Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КООРДИНАЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КООРДИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛОВКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмедова С.А., Мухиддинова Ф.А.

Мақолада ўқув машғулотлари жараёнида бадминтончиларнинг координация сифатларини ривожлантириш учун қатъий тартибга солинган машқлар усулиниг самарадорлигини ишлаб чиқиш ва экспериментал асослаш бўйича илмий ва назарий ғоялар келтирилган, шунингдек, илмий тадқиқот натижалари акс эттирилган.В статье представлены научно теоретические идеи по разработке и экспериментальном обосновании эффективности метода строго регламентированных упражнений для развития координационных способностей у спортсменов бадминтонистов в процессе учебно тренировочных занятий, а также отражены результаты научных исследований.The article presents scientific and theoretical ideas on the development and experimental substantiation of the effectiveness of the method of strictly regulated exercises for the development of coordination abilities in badminton athletes in the process of training sessions, and also reflects the results of scientific research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмедова С.А., Мухиддинова Ф.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КООРДИНАЦИИ»

Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта

щ

Доктор философии по педагогическим наукам (PhD), и.о доцент С.А. АХМЕДОВА1 Щавоийский государственный Педагогический институт город Навоий, Узбекистан

Студент

Ф.А. МУХИДДИНОВА2

2Узбекский государственный университет физической культуры и спорта Город Чирчик, Узбекистан

Муаллиф билан богланиш учун:

axmedovasarvinoz19841012@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КООРДИНАЦИИ

Аннотация

Annotation

В статье представлены научно-теоретические идеи по разработке и экспериментальном обосновании эффективности метода строго регламентированных упражнений для развития координационных способностей у спортсменов-бадминтонистов в процессе учебно-тренировочных занятий, а также отражены результаты научных исследований.

Ключевые слова: метод строго регламентированных упражнений, физические качества, координационные способности, ловкость.

Маколада укув машгулотлари жараёнида бадминтончиларнинг координация сифатла-рини ривожлантириш учун катъий тартибга солинган машклар усулиниг самарадорлигини ишлаб чикиш ва экспериментал асослаш буйича илмий ва назарий гоялар келтирилган, шунингдек, илмий тадкикот натижалари акс эттирилган.

Калит сузлар: катъий тартибга солинган машцлар усули, жисмоний сифатлар, координция, эпчиллик.

The article presents scientific and theoretical ideas on the development and experimental substantiation of the effectiveness of the method of strictly regulated exercises for the development of coordination abilities in badminton athletes in the process of training sessions, and also reflects the results of scientific research.

Key words: method strictly regulated training, physical qualities, coordination skills, agility.

CO CM О CM

та t

0 d w

1

с to

Актуальность. В физическом воспитании различают две специфические стороны, или «части»: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей). Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. в прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.). в единстве с другими видами воспитания может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности. Методы регламентированного упражнения. В методах этого типа - о чем говорит уже их наименование - деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит: В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки; В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий,

дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование эффективности метода строго регламентированных упражнений для развития координационных способностей у спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий.

Объект исследования: процесс развития координационных способностей у бадминтонистов во время учебно-тренировочных занятий.

Предмет исследования: метод строго регламентированных упражнений.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение разработанных нами комплексов упражнений с динамическим характером эффективнее развивает координационные способности бадминтонистов.

Результаты исследования и их обсуждение. Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют обще-подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими

86

www.fansports.uz

№1-2023

Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта

палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.[2, 224 стр.] Основные методы, которые были использованы нами на учебно-тренировочных занятиях бадминтонистов для развития координаци-

онных способностей: метод строго-регламентированных упражнений, повторно-переменный, игровой и соревновательный. В Таблице представлены результаты тестов контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента, на промежуточном этапе и в конце эксперимента. В этой обзорной таблице представлены результаты контрольных тестов контрольной группы на протяжении всего эксперимента.

