Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПРИ СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПРИ СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ГОВОРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования и развития умения говорения у студентов на факультете иностранных языков при смешанной форме обучения и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Смешанное обучение рассмотрено как особый вид образовательной деятельности, при котором происходит чередование традиционных и дистанционных образовательных технологий. Считаем, что смешанное обучение обладает значительным потенциалом для организации процесса иноязычного образования в целом и обучения говорению студентов факультета иностранных языков в частности. Освещена специфика и преимущества смешанной формы обучения для иноязычного образования, а также приведены конкретные методы, приемы и задания, которые могут быть успешно имплементированы в процесс обучения говорению при смешанном формате образования. Целью исследования является представление технологических аспектов обучения говорению студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса. Новизна исследования заключена в том, что в нем проанализированы цифровые ресурсы, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения говорению при смешанном образовательном формате, а также представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие умения говорения, которые могут применяться в процессе подготовки будущих специалистов иноязычного образования при сочетании традиционной и онлайн-форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO SPEAK OF STUDENTS OF THE FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES IN A BLENDED LEARNING FORMAT

The relevance of the research is due to the necessity to form and develop the speaking skills of Faculty of Foreign Languages students with a blended form of education and insufficient development of theoretical and technological tools for the effective implementation of this process. Blended learning is considered as a special type of educational activity, in which there is an alternation of traditional and distance learning technologies. We believe that blended learning has a significant potential for organizing the process of foreign language education in general and teaching speaking to students of the Faculty of Foreign Languages in particular. The specifics and advantages of the blended form of education for foreign language education are highlighted, as well as specific methods, techniques and tasks that can be successfully implemented in the process of teaching speaking in a blended format of education are given. The purpose of the study is to present the technological aspects of teaching speaking to students of the Faculty of Foreign Languages in a blended format of training and the development of educational and methodical support aimed at the implementation of this process. The novelty of the study lies in the fact that it analyzes digital resources that can be effectively used in the process of teaching speaking in a blended educational format, and also provides examples of specially designed exercises for the development of speaking skills that can be used in the process of training future specialists in foreign language education with a combination of traditional and online forms of education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПРИ СМЕШАННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 378

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-4-988-998

Методические аспекты развития умения говорения студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения

Ольга Владимировна КОНОВАЛОВА

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33 [email protected]

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования и развития умения говорения у студентов на факультете иностранных языков при смешанной форме обучения и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Смешанное обучение рассмотрено как особый вид образовательной деятельности, при котором происходит чередование традиционных и дистанционных образовательных технологий. Считаем, что смешанное обучение обладает значительным потенциалом для организации процесса иноязычного образования в целом и обучения говорению студентов факультета иностранных языков в частности. Освещена специфика и преимущества смешанной формы обучения для иноязычного образования, а также приведены конкретные методы, приемы и задания, которые могут быть успешно имплементированы в процесс обучения говорению при смешанном формате образования. Целью исследования является представление технологических аспектов обучения говорению студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса. Новизна исследования заключена в том, что в нем проанализированы цифровые ресурсы, которые могут быть эффективно использованы в процессе обучения говорению при смешанном образовательном формате, а также представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие умения говорения, которые могут применяться в процессе подготовки будущих специалистов иноязычного образования при сочетании традиционной и онлайн-форм обучения.

Ключевые слова: смешанное обучение, онлайн-обучение, дистанционные технологии, цифровые инструменты, интернет-ресурсы, иноязычное образование, студенты факультета иностранных языков, говорение

Для цитирования: Коновалова О.В. Методические аспекты развития умения говорения студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 988-998. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-988-998

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-4-988-998

Methodical aspects of the development of the ability to speak of students of the Faculty of Foreign Languages in a blended learning format

Olga V. KONOVALOVA

Kursk State University 33 Radishchev St., Kursk 305000, Russian Federation [email protected]

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Коновалова О.В., 2022

Abstract. The relevance of the research is due to the necessity to form and develop the speaking skills of Faculty of Foreign Languages students with a blended form of education and insufficient development of theoretical and technological tools for the effective implementation of this process. Blended learning is considered as a special type of educational activity, in which there is an alternation of traditional and distance learning technologies. We believe that blended learning has a significant potential for organizing the process of foreign language education in general and teaching speaking to students of the Faculty of Foreign Languages in particular. The specifics and advantages of the blended form of education for foreign language education are highlighted, as well as specific methods, techniques and tasks that can be successfully implemented in the process of teaching speaking in a blended format of education are given. The purpose of the study is to present the technological aspects of teaching speaking to students of the Faculty of Foreign Languages in a blended format of training and the development of educational and methodical support aimed at the implementation of this process. The novelty of the study lies in the fact that it analyzes digital resources that can be effectively used in the process of teaching speaking in a blended educational format, and also provides examples of specially designed exercises for the development of speaking skills that can be used in the process of training future specialists in foreign language education with a combination of traditional and online forms of education.

