Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / методы духовно-нравственного воспитания / подготовка студентов / communicative competence / spiritual and moral education / training of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.Р. Сидоренков, Т.А. Жукова

Коммуникативная компетенция является важной составляющей профессионального становления студентов-лингвистов. Владение данной компетенцией позволяет студентам-лингвистам не только понимать носителей изучаемых языков, но и передавать им свои мысли, что необходимо для построения успешной коммуникации. Очевидно, что проблема поиска наиболее эффективных методов для развития данной компетенции всегда значима. В нашем исследовании мы обращаемся к методам духовно-нравственного воспитания. Актуальность использования данных методов обусловлена активным изменением глобализационных и деглобализационных процессов, последствиями пандемии COVID-19, которые привели к смене ценностных ориентиров в динамично развивающемся мире, что стало причиной разрушения сложившихся традиций и норм. Методы духовно-нравственного воспитания могут помочь сохранить и передать данные ценности, которые составляют часть коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.Р. Сидоренков, Т.А. Жукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF METHODS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE PROCESS OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LINGUISTIC STUDENTS

Communicative competence is an important component of the professional development of linguistic students. Possession of this competence allows linguistic students not only to understand native speakers of the studied language but also to convey their thoughts to them, which is necessary for building successful communication. Obviously, the problem of finding the most effective methods for the development of this competence is always significant. In the research, the authors address methods of spiritual and moral education. The relevance of using these methods is due to the active change in globalization and deglobalization processes, as well as the consequences of the COVID-19 pandemic, which led to the change in value orientations in a dynamically developing world. This caused the destruction of established traditions and norms, and it is precisely the methods of spiritual and moral education that can help preserve and transmit these values, which form part of communicative competence.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

10. Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Психологические науки: Акмеология образования. 2019; Т. 15, № 1: 162-165.

11. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Правительство Российской Федерации. Постановление о государственной программе. Available at: http://static. government.ru

References

1. Kruchinina A.A. Problemy obrazovaniya v sfere turizma. Moskva: Prosveschenie, 2011.

2. Li Ch. Novoe soderzhanie i novye trebovaniya patrioticheskogo vospitaniya v novuyu 'epohu. Vospitatel', 2019: 11-13.

3. Soglashenie o torgovo-'ekonomicheskom sotrudnichestve mezhdu EA'ES i KNR. Fvailable at: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx

4. Yunyaeva A.D. Problema cennosti vysshego obrazovaniya v sovremennom obschestve. Molodoj uchenyj. 2023; № 44 (491): 140-144. Available at: https://moluch.ru/ archive/491/107245/

5. Titova E.A. Turisticheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Moskva: MPGU, 2004.

6. Cao J. The current situation of China's independent audit market mechanism and development ideas. Enterprise Reform and Management. 2017; № 5: 164-165.

7. Jiang X. Research on the Audit Market Competitive Behavior. Science and Technology Economy Market. 2020; № 12: 40-41.

8. The Economic Benefits of International Education to the United States: A Statistical Analysis. Available at: http://www.nafsa.org/_/File/_/usa.pdf

9. Ispol'zovanie reklamnyh sredstv dlya prodvizheniya turistskogo produkta. Available at: https://studme.org/337218/marketing/ispolzovanie_reklamnyh_sredstv_prodvizheniya_ turistskogo_produkta

10. Tymko N.V. Soderzhanie i osobennosti podgotovki pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya k processu socializacii rebenka v turistsko-kraevedcheskom pohode. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Psihologicheskie nauki: Akmeologiya obrazovaniya. 2019; T. 15, № 1: 162-165.

11. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RossijskojFederacii na 2016-2020 gody. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Postanovlenie o gosudarstvennoj programme. Available at: http:// static. government.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.24

УДК 378

SidorenkovD.R., student, National Research Institute "MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: Sidorenkovdaniel06@gmail.com

Zhukova T.A. Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia);

National Research Institute"MISIS" (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

THE USE OF METHODS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE PROCESS OF IMPROVING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LINGUISTIC STUDENTS. Communicative competence is an important component of the professional development of linguistic students. Possession of this competence allows linguistic students not only to understand native speakers of the studied language but also to convey their thoughts to them, which is necessary for building successful communication. Obviously, the problem of finding the most effective methods for the development of this competence is always significant. In the research, the authors address methods of spiritual and moral education. The relevance of using these methods is due to the active change in globalization and deglobalization processes, as well as the consequences of the COVID-19 pandemic, which led to the change in value orientations in a dynamically developing world. This caused the destruction of established traditions and norms, and it is precisely the methods of spiritual and moral education that can help preserve and transmit these values, which form part of communicative competence.

