Научная статья на тему 'Использование методов интерактивного обучения деловому английскому языку в процессе формирования навыков профессиональной коммуникации менеджеров'

Использование методов интерактивного обучения деловому английскому языку в процессе формирования навыков профессиональной коммуникации менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИКАЦИИ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КЕЙС-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова О.К.

В статье рассмотрено интерактивное обучение деловому английскому языку менеджеров как один из способов развития их профессиональной компетенции, центральное место в которой занимает деловая коммуникация, определена роль интерактивных методов обучения иностранному языку в процессе подготовки современных менеджеров к повседневной управленческой деятельности, а именно, формирования навыков профессиональной коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова О.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методов интерактивного обучения деловому английскому языку в процессе формирования навыков профессиональной коммуникации менеджеров»

поисково-исследовательские методы несомненно повысят мотивацию обучаемой студенческой аудитории и дадут мощный толчок к общему развитию и формированию коммуникативной и языковой компетенций у студентов технических вузов.

Список литературы:

1. Вишневская Г.В. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения иностранному языку студентов-заочников неязыковых вузов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 589-592.

2. Шуваева В. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Управление персоналом. - 2005. - № 3. - Режим доступа: http://www.topperso-nal.ru/issue.html?380.

3. http://didaktor.ru/texnologiya-prezi-originalnoe-reshenie-multimediJnoJ-prezentacii/.

4. http://moodle.mmc.rightside.ru/.

5. http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Kurgina/link5.htm.

6. http ://www. mgimo.ru/news/faculty/document259657.phtml.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ

© Максимова О.К.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В статье рассмотрено интерактивное обучение деловому английскому языку менеджеров как один из способов развития их профессиональной компетенции, центральное место в которой занимает деловая коммуникация, определена роль интерактивных методов обучения иностранному языку в процессе подготовки современных менеджеров к повседневной управленческой деятельности, а именно, формирования навыков профессиональной коммуникации

Ключевые слова: интерактивное обучение; деловой английский язык; навыки профессиональный коммуникации; деловая коммуникация менеджеров; интерактивные методы; кейс-метод.

* Старший преподаватель английского языка кафедры Иностранных языков.

Развитие современного общества и экономики подвержено сильному влиянию коммуникационных процессов, которые сегодня охватывают все сферы бизнеса. В деятельности большинства российских и зарубежных компаний коммуникации становятся ключевым фактором успеха. Это не случайно, ведь именно грамотная коммуникативная стратегия позволяет руководителям бизнеса выстроить и развивать эффективные маркетинговые коммуникации, коммуникации во взаимоотношениях с клиентами, деловыми партнерами, внутрикорпоративные процессы взаимодействия. По статистике 85 % рабочего времени современного менеджера уходит на деловое общение на разных уровнях в системе коммуникаций. И это объясняет, почему профессионально-ориентированное деловое общение, коммуникативные умения менеджеров все чаще играют решающую роль в состоятельности бизнеса и напрямую влияют на показатели прибыли. Ведь от того, насколько развиты навыки профессионального общения управленцев и их умение управлять этой коммуникацией, часто зависит исход важных переговоров, результативность проведенной презентации, судьба солидного контракта, показатель клиенториентированности бизнеса, взаимоотношения внутри компании и, наконец, имиджевая составляющая самой компании.

Несомненно, формированию и развитию навыков профессиональной деловой коммуникации менеджеров уделяется много внимания в курсе обучения менеджменту, маркетингу, управления персоналом, но не всегда принимается во внимание значимость курса делового английского языка / Business English в данном процессе. Особенностью преподавания деловой коммуникации в экономическом вузе является то, что обучение языку делового общения, в том числе и иностранного, тесно взаимосвязано с освоением основ специальности и профильных предметов. Суть данного обучения составляет не только освоение деловой лексики из различных сфер бизнеса на иностранном языке, умения дискутировать на экономические темы, но и формирование эффективных навыков бизнес-коммуникации обучаемых, которые необходимы им для реализации повседневной управленческой деятельности. Прежде всего, речь идет о таких видах деловой коммуникации как:

- совещания / Meetings;

- общение по телефону / Telephoning;

- презентации / Presentations;

- переговоры / Negotiations,

- деловая переписка / Business Correspondence.

Именно этот перечень дает представление о коммуникативных потребностях, присущих профессии менеджера, что позволяет сконцентрировать процесс обучения деловому английскому языку на отработке конкретных коммуникативных навыков, выполняя различные ситуационные задания, где основой является живое общение, приближенное к реальной бизнес-ситуации, в которой необходимо применять профессиональные знания из эко-

номики, маркетинга, менеджмента, финансов. Таким образом, прослеживается четкая междисциплинарная взаимосвязь с курсами по специальности обучаемых менеджеров.

