Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / креативность / иностранный язык / проект / проектная деятельность / creativity / creative skills / foreign language / project / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются методические аспекты реализации проектной деятельности в контексте иноязычного образования с фокусом на развитие творческих способностей обучающихся. Авторы обосновывают необходимость развития креативности в современной школе и предлагают использовать метод проектов с целью формирования творческого потенциала личности. Описываются преимущества, основные принципы и этапы проведения проектов в иноязычном образовании. В статье приводятся примеры нескольких возможных проектов в иноязычном образовании. Описывается опыт проведенного проекта в городе Курчатове Курской области среди всех школ. Данный проект был реализован в 2022/2023 учебном году. Авторы приходят к выводу, что проектная деятельность способствует активному и творческому вовлечению обучающихся в процесс изучения иностранного языка. Использование метода проектов не только развивает креативность школьников, но и формирует языковую компетенцию, навыки командной работы, а также способствует личностному развитию и повышению мотивации к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the methodological aspects of the implementation of project activities in the context of foreign language education with a focus on the development of students' creative abilities. The authors underline the need for the development of creativity in a modern school and suggest using the method of projects in order to form the creative potential of the individual. The advantages, basic principles and stages of projects in foreign language education are described. The article provides examples of several possible projects in foreign language education. The experience of the project conducted in the city of Kurchatov, Kursk region, among all schools is described. This project was implemented in the 2022/2023 academic year. The authors conclude that project activities contribute to the active and creative involvement of students in the process of learning a foreign language. The use of the project method not only develops the creativity of schoolchildren, but also forms language competence, teamwork skills, and also contributes to personal development and increases motivation for learning activities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

УДК 378.2

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ)

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Ольга Владимировна Курский государственный университет (г. Курск); студент магистратуры Мельник Илья Максимович Курский государственный университет (г. Курск)

Постановка проблемы. Развитие творческих способностей обучающихся в современном обществе является одной из главных задач образования. Специалисты с нестандартным, творческим, гибким мышлением, способные находить решения из сложных ситуаций в разных сферах жизни, востребованы обществом. Работодатели хотят видеть в своих командах не просто квалифицированных сотрудников, а личностей с развитым воображением и креативным подходом к рабочему процессу. Навык генерирования новых идей и концепций выделяется как один из ключевых навыков, которые необходимо формировать и развивать у школьников [1, С. 64]. Однако, несмотря на множество существующих методик и подходов к развитию творческого потенциала личности, проблема остается актуальной и требует поиска новых стратегий формирования креативности молодого поколения.

Один из возможных способов решения проблемы формирования творческих способностей учащихся - реализация проектной деятельности в иноязычном образовании. В контексте иноязычного образования проектная деятельность обладает широким образовательным и воспитательным потенциалом и, безусловно, может стать эффективным инструментом развития не только языковых навыков студентов и навыков командной работы, но также способствовать развитию творческих способностей.

Целью исследования, описываемого в данной статье, является изучение методических аспектов реализации проектной деятельности в иноязычном образовании с целью развития творческих способностей. Исследование направлено на поиск оптимальных методов и подходов для внедрения проектной деятельности в процесс обучения иностранному языку с фокусом на развитие творческих способностей у учащихся на уровне среднего общего образования (10-11 классы).

Изложение основного материала исследования. Метод проектов, безусловно, является одним из эффективных методов, позволяющих развивать творческие способности и одновременно обладающим ценным учебным и воспитательным потенциалом. Согласно определению Е.С. Полат, метод проектов является структурно организованной поисковой и исследовательской деятельностью учащихся, которая может быть как индивидуальной, так и групповой, и которая предусматривает, что ее результат будет оформлен в виде конкретного продукта» [4, С. 3].

К основным преимуществам метода проектов в процессе обучения иностранному языку специалисты традиционно относят:

• Совершенствование коммуникативных навыков в области письменного и устного общения, в офлайн и онлайн форматах;

• развитие социокультурной компетенции и более глубоко интереса к изучению культуры в целом;

• повышение мотивации к изучению иностранного языка через неординарные методы работы;

• формирование навыков командной работы, гибкости работы в команде и адаптивности;

• развитие навыков самоорганизации, самодисциплины, ответственности за выполняемые роли и реализуемые функции в группе;

• формирование навыков работы с цифровыми образовательными инструментами;

• овладение методами сбора, анализа, представления информации, а также умением работать с различными источниками, включая аутентичные ресурсы.

