Научная статья на тему 'Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями'

Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционно­-развивающая / ООП / проект / творческое мышление / эффективность / түзету­дамыту / КҚБ / жоба / шығармашылық ойлау / тиімділік / correction and development / OOP / project / creative thinking / efficiency.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Я.А., Ким Е.В.

В статье рассматривается использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе, предполагающего развитие творческого мышления детей. Описана специфика и рассмотрены варианты осуществления проектной деятельности. Обоснована эффективность применения этого вида деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Я.А., Ким Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the project method in correctional and developmental work with children with special educational needs

The article considers the use of the project method in correctional and developmental work, which involves the development of children's creative thinking. The specifics are described and options for implementing project activities are considered. The effectiveness of using this type of activity in correctional and developmental work with children with special educational needs is substantiated.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

112

Педагогическая наука и практика

УДК 373.2.02

ГРНТИ 14.23.09

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Мақалада балалардың шығармашылық ойлау қабілетін дамытуды көздейтін түзету-дамыту жұмыс­

тарында жобалар әдісін пайдалану қарастырылады.

Жобалық қызметті жүзеге асырудың ерекшелігі сипатталып, нұсқалары қаралды.Ерекше білім беру

қажеттілігі бар балалармен түзету-дамыту жұмысында қызметтің осы түрін қолданудың тиімділігі

негізделген.

Аннотация

В статье рассматривается использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе,

предполагающего развитие творческого мышления

детей. Описана специфика и рассмотрены варианты

осуществления проектной деятельности. Обоснована эффективность применения этого вида деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Степанова Я.А.,

дефектолог,

ясли-сад №16,

г. Костанай,

Ким Е.В.,

методист,

ясли-сад №16,

г. Костанай

Негізгі сөздер: түзету-дамыту, КҚБ, жоба, шығармашылық ойлау, тиімділік.

Ключевые слова: коррекционно- развивающая, ООП,

проект, творческое мышление, эффективность.

Keywords: correction and

development, OOP, project,

creative thinking, efficiency.

Annotation

The article considers the use of the project method in

correctional and developmental work, which involves

the development of children's creative thinking. The

specifics are described and options for implementing

project activities are considered. The effectiveness

of using this type of activity in correctional and

developmental work with children with special

educational needs is substantiated.

В Послании Президента РК народу Казахстана

«Стратегия «Казахстан-2050»: новый курс состоявшегося государства» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством, мы должны стать

высокообразованной нацией» отмечено в послании

[2]. Поэтому одна из главнейших целей сферы обра4(42)/2023

зования – становление личности ребёнка,

начиная с дошкольного возраста, развитие

творческих способностей, подготовка мыслящих, творчески направленных специалистов в будущем.

Условия современности таковы, что ребенок, поступающий в школу, не может

просто обладать определенной суммой умений и навыков, необходимых для обучения.

Он должен уметь приобретать эти знания

самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных задач.

Одной из актуальных проблем дошкольного образования детей с особыми образовательными потребностями (далее с ООП) является создание адекватной возможностям

ребенка предметно-развивающей среды, то

есть системы условий, обеспечивающих

полноценное развитие всех видов детской

деятельности, коррекцию недостатков познавательной деятельности и становление

личности ребенка.

Следовательно, организация воспитания

и обучения дошкольников с ООП предполагает внесение изменений в формы и содержание коррекционно-развивающей работы

с целью формирования психологических

механизмов, необходимых для достижения

ребенком качественно нового уровня развития.

Дошкольный возраст характеризуется

активизацией функции мышления. Сначала продуктивного (воссоздающее мышление, позволяющее представить образы), а

затем и творческого (благодаря которому

создаются принципиально новые образы).

Этот период можно назвать сензитивным

для формирования творческого мышления.

Вопросы творчества, творческих способностей детей, их творческой деятельности

рассматриваются в исследованиях Л.С.

Выготским, В.В. Давыдовым, З.М. Новлянской, В.Э. Чудновским, Л.В. Занковым, А.В.

Хуторским и многими другими [7].

Мышление непосредственно связано со

4(42)/2023

113

всеми психическими процессами: восприятием, воображением, вниманием, памятью,

речью. Оно не только углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности. Вся творчес­

кая деятельность строится при активном

участии мышления, а именно творческого.

Такой вид мышления открывает не­обычный

взгляд на окружающий мир. Если мышление

отстает в развитии, ребёнок оказывается не

готовым к усвоению учебного материала,

ведь любое обучение связано с необходи­

мостью что-то представить, домыслить.