Keywords: blended learning, online education, distance technologies, digital tools, internet resources, ESL education, students of the Faculty of Foreign Languages, speaking For citation: Konovalova O.V. Metodicheskiye aspekty razvitiya umeniya govoreniya studentov fakul'teta inostrannykh yazykov pri smeshannom formate obucheniya [Methodical aspects of the development of the ability to speak of students of the Faculty of Foreign Languages in a blended learning format]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 4, pp. 988-998. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-4-988-998 (In Russian).

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Цифровизация образования, в течение последних лет кардинально меняющая структуру образовательного процесса в Российской Федерации, а также пандемия, с ко-

торой в 2019 г. столкнулся и продолжает бороться мир, заставили педагогическое сообщество искать новые эффективные методы обучения. Использование LMS (Learning Management Systems), мессенджеров, видеоплатформ, виртуальных досок и других видов цифрового инструментария для образо-

вательного процесса - неотъемлемая часть новой педагогической реальности.

В данных обстоятельствах смешанное обучение (Blended Learning, BL) становится ведущим форматом учебной деятельности, так как обладает невероятным потенциалом для реализации образовательных технологий и методических приемов, которые могут быть успешно и органично имплементирова-ны в учебный процесс практически в любой профессиональной сфере.

В иноязычном образовании возможности использования технологий смешанного обучения при живом интересе исследователей к данной теме все же являются недостаточно изученными. Следует отметить, что специфика обучению аудированию, чтению и письму студентов с применением дистанционных технологий является достаточно понятной, хотя и требующей более детального рассмотрения, однако, методические аспекты обучения такому важному аспекту языка, как говорение на основе смешанного формата, вызывают ряд вопросов и способствуют поиску наиболее оптимальных методов и приемов.

Необходимость обучения говорению на качественном уровне студентов факультета иностранных языков в условиях смешанного обучения, сокращение аудиторной учебной нагрузки, фокус на самостоятельную работу студентов в современных образовательных стандартах, устойчивая цифровизация общества и образования определяют актуальность исследуемой темы.

Целью исследования является представление методических аспектов обучению говорению студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Безусловно, необходимо понимание концепции и термина «смешанное обучение». Проблематикой смешанного обучения активно занимаются отечественные и зарубежные исследователи, однако, следует констатировать отсутствие единого мнения относительно определения термина «смешан-

ное обучение» и понимания его сущности, поскольку варианты сочетаемости его традиционного и цифрового компонентов многочисленны.

Английский глагол "blend" переводится как «смешивать», что непосредственно отражает суть данной системы обучения, где успешно сочетаются лучшие методические приемы традиционного и дистанционного обучения, то есть учебный процесс представлен в виде четко функционирующей системы, состоящей из двух частей, онлайн и офлайн-сегментов, но взаимосвязанных друг с другом и образующих единое целое.

Следует, однако, отметить, что смешанное обучение берет начало в русле дистанционного, и истоки смешанного обучения можно обнаружить в XVIII веке. В 1728 г. преподаватель из Бостона К. Филипс предложил делать еженедельные рассылки учебного материала для студентов, живущих за пределами города, при этом он подчеркивал важность сохранения качества обучения с использованием данного метода [1, с. 13].

Также можно отметить успешный опыт внедрения технологии дистанционного обучения в XIX столетии в Германии, когда авторы метода самообучения иностранным языкам Ш. Туссен и Г. Лангеншейд начали рассылать учебные материалы студентам по почте. Г. Лангегшейда называют одним из пионеров дистанционного образования, так как он был убежден в эффективности писем-уроков без непосредственного контакта с учителем. Таким образом, метод корреспонденции, при котором преподаватели рассылали учебные материалы, получали работы от студентов, проверяли их и возвращали с исправлениями и комментариями, считается старейшей формой дистанционного образования [1]. Позднее технология смешанного обучения приобрела официальный статус вместе с развитием коммуникационных средств и созданием отделения заочного и дистанционного обучения в 1892 г. при Чикагском университете. Впоследствии аналогичные отделения дистанционного образования стали появляться в других универси-

тетах в США, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Австралии (конец XIX - начало XX века).