Однако мы считаем, что помимо всех вышеперечисленных положительных результатов использования метода проектов в иноязычном образовании, проектная методика может эффективно способствовать развитию творческих способностей студентов, качественно улучшить их креативное мышление, научить обучающихся мыслить оригинально и представлять свои проекты нестандартно, раскрывая свою индивидуальность и творческий потенциал. Также следует отметить, что в рамках проектов учащиеся имеют возможность использовать полученные знания и навыки доя решения реальных задач и создания собственных творческих продуктов.

Проектная деятельность в иноязычном образовании основана на реализации ряда принципов, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Важными принципами проектной деятельности являются:

1. Активное участие обучающихся. В рамках проектов учащиеся активно участвуют во всех этапах процесса, начиная с выбора темы и планирования проекта до его реализации и оценки результатов. Такой подход стимулирует творческую инициативу обучающихся и позволяет им осознанно принимать ответственность за свою учебную деятельность. Также следует отметить, что «проект для ученика - средство самореализации. Поэтому работа над проектом от замысла до итога ценна для подростка, так как дает ему возможность проявить себя во всем своеобразии и неповторимости» [6, С. 18].

2. Реальные задачи и проблемы. Проектная деятельность ориентирована на решение реальных проблем и задач, что придает ей практическую значимость. Учащиеся имеют возможность применять свои знания и навыки в реальной жизни, что способствует развитию творческого мышления и проблемно-поисковых умений.

3. Коллективное взаимодействие и сотрудничество. Проектная деятельность предполагает сотрудничество и взаимодействие между учащимися, что способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. Коллективное решение задач, обмен идеями и опытом позволяют учащимся расширить свои горизонты и найти новые подходы к решению проблем. Следует отметить, что командная работа эффективно и быстро улучшает навыки коммуникации. Групповая работа благоприятно влияет на развитие личности, приобщает к жизни за пределами школы, учит функционировать среди людей в обществе [3, С. 493].

4. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В современном мире ИКТ становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование электронных образовательных средств и онлайн-ресурсов

позволяет учащимся расширить доступ к информации, обменяться опытом с учениками из других стран и использовать новейшие цифровые технологии в своих проектах.

Этапы проведения проектной деятельности:

Реализация проектной деятельности в иноязычном образовании включает несколько этапов:

1. Выбор темы проекта (подготовительный этап, планирование работы). Выбор темы проекта является важным этапом, который должен стимулировать творческое мышление учащихся и быть связанным с их интересами и потребностями. Рекомендуется предлагать темы, которые позволяют учащимся исследовать реальные и значимые доя них проблемы, решать актуальные задачи и применять свои знания на практике. Такой подход позволяет развивать креативность, аналитические навыки и самостоятельность учащихся.

2. Исследование и сбор информации (этап исследовательской работы). Учащиеся проводят исследование по выбранной теме, изучают и анализируют различные источники информации, включая электронные ресурсы и аутентичную литературу на иностранном языке. Этот этап способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

3. Создание продукта проекта (исследовательская деятельность). На этом этапе учащиеся используют полученные знания и навыки для создания творческого продукта, соответствующего целям проекта. Это может быть презентация, видеоролик, буклет, постер, эссе, веб-сайт и т.д.

4. Презентация и защита проекта (представление продукта проекта). Учащиеся представляют свой проект перед аудиторией, демонстрируют созданный продукт и отвечают на вопросы. Этот этап развивает навыки публичных выступлений, творческое самовыражение и коммуникативные навыки. Этап презентации проекта может быть очень творческим, с ярко проявленными актерскими способностями обучающихся, интересной задумкой по его презентации. Учащиеся на этом этапе являются не просто создателями проекта, а спикерами, цель которых - удивить, убедить и впечатлить аудиторию.

5. Оценка и рефлексия (оценка процесса и результатов работы). В конце проекта обязательно проводится оценка результатов проектной деятельности обучающихся, как со стороны учителя, так и со стороны непосредственно учащихся. Учащиеся анализируют свой опыт, выявляют достижения и сложности, делают выводы и планируют дальнейшие шаги. Педагог дает объективную оценку проекту, обязательно подчеркивая сильные стороны проекта и останавливаясь на тех моментах, которые могут быть улучшены [2, С. 65].

Проектная деятельность в иноязычном образовании может быть реализована в различных формах. Ниже приведены некоторые примеры эффективного использования проектов в учебном процессе:

1. Проект «Моя страна». Учащиеся создают проект, посвященный их родной стране, изучают ее культуру, историю, географию и традиции. Результатом проекта может быть создание веб-сайта, презентации или брошюры на иностранном языке.