Особого подхода в этом плане требуют

дети с задержкой психического развития

(далее ЗПР). Она характеризуется парциальным недоразвитием высших психичес­

ких функций, которое может, в отличие от

олигофрении, носить временный характер

и компенсироваться при коррекционном

воздействии в детском или подростковом

возрасте. Задержка психического развития

обнаруживается в дошкольном возрасте.

Значительное своеобразие отмечается в

развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности

в формировании сферы образов – представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, медленнее

формируется способность к творческому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

созданию образов [3].

У дошкольников с задержкой психичес­

кого развития наблюдается отставание в

формировании навыков общения, эти дети

предпочитают работать в одиночестве. При

выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность,

сотрудничество наблюдается редко, дети

почти не общаются друг с другом [4]. В

творческом процессе это проявляется в неумении взаимодействовать друг с другом,

работать над одним делом. В связи с этим

дети чувствуют себя скованно, напряженно,

не уверенно в себе и своих возможностях.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

114

Педагогическая наука и практика

Таким образом, творческие способности

у дошкольников с задержкой психического

развития формируются со значительным

запаздыванием и имеют качественное свое­

образие. Динамика развития особенного

ребенка определяется интенсивностью коррекционно-развивающей работы. При сочетании с благоприятными социальными

условиями и насыщенной предметно-развивающей средой прогноз развития ребенка будет благоприятен.

В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В

условиях дизонтогенеза эти механизмы работают не в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения

с взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержкой психического

развития необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет

его по «ступенькам развития», раскрывая

потенциальные возможности маленького

человека.

Для этого в настоящее время в педагогике используются инновационные педагогические технологии, которые открывают

новые возможности воспитания и обучения

дошкольников.

В этой связи большой интерес представляет «метод проектов» или интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение

определённого продукта и его дальнейшее

использование [6]. Проектная деятельность

основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее

важной, – на постоянно расширяющихся

самостоятельных действиях ребёнка. По

утверждению Песталоцци, каждый узнает

лишь то, что сам пробует сделать [5].

Джон Дьюи, американский ученый,

прогрессивный педагог XX столетия

предложил использовать метод проектов,

предусматривающий поэтапную последо-

вательность в организации обучения детей:

от выявления их возможностей и прошлого

опыта – к совместному с взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и

реализации намеченного [8].

Эта технология опирается на ряд принципов, созвучных принципам специальной

педагогики: в центре творческой деятельности ребенок, который, проявляя активность,

реализует свои знания и возможности; учет

индивидуальности каждого ребенка (интересов, темпа работы, уровня обученности);

связь исследования с реальной жизнью, т. е.

единство знаний и практических действий);

взаимодействие с родителями [8].

Метод проектов – это метод развития

творческого познавательного мышления,

форма организации воспитательного и

учебного процесса, направленная на различные виды деятельности – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного

срока. Данный метод предполагает решение

какой-либо проблемы и получение конечного результата деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить

в реальной жизни. Проектная деятельность

широко применяется в обучении детей с

задержкой психического развития и имеет

свои специфические особенности, подходы

к организации.

В совместной деятельности с взрослым

ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его

индивидуальным достоянием на следую­

щем этапе развития, благодаря процессу

интериоризации [5].

На наш взгляд, метод проектов в коррекционно-развивающей работе с детьми с

ООП будет успешным при соблюдении следующих условий: учете психофизичес­ких

и речевых возможностей детей, а также их

интересов; деятельности детей без принуж4(42)/2023

дения; предоставлении детям самостоя­

тельности и поддержании их ­инициативы;

совместном с взрослым поэтапном достижении цели; тематике (проблеме), соответствующей зоне ближайшего развития ребенка.

В работе мы используем метод проектов, включающий в себя несколько этапов,

выделенных Н.Ю. Пахомовой: погружение

в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов [5].

Специфика осуществления проектной

деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ООП заключается в

тесном взаимодействии не только воспитателя и ребенка, но и непосредственном участии дефектолога на всех этапах проектной

деятельности.

Задачи коррекционно-развивающей работы дефектолога и воспитателей в рамках

проектной деятельности тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода.

На этапе погружения в проект дефектолог совместно с воспитателями определяет

адекватные психофизическим и речевым

возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации,

предполагаемый результат. Необходимо

обозначить проблему, наиболее актуальную

на данном отрезке времени. Дефектолог совместно с воспитателями вводит детей в

проблему, активизирует интерес, «заряжая»

стремлением решить эту проблему.

