Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ 13-14 ЛЕТ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ 13-14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КООРДИНАЦИОННАЯ ЛЕСТНИЦА / КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арсланов Ш. А., Адилов C. К., Люлина Е. С., Ташматов А. Р.

Ўқув машғулотининг тайёргарлик қисмига киритилган 13-14 ёшли дзюдочиларнинг мувофиқлаштириш зинапоясидан фойдаланган ҳолда мувофиқлаштириш қобилиятини ошириш методикаси таклиф этилади. Педагогик тадқиқот тавсифланади, бу методиканинг самарадорлигини исботлайди.Предложена методика совершенствования координационных способностей дзюдоистов 13-14 лет с использованием координационной лестницы, включенная в подготовительную часть учебно-тренировочного занятия. Описан педагогический эксперимент, доказывающий эффективность методики.The technique of improving the coordination abilities of judokas 13-14 years old with the use of the coordination ladder, included in the preparatory part of the educational and training session is offered. The pedagogical experiment which proves the efficiency of the method is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арсланов Ш. А., Адилов C. К., Люлина Е. С., Ташматов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ 13-14 ЛЕТ»

Детско-юношеский спорт

11,94±0,37 дакикага /Р<0,05/; тик турган холатда гимнастика уриндигидан оёк тиззаларини букмай олдинга эгилишда 4,2±0,86 см.дан 5,1±0,8 см.га / Р<0,05/; полга таянган холда кулларни букиб ёзиш 4,3±0,82 мартадан 5,3±0,82 мартага ошди ва бунда ишончли статистик фарклар намоён булди /Р<0,05/.

Шу ёшдаги кизларда назорат гурухида турган жойдан узунликка сакрашда уртача курсаткичлар 155,9±4,88 см.дан 159,7±4,73 см.га ошди /Р<0,05/; теннис тупини улоктиришда 23,7±3,05 м.дан 25,5±3,23 м.га /Р>0,05/; 2000 м га югуришда эса 12,29±0,26 дакикадан 12,13±0,3 дакикага /Р>0,05/; тик турган холатда гимнастика уриндигидан оёк тиззаларини букмай олдинга эгилишда 4,2±0,86 см.дан 4,3±0,9 см.га /Р>0,05/; полга таянган холда кулларни букиб ёзишда натижа 4,3±0,82 мартадан 4,6±0,91 мартага ошди ва бунда ишончли статистик фарклар намоён булмади /Р>0,05/.

60 м га югуришда 14 ёшли тажриба гурухининг кизларининг уртача курсаткичлари тадкикот бошида 11,4±0,28 с, якунида эса 10,8±0,21с.ни ташкил этди / Р<0,05/; назорат гурухида хам натижа 11,4±0,3 с.дан 11,2±0,31 с га яхшиланди ва бунда хам ишончли статистик фарклар намоён булди /Р<0,05/.

Турган жойдан узунликка сакрашда тадкикот гурухида хам назорат гурухида хам натижалар ишончли даражада узгарди: ТГ: 162,4±3,6 см.дан 170,9±3,97 см.га /Р<0,05/, НГ: 162,9±4,17 см.дан 166±3,8 смга ошди /Р<0,05/. Шунингдек, теннис тупини улоктиришда тажриба гурухида 24,3±2,74 м.дан 28,43±2,93 м.га / Р<0,05 /; назорат гурухида эса натижа 24,35±2,75 м.дан 26,67±2,61м.га ошди ва уларда хам ишончли статистик фарклар кузатилди / Р<0,05/.

Доцент

Ш.А. АРСЛАНОВ1

доктор философии по педагогических наук С.К. АДИЛОВ1

Информация для связи с автором:

[email protected]

2000 м.га югуришда эса тажриба гурухидаги кизларда натижа 12,34±0,25 дакикадан 11,94±0,37 дакикага /Р<0,05/; назорат гурухида эса натижа 12,29±0,26 дакикадан 12,13±0,3 дакикага ошиб се-зиларли усиш булсада, бунда ишончли статистик фарклар намоён булмади /Р>0,05/. Тик турган холатда гимнастика уриндигидан оёк тиззаларини букмай олдинга эгилишда 4,8±1,01 см дан 5,4±0,99 см га ишончли ошди /Р<0,05/; назорат гурухи кизларида натижа 4,8±1,01 см.дан 5,1±0,69 см.га сезиларли ошсада, фарк ишончли булмади /Р>0,05/; тажриба гурухида полга таянган холда кулларни букиб ёзишда натижа 4,7±0,98 мартадан 5,4±0,91 мартага ошди ва бунда ишончли статистик фарклар намоён булди /Р<0,05/; назорат гурухида эса натижа 4,7±0,98 мартадан 4,7±1,1марта булиб, натижа узгармади /Р>0,05/.