Key words: communicative competence, spiritual and moral education, training of students

Д.Р. Сидоренков, студент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва, E-mail: Sidorenkovdaniel06@gmail.com

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Национальный исследовательский

институт «МИСИС», г. Москва, E-mail: tatianazhu@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Коммуникативная компетенция является важной составляющей профессионального становления студентов-лингвистов. Владение данной компетенцией позволяет студентам-лингвистам не только понимать носителей изучаемых языков, но и передавать им свои мысли, что необходимо для построения успешной коммуникации. Очевидно, что проблема поиска наиболее эффективных методов для развития данной компетенции всегда значима. В нашем исследовании мы обращаемся к методам духовно-нравственного воспитания. Актуальность использования данных методов обусловлена активным изменением глобализационных и деглобализационных процессов, последствиями пандемии COVID-19, которые привели к смене ценностных ориентиров в динамично развивающемся мире, что стало причиной разрушения сложившихся традиций и норм. Методы духовно-нравственного воспитания могут помочь сохранить и передать данные ценности, которые составляют часть коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, методы духовно-нравственного воспитания, подготовка студентов

Развитие коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов в условиях активной смены ценностных ориентиров и разрушения сложившихся традиций и норм актуализирует проблему поиска научно обоснованных путей изменений в подготовке будущих специалистов-лингвистов.

Цель настоящего исследования - выявить возможности методов духовно-нравственного воспитания для развития коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов.

Для реализации обозначенной цели необходимо решение следующих задач: охарактеризовать психолого-возрастные способности студентов; рассмотреть понятия «методы духовно-нравственного воспитания», «коммуникативная компетенция», ее компоненты; привести примеры заданий для развития коммуникативной компетенции посредством методов духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования.

Научная значимость исследования определяется обоснованием методов духовно-нравственного воспитания для развития коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о возможностях методов духовно-нравственного воспитания в развитии коммуникативной компетенции.

Практическая значимость исследования связана с тем, что предложенные методы могут быть использованы студентами неязыковых специальностей.

В логике обозначенных задач в первую очередь считаем важным рассмотреть психолого-возрастные особенности, оказывающие влияние на развитие коммуникативной компетенции.

1. Исследователи (Ю.А. Дорофеева, Ж.Б. Жалсанова, Е.А. Успенская и др.) определяют период студенчества как сложный процесс организации интеллекта. В процессе учебы студенты сталкиваются с образовательными задачами, которые оказывают влияние на понимание, осмысление и запоминание информации. Благодаря этому в процессе обучения происходит постоянное усвоение, осмысление и закрепление учебного материала в памяти студентов [1; 2].

В период юношеского возраста наблюдается возрастание уровня концентрации внимания и усиление памяти - как ее объем, так и методы запоминания улучшаются, а вместе с непроизвольным запоминанием происходит широкое применение методов произвольной памяти [2]. В то же время результаты исследования О.Н. Черноморовой показывают снижение эффективности кратковременной памяти в период обучения в вузе по сравнению со школьным возрастом, а также указывают на замедление сохранения информации в механической памяти к студенческому возрасту. Ученый подчеркивает, что «одним из важных факторов, способствующих развитию положительных индивидуальных характе-

ристик памяти в речевой деятельности, является повышение значимости процесса запоминания» [3].

Сравнивая студентов с другими возрастными группами, Л.Г. Бикчинтаева пришла к выводу, что студенты обладают более высоким уровнем познавательной мотивации и социальной активности [4]. Однако, говоря о развитии личности обучающегося, стоит упомянуть, что у современных студентов стало чаще наблюдаться поверхностное, или, как его еще называют, «клиповое» мышление. По словам С.В. Докука, клиповое мышление - это стремление к упрощению материала, игнорирование глубины изучаемого вопроса [5]. Большое влияние на его развитие оказала популярная в России система ЕГЭ. Таким образом, А.Х. Курашинова и Л.А. Бураева высказывают мнение, что «клиповое мышление обучающихся старших классов переходит и на студентов вуза, что, в свою очередь, пагубно сказывается на способности студентов критических оценивать ситуации» [б].

турного общения и предлагается в группах/парах обсудить, в чем заключается проблема, как можно ее преодолеть. Как результат, один человек или вся мини-группа представляют результат обсуждения перед группой, после чего происходит небольшое обсуждение и оценка идей выступающих.