Д. Берсин в своей работе по смешанному обучению выделяет четыре главных этапа развития данного образовательного формата.

1. 1960-1970-е гг.: обучение на основе мейнфреймов, и первым примером являлась компьютерная система PLATO, которую разработали специалисты Иллинойского университета. Данная система предлагала большое количество образовательных курсов по множеству дисциплин и применялась для обучения не только в образовательных организациях, но даже в коррекционных учреждениях.

2. 1970-1980-е гг.: обучение с помощью телевещания.

В США в крупных компаниях сотрудники в специальных аудиториях офиса проходили образовательные тренинги, просматривая образовательное телевещание и слушая инструктора в передаче. А университеты, например, Стэнфордский и другие, транслировали лекции профессоров для студентов заочного отделения.

3. 1980-1990-е гг.: образовательные курсы и программы на CD.

Появление персональных компьютеров стало настоящим прорывом и сделало данный формат образования очень популярным. Создатели обучающих программ использовали широкие интерактивные возможности, которые привнесла компьютеризация общества, и, вместе с тем, огромное количество обучающих программ и курсов было выпущено на различных электронных носителях по всем предметным областям.

4. 1998 г. - по настоящее время: интеграция онлайн-формата в процесс обучения [2].

Если в начале использования Интернета как цифровой платформы специалисты сталкивались с рядом технических проблем (невысокая скорость, отсутствие платформ для размещения образовательного контента и, соответственно, отсутствие целевой аудитории), то в настоящее время онлайн-про-странство позволяет успешно и быстро реали-зовывать самые смелые образовательные идеи.

Однако, несмотря на попытки внедрения смешанного обучения разными педагогическими и бизнес-организациями, начиная с XIX века, термин «смешанное обучение» появился в методической литературе лишь в 1999 г. в пресс-релизе американского Interactive Learning Center, который принял решение сменить название на EPIC Learning (Electronic Privacy Information Center). В отчете говорилось: «...Наша компания в данный момент предлагает 220 онлайн образовательных курсов, но мы начинаем предоставлять образовательный контент для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning, при которой студенты будут иметь доступ к личному контакту с преподавателем» [3, с. 1].

Следует отметить, что с 2004 г. стали появляться различные интерпретации определения «смешанное обучение». Например, исследователи Д. Гаррисон и Х. Канука считали, что фундаментальными составляющими смешанного обучения являются личное обучение, или обучение лицом к лицу (f2flearning), и компьютерное онлайн-препо-давание (online learning) [4]. Аналогичное определение появилось в 2006 г. в «Справочнике смешанного обучения: глобальные перспективы, локальные проекты», согласно которому оно представляет собой «форму обучения, совмещающую традиционное обучение в ходе личного общения и применение компьютерных технологий» [5, с. 42]. Ч. Грэхэм разделяет данное понимание смешанного обучения, но подчеркивает центральную роль компьютерных технологий при смешанном обучении [6, с. 5]. Б. Уэтвуд с соавт. определяет смешанное обучение как «комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи интернет-ресурсов, позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса, с длительностью от 30 до 79 % учебного времени онлайн» [7]. В то время как некоторые другие исследователи считают, что смешанным обучением можно считать лишь такую форму ученого процесса, при которой как минимум половина учебного процесса реализуется с помощью цифровых

технологий [8]. Но в то же время ряд специалистов придерживаются мнения, что даже частичное использование интернет-технологий и цифрового инструментария в традиционном учебном процессе может определяться как смешанное обучение [9, р. 61].

Е.С. Полат, которая посвятила много работ специфике дистанционного образования, убеждена, что при интеграции очной и дистанционной форм обучения возникает особая, новая система обучения, которую можно назвать смешанной, и в которой составляющие ее компоненты при создании соответствующих условий могут гармонично взаимодействовать [10].

Ю.И. Капустин считает, что смешанное обучение представляет «модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения» [11].

Таким образом, из анализа многочисленных трактовок термина «смешанное обучение» можно сделать вывод, что его самой главной характеристикой является использование компьютерных и интернет-технологий в сочетании с непосредственно личным взаимодействием между преподавателем и обучающимися, при этом степень использования цифровых ресурсов, а также синхронное или асинхронное их применение может варьироваться в зависимости от целей и задач учебного процесса.