Хулоса. Педагогик тажрибада иштирок этган 1315 ёшли угил ва киз болаларнинг жисмоний тайёр-гарлик курсаткичлари аникланди. Тажриба ва назорат гурухларида тадкикотдан олдинги ва кейинги нати-жаларнинг уртача курсаткичлари таккосланди хамда ишончлилик даражаси урганилди. 13-15-ёшдаги мактаб укувчилари учун ишлаб чикилган намунавий "Мактаб укувчиларининг жисмоний тайёргарлигини дарсдан ташкари машгулотлар жараёнида ривожлан-тириш буйича фаолият курси укув дастури"нинг самарадорлиги аникланди.

Адабиётлар:

1. Ах,олининг жисмоний тайёргарлиги ва саломатлиги даражасини белгиловчи «Алпомиш» ва «Барчиной» махсус тестларини ^абул ^илиш ва мусоба^аларини утказиш тартиби т^рисида Низом (УзР ВМ 29.01.2019 й. 65-сон ^арорига 1-илова).

2. Саломов Р.С. Жисмоний тарбия назарияси ва услубияти. 1 том. Дарслик. ITA-PRESS. Т. 2015 . 220 б.

3. Юнусова Ю.М. Основы методики физической культуры. Учебная пособия. Т. 2005 г. 250 ст.

Старший преподаватель Е.С. ЛЮЛИНА1 Магистрант А.Р. ТАШМАТОВ1

:Узбекский государственный университет физической культуры и спорта.

город Чирчик, Узбекистан

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ 13-14 ЛЕТ

Аннотация

Annotation

Предложена методика совершенствования координационных способностей дзюдоистов 13-14 лет с использованием координационной лестницы, включенная в подготовительную часть учебно-тренировочного занятия. Описан педагогический эксперимент, доказывающий эффективность методики.

Ключевые слова: координационные способности, координационная лестница, комплексы упражнений, эксперимент, динамика.

Ук,ув машгулотининг тайёргарлик кисмига киритилган 13-14 ёшли дзюдочиларнинг мувофиклаштириш зинапоясидан фойдаланган холда мувофиклаштириш кобилиятини ошириш методикаси таклиф этилади. Педагогик тадкикот тавсифланади, бу методиканинг самарадорлигини исботлайди.

Калит сузлар: мувофицлаштириш цобилиятлари, мувофицлаштириш зинапояси, машцлар мажмуалари, тадцицот, усиш.

The technique of improving the coordination abilities of judokas 13-14 years old with the use of the coordination ladder, included in the preparatory part of the educational and training session is offered. The pedagogical experiment which proves the efficiency of the method is described.

Key words: coordination abilities, coordination ¡adder, sets of exercises, experiment, dynamics.

CN О CN

CO

■e

0 ci

CO

1

см о см ю

го га

О ю

Введение. Современное состояния спортивных результатов в олимпийском спорте, практически достигло своего возможного максимума, как в количественных, так и в качественных показателях. Специалисты сферы постоянно ведут изыскания оптимизации и дальнейшего совершенствования системы спортивной подготовки спортсменов, с помощью традиционных и инновационных методик. Дзюдо -популярнейший и один из наиболее доступных видов спорта по всему миру. В олимпийскую программу дзюдо вошло в 1964 г. на летних Олимпийских Играх в Токио как мужской вид, а женским становится на Олимпийских Играх в Барселоне в 1992 г. В этом виде спорта разыгрывается 14 комплектов наград. Сегодня в состав Международной федерации дзюдо входит 207 стран.

Дзюдо относится к сложнокоординационным видам спорта и влияние координационных способностей на спортивный результат неоспоримо. Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это комплексная по структуре способность. Именно поэтому в программе детских спортивных школ развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей [5].