Метод рефлексий. Особенность данного метода состоит в том, что обучающийся способен не только оценить свои действия, но и понимать, как другие люди воспринимают и его, и его действия. Более того, метод рефлексии может послужить инструментом для прогнозирования событий, которые могут произойти в будущем.

Очевидно, что обозначенные методы позволяют развивать духовные ценности, навыки критического мышления, рефлексию, определяющие основу для развития коммуникативной компетенции. Ниже (табл. 1) обозначены возможные методы духовно-нравственного воспитания к развитию коммуникативной компетенции.

Таблица 1

Коммуникативная компетенция и методы духовно-нравственного воспитания

Компонент Метод Форма

ОПК-4. Способен осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в устной и письменной формах как в общей, так и профессиональной сферах общения Метод воспитывающих ситуаций / Метод дилемм / метод рефлексий Индивидуальная-групповая

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде Метод воспитывающих ситуаций / метод рефлексий Индивидуальная-групповая

Обобщая изложенное, отметим: влияние многих глобальных процессов в значительной степени поменяли личности молодых людей. Студенты стали в большей степени зависеть от современных технологий, что сказалось на развитости их памяти и способности к запоминанию и усвоению информации. Более того, формат современного образования повлиял на снижение развитости критического мышления и развитие клипового склада ума. Все это, несомненно, влияет на уровень коммуникативной компетенции.

2. Следующая группа исследований, представляющая интерес, связана с изучением коммуникативной компетенции. Коммуникация - это основа существования человека. В каком-то смысле компетентность в общении означает способность человека ориентироваться в своих личных потребностях и возможностях, а также понимать потребности партнера и контекст ситуации. В современном мире развитие коммуникативных возможностей человека становится чрезвычайно актуальным. В нашем исследовании под «коммуникативной компетенцией» мы понимаем «способность обучаемого воспринимать любые высказывания и его готовность к созданию собственных речевых произведений, основанных на знаниях, умениях, практическом опыте, принятых нормах языка, личностных качествах, посредством использования невербальных средств, а также умение ориентироваться в обстановке, пространстве в зависимости от темы, цели, задачи, коммуникативных и этических установок; достигать результатов посредством речи» [7].

В своем исследовании мы выделили следующие компоненты коммуникативной компетенции, основываясь на федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения (ФГОС ВО - 3++) по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика: способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3); способность осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в устной и письменной формах как в общей, так и профессиональной сферах общения (ОПК-4) [7].

Выбор именно этих компонентов коммуникативной компетенции был основан возможностями и значимостью методов духовно-нравственного воспитания в их развитии.

3. Идея выбора методов духовно-нравственного воспитания была не спонтанной. Духовное развитие подрастающего поколения прописана в государственных стандартах. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и В.А. Тишков в своей работе, входящей в серию «Стандарты второго поколения», говорят о том, что особенность современной государственной политики в России заключается в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания гражданской личности. Это говорит о том, что духовно-нравственное воспитание и развитие стало важной задачей для современной образовательной системы [8].

Для развития коммуникативной компетенции у студентов-лингвистов мы останавливаемся на следующих методах: метод воспитывающих ситуаций, метод дилемм, метод рефлексий и метод упражнения.

Метод воспитывающих ситуаций - прием «обмен ролями», «установка правил». Прием «обмен ролями» подразумевает, что обучающиеся во время задания, к примеру во время обсуждения, получают роли и по мере выполнения задания обмениваются ими так, что один обучающийся может попробовать несколько ролей в течение одного обсуждения. Прием «установка правил» непосредственно связана с приемом «обмен ролями», данный прием подразумевает заранее установленные правила общения согласно своим ролям, к примеру, в каком порядке обучающиеся должны делиться своими мыслями, с учетом чего можно вносить свои предложения, требования, критику и т. д.

Метод дилемм. Обучающиеся делятся на пары/группы, им дается ситуация/кейс с явно или неявно выраженной проблемой межъязыкового/межкуль-

ОПК-4:

- способен осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в устной и письменной формах как в общей, так и профессиональной сферах общения

Метод воспитывающих ситуаций. Студентам предлагается задание решить кейс. Sasha, an eighth grade student, is having problems communicating with his teammate on a school project, Masha. Sasha is an energetic and purposeful teenager who often shows leadership qualities. Masha, on the contrary, is a more reserved and shy girl who has become a newcomer to this school. Conflict arises when Sasha begins to exhibit overly authoritarian behavior, ignoring and disrespecting his point of view and contribution to the project. He dictates what decisions need to be made, without giving Masha the opportunity to speak out and make her suggestions. This leaves Masha frustrated and afraid, despite her efforts and talents, she feels unimportant, undervalued and useless on this team.