Следует отметить, что интернет-техно -логии применительно к иноязычному образованию - это «совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети «Интернет» и социальных сервисов» [13, с. 1112]. При этом интернет-ресурсы обладают рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными технологиями, ярче всего выделяются разнообразие материалов, быстрота поиска нужной информации, муль-тимедийность, интерактивность, гибкость, которую обеспечивают интернет-ресурсы в процессе учебной деятельности.

Большинство исследователей разделяют мнение о том, что смешанное образование является наиболее оптимальным образовательным форматом для реализации всех основных задач, которые ставятся в педагогическом поле в настоящее время. Среди бесспорных преимуществ смешанного формата представляется возможным выделить:

- непрерывный контакт с преподавателем как во время аудиторных занятий, так и возможность получения обратной связи в процессе внеурочной деятельности с использованием цифровых технологий через платформу или мессенджер, выбранные преподавателем (результат - непрерывный контакт с преподавателем и улучшение межличностных отношений во время взаимодействия в двух форматах);

- большое количество приемов и форм работ в сочетании с богатым методическим материалом, который преподаватель может презентовать в самых разнообразных формах, используя возможности Интернета и других цифровых инструментов (результат -насыщенный мотивирующий образовательный процесс, подкрепленный сильной базой наглядности, при этом педагог может решать, какой материал лучше внедрить в традиционный офлайн-формат, а какой материал может быть значительнее лучше представлен при онлайн-формате работы, синхронно или асинхронно);

- безграничные источники информации, который преподаватель может отбирать в соответствии с критериями отбора информации в цифровом поле и внедрять в учебный процесс в соответствии с целями и задачами (результат - студенты получают самую актуальную информацию, которая помогает им овладевать всеми видами компетенций в соответствии с образовательными программами);

- широкие возможности для парной и командной работы студентов во время аудиторной и онлайн-деятельности (результат -создание благоприятного психоклимата в учебной группе, формирование ценных навыков сотрудничества);

- гибкость образовательного процесса, при котором студенты могут выбирать темп, время и место ознакомления с учебными материалами без каких-либо жестких ограничений (результат - свобода регулировать учебный процесс - снижает уровень стресса студентов и способствует повышению их мотивации к изучению предмета, а также гибкость смешанного формата способствует меньшему оттоку студентов из университетов в связи с более персонализированными и удобными возможностями образовательного процесса);

- самоконтроль студентов степени выполнения заданий в онлайн-фазе или офлайн-фазе, но в процессе внеаудиторной деятельности (результат - развитие необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и саморегуляции, дисциплины и автономности, которые являются атрибутами успешной зрелой личности, развивающейся в стенах университета);

- овладение навыками работы с цифровыми технологиями (результат - профессионал со сформированной информационной компетентностью, владеющий разнообразными цифровыми инструментами имеет гораздо большие возможности как для саморазвития, так и для более успешной карьерной траектории и реализации на рынке труда);

- более эффективный формат обучения по сравнению с традиционным преподаванием [9; 13].

Многие исследователи сходятся во мнении, что для иностранного языка смешанный формат является идеальной опцией, так как может адаптироваться к различным стилям обучения студентов, предлагает необычайно широкие возможности доступа к аутентичным языковым материалам и полностью удовлетворяет требованиям цифровизации образовательного процесса [14-16].

О преимуществах учебных интернет-материалов также исчерпывающе писали российские исследователи П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев, подчеркивая, что данные учебные материалы позволяют:

- подбирать подходящий графический материал, отражающий взгляды студентов по обсуждаемым темам;

- организовать дебаты и дискуссии на ряд самых актуальных проблем;

- проводить анализ устного и письменного дискурса носителей языка, представляющих разные социальные и диалектные группы;

- эффективно организовывать проектную деятельность учащихся, что позволит сформировать социокультурную компетенцию и навыки командной работы;

- создавать благоприятные условия для студентов с высокой языковой компетенцией [17, с. 370].

Таким образом, студенты, изучающие иностранный язык на основе смешанного формата обучения, улучшают как свои лингвистические навыки (аудирование, говорение, чтение и письмо), используя самые актуальные аутентичные учебные интернет-материалы, так и нелингвистические навыки, включающие развитие критического мышления, овладение цифровыми учебными инструментами и навыками самоорганизации и автономности в учебной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Приведем примеры методических приемов и ресурсов обучения говорению студентов факультета иностранных языков при смешанном формате обучения.

