Научная статья на тему 'Использование метода «Обучение через опыт» в процессе воспитания младших школьников в духе мира'

Использование метода «Обучение через опыт» в процессе воспитания младших школьников в духе мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОПЫТ / EDUCATION / PERSON / PRIMARY SCHOOL / TOLERANCE / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шифрина Татьяна Борисовна

Рассмотрена проблема нехватки методических рекомендаций для воспитания толерантности в начальной школе. Предложена методика воспитания младших школьников в духе мира. Приведены примеры упражнений, разработанных на основе метода «обучение через опыт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the shortage of teaching tolerance methodic in primary school is viewed. The method of teaching primary school students in «the spirit of peace» is offered. The exercises worked out on the base of the method of «Teaching through experience» are shown.

Текст научной работы на тему «Использование метода «Обучение через опыт» в процессе воспитания младших школьников в духе мира»

В итоге можно сказать, что своё обоснование методы обучения в американском образовании получают в русле подхода, раскрывающего деятельность учителя и учащихся. Он базируется на теориях, описывающих и объясняющих как общедидактический уровень, так и уровень конкретного учебного предмета.

Особенности педагогического взаимодействия при консультативном методе состоят в том, что усилия и учителя, и учащихся направлены на стимуляцию процесса учения, на создание обстановки, способствующей открытому межличностному общению, на овладение учащимися опытом эмоционально-ценностных отношений. Ограничения во включении учеников в процесс овладения содержанием образования отсутствуют. Взаимодействие, организуемое педагогом, основывается на сотрудничестве, сотворчестве, взаимопомощи. Учитель как консультант воздействует на интеллект, эмоции, ценностную систему обучаемых, формируя тем самым у них опыт эмоционально-ценностных отношений к миру, людям и самим себе.

Особенности педагогического взаимодействия при использовании метода открытий (молчания) состоят в том, что познание осуществляется в процессе совместного решения проблем. Ученик принимает активное участие в формулировании гипотез. Взаимодействие, организуемое педагогом, основывается на сотрудничестве. Учитель, стимули-

руя познавательную деятельность, создает условия для того, чтобы учащиеся брали на себя ответственность за результаты учения, проявляли независимость, уверенность, креативность, настойчивость и самостоятельность. Этот метод способствует формированию у учащихся опыта творческой деятельности.

Примечания

1 Малкова Н.В. Влияние конструктивистских идей на содержание подготовки учителя в США // Педагогика. 2008. №2. С.75.

2 См.: Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989. C.304.

3 Richards J.C., Platt J., Platt H. Longman dictionary of language teaching and applied linguistics. Singapore, 1992. P.169; Гриншпун С.С. Новые ориентиры в деятельности американской школы // Педагогика. 2007. №7. С.110.

4 Brown H.D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy. New Jersey, 1994. P.59.

5 Richards J.C., Platt J., Platt H. Op. cit. P.66-67.

6 Richards J.C., Rodgers T. Approaches and Methods in Language Teaching. Сambridge, 1986. P.113.

7 Ibid. Р.114.

8 Хмель Т.А. Прагматическая педагогика и ее роль в американском школьном образовании: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. С.219.

9 Richards J.C., Rodgers T. Op. cit. P.100.

10 Blair R W. Innovative approaches // Teaching English as a second or foreigh language. Boston; Mass., 1991. P.31.

11 Brown H.D. Op. cit. P.63.

12 Richards J.C., Rodgers T. Op. cit. P.111.

УДК 371.485; 373.3; 372.4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ» В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ МИРА

Т.Б. Шифрина

Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН E-mail: shifrina@ecopolicy.ru

Рассмотрена проблема нехватки методических рекомендаций для воспитания толерантности в начальной школе. Предложена методика воспитания младших школьников в духе мира. Приведены примеры упражнений, разработанных на основе метода «обучение через опыт».

Ключевые слова: воспитание, личность, начальная школа, толерантность, опыт.

Using the Method of «Teaching Through Experience» in Teaching Primary School Students in «The Spirit Of Peace»

T.B. Shifrina

The problem of the shortage of teaching tolerance methodic in primary school is viewed. The method of teaching primary school students in «the spirit of peace» is offered. The exercises worked out on the base of the method of «Teaching through experience» are shown.

Key words: education, person, primary school, tolerance, experience.

© Т.Б. Шифрина, 2009

Т.Б. Шифрина. Использование метода «обучение через опыт» в процессе воспитания

Вполне очевидна сегодня актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе мира и толерантности. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро, на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию 170-ю странами мира была принята «Повестка дня на 21 век», в которой говорится, что толерантное отношение людей к природе и друг к другу является необходимым для достижения устойчивого развития. В то же время нельзя сказать, что эта проблема хорошо изучена. И.Б. Шебураков исследует проблему формирования толерантности государственных служащих к негативным психологическим воздействиям профессиональной сре-ды1, а Н.Ю. Кудзиева раскрывает её на примере субъектов высшего профессионального образования2. Существуют интересные и обоснованные подходы и у И.В. Крутовой к формированию толерантности у старших школьников в учебном процессе3, но работ, посвященных воспитанию толерантности у младших школьников, на данный момент очень мало, не говоря уже о разработках методик.