По мнению специалистов, координационные способности, достигнутые на начальных этапах многолетней спортивной тренировки, являются предпосылкой успешного освоения техники вида спорта [3,1]. Целенаправленное развитие важнейших для дзюдоиста координационных способностей позволяет более успешно осваивать арсенал технико-тактических приемов, обогащает двигательный опыт и способствует более эффективному их применению в соревновательном поединке [2,4]

Аспекты управления и организации процесса спортивной подготовки дзюдоистов различного уровня мастерства рассмотрены в существующей литературе достаточно широко, но вопрос совершенствования координационных способностей в подготовке дзюдоистов в возрастном диапазоне 13-14 лет, все еще остается предметом рассмотрения и требует поиска новых современных средств воздействия на данные способности, что и определило актуальность нашего исследования.

Целью исследования является экспериментальное обоснование педагогической технологии развития координационных способностей дзюдоистов 13-14 лет.

Объект исследования: процесс спортивной под-

Детско-юношеский спорт

готовки дзюдоистов13-14 лет.

Предмет исследования: педагогическая технология развития координационных способностей у дзюдоистов 13-14 лет.

Задачи исследования: 1. Провести анализ научно-методической литературы по проблематике исследования; 2. Разработать, структурировать и внедрить в учебно-тренировочный процесс дзюдоистов, педагогическую технологию (основанную на базе комплексов физических упражнений на координационной лестнице и упражнений на совершенствование качества равновесия), направленный на совершенствование координационных способностей дзюдоистов 12-13 лет; 3. Экспериментально доказать эффективность предложенной технологии, направленную на развитие координационных способностей у дзюдоистов 12-13 лет.

Методы и материалы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы позволили выявить анатомо-физиологические особенности подросткового периода, дать определение координационным способностям и определить их виды, раскрыть основные средства и методы развития координационных способностей, критерии оценивания.

Для оценки развития координационных способностей дзюдоистов в начале и после педагогического эксперимента, было проведено тестирование спортсменов. Подобранные тестовые задания отвечали следующим условиям: естественность и доступность в выполнении определенного теста; комплексность обеспечивающая разносторонность исследования; отсутствие необходимость использования сложного и дорогостоящего оборудовании; соответствовали метрологическим параметрам (стандартность, информативность, воспроизводимость)

Педагогический эксперимент проводился на базе детско-юношеской спортивной школы № 1, г. Чир-чика. Участники эксперимента были распределены в контрольную (КГ) и экспериментальную группы (ЭГ), (п-11), где контрольная группа проводила учебно-тренировочный процесс, согласно программы подготовки по виду спорта. В экспериментальной группе в подготовительную часть тренировочных занятий на протяжении 6 месяцев, были интегрированы комплекс упражнений на координационной лестнице.

Экспериментальные комплексы состояли из упражнений на координационной лестнице, состоящих из 5 повторяющихся серий, где каждая серия, продолжительностью от 1,45 мин до 2,5 мин включала 4 упражнения, а также 1 упражнение на совершенствование вестибулярного аппарата и функции равновесия. Упражнения выполнялись с интенсивностью 160-165 ударов/минуту. Период восстановления между сериями был 20 сек. Длина координационной лестницы составляла 6 м., с секциями по 50 см. Упражнения комплексов постоян-

52

www.fansports.uz

№6-2021

Детско-юношеский спорт

но варьировались. Комплекс упражнений на развитие координационных способностей на координационной лестнице проводился в подготовительной части занятия. При этом значительному воздействию при использовании данных комплексов подвергались скоростные способности, а также скоростная выносливость и силовые характеристики. Таким образом применении предложенной нами технологии, носит сопряженный характер, что достаточно актуально для борцов -дзюдоистов, т.к. борьба дзюдо, носит комплексный характер проявления физических качеств. Все упражнения были подобраны так, чтобы они не повторялись и не противоречили решению основных задач тренировочного занятия.

Результаты исследования и их обсуждение. По исходным результатам тестирования координационной подготовленности участвующих было выявлено, что у контрольной и экспериментальной групп был относительно близкий средний показатель уровня развития физической подготовленности, за исключением тестового упражнения № 1 (бег в гимнастическом мосту) на начало экспериментальной части исследования. Задачей последующего этапа эксперимента являлась оценка и проверка эффективности разработанного комплекса тренировочных комплексов, направленных на развитие координационных способностей у дзюдоистов

Проанализируем и сравним результаты, полученные нами на контрольном этапе исследования (Таблица 1; Таблица 2)