Во время опытного обучения говорению при смешанном формате образования на факультете иностранных языков Курского государственного университета в 2020-2022 гг. при участии 100 студентов 1 и 2 курсов факультета иностранных языков нами были определены наиболее оптимальные интернет-ресурсы для формирования и развития умения говорения, а также другие необходимые методические инструменты и технологии, являющиеся эффективными при смешанном формате обучения для работы над говорением.

На сайтах englishcentral.com1, engvid.com2 есть несколько тысяч видео, которые могут быть успешно применены при обучении говорению при смешанном формате. Следует отметить, что форма работы с видео может быть как индивидуальной, так и групповой, выполненной самостоятельно как во вне-учебное время, так и во время занятия. Формат работы с тем или иным видео выбирается педагогом в зависимости от целей и задач учебного процесса.

Пример 1. Watch a video "Happy Childhood Memories " at home (https://www.youtube. com/watch?v=pLGwjUs5o1o) and be ready to answer the questions related to the video during the next class. You are also to tell the group-mates about your most cherished childhood memory/memories.

Пример 2. Watch a video "Talking about Pets and Animals at home" (https://www.eng-vid.com/real-english-talking-about-pets-and-animals/) and be ready to shoot a similar video telling us about your pet (3-5 min). We are going to watch your videos during the next class, be ready to answer you groupmates' questions.

Пример 3. Watch a short video at home to get inspired for team work on the topic "Seasons " (https://www.youtube.com/watch?v=c WIWDBembzl). You are going to be divided into four teams. Each team is supposed to prove that its season (spring, summer, autumn, winter) is the best of all. You may choose to work in the two ways. You may prepare a presentation with pictures illustrating your speech about the season or you may create and voice a video. Keep in mind that all the members of your group are to speak.

Пример 4. Let us watch a video now that is called "The Power and Importance of... READING!" (https://www.youtube.com/watch?v =rW2r5uStgG0). After watching it give me the most meaningful reason for why people should read. Also, if you would like to discuss some of the speaker's ideas, put them down and you are welcome to suggest them for a group discussion.

На сайте ESL Gold3 педагог может воспользоваться банком заданий по говорению, разделенных на две группы. Первая группа включает ознакомительные обучающие видео с советами по организации структуры высказывания и по использованию лексики, являющейся необходимой для монологических и диалогических высказываний. Вторая группа заданий - непосредственно разнообразные упражнения по говорению, которые могут быть использованы для направленного обучения говорению в офлайн- и онлайн-форматах. Следует отметить, что на основе данных заданий может быть составлен как непосредственно план всего занятия, так и готовые задания, которые можно включать во время warm-up этапа урока или же во время перерыва для смены деятельности.

Пример 1. Watch a video at home on how to ask for and give advice and write down all the necessary phrases that you find useful in the video (https://eslgold.com/speaking-4/asking_ giving advice/). You are also to come up with a list of problems you have in life currently and your groupmates will give you advice on how to solve your issues. Asking for advice and giving advice you are to use the phrases from the video.

Пример 2. ln the section "Something to talk about" choose a topic on which you would really like to speak, for example, you may want to speak about a person who has influenced your life or a special talent you have (https://eslgold. com/speaking4/something_talk_about/). When you decide on your topic, find the suitable pictures that can perfectly illustrate your speech (if you need any) or shoot a small video (1-2 min) to support your class presentation.

На сайте ESL Discussions4 содержится более 700 тем и 14000 вопросов для обсуждения. Тема может быть выбрана преподавателем (или по инициативе студентов) заранее как домашнее задание. При такой организации работы студенты просматривают вопросы, делают заметки и принимают участие в

1 EnglishCenral. URL: https://ru.englishcentral. com/browse/videos/ (accessed: 18.02.2022).

2 engVid Free English Video Lessons. https://www.engvid.com/ (accessed: 18.02.2022).

URL:

3 ESL Gold. URL: https://eslgold.com/ (accessed: 18.02.2022).

4 ESL Discussions. URL: https://esldiscussions. com/

(accessed: 18.02.2022).

организованной дискуссии на следующем занятии. Однако сайт может быть использован и непосредственно для формирования навыков неподготовленной монологической и диалогической речи во время занятия. Также следует отметить, что в каждой теме две карточки с вопросами, что позволяет легко организовать парную или групповую работу студентов.

