Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / студенты / метод проектов / проектная методика / командная работа / foreign language / students / project method / project methodology / teamwork

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

Статья посвящена использованию проектной методики в процессе обучения иностранному языку в вузе с целью развития навыков командной работы. Автор обосновывает целесообразность развития навыков командной работы для профессиональной реализации и аргументирует преимущества выбора метода проектов как механизма для развития навыков работы в коллективе. Статья включает небольшую предысторию зарождения и развития метода проектов в педагогике, а также классификацию проектов по разным типам. Приводятся примеры трех проектов, которые были апробированы на 1 курсе факультета иностранных языков Курского государственного университета. Представленные проекты относятся к проектам разной продолжительности краткосрочным, средней продолжительности и долгосрочным. Автор перечисляет преимущества работы в команде и навыки командной работы, которые формируются и развиваются в процессе использования проектной методики в иноязычном образовании. Автор приходит к выводу о том, что проектная методика должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the use of project methodology in the process of teaching a foreign language at a university in order to develop teamwork skills. The author backs up the appropriateness of developing teamwork skills for professional realization and enumerates the advantages of choosing a project method as a mechanism for developing teamwork skills. The article includes a small background to the origin and development of the project method in pedagogy, as well as the classification of projects by different types. Examples of three projects that were implemented in the 1st year of the Faculty of Foreign Languages of Kursk State University are given in the article. The submitted projects relate to projects of different duration short-term, medium-term and long-term. The author lists the advantages of teamwork and teamwork skills that are formed and developed in the process of using project methodology in foreign language education. The author comes to the conclusion that the project methodology should become an integral part of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ»

4. Миллс, Н. Сравнение просмотра видео на иностранном языке с помощью преподавателя и индивидуального просмотра: понимание, самоэффективность и вовлеченность / Н. Миллс, С. Херрон, С. Коул // Журнал CALICO 21.2. - 2004. -С. 291-316

5. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 28-43

6. Савицкая, Н.С. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку / Н.С. Савицкая, P.M. Даниленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. -№2(9).-С. 152-153

7. Смирнов, И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / И.Б. Смирнов // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 5,- С. 11-14

8. Ханг, X. Учащийся в роли создателя: Применение проектного обучения для улучшения осмысленного изучения через цифровое видео / X. Ханг, М. Кеппелл, С. Ионг. - 2004. - С. 428-436

9. Фрей, Б. Критерии оценки аутентичной языковой среды в классе. Практическая оценка, исследование и заключение / Б. Фрей, В. Шмитт, Дж. Аллен. - Том 17.-ISSN 1531-7714, 2012.-№ 2.

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ С ЦЕЛЬЮ

РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Ольга Владимировна Курский государственный университет (г. Курск)

Постановка проблемы. В настоящее время, в эпоху жесткой профессиональной конкуренции и высоких требований работодателей к компетенциям молодых сотрудников, выпускнику высшего учебного заведения необходимо обладать большим количеством ключевых навыков. Одним из типовых вопросов, которые в обязательном порядке задают в процессе собеседования при устройстве на работу, является вопрос «Умеете ли вы работать в команде?». Данный вопрос отражает тенденцию последних десятилетий рынка труда, который поставил командную работу, ее значимость и эффективность для успеха организации на ведущее место.

Студенческая группа - это коллектив людей, объединенных общим учебным заведением, факультетом, схожими профессиональными целями и задачами, однако группа не является командой и для развития командных отношений внутри группы и навыков командной работы преподавателю и студентам необходимо приложить значимые усилия.

При обучении иностранному языку командная работа обладает особой значимостью, так как изучение языка не происходит изолированно. Целью изучения языка является способность осуществлять эффективную коммуникацию, как на вербальном, так и на невербальном уровне. Изучение языка через работу в парах, микрогруппах, группах является органичным и высокоэффективным процессом, а значит, в группе должен быть прекрасный микроклимат, сформированные у студентов навыки командной работы, развитая способность взаимодействия внутри коллектива, гибкость, желание и умение находить общий язык друг с другом в процессе решения общих поставленных задач.