Цель этапа организации деятельности

– создание условий для самостоятельной

деятельности детей: определение возможных вариантов решения проблемы, которые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

важно исследовать в рамках намеченной

тематики; обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие

предметы использовать). В процессе осуществления деятельности детям могут быть

оказаны разные виды помощи: консульти4(42)/2023

115

рование, ответы на вопросы, обсуждение,

в том числе и прямая помощь. Особое внимание необходимо уделять использованию

направляющей помощи: разнообразная

наглядность, простые инструкции, анализ

допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок, эмоционально-положительный фон совместной деятельности.

На этом этапе творческий продукт создается при тесном взаимодействии с родителями. Многолетний опыт работы с семьями детей с ООП показывает, что родители

в большинстве случаев не принимают активное участие в развитии и воспитании

детей, выполняя с ребенком чаще всего

индивидуальные рекомендации в домашних условиях. Чтобы родители помогали

детскому саду, их надо заинтересовывать,

мотивировать. Руководствуясь этим принципом, вовлекаем родителей в проектную

деятельность. Таким образом, использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни детского

сада. Совместная деятельность помогает

родителям не только лучше понять ребенка,

узнать его потенциальные возможности, но

и принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и

таланты.

Большое значение имеет знание особенностей родителей воспитанников, умение

предлагать задания, адекватные не только

возможностям детей, но родителей. Организация работы с семьей на основе парт­

нерских отношений способствует развитию

личности дошкольника и является важнейшим условием коррекционно-развивающей

работы.

Презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль дефектолога сводится к грамотной оценке

результатов: необходимо увидеть даже

незначительные успехи каждого ребенка,

участие каждого родителя, поощрить всех

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

116

Педагогическая наука и практика

участников, подоб­рав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов

деятельности у детей формируются навыки

адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение

осуществлять работу, доводить начатое дело

до конца.

В практике дошкольной педагогики выделяются четыре группы проблем [8], которые актуальны и в работе с детьми с ООП:

семья, патриотизм, природа, окружающий

мир. Наиболее удачными в работе нашей

группы были проекты «Моя семья» (фото

– коллажи), «Казахстан – моя Родина» (конкурс рисунков), «Мир сказок», «Весёлые букашки» (лепбук).

Организация и проведение проектной

дея­тельности оказала значительное влияние

на стиль взаимодействия с детьми. Произошёл переход от передачи готовых знаний

к инициированию активизации поисковой

деятельности и творческого мышления воспитанников, к совместному поиску решения

поставленной проблемы.

Дети стали справляться с заданиями более быстрее, за выполнение творческих работ приступали с удовольствием, работали

самостоятельно и в парах, деятельность

сопровождалось хорошим эмоциональным

настроем.

Использование проектной деятельности

в организованной деятельности дало возможность делать что-то новое, интересное

самостоятельно, максимально используя

свои возможности. Включение проектной

деятельности учит детей размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Некоторые из воспитанников сначала были нерешительными,

бросали работу не доделывая, но в процессе

работы над проектом у детей начал накапливаться опыт, у большинства воспитанников

отмечена положительная динамика в раз-

работке проектов, применялся творческий

подход в создании проекта.

Использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы стимулирует познавательную активность детей

с ООП, способствует развитию коммуникативных умений, позволяет наиболее успешно систематизировать знания по выбранной

теме, воспитывать такие качества, как организованность, добросовестность.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Закон Республики Казахстан от 27 июля

2077 года № 319-III «Об образовании» (с

изменениями от 27.03.2023 г.) [Электронный ресурс]: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z07

0000319_ (дата обращения: 12.03.2023 г.).

2.Послание Президента Республики Казахстан Стратегия "Казахстан-2050": новый

политический курс состоявшегося государства. 17 января 2014 г. [Электронный ресурс]:

https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050/

links (дата обращения: 12.03.2023 г.).

3.Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей

с задержкой психического развития. // Журнал «Коррекционная педагогика». - 2003. № 2. – 73 с.

4.Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1986.

№ 5. С. 13-20.

5.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие.

– М.: ЦПО, 2012. – 144 с.

6.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДО: от теории к практике. – М.:

ТЦ Сфера, 2010. – с. 6-8.

7.Назаров О.В. Творчество как процесс

разрешения противоречий: Материалы IV

Всероссийского съезда психологического

общества. М., 2007. - 353 с.

8.Черепанова Г.А. Формирование у детей

интереса к семейным традициям / Ребенок в

детском саду. – 2009. - № 5.

4(42)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.