Аналогично сайт The Internet TESL Journal5 предлагает сотни насущных тем для обсуждения. В каждой теме от 20 до 200 вопросов. Примечательно, что, как и на ранее упомянутом сайте, темы сгруппированы по алфавиту, но предлагается и поиск темы по ключевым словам, что делает навигацию по сайтам очень простой и удобной. Темы позволяют не только организовывать интересные дискуссии, но и тренировать определенные грамматические конструкции (например, темы Have you ever.? What would you.? What if...? Would you ever.? Do you wish.? представлены сотнями очень интересных вопросов).

В настоящее время также существуют уникальные возможности для получения виртуального образования, например, британский виртуальный университет открытого и дистанционного обучения Open University, основанный в 1969 г. и являющийся самым большим университетом Великобритании по числу студентов, предлагает сотни бесплатных курсов, разделенных по предметным областям, уровням, от одного до 15 часов. Студенты факультета иностранных языков могут зарегистрироваться на сайте Открытого университета и записаться на один или несколько виртуальных курсов, которые соответствуют их языковому уровню и сфере интересов. Также преподаватель может выбрать небольшой курс (например, Language sat Work, Level 1-2), дать студентам определенное время для самостоятельного прохождения данного курса и впоследствии организовать дискуссионное занятие по контенту

5 The Internet TESL Journal. URL: http://iteslj.org/ (accessed: 18.02.2022).

данного курса6. Таким образом, студенты не только имеют доступ к самым современным аутентичным источникам, тренируют язык, развивают навыки чтения и говорения, но и работают над формированием критического мышления и навыками самоорганизации, так как работа над виртуальными курсами требует самодисциплины и систематичности работы над материалами.

Также еще один пример смешанного формата для обучения говорению возможен на примере проектного метода, реализация которого предполагает использование всех видов современного цифрового инструментария и цифровых образовательных возможностей, включая использование видеоплатформ для встреч команд, мессенджеров для общения внутри команды и получения обратной связи от преподавателя, виртуальных досок для организации материалов и программ для создания и представления проекта. Проектная деятельность является одним из самых эффективных методических приемов для повышения мотивации студентов, способствует развитию навыков командной работы, автономности, самоорганизации и очень успешно в кратчайшие сроки формирует умение пользоваться богатым цифровым инструментарием.

Пример проекта. You will be divided into 4 teams (4 students in each team) and you are to present a project on the topic "The Famous Person " (from the past or the present). In your project you should mention the biography, personality, professional life, contribution of the person to the society, the reason why you chose this particular person for your team work. You are to come up with a team presentation supported by pictures, videos and quotes you find necessary (15 minutes). You can be as creative as you want, but keep in mind that your meetings for a discussion of this project and all the necessary proceedings are to be held online. You have a week to prepare this project and in a

6 Open Learn. URL: https://www.open.edu/ open-learn/science-maths-technology/computing-ict/the-mes-and-theories-working-virtual-project-teams/content-section-2.2 (accessed: 18.02.2022).

week you are to present a project in class and all the members of each team are to speak.

Преподаватель также может предложить студентам разнообразные творческие задания, объединяющие два формата работы -традиционный и виртуальный.

Пример 1. Make up a poster with the most necessary characteristics for a successful person, post it in our group in VK along with your audio recording. ln your audio recording you are to make comments on your chosen characteristics. All of you are to make a list of the traits that your group find crucial for a successful personality. The list will be discussed during the next class.

Пример 2. You are going to use the virtual board (Twiddla, Miro, Padlet, др.) and put down there 5 things you want to buy in the nearest future. At our next class we will have a look at your dream purchases and you will have to explain why you need these particular items.

Пример 3. You are to work in 4 teams. Each team will go to some shop (clothes shop, food shop, bookstore, household goods) and you will have to make up a video of you shopping there, choosing things and speaking English. You have a week to edit your video and we will watch them together sharing your impressions.

Пример 4. You are to post the image of your three favorite foods/snacks/dishes in our group in VK and you are to advertise your favorite things to the group. Then we will vote who is going to be the best advertiser (online voting).