Одним из лучших инструментов развития командных навыков в иноязычном образовании выступает проектная методика. Именно метод проектов, по нашему мнению, обладает мощным потенциалом сплочения коллектива, развития командного духа и всех необходимых навыков и умений работы в команде. В данной статье рассматриваются методические аспекты работы с проектами на факультете иностранных языков с целью развития командной работы.

Изложение основного материала исследования. Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог, считается создателем «метода проектов» в мировой педагогике. Однако следует отметить, что в 1918 году американский педагог У. Килпатрик написал статью «Метод проектов», в которой дал подробную характеристику данному методу. В 1911 году термин «проект» был официально узаконен Бюро воспитания США. Несмотря на общепризнанное первенство представителей США в развитии идеи проектной методики, интерес в методу проектов возник в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Этим вопросом активно интересовались многие советские педагоги и ученые, среди которых исследователи С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин, а также П.П. Блонский, который считал, что при проектной деятельности учитель выступал в роли помощника своим воспитанникам в их самостоятельной творческой деятельности.

С.Т. Щацкий создал особую группу единомышленников-педагогов, которые стремились популяризовать проектную методику в советском образовании. Также, Н.К Крупкая сделала личный вклад в попытку развития данного метода в советском образовательном пространстве. Тем не менее, начиная с 30-х годов XX века интерес к проектному обучению в нашей стране сник. Это было связано с тем, что в 1931 году постановлением ЦК ВКП данный метод был признан как неподходящий советской методической школе, не дающий знаний по конкретным предметным областям, и в течение нескольких десятков лет «в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в практике» [2, С. 57]. Новая волна научного интереса к проектной методике возникла только в 80-е годы XX века, но особенно популярен метод проектов стал уже в XX веке, когда многие исследователи в области педагогики пришли к выводу, что метод проектов не только не оказывает негативное влияние на систему образования, но и способен сделать процесс обучения более модернизированным, разнообразным, эффективным и мотивирующим.

Е.С. Полат, посвятившая многие свои научные работы проектной методике, под методом проектов понимает «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [1,С. 150].

М.А. Супницкая выделяет следующие разновидности проектов:

• информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие, игровые;

• краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные [4, С. 35].

Е.С. Полат подразделяет проекты на:

• личностно-индивидуальные, парные, групповые;

• монопредеметные, междисциплинарные [3, С. 67].

В данной статье предметом нашего интереса являются групповые проекты разных временных рамок (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные), так как именно они являются теми видами проектов, которые формируют и развивают навыки командной работы студентов.

На факультете иностранных языков Курского государственного университета мы уделяем особе внимание внедрению проектов разных типов в процесс обучения в группах 1 и 2 курсов. Мы считаем, что для эффективного и комфортного изучения иностранного языка, преодоления языковых барьеров, построения успешной коммуникации и развития благоприятной мотивационной учебной среды необходимо создать сплоченную группу-команду с гибкими, здоровыми, дружественными межличностными взаимоотношениями, основанными на взаимной поддержке, уважении, общих интересах, сотрудничестве и росте. Создание такой сплоченной группы-команды, которая состоит из студентов разных школ, районов и даже регионов, - это не быстровыполнимая задача одного дня, а достаточно долгий процесс, основанный на определенных механизмах, за успешный результат которого отвечают как преподаватели профильных дисциплин, так и непосредственно студенты. Однако задача преподавателя иностранного языка - максимально быстро создать такую группу-команду, а для этого необходимо использовать все существующие на данный момент методы, способы и приемы.

Метод проектов является, по нашему мнению, одним из оптимальных механизмов, которые интенсивно «запускают» процесс сплочения студентов и развития навыков командной работы.

Рассмотрим примеры проектов, которые мы апробировали на 1 курсе факультета иностранных языков Курского государственного университета в 2022-2023 учебному году. Следует отметить, что процесс разделения группы на команды для разных проектов осуществлялся как под контролем преподавателя (с целью установления боле плотного взаимодействия между всеми студентами группы), так и с помощью рандомайзера в интернете. Что касается тем проектов, все темы были предложены в рамках изучаемого материала, однако в некоторых случаях присутствовала вариативность при выборе темы. Далее представлены примеры некоторых проектов:

1. Краткосрочный групповой проект "A Teacher of Dreams/A Teacher of Nightmares" (в рамках одного академического часа - 45 минут).