Таблица

Прирост показателей контрольных тестов в течение эксперимента у испытуемых контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп

№ Название теста (единица измерения) Группа Этапы экспериментов

I II III

Среднее и его ошибка (х ± т) Среднее и его ошибка (х ± т) Прирост показателя (%) Среднее и его ошибка (х ± т) Прирост показателя (%)

Челночный бег (с) К 8,87 ± 0,21 8,85 ± 0,16 0,23 8,84 ± 0,19 0,34

Э 8,83 ± 0,19 8,8 ± 0,13 0,34 7,71 ± 0,16 12,68

2 Три кувырка вперед (с) К 5,62 ± 0,06 5,60 ± 0,09 0,36 5,54 ± 0,07 1,42

Э 5,60 ± 0,05 5,54 ± 0,06 1,07 4,72 ± 0,08 15,71

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения (с) К 15,63 ± 0,17 15,61 ± 0,15 0,13 14,95 ± 0,42 4,35

Э 15,61 ± 0,19 15,20 ± 0,17 2,63 11,54 ± 0,38 26,07

На основании полученных данных можно наблюдать увеличение показателей контрольных тестов, которые оценивают координационные способности юных баскетболистов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. На II этапе прирост показателей в обеих группах был незначителен. На III этапе мы видим не большой прирост показателей в контрольной группе и значительный прирост в экспериментальной. В связи с этим, мы можем сделать вывод, что 3 месяца - слишком короткий период, чтобы добиться значительного улучшения уровня развития координационных способностей. Результат в контрольной группе в челночном беге (3х10 метров) на II этапе увеличился с 8,87 ± 0,21 секунд до 8,85 ± 0,16, что составило прирост показателей на 0,23%, в конце эксперимента результат увеличился до 8,84 ± 0,19, что составило прирост на 0,34 %; в экспериментальной группе на II этапе эксперимента результат увеличился с 8,83 ± 0,19 секунд до 8,8 ± 0,13 секунд, что составило прирост показателей на 0,34 %, в конце эксперимента результат увеличился до 7,71 ± 0,16, что составило прирост показателей на

12,68 %. Результат в контрольной группе в тесте «Три кувырка вперед» на II этапе увеличился с 5,62 ± 0,06 секунд до 5,60 ± 0,09 секунд, что составило прирост показателей на 0,36 %, в конце эксперимента результат увеличился до 5,54 ± 0,07 , что составило прирост на 1,42 %; результат в экспериментальной группе на II этапе увеличился с 5,60 ±0,05 сек до 5,54 ± 0,06 сек, что составило прирост показателей на 1,07 %, в конце эксперимента результат увеличился до 4,72 ± 0,08, что составило прирост показателей на 15,71 %. Результат в контрольной группе в тесте "ведение мяча рукой в беге с изменением движения" на II этапе увеличился с 15,63 ±0,17 секунд до 15,61 ± 0,15, что составило прирост на 0,13 %, в конце эксперимента результат увеличился до 14,95 ± 0,42 секунд, что составило прирост на 4,35 %; в экспериментальной группе на II этапе результат увеличился с 15,61 ± 0,19 секунд до 15,20 ± 0,17 секунд, что составило прирост показателей на 2,63 %, в конце эксперимента результат показателей увеличился до 11,54 ± 0,38, что составило прирост показателей на 26,07 %.

Выводы. На основании полученных данных

№1-2023

www.fansports.uz

87

Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта

можно сделать вывод, что в конце эксперимента результаты тестов, оценивающих развитие КС в экспериментальной группе, намного лучше, чем в контрольной группе. Мы установили, что средства и методы, выбранные нами для развития координационных способностей в тренировочном процессе для бадминтонистов эффективны. Сравнение результатов 53 тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что применение средств и методов для развития координационных способностей в экспериментальной группе дало положительные результаты. Результаты испытаний показали, что в упражнениях на координационные способности показатели у бадминтонистов экспериментальной группы оказались выше, чем у бадминтонистов контрольной

группы. Хотя на начальном этапе не было обнаружено статистически значимой разницы в показателях контрольных испытаний. Гипотеза, выдвинутая нами в опытно-экспериментальной работе, подтвердилась.

Литература:

1. Раджапов У. Р. Строго регламентированные методы при обучении движениям и воспитании физических качеств / У. Р. Раджапов, Ф. Т. Мирахмедов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 5 (191). - С. 185-187. - URL: https://moluch.ru/archive/191/47806/ (дата обращения: 24.02.2023).

2. Частоедова А.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта. Учебное пособие. - Т: «O'ZKITOBSAVDONASHRIYOTI» 2020 год, - 474 ст.

3. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: СпортАкадемПресс, 2006. - 312 с, ил.

4. Юнусова Ю.М. Теория и методика физической культуры./ Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. - Т.: Iqtisod-moliya, 2007. - 312 с.

ГО

t

0 Q. W

1

88

www.fansports.uz

№1-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.