Учителя, занимающиеся воспитанием толерантности, нередко сталкиваются с серьёзными трудностями, которые возникают не только в связи с социальным аспектом данного вопроса, но и с педагогическим: выбор методики работы с детьми, подбор материала и т.д., хотя такие специалисты должны не просто иметь теоретическую базу (хотя это является немаловажным), но и владеть различными методами и воспитательными приёмами.

Наша практика показывает, что одним из наиболее эффективных методов является обучение через опыт. Все личностные качества и навыки межличностного общения базируются на этом. Таким образом, основным методом обучения коммуникативным навыкам может быть обучение через повседневно приобретаемый опыт. Этот метод подразумевает обучение в процессе практики4 посредством анализа и рефлексии над своими действиями.

У термина «обучение через опыт» есть второе значение. Если взрослый человек в состоянии самостоятельно работать над со-

бой (анализировать новую информацию и делать выводы), то педагог, работающий с детьми, должен чётко представлять себе структуру этого сложного процесса и помочь учащимся направить их мыслительную деятельность в соответствии с этой структурой в нужное русло. Этот процесс разделяется на этапы:

1) получение личного опыта;

2) рефлексия над ним (обдумывание, анализ, выводы);

3) трансформация знаний и представлений;

4) применение его в жизни (этот этап является одновременно и целью предыдущих)5.

Мы предлагаем осуществлять этот процесс, преподнося ребенку разного рода опыт порционно, контролируя его рефлексию над собственными действиями. Для этого нами разработаны на основе предложенной выше модели упражнения. Важным представляется то, что такое обучение будет происходить при столкновении разных мировосприятий, точек зрения и их обсуждении.

Естественно, в основе упражнений, которые могут использоваться учителями на занятиях, проводимых в группе детей (до 20 чел.) по воспитанию в духе мира, должны находиться активные методы обучения, предусмотренные в этом подходе. Упражнения можно разделить на две фазы: активную (приобретение нового опыта) и рефлексивную (обсуждение).

На этапе рефлексии каждый человек в группе размышляет над тем, как он реагировал на ту или иную ситуацию. В процессе обмена мнениями все учащиеся делятся полученным опытом. Таким образом, возникает возможность получить новые знания, касающиеся навыков межличностного общения. Этот этап не имеет чётких границ и может длиться довольно долго, плавно переходя в следующий. Нередко ребёнок осознаёт, что произошло на занятии, в течение нескольких часов, а то и дней, и постепенно его представления о жизни меняются. В результате этого меняется и его отношение ко многому, и его поведение.

Возрастные особенности школьников, в частности, учащихся младших классов, их

Педагогика 103

восприимчивость к играм, желание и умение играть — то, чего им обычно не хватает в школе, — способствует эффективному применению на занятиях, посвящённых воспитанию в духе мира, различных игровых методик. При разработке занятий следует помнить, что игра в данном случае выступает как способ познания мира и поэтому желательно создавать модели реальных жизненных ситуаций.

Мы следовали этому правилу при выполнении разных игровых упражнений, в которые включалось не только преодоление препятствий . Кроме того, учитывалась необходимость смены видов деятельности. В заключение приведём для примера два упражнения.

«Изгой». Группа из 10 человек.

Учитель шёпотом сообщает каждому участнику название какого-либо из животных (кошка, собака, лягушка) таким образом, чтобы образовались три группы по три человека: «кошек», «собак» и «лягушек». Дети пока не знают, кто будет с ними в одной группе. Остаётся один участник, которому сообщается слово «ворона» (для этой роли можно выбрать непослушного ученика). Детям завязываются глаза и даётся задание отыскать «таких же, как они», не произнося ни слова. Разрешается произносить лишь те звуки, которые могут издавать эти животные.

Дети начинают бегать, искать друг друга, создавая большой шум, в результате формируется три группы, а «ворона» не находит «своих».

Вопросы для обсуждения: Как вы нашли вашу группу? Легко ли было найти своих?

Обращаясь к «вороне»: Почему никто не обращал на тебя внимания? Как ты себя чув-

ствовал? Ребята, почему вы не обращали на него внимания? Хотели ли вы быть на месте «вороны»? Что чувствует человек, которого отвергают? Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? и т.д. «Верёвочка».

Дети становятся в круг, учитель, разматывая клубок ниток, проходит по кругу, каждый берётся за нить. Учитель просит детей закрыть глаза и, не отпуская верёвку, образовать круг (квадрат, треугольник).

Учащиеся выполняют задание. По команде учителя открывают глаза и видят, что ничего не вышло.

Вопросы для обсуждения: Как же так, почему не получилась фигура? В жизни бывает, что в результате неслаженной работы у людей ничего не получается? Попробуйте исправиться и сделайте то же самое, но на этот раз вы можете не закрывать глаза. Не забудьте учесть то, о чём мы говорили.

Примечания

1 См.: Шебураков И.Б. Формирование толерантности государственного служащего к негативным психологическим воздействиям профессиональной среды: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

2 См.: Кудзиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

3 См.: Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003.

4 См.: Социальная система поддержки толерантных отношений / Под. ред. Ф.В. Микушина. Ростов н/Д, 2002.

5 См.: На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Ас-молов. М., 2000.

6 См.: Иванова Т.А., Борисоглебская Е.В., Шифрина Т.Б и др. День толерантности. Калуга, 2003.

104

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.