Группа делится на 2 команды, каждая из которых получает маркеры и ватман. Каждой команде необходимо изобразить (нарисовать и сделать необходимые подписи) образ хорошего или плохого учителя, креативно представить свой рисунок, обосновать все предложенные командой характеристики. При этом команда должна принять решение, будет ли проект представлять один спикер от команды, несколько человек или все вместе.

We are going to have a short-term project to developyour critical thinking, creative skills and the ability to work in a team. You are to split into two teams. Let's do it with the help of the randomizer. Each team gets a big sheet of paper and markers and is supposed to create the image of a good/bad teacher and to be able to back up all the chosen characteristics/descriptions/etc. Also, each team has a right to choose one speaker, a few speakers or to involve all the team members into the presentation ofyour project. You have 20 min. to brainstorm your ideas, to draw the image and toprepare your presentation.

2. Групповой проект средней продолжительности "Shopping Experience" (время выполнения проекта -1 неделя).

Группа делится на 4 команды (по 3-4 студента). С помощью генератора предложенных преподавателем локаций определяется место, в которое каждая команда идет снимать видеоролик на тему «Покупки» (продуктовый магазин, книжный магазин, магазин косметики, магазин одежды). Цель студентов - снять тематический видеоролик на английском языке в магазине, смонтировать видеоматериалы, загрузить видеоролик в интернет, отвечать на возможные комментарии к видеоролику. При просмотре ролика с преподавателем (на занятии по презентации видеопроектов) быть готовыми рассказать о процессе создания ролика, положительном приобретенном опыте и возможных сложностях, с которыми студенты столкнулись во время создания ролика.

You are to split into 4 teams (3-4 students). Each team is supposed to make up a video in some specific location for shopping. The choice of the location for each team will be made with the help of the randomizer. There are four locations for you — a food store, a bookstore, a cosmetics shop, a clothes shop. 'You are to go to your location and to make up a video there. You are to decide on your roles and responsibilities in the process of creating your -video as well as mapping out your strategy for the -video, producing the video, editing the video, adding music and special effects. Post the video on the internet and be ready for replying to possible comments. Also, when presenting the video in the classroom in a week, you are to speak on the process of creating your video, the benefits of this experience and the possible challenges of this work.

3. Групповой долгосрочный проект "Our Story" (два-три месяца).

Данный проект представляет собой совместный проект для студентов всей группы (если группа не очень большая, или для студентов двух команд одной группы), которые вместе создают письменный творческий текст (Google Docs, collaborative writing). Группа должна выбрать тему или название творческой истории, определить студентов-писателей, редактора, оформителей (подборка иллюстраций и возможно, музыкальной темы истории), а также выбрать студента, который начнет писать текст и установить последующую очередность написания. Каждый студент-писатель должен написать определенный кусочек текста (например, 250 слов, принимая во внимание уже существующую сюжетную линию, разработанную предшествующими писателями-одногруппниками). Студент-редактор может советоваться с преподавателем по языковым вопросам. По завершении работы над проектом группа представляет свою совместно написанную историю преподавателю.

You are to create you group story using Google Docs. You are supposed to decide on the title/theme and your roles in this process (writers, the editor, the illustrator, etc.) and to determine who is going to start your story. Each writer is to write about 250 words and make sure you respect the existing plot written by your group mates, but you are certainly welcome to use your creativity. The editor should contact me for some possible language questions. At the end of the project time you are to presentyour story.

Следует отметить, что целью проектной деятельности является развитие навыков командной работы, умения решать поставленные задачи вместе, прорабатывать идеи, приходить к соглашению и компромиссу в случае возможных коммуникативных сложностей, распределять правильно роли внутри коллектива, вносить коррективы по мере необходимости, проявлять гибкость и творчество при решении возникающих проблем. В связи с этим преподаватель не занимает главенствующее место в данном процессе, выступая в роли наблюдающего модератора и позволяя студентам самостоятельно решать задачи внутри группы. Таким образом, при реализации метода проекта преподаватель выступает в роли «дирижера оркестра» [5, С. 2], при этом он должен стать менее заметным в образовательном процессе, «уменьшить

уровень своей авторитарности», чтобы «поддержать голос студента в классе», чтобы позволить личности каждого студента проявиться ярче [6].