Успешная реализация целей обучения деловой коммуникации на английском языке во многом зависит от применяемых методов и технологичных приемов. Приоритетом пользуется коммуникативный подход и интерактивное обучение. Слово «интерактивный» происходит от англ. слова interact, inter - взаимно, act - действовать, interaction - взаимодействие Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приёмов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе, в парах с целью решения коммуникативных задач. На таких занятиях менеджеры становятся вовлеченными в ситуацию из реальной повседневной деловой активности, которая тесно связана с их профессиональной деятельностью. Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий для достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность в обучении деловому английскому языку не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством коммуникации на иностранном языке. Центральной фигурой процесса обучения во взаимодействии становится сам обучаемый, которому приходится решать профессиональные задачи в предлагаемой конкретной ситуации, применяя свой практический опыт и знания, а также комплекс навыков деловой коммуникации. При этом речевое взаимодействие на иностранном языке охватывает обсуждение полученного задания, а затем и его выполнение. Преподавателю в данной ситуации отводится роль координатора, фасилитатора творческой интеллектуальной деятельности обучаемых.

В интерактивном обучении ключевым методическим элементом является взаимодействие и сотрудничество - преподавателя и обучаемого, преподавателя и группы, обучаемых между собой. Известны формы обучения во взаимодействии - диалогическая / парная, полилогическая, групповая, игровая. А самыми распространенными интерактивными технологиями являются кейс-метод / case-study, тренинги, работа в малых группах, бизнес-симуляции, ролевые и деловые игры. Сегодня подавляющее большинство аутентичных учебных материалов / курсов по деловому английскому языку содержит кейсы, систематизированные ситуации с подробным описанием той или иной бизнес-проблемы из деятельности реально существующей западной компании, предназначенные для независимого и коллективного анализ в процессе обучения. Технология кейс-стади - это по сути деловая игра в миниатюре, поскольку она позволяет менеджерам сочетать собственный профессиональный практический опыт и элементы игры, приобретая знания и навыки (профессиональные и языковые) в результате аналитической, исследовательской и творческой активности в процессе принятия решений.

Целью кейс-метода в курсе делового английского языка является формирование и развитие навыков деловой коммуникации на иностранном языке, а также умений и навыков, составляющих профессиональную управленческую компетенцию менеджеров. На каждом этапе работы над кейсом обучаемыми выполняется определенная коммуникативная задача: чтение текста конкретной ситуации в оригинале и возможный последующий перевод, самостоятельный поиск решений (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время подготовки задания (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке), подготовка презентаций предлагаемых решений проблемы (техника навыков презентации) и, наконец, написание отчета с рекомендациями по решению пробелы (навыки письменной речи на английском языке). Аудиторное общение во время работы над кейсом подразумевает спор, дискуссию, аргументацию, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения правил англоязычного общения. В то же время комментарии обучаемых по содержанию кейса оцениваются преподавателем по таким навыкам как аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход. Поэтому использование кейс-метод в учебной практике делового английского языка приобретает особое значение[4]. Подобная технология, основанная на ситуационном анализе позволяет:

- связать теоретические знания и практику;

- развивать навыки аналитики и критического мышления;

- проиллюстрировать примеры приемлемых административных решений;

- продемонстрировать различные позиции и точки зрения;

- формировать альтернативный выбор в условиях неопределенности.

И все перечисленные активности предусматривают безусловное применение профессиональных знаний профильной специальности менеджеров, что подкрепляется выходом в практику устной речи на английском языке с использованием специальной терминологии и техники коммуникации.

В процессе подготовки и выполнения заданий, сформулированных в кейсе, обучаемые менеджеры общаются на иностранном языке и т.о. не только осваивают практику устной иноязычной речи, но и приобретают уникальный коммуникативный и психологический опыт:

- формируют и совершенствуют коммуникативные навыки, т.е. учатся четко формулировать свои мысли и слушать разные мнения, аргументированно убеждать, задавать правильные вопросы, предоставлять обратную связь и т.п.;

- развивают навыки презентации;

- совершенствуют навыки ведения переговоров;

- приходят к пониманию, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственного правильного решения;

- развивают в себе уверенность в том, что они способны решать профессионально управленческие проблемы в реальных сложных ситуациях;

- формируют навыки эффективного взаимодействия в группе и принятия коллективных решений;

- приобретают навыки делового поведения и налаживания деловых взаимоотношений;

- учатся самостоятельно получать необходимые для решения проблемы знания и разрабатывать алгоритм принятия управленческих решений.

В целом, говоря о роли интерактивных методов обучения деловому английскому языку в процессе формирования навыков профессиональной коммуникации менеджеров уместно подчеркнуть тесную взаимосвязь между ними, которая обусловлена междисциплинарным подходом в образовательном процессе и при грамотном использовании демонстрирует мощный си-нергетический эффект.

Эффективность интерактивного обучения иностранному языку и применяемых в нем методик состоит в том, что они предоставляют менеджерам, изучающим деловой английский, возможность органично сочетать развитие навыков устной и письменной иноязычной речи и профессиональной коммуникации, а также совершенствовать другие умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной управленческой деятельности. Интерактивные технологии позволяют менеджерам творчески применять языковой материал на базе своих профессиональных знаний и адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям.

Список литературы:

1. Асламова Т.В. Интерактивная модель обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе. - М.: МГЛУ, 2002.

2. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология в профессионально-ориентированном обучении студентов // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - С. 155-157.

3. Основы менеджмента, полное руководство по кейс-технологиям / А.П. Панфилова и др.; под ред. проф. В.П. Соломина. - СПб.: Питер, 2004.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001. - С. 290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.