Таблица 1

Показатели динамики результатов по тестовым упражнениям у контрольной группы

Показатели Бег в гимнастическом мосту (сек) Забегание на гимн. мосту за 10сек (кол-во раз) Вставание из борцовской стойки на борцовский мост 5 раз (сек) Последовательное касание рукой плеч партнера за 10 сек (кол-во раз) Касание стопой противоположной стопы партнера за 10 сек (кол-во раз) Ласточка после кувырк Ходьба в стойке на руках Три кувырка вперед Челноч ный бег 3x10м. (сек)

Исходные 20,55 5,63 7,92 8,72 8,72 4,79 8,09 2,85 5,87

Итоговые 20,68 5,54 7,81 8,90 8,63 4,91 8,45 2,77 5,80

Абсолютные 0,13 0,09 0,11 0,18 0,09 0,12 0,36 0,08 0,07

p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05

Таблица 2

Показатели динамики результатов по тестовым упражнениям у экспериментальной группы

Показатель Бег в гимнастическом мосту (сек) Забегание на гимн. мосту за 10сек (кол-во раз) Вставание из борцовской стойки на борцовский мост 5 раз (сек) Последовательное касание рукой плеч партнера за 10 сек (кол-во раз) Касание стопой противоположной стопы партнера за 10 сек (кол-во раз) Ласточка после кувырк Ходьба в стойке на руках Три кувырка вперед Челноч ный бег 3x10м. (сек)

Исходные 27,5 4,72 11,07 9,36 9,45 4,87 3,81 3,73 6,60

Итоговые 26,88 5,45 10,62 10,90 11,18 5,60 4,81 3,27 6,34

Абсолютные 0,62 0,73 0,45 1,54 1,73 0,73 1,00 0,46 0,26

p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05

Полученные данные свидетельствуют, что в ЭГ в целом имеется значительный прирост по результатам, а по каждому из упражнений он следующий: в первом тестовом упражнении «Бег в гимнастическом мосту

на время»- 0,62. Во втором «Забегание на гимнастическом мосту на время»- 0,73., в тесте «Вставание из борцовской стойки на мост и возвращение в исходное положение на время» прирост составил- 0,45, в задании «Последовательное касание рукой плеч партнера» количество касаний изменилось на 1,73 раза. Удержание времени равновесия в «Ласточке после кувырка» увеличилось на 0, 73 сек. В упражнении «Ходьба на руках» результат изменился положительно в среднем на 1,00 м. Время выполнения трех кувырков вперед сократилось на 0,46 сек. Результаты челночного бега улучшились на 0,26 сек.

При этом у ЭГ были выявлены значительные сдвиги в выполнении ряда тестовых упражнений. Самый большой прирост показателей у занимающихся произошел в упражнениях: «Ходьба на руках», «Последовательное касание рукой плеч партнера», «Забегание на гимнастическом мосту». Ухудшения результатов не обнаружено.

В результате проведенного нами педагогического эксперимента мы пришли к следующим выводам:

1. Внедренные нами комплексы упражнений на координационной лестнице - эффективны, о чем наглядно свидетельствует положительная динамика результатов тестовых упражнений дзюдоистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

2. В экспериментальной группе произошел более выраженный прирост результатов по тестовым упражнениям, что отражено в Таблице 2

3. Организация тренировки позволяет конструировать содержание вводной части каждого тренировочного занятия таким образом, чтобы после основной разминки и частично в начале основной части параллельно с освоением задач тренировочного задания, поэтапно формировать различные координационные способности у дзюдоистов.

5. Доказана эффективность использования предложенной педагогической технологии в тренировочном процессе дзюдоистов позволяющая: интенсифицировать развитие координационных способностей, занимающихся; содействовать повышению уровня общей физической подготовленности с возможностью положительной экстраполяцией на соревновательной результат; улучшать состояние здоровья занимающихся в целом; формировать мотивацию к занятиям дзюдо.

Литература:

1. Ботяев, В. Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирования успешной специализации в спортивной гимнастике: мето- с\| дические рекомендации / В. Л. Ботяев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 62 с.^

2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.

- М.: ФИС, 1980.,136 С. Z

3. Двейрина О. А. Концепция и программирование координационной # подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида./ дисс на соиск ^ доктор пед наук/ СПб

4. Кондаков, A.M. Совершенствование технико-тактической подготовки о самбистов11-12 лет средствами специальных координационных упражнений Q. с учётом весовых категорий/ A.M. Кондаков// Омский научный вестник. Серия w «Общество, история, современность». - 2010. - №2 (86). - С. 202-207.1

5. Лях. В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях

// М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.ц^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.