По нашему наблюдению, оптимальное количество студентов для работы над тем или иным проектом - 4-5 человек. При таком количестве участников работу легче разделить, определить роли и сферу ответственности каждого студента. Такая организация будет способствовать успешному выполнению всех требований и получению качественного готового продукта. Кроме того, групповой проект предполагает распределение ролей среди всех участников группы, что позволяет подобрать для каждого студента задание в соответствии с его типом мышления, навыками, склонностями и другими индивидуальными особенностями.

Выводы. В процессе осуществления проектной деятельности формируются крайне значимые для успешной карьеры и личностного роста навыки командной работы, которые включают в себя способность эффективно сотрудничать, договариваться, согласовывать цели, достигать эффекта «синергии» в командной работе, находить решения возможных конфликтных ситуаций, получать удовольствие от совместной работы и создания общего продукта проекта. При этом индивидуальность каждого члена команды проявляется ярче, таланты каждого студента получают возможность реализации, в результате чего поднимается самооценка студентов, формируется уважение внутри коллектива к неповторимой личности каждого участника команды, создается необходимый благоприятный микроклимат внутри группы и та сплоченность, которая необходима для гармоничного, комфортного и интересного изучения иностранного языка без барьеров, стеснения и других внутренних психологических блоков.

Студенты, принимавшие участие в проектной деятельности на протяжении академического года, единодушно отмечают улучшение психоклимата и взаимоотношений внутри коллектива, развитие навыков сотрудничества в команде, а также рост мотивации к обучению в целом.

Внедрение проектной методики в процесс изучения иностранного языка в высшем учебном заведении несомненно будет способствовать развитию навыков командной работы и созданию сильного и успешного коллектива, готового к сотрудничеству на основе взаимного интереса и уважения.

Аннотация. Статья посвящена использованию проектной методики в процессе обучения иностранному языку в вузе с целью развития навыков командной работы. Автор обосновывает целесообразность развития навыков командной работы для профессиональной реализации и аргументирует преимущества выбора метода проектов как механизма для развития навыков работы в коллективе. Статья включает небольшую предысторию зарождения и развития метода проектов в педагогике, а также классификацию проектов по разным типам. Приводятся примеры трех проектов, которые были апробированы на 1 курсе факультета иностранных языков Курского государственного университета. Представленные проекты относятся к проектам разной продолжительности - краткосрочным, средней продолжительности и долгосрочным. Автор перечисляет преимущества работы в команде и навыки командной работы, которые формируются и развиваются в процессе использования проектной методики в иноязычном образовании. Автор приходит к выводу о том, что проектная методика должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Ключевые слова: иностранный язык, студенты, метод проектов, проектная методика, командная работа.

Annotation. The article is devoted to the use of project methodology in the process of teaching a foreign language at a university in order to develop teamwork skills. The author backs up the appropriateness of developing teamwork skills for professional realization and enumerates the advantages of choosing a project method as a mechanism for developing teamwork skills. The article includes a small background to the origin and development of the project method in pedagogy, as well as the classification of projects by different types. Examples of three projects that were implemented in the 1st year of the Faculty of Foreign Languages of Kursk State University are given in the article. The submitted projects relate to projects of different duration -short-term, medium-term and long-term. The author lists the advantages of teamwork and teamwork skills that are formed and developed in the process of using project methodology in foreign language education. The author comes to the conclusion that the project methodology should become an integral part of the educational process.

Key words: foreign language, students, project method, project methodology, teamwork.

Литература:

1. Полат, E.C. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. -№2. - С. 3-10

2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) / Е.С. Полат. - Педагогика и психология; 050701 (033400). - Педагогика. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 364 с.

3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

4. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.

5. Byrne, D. Teaching Oral English / D. Byrne. - Essex: Longman. 1986. - 140 p.

6. Penn, GSE. Graduate School of Education. University of Pennsylvania. How can project-based learning prepare students for the 21st century? / GSE Penn. - 2021. - https://www.gse.upenn.edu/news/core-practices-for-project-based-learning (дата обращения 17.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.