Пример проекта. Уом are to work on a project devoted to Russian cities or beautiful locations (the choice is up to you).You are to create either a presentation or a travel brochure and to present it in the creative way. Make sure your project is interesting, original and inspiring.

2. Проект «Путешествие». Учащиеся планируют воображаемое путешествие в страну изучаемого языка. Они изучают достопримечательности, культурные особенности, местную кухню и т.д. и создают туристическую презентацию или виртуальный тур.

Пример проекта. You are to create a project devoted to different English-speaking countries. 'You will be working in teams and each team will get one specific country for the project (England, Wales, Northern Ireland, Scotland, the USA, Canada, New Zealand, Australia, etc). You are to create a virtual tour to your country and you are expected to tell us about sights, amazing spots, local cuisine, traditions, lifestyle and interesting facts about the country. Switch onyour creativity for the project to be captivating.

3. Проект «Мультимедийная история». Учащиеся изучают иностранную литературу или исторические события и создают мультимедийную презентацию, видеоролик или комикс, иллюстрирующий историю или сюжет из книги.

Пример проекта. You are to work in groups and to create a presentation, a -video, a cartoon or comics based on some historic event or plotfrom Anglo-American literature. Be as creative as possible.

4. Проект «Погружение в праздник». Учащиеся создают проект-праздник, продумывая костюмы, декорации, задания, посвященные празднику страны изучаемого языка.

Пример проекта. You are to work all together on a project called "World Holidays". You are to pick up one holiday of any country in the world. You are to prepare the celebration of this holiday taking into consideration the traditions, the customs, the costumes for the holiday and the food which is usually prepared for this celebration. You may add some creative touches to the celebration, butyou are supposed to preserve and demonstrate the mainfeatures of the chosen holiday.

5. Проект «Пишем вместе». Учащиеся создают вместе (в рабочих группах, используя, например, совместную работу в Google Docs) письменный творческий текст в любом выбранном жанре и на любую тематику подбирают к нему иллюстрации.

Пример проекта. Уом are to work in groups (4-6 students) and you are to create your story in any genre and on any topic. You can work together using Google Docs or any other program that will allow you to have joint work on the Internet. Add illustrations orpictures toyour text.

6. Проект «Мой лист желаний». Данный проект индивидуальный. Учащиеся должны сделать постер со списком своих сильных желаний и целей, которые они хотели бы реализовать в жизни. К каждой цели должна быть подобрана иллюстрация и сделан рисунок. Поощряется оригинальность и творческий подход при создании своего списка желаний на ватмане. При представлении данного проекта учащиеся должны обосновать важность данных целей для них, при этом демонстрируя творческий подход.

Пример проекта. You will be working on a project individually. You are to create a poster with your "bucket list". You are supposed to add an image/illustration/drawing to every desire/Zgoal on your list. I would like you to be creative while working on yourposter. While presenting your poster you are to back up the need for each of your goals. Be creative and original.

1. Проект «Запись подкаста». Подкасты являются чрезвычайно популярными среди старшеклассников в настоящее время. Учитель может предложить тему подкаста сам, принимая во внимание учебную программу. Однако более целесообразно, на наш взгляд, позволить ученикам самостоятельно выбрать тему подкаста и записать подкаст для

представления в классе и организации дискуссии или дебатов на основе подкастов. Подкасты могут быть записаны как индивидуально, так и в парах и в мини-группах.

Пример проекта. Do you like podcasts? I bet you do. You task is to create a podcast on the topic which is really interesting for you. Your podcast should be no longer than 3 min. and the more controversial the topic is, the better.

8. Проект «Готовим вместе». Обучающиеся должны представить записанный на видео мастер класс по приготовлению определенного блюда. Работа над видеорецептами, безусловно, является интересной и творческой.

Пример проекта. I guess you love cooking. 'You are supposed to make a -video recipe ofyour signature dish.Make sure you are confident, cheerful and creative while working on this project.

