence of parents of preschoolers with speech disorders in an inclusive educational space. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 10, p. 87. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.