Метод дилемм. В задании к ситуации студенты получают вопросы, на которые должны дать аргументированный ответ. Пример вопроса по заданному кейсу: «Что повлияло на поведение Саши?», «Виновата ли учительница/учитель в данном конфликте?», «Виноват ли только Саша в возникшей ситуации?»

Метод рефлексии. После обсуждения всех ситуаций студентам проводится рефлексия. Примерами вопросов могут быть следующие: «Бывали ли вы в подобных ситуациях?», «Как бы вы поступили в подобной ситуации?»

УК-3:

способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Метод воспитывающих ситуаций - в работе используется два приема: «обмен ролями» и «установление правил». Обмен ролями реализуется следующим путем: студенты разбирают и знакомятся с различными ролями при работе в команде. Студентам необходимо выполнить следующие виды заданий: студенты получают только список ролей и в парах/группах обсуждают назначение каждой роли в отдельности. Затем они получают полный список ролей и их описания и знакомятся с ними.

Примеры ролей: Moderator (Facilitator + Timekeeper (moderates team discussion, keeps the group on task, and distributes work)), Devil's Advocate (raises counter-arguments and (constructive) objections, introduces alternative explanations and solutions), Harmonizer (strives to create a harmonious and positive team atmosphere and reach consensus (while allowing a full expression of ideas)), Checker (checks to make sure all group members participate, understand the concepts and the group's conclusions), Explorer (asks follow-on questions, seeks to uncover new potential in the situation and explore new areas of the questions under discussion), Reporter (serves as group spokesperson summarizing the group's ideas and conclusions), Prioritizer (makes sure group focuses on most important issues and does not get caught up in details), and Innovator (encourages imagination and contributes new and alternative perspectives and ideas).

Прием «обмена ролями» реализуется на протяжении всего обсуждения. В процессе обсуждения студенты обмениваются ролями. Таким образом формируются и развиваются новые способы выстраивания коммуникаций. После завершения обсуждения одной темы студенты переходят к обсуждению другой.

Прием «установки правил» используется студентами в процессе обсуждения одной из предложенных тем. Перед выполнением задания студентам предлагается задание - установить правила ведения переговоров, дискуссии.

Примеры правил: говорить только когда один спикер закончил, не перебивая; время речи одного обучающегося не должно быть более 30 секунд; критика должна быть разумной, а не критика ради критики и т. д.

Метод рефлексий - после обсуждения всех тем студентам предложено задание ответить на ряд следующих вопросов: «Как, по вашему мнению, вы справились с заданием?», «Смогли ли вы правильно реализовать свои роли?», «Были ли с вашей стороны нарушения правил?», «Получилась ли коммуникация с коллегами? Если нет, то почему?» Обоснуйте ваш ответ и предложите алгоритм действий.

Полагаем, что систематическое применение подобного рода заданий будет способствовать развитию у студентов коммуникативной компетенции. Использование индивидуальных и групповых форм позволит разнообразить данный процесс, вызвать интерес к нахождению новых способов успешной коммуникации посредством методов духовно-нравственного воспитания.

Библиографический список

Итак, обобщая изложенное выше, полагаем важным отметить тот факт, что при развитии одной из важных компетенций студентов-лингвистов - коммуникативной компетенции - важно обращаться к возможностям методов духовно-нравственного воспитания. В качестве наиболее значимых выделены метод воспитывающих ситуаций, метод дилемм, метод рефлексии. В статье обозначены их возможности в развитии коммуникативной компетенции. В качестве перспектив исследования стоит выделить обоснование значимости иных методов духовно-нравственного воспитания в процессе развития коммуникативной компетенции, влияние данных методов на все компоненты коммуникативной компетенции.

1. Дорофеева Ю.А. Психологические и возрастные особенности студенческого возраста. Приволжский научный вестник. 2015; № 4-2 (44): 41-43.

2. Жалсанова Ж.Б. Учет возрастных и психологических особенностей студентов при отборе текстового материала для изучения второго иностранного языка в неязыковом вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; Т. 23, № 4: 152-156.

3. Черноморова О.Н. Индивидуально-психологические и возрастные особенности студентов при обучении иностранному языку. Известия ЮФУ. Технические науки. 2011; № 10 (123): 143-150.