В 2022-2023 учебном году для проведения исследования и апробации проектной деятельности с целью развития творческих способностей шести школам г. Курчатова Курской области было предложено принять участие в проекте «Удивительные мосты мира». В образовательный процесс с согласия педагогов по английскому языку была внедрена проектная деятельность, которую, в основном, учащиеся осуществляли в рамках внеаудиторной работы, однако педагоги выступали в роли модераторов проекта, осуществляя контроль и оказывая поддержку ученикам. Учащиеся были разделены на группы (4-6 человек) и получили задание разработать проект на тему «Удивительные мосты мира» (время работы над проектом - 2 недели). Конечным продуктом должен был стать видеоролик на английском языке, посвященный одному из самых красивых мостов планеты. Учащимся был предложен список мостов, однако ученики могли проявить инициативу и выбрать мост, не включенный в предложенный список. Также учащимся были даны четкие критерии, по которым должны были оцениваться видеоролики (раскрытие темы; обоснование выбора моста для видеоролика; последовательность и логика; оригинальный стиль подачи материала, творческий подход к презентации и подаче информации; языковое оформление). В процессе работы над проектом учащиеся распределили роли в группе, собрали и проанализировали информацию, создали видеоролик в соответствии со всеми критериями, раскрыли свой творческий потенциал и представили проекты на очень высоком уровне. Следует отметить оригинальность подачи материала и видеороликов, а также нестандартные, нешаблонные решения, которые находили команды для создания яркого творческого продукта. Оценивали проекты школьников преподаватели и студенты факультета иностранных языков Курского государственного университета. Следует отметить, что перед презентацией видеороликов, команды школ должны были творчески представить себя, и презентации команд получились оригинальными, необычными и также были оценены членами комиссии.

Результаты исследования (в формате проведенного анкетирования участников проекта всех школ) показали, что внедрение проектной деятельности в иноязычное образование положительно сказалось на развитии творческих способностей учащихся, навыков командной работы, мотивации к учебной деятельности и навыкам публичной речи на иностранном языке. Участие в проекте, безусловно, стимулировало интерес обучающихся к изучению иностранного языка и мотивацию для достижения лингвистической компетентности. Также было замечено развитие креативности, самостоятельности, критического мышления и способности решать проблемы. Учащиеся отметили, что в процессе работы над проектом, они постоянно задавали друг другу вопрос «Наш проект оригинален, есть ли в нашей работе что-то новое, необычное, способное поразить членов комиссии?» То есть именно критерий творчества был наиболее значим для старшеклассников и определял их личную степень удовлетворения своей работой.

Выводы. Быть успешным специалистом в наше конкурентное время в некоторых областях деятельности невозможно без развитых и ярких творческих способностей. Их необходимо развивать с самого детства, используя весь разнообразный и эффективный арсенал методов и приемов. Однако для обучающихся старших классов нужны методы, способные вызвать живой отклик, мотивировать к деятельности и принести настоящее удовлетворение от взаимодействия со сверстниками. Учитывая возрастные особенности обучающихся 10-11 классов, их интересы, достаточно сильные навыки в области использования цифровых технологий, метод проектов выступает как один их оптимальных для развития креативности школьников. Он отвечает всем запросам будущих абитуриентов, но обладает не достаточно реализованным потенциалом в современном российском образовательном пространстве. Полученные нами положительные результаты внедрения методики проектной деятельности в иноязычное образование с акцентом на развитие творческих способностей подтверждает ее значимость и эффективность в современной школе. Внедрение проектного метода в учебную программу позволяет активизировать внимание и мотивацию учащихся, развивать их творческие способности и формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в современном информационном обществе.

Таким образом, реализация проектной деятельности в иноязычном образовании с целью развития творческих способностей играет важную роль в формировании компетентных и креативных выпускников школы, способных работать вместе и подходить к решению разных задач с творчеством, гибкостью и легкостью. Практический опыт показывает, что внедрение проектного метода способствует активизации учебной деятельности учащихся, развитию их творческого потенциала и успешной реализации образовательных и воспитательных задач.

Аннотация. В данной статье рассматриваются методические аспекты реализации проектной деятельности в контексте иноязычного образования с фокусом на развитие творческих способностей обучающихся. Авторы обосновывают необходимость развития креативности в современной школе и предлагают использовать метод проектов с целью формирования творческого потенциала личности. Описываются преимущества, основные принципы и этапы проведения проектов в иноязычном образовании. В статье приводятся примеры нескольких возможных проектов в иноязычном образовании. Описывается опыт проведенного проекта в городе Курчатове Курской области среди всех школ. Данный проект был реализован в 2022/2023 учебном году. Авторы приходят к выводу, что проектная деятельность способствует активному и творческому вовлечению обучающихся в процесс изучения иностранного языка. Использование метода проектов не только развивает креативность школьников, но и формирует языковую компетенцию, навыки командной работы, а также способствует личностному развитию и повышению мотивации к учебной деятельности.

Ключевые слова: творческие способности, креативность, иностранный язык, проект, проектная деятельность.