Онлайн-платформы для проведения видеоконференций (Zoom, Skype, MicrosoftTeams, GoogleMeet, TrueConf, Join.me, Ян-декс.Телемост и мн. др.) являются не только ценными инструментами для организации учебного процесса, но могут выступать в качестве самостоятельного методического приема для обучения говорению. На протяжении дистанционного обучения во время пандемии нами были апробированы различные задания на развитие умения говорения, которые было легко выполнить именно через сервисы для видеоконференций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 1. Tomorrow choose a picture for your Zoom avatar (your pet, the cover of your favorite book, the picture from your childhood,

your favourite dish/singer/actor, country, etc.) and make a comment on your image.

Пример 2. You will be divided into 4 teams and go to 4 Zoom rooms. You are to discuss the pros and cons of online education/gap year/oral exams/written exams. You are to speak only English and l will be visiting you in your virtual rooms. In 10 minutes you are to present the advantages and disadvantages of the topic you are going to discuss.

Пример 3. You will be divided into pairs and go to separate Zoom rooms for making up dialogues with the idioms we have been studying. Use as many idioms as you can. ln 10 minutes you will be back for presentation of your dialogues (up to 5 minutes).

ВЫВОДЫ

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что дистанционные технологии в иноязычном образовании в целом и в обучении говорению в частности не только не препятствуют успешному формированию необходимых умений, навыков и компетенций, но обладают всеми необходимыми ресурсами для построения продуктивного, интересного, творческого процесса обучения. Смешанный формат образования наделяет педагога иноязычного образования особыми уникальными возможностями выбора самых свежих, интересных цифровых материалов, которые он может гибко внедрять в учебный процесс. Смешанный формат предлагает комбинации лучших инструментов традиционного и онлайн-образования. Таким образом, грамотное сочетание двух образовательных форм обучения будет способствовать формированию не только умения говорения, но и самостоятельности, автономности и цифровой компетентности студентов факультета иностранных языков, что сделает их в будущем уверенными, конкурентоспособными специалистами на рынке труда.

Смешанный формат при обучении говорению - это не ограничение возможностей преподавания и снижение качества, а наоборот, расширение потенциала образователь-

ной среды, рост мотивации к изучению иностранного языка через использование богатого цифрового инструментария и успешное

формирование умения монологической и диалогической речи через разнообразные и персонализированные формы работы.

Список источников

1. Holmberg B. The evolution, principles and practices of distance education. Oldenburg, 2005. 171 p.

2. Bersin J. "How Did We Get Here? The History of Blended Learning". The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies, and Lessons Learned. San Francisco: John Wiley & Sons, 2004. 319 p.

3. Friesen N. Defining Blended Learning: Report. 2012. 10 p. URL: https://www.normfriesen.info/papers/ Defining_Blended_Learning_NF.pdf (accessed: 18.02.2022).

4. Garrison D.R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // The Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7. № 2. P. 95-105. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2004.02.001

5. Bonk C.J., Graham C.R. The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco: Jossey-Bass; Pfeiffer, 2006. 624 p.

6. Graham C.R. Blended learning systems: Definition, current trends, and future directions. 2006. 33 p.

7. Watwood B., Nugent G., Deihl W. Building from Content to Community: Rethinking the Transition to Online Teaching and Learning. Virginia: Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence, 2009. 22 p. https://doi.org/10.13140/RG.2.1.4357.1043

8. Bernard R.M., Borokhovski E., Schmid R.F., Tamim R.M., Abrami P.C. The metaanalysis of blended learning and technology use in higher education: From the general to the applied // Journal of Computing in Higher Education. 2014. Vol. 26. № 1. P. 87-122.

9. Siemens G., Gasevic D., Dawson S. Preparing for the Digital University: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning. Athabasca: Athabasca University, 2015. 235 p. https://doi.org/10.13140/RG.2.1.3515.8483

10. Полат Е.С. и др. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 416 с.

11. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 40 с.

12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва: Глосса-Пресс; Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 177 с.

13. Twigg C.A. Improving learning and reducing costs: Lessons learned from round I of the PEW grant program incourse redesign. Troy: Centre for Academic Transformation, Rensselaer Polytechnic Institute, 2003. P. 306-331.

14. Cai H. E-learning and English Teaching // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 2. P. 841846. https://doi.org/10.1016/j.ieri.2012.06.180

15. Kim S.H. Developing autonomous learning for oral proficiency using digital storytelling // Language Learning & Technology. 2014. Vol. 18. Issue 2. P. 20-35.