4. Бикчинтаева Л.Г Психологические особенности студенческого возраста в контексте проблемы формирования профессионального правосознания в вузе. Вестник Московского университета МВД России. 2018; № 1: 240-244.

5. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества. Общественные науки и современность. 2013; № 2: 169-176.

6. Курашинова А.Х., Бураева Л.А. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 72-3: 200-202.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г № 969 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf

8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Москва: Просвещение, 2009.

References

1. Dorofeeva Yu.A. Psihologicheskie i vozrastnye osobennosti studencheskogo vozrasta. Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2015; № 4-2 (44): 41-43.

2. Zhalsanova Zh.B. Uchet vozrastnyh i psihologicheskih osobennostej studentov pri otbore tekstovogo materiala dlya izucheniya vtorogo inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017; T. 23, № 4: 152-156.

3. Chernomorova O.N. Individual'no-psihologicheskie i vozrastnye osobennosti studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2011; № 10 (123): 143-150.

4. Bikchintaeva L.G. Psihologicheskie osobennosti studencheskogo vozrasta v kontekste problemy formirovaniya professional'nogo pravosoznaniya v vuze. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018; № 1: 240-244.

5. Dokuka S.V. Klipovoe myshlenie kak fenomen informacionnogo obschestva. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2013; № 2: 169-176.

6. Kurashinova A.H., Buraeva L.A. Klipovoe myshlenie i ego vliyanie na kachestvo kognitivnoj deyatel'nosti slushatelej v usloviyah professional'nogo obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-3: 200-202.

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogoobrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriatponapravleniyupodgotovki45.03.02 Lingvistika. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12 avgusta 2020 g. № 969 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf

8. Danilyuk A.Ya. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obschego obrazovaniya: proekt. Moskva: Prosveschenie, 2009.

Статья поступила в редакцию 12.03.24

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector of South Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), E-mail: elsizova@mail.ru

Beloborodova V.V., senior teacher, Piano Department, South Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), E-mail: victoriy.sabirova.5@mail.ru

FEATURES OF THE METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF META-SUBJECT ANALYTICAL AND PERFORMING SKILLS AMONG STUDENTS OF A MUSIC UNIVERSITY. The article examines problems in the professional training of students of a music university related to the disparity of disciplines of theoretical and performing cycles, as a result of which students are often unable to integrate analytical knowledge and skills acquired in theoretical subjects into their performing activities. Consideration of analytical and performing skills in a meta-subject context allows us to identify a set of meta-subject analytical and performing skills necessary for musicians of various specialties. The authors present a methodology for teaching in the piano classroom, according to which students of a music university can develop these skills holistically and consistently, where analytical activity is organically integrated with performing. The methodology consists of three stages (motivational-analytical, integration-activity, reflexive-creative), each of which includes specific methods of work (artistic and imaginative visualization, presentation of an idea, musical and stylistic modeling, design of creative tasks, creation of artistic cases, forecasting of performance realization, etc.) aimed at the development of certain meta-subject analytical and performing skills.

Key words: meta-subject analytical and performing skills, methodology for development of meta-subject analytical and performing skills, musical composition, artistic idea

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», г. Челябинск,

E-mail: elsizova@mail.ru

В.В. Белобородом, ст. преп., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», г. Челябинск,

E-mail: victoriy.sabirova.5@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ АНАЛИТИКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки студентов музыкального вуза, связанные с разрозненностью дисциплин теоретического и исполнительского циклов, вследствие чего обучающиеся зачастую не способны интегрировать аналитические знания и умения, полученные на теоретических предметах, в свою исполнительскую деятельность. Рассмотрение аналитических и исполнительских умений в метапредметном контексте позволяет выделить комплекс метапредметных аналитико-исполнительских умений, необходимых для музыкантов различных специальностей. Авторы представляют методику обучения в классе фортепиано, согласно которой у студентов музыкального вуза данные умения могут развиваться целостно и последовательно, где аналитическая деятельность органично интегрируется с исполнительской. Методика состоит из трех этапов (мотивационно-аналити-ческого, интеграционно-деятельностного, рефлексивно-творческого), каждый из которых включает в себя конкретные методы работы (художественно-образная визуализация, презентация идеи, музыкально-стилистическое моделирование, проектирование творческих задач, создание художественных кейсов, прогнозирование исполнительской реализации и др.), направленные на развитие определенных метапредметных аналитико-исполнительских умений.

Ключевые слова: метапредметные аналитико-исполнительские умения, методика развития метапредметных аналитико-исполнительских умений, музыкальное произведение, художественная идея

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.