Annotation. This article is devoted to the methodological aspects of the implementation of project activities in the context of foreign language education with a focus on the development of students' creative abilities. The authors underline the need for the development of creativity in a modern school and suggest using the method of projects in order to form the creative potential of the individual. The advantages, basic principles and stages of projects in foreign language education are described. The article provides examples of several possible projects in foreign language education. The experience of the project conducted in the city of Kurchatov, Kursk region, among all schools is described. This project was implemented in the 2022/2023 academic year. The authors

conclude that project activities contribute to the active and creative involvement of students in the process of learning a foreign language. The use of the project method not only develops the creativity of schoolchildren, but also forms language competence, teamwork skills, and also contributes to personal development and increases motivation for learning activities.

Keywords: creativity, creative skills, foreign language, project, project activity.

Литература:

1. Жильцова, О.А. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе / О.А. Жильцова, Е.В. Кузнецова, Г.Ф. Пшеничная, Ю.А. Самоненко // Школьные технологии. - 2008. - № 6. - С. 100-104

2. Леонтьева, А.В. Креативность и ее взаимосвязь с проектно-исследовательской деятельностью учащихся / А.В. Леонтьева // Наука и школа. - 2010. - № 1,- С. 64-66

3. Пассов, Е.П. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева // Урок иностранного языка. - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса - Пресс, 2010. - 640 с.

4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2012. -№2. - С. 3-10

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -224 с.

6. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.

УДК 377.1

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ

кандидат педагогических наук, доцент Круподероеа Елена Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

преподаватель Тихонов Александр Павлович Нижегородский индустриальный колледж (г. Нижний Новгород) студент Вертинская Анна Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В начале 21 века в образовании произошли серьезные изменения в области педагогических целей. Обеспечение необходимого качества образования определяет реализация компетентностного подхода в процессе обучения. Все компетенции обучающихся колледжа делятся на общие и профессиональные.

Для реализации компетентностного подхода в колледже следует использовать возможности предметных цифровых образовательных сред [1, 11], компонентами которых могут быть цифровые образовательные ресурсы [6], инструменты для организации смешанного обучения [2], инструменты для развития критического мышления [9], для организации проектной деятельности обучающихся [5].

Отдельного внимания заслуживает проблема реализации компетентностного подхода в условиях предметной цифровой образовательной среды (ЦОС) обучения информатике в колледже, которой посвящены статьи [4, 7]. Считается, что информатика - это метапредмет, и каждая тема в нем уже на уровне содержания способствует формированию ключевых компетенций. Безусловно, информатика способствует формированию ИКТ-компетентности, в ней изучаются понятия информации, информационных процессов, системы, моделирования. Но только тогда эти понятия служат формированию компетенций обучающихся, когда они осознанно научатся их использовать в своей деятельности.

Цель статьи - выполнить анализ компонентов для включения в состав предметной цифровой образовательной среды обучения информатике для реализации компетентностного подхода обучения в колледже.

Изложение основного материала исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, заложен компетентностный подход. В формировании компетенций важную роль играет образовательная среда колледжа, в т. ч. цифровая образовательная среда.

Рассмотрим возможные компоненты предметной ЦОС обучения информатике для реализации компетентностного подхода обучения в колледже. Важная составляющая предметной ЦОС - цифровые образовательные ресурсы. Классификации ЦОР посвящена статья [6]. Большое количество цифровых образовательных ресурсов представлено в пособиях [3, 8]. Хорошо себя зарекомендовали платформы: Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru); «Образовариум» (https://obr.nd.ru); «Открытая школа» (https://2035school.ru); электронные учебники издательства «Просвещение» (https://2035school.ru); библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru» (https://interneturok.ru); «Фоксфорд» (https://foxford.ru); СберКласс (https://sberclass.ru); «1С: Образование 5. Школа» (https://obrazovanie.lc.ru); «ЯКласс» (https://edu.skysmart.ru); «Учи.ру» (https://uchi.ru) и др.

Другим компонентом предметной ЦОС по информатике являются цифровые инструменты для организации сотрудничества. Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие глобального Интернета, постоянное расширение его применения во всех сферах жизни общества. Сеть Интернет постоянно стремительно растет, увеличивается объем информации и количество новых пользователей. Сегодня в России доступ к Интернету имеет 89% всего населения. А сегодняшняя концепция развития Интернета - это концепция Веб 2.0. Любой пользователь сети может стать автором. С помощью применения данных сервисов в образовательном процессе достигаются новые образовательные цели, формируются необходимые на сегодняшний день качества: коммуникативные умения, социальная ответственность, системное и критическое мышление. То есть происходит формирование общих компетенций обучающихся.

Для организации совместной деятельности можно использовать сервис вики. Масштабным примером использования вики в образовательной деятельности является проект Летописи.ру. На сайте http://letopisi.org можно найти большое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.