16. Menggo S., Suastra I.M., Budiarsa M., Pandmadewi N.N. Needs Analysis of Academic-English speaking material in promoting 21 century skills // International Journal of Instruction. 2019. Vol. 12. Issue 2. P. 739754. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12247a

17. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование новых учебных интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 2 (58). С. 363-371.

References

1. Holmberg B. The Evolution, Principles and Practices of Distance Education. Oldenburg, 2005, 171 p.

2. Bersin J. "How Did We Get Here? The History ofBlended Learning". The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies, and Lessons Learned. San Francisco, John Wiley and Sons Publ., 2004, 319 p.

3. Friesen N. Defining Blended Learning: Report. 2012, 10 p. Available at: https://www.normfriesen.in-fo/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf (accessed 18.02.2022).

4. Garrison D.R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. The Internet and Higher Education, 2004, vol. 7, issue 2, pp. 95-105. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2004.02.001

5. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, Jossey-Bass, Pfeiffer Publ., 2006, 624 p.

6. Graham C.R. Blended Learning Systems: Definition, Current Trends, and Future Directions, San Francisco, 2006, 33 p.

7. Watwood B., Nugent G., Deihl W. Building from Content to Community: Rethinking the Transition to Online Teaching and Learning. Richmond, Virginia Commonwealth University: Center for teaching excellence Publ., 2009. 22 p. https://doi.org/10.13140/RG.2.1.4357.1043

8. Bernard R.M., Borokhovski E., Schmid R.F., Tamim R.M., Abrami P.C. The metaanalysis of blended learning and technology use in higher education: From the general to the applied, Journal of Computing in Higher Education, 2014, vol. 26, no. 1, pp. 87-122.

9. Siemens G., Gasevic D., Dawson S. Preparing for the Digital University: a Review of the History and Current State of Distance, Blended, and Online Learning. Athabasca, Athabasca University Press, 2015, 235 p. https://doi.org/10.13140/RG.2.1.3515.8483

10. Polat E.S. et al. Teoriya ipraktika distantsionnogo obucheniya [Theory and Practice of Distance Learning]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2004, 416 p. (In Russian).

11. Kapustin Y.I. Pedagogicheskiye i organizatsionnyye usloviya effektivnogo sochetaniya ochnogo obucheniya i primeneniya tekhnologiy distantsionnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogical and Organizational Conditions for an Effective Combination of Full-time Education and the Use of Distance Education Technologies. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2007, 40 p. (In Russian).

12. Sysoyev P.V., Evstigneyev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniyem novykh in-formatsionno-kommunikatsionnykh internet-tekhnologiy [Methods of Teaching a Foreign Language Using New Information and Communication Internet Technologies]. Moscow, Glossa-Press Publ., Rostov-on-Don, Phoenix Publishing House, 2010, 177 p. (In Russian).

13. Twigg C.A. Improving Learning and Reducing Costs: Lessons Learned from Round 1 of the PEW Grant Program in Course Redesign. Troy, Centre for Academic Transformation, Rensselaer Polytechnic Institute Publ., 2003, pp. 306-331.

14. Cai H. E-learning and English Teaching. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 2, pp. 841-846. https://doi.org/10.1016/j.ieri.2012.06.180

15. Kim S.H. Developing autonomous learning for oral proficiency using digital storytelling. Language, Learning and Technology, 2014, vol. 18, issue 2, pp. 20-35.

16. Menggo S., Suastra I.M., Budiarsa M., Pandmadewi N.N. Needs Analysis of Academic-English speaking material in promoting 21st century skills. International Journal of Instruction, 2019, vol. 12, issue 2, pp. 739-754. https://doi.org/10.29333/iji.2019.12247a

17. Sysoyev P.V., Evstigneyev M.N. Ispol'zovaniye novykh uchebnykh internet-tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku (na materiale kul'turovedeniya SShA) [Use of new educational internet-technologies in foreign language teaching (On the material of cultural studies of the USA)]. Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, issue 2 (58), pp. 363-371. (In Russian).

Информация об авторе

Коновалова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, ORCID: 0000-0001-7015-0838, Леггу-garcia@yandex. ги

Статья поступила в редакцию 25.03.2022 Одобрена после рецензирования 17.05.2022 Принята к публикации 09.09.2022

Information about the author

Olga V. Konovalova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages Department, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-7015-0838, [email protected]

The article was submitted 25.03.2022 Approved after reviewing 17.05.2022 Accepted for publication 09.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.