Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие в процессе реализации методов обучения в США'

Педагогическое взаимодействие в процессе реализации методов обучения в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД / БИХЕВИОРИЗМ / КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МЕТОД / МЕТОД МОЛЧАНИЯ / МЕТОД ОТКРЫТИЙ / КОНСУЛЬТАНТ / КЛИЕНТ / TEACHING METHOD / HUMANISTIC APPROACH / PROBLEM-SOLVING APPROACH / BEHAVIOURISM / COUNSELLING LEARNING / SILENT WAY LEARNING / DISCOVERY METHOD / COUNSELOR / CLIENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются особенности педагогического взаимодействия в процессе реализации методов обучения в зависимости от их теоретико-методологических оснований. Определяется специфика методов обучения, реализующих гуманистический подход к личности ученика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical interaction in the process of realization of teaching methods based on different theoretical and methodological foundations is considered in the article. The character of teaching methods used for realization of humanistic approach to a student is specified.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие в процессе реализации методов обучения в США»

Выделяемая нами в качестве одного из педагогических условий активизации речемыслительной деятельности старших школьников педагогическая система способствует успешности этого процесса. Она включает в себя несколько компонентов (мотивационноцелевой, содержательно-социализирующий, организационно-диагностический, результативно-диагностический и продуктивно-рефлексивный). Следование цели и задачам, а также постепенность и последовательность внедрения предлагаемой системы позволяет контролировать эффективность процесса активизации, корректировать его, охватывая постепенно всех участников этого процесса.

Примечания

1 См.: Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. М., 1977.

2 См.: Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М., 1982.

3 См.: Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М., 1972.

4 См.: Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

5 См.: Сериков Г.Н. Педагогические системы обучения / Под ред. проф. Н.А. Томина. Челябинск, 1980.

6 См.: Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

7 См.: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1999.

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В США

О.С. Толстова

Самарская государственная сельскохозяйственная академия Е-mail: stommm3@rambler.ru

В статье рассматриваются особенности педагогического взаимодействия в процессе реализации методов обучения в зависимости от их теоретико-методологических оснований. Определяется специфика методов обучения, реализующих гуманистический подход к личности ученика.

Ключевые слова: метод обучения, гуманистический подход, проблемный подход, бихевиоризм, консультативный метод, метод молчания, метод открытий, консультант, клиент.

Pedagogical Interaction in the Process of Teaching Methods Realization in the USA

O.S. Tolstova

Pedagogical interaction in the process of realization of teaching methods based on different theoretical and methodological foundations is considered in the article. The character of teaching methods used for realization of humanistic approach to a student is specified.

Key words: teaching method, humanistic approach, problem-solving approach, behaviourism, counselling learning, Silent Way learning, discovery method, counselor, client.

Возрождение в конце ХХ в. идеи самоценности человека, признание его как цели собственного развития ставит образование перед необходимостью поиска реальных ме-

ханизмов его гуманизации. Решение этой важной социально-педагогической проблемы осложняется недостаточным знанием опыта зарубежной школы, образования, реализующих идеи гуманизации.

Осмысление пути, пройденного западной школой, позволит уяснить, каким образом осуществлялся переход от традиционной (технократической по своей сути) модели образования к гуманистической, какие методы обучения, ориентированные на личность учащегося, его развитие, создающие условия для его саморазвития, позволят сформировать опыт репродуктивной, творческой деятельности, а какие - опыт эмоциональноценностных отношений. В этой связи необходим анализ зарубежной теории методов обучения, основанной на гуманистических отношениях. Приступая к анализу этой теории в американской науке, подчеркнем, что проблема методов обучения, как правило, решается в контексте методики преподавания отдельных предметов1.

© О.С. Толстова, 2009

Раскрыть природу методов обучения, посредством которых учитель формирует опыт эмоционально-ценностных отношений, значит определить стойкие, инвариантные характеристики, присущие только им.

Как отмечает В.В. Краевский, в современном образовании на первый план выходит учет потребностей личности. Там, где она становится центром учебно-воспитательного процесса, там гуманизация образования и осуществление гуманистически ориенти- метода обучения (таблица)7.

метафору» для определения роли учителя (консультанта) и учащихся (клиентов) на занятиях по обучению языку. Основные методики, характеризующие этот метод, можно

рассматривать как производные от взаимо-^ 6 отношений консультанта и клиента .

Можно сравнить взаимоотношения консультанта и клиента со взаимоотношениями учащегося и знатока, возникающими в результате использования консультативного

рованного обучения неизбежны .

Одной из наиболее важных разработок за последние 25 лет было появление группы гуманистических подходов в обучении. Гуманистический подход (humanistic approach) основан на следующих принципах: 1) развитие человеческих ценностей; 2) воспитание самосознания и умения понимать других людей; 3) внимание к чувствам и эмоциям человека; 4) активная вовлеченность студента (учащегося) в процесс изучения и обстановку, в которой он протекает. Примерами реализации гуманистического подхода являются метод молчания и консультативный3.

Модель обучения Ч. Куррана, получившая название «консультативного учения» (counselling learning), сосредоточена на потребностях учащихся-клиентов4. Дж. Ричардс, Д. Платт и Х. Платт определили консультативный метод как обучение второму или иностранному языку, разработанный Ч. Курраном. Он предполагает использование приемов, разработанных для группового консультирования, с целью оказания помощи людям, у которых имеются психологические и эмоциональные проблемы, используется в малых и больших группах. Группы представляют «сообщество» (community). Метод уделяет внимание личным чувствам обучающихся и их реакциям на изучение языка. Учащиеся говорят о том, что их интересует, на родном языке. Учитель («советник», «знаток») переводит предложения на иностранный язык, учащийся повторяет их другим членам группы5.

Давая определение консультации - помощь, совет, поддержка одного человека другому, у которого имеются проблемы, -Дж. Ричардс описывает, как консультативный метод заимствует «консультативную

Сравнение взаимоотношений клиент- консультант (учащийся - знаток) в консультативном методе

Психологическая консультация (клиент - консультант) Консультативный метод (учащийся - знаток)

Клиент и консультант договариваются о консультации Учащийся и знаток договариваются об изучении языка

Клиент формулирует свою проблему Учащийся представляет знатоку сообщение на родном языке, которое он хочет передать другому ученику

Консультант внимательно выслушивает Знаток и другие учащиеся слушают

Консультант передает сообщение клиенту на языке познания Знаток передает сообщение на втором языке

Клиент оценивает точность сообщения консультанта Учащийся повторяет сообщение на втором языке

Ч. Курран видел в традиционном образовании причину беспокойства и различных патологий учащихся, возникающих из-за деперсонализированных способов обучения, которые отделяют личность от «сообщества». Они проявляются в обращении лишь к интеллекту обучаемого и пренебрежении другими измерениями присутствия личности в «сообществе». Исследователь уделял большое внимание глубине межличностной динамики взаимоотношений учитель - учащийся и учебному процессу. Он пришел к выводу, что учение, способствующее здоровому развитию, должно затрагивать целостную личность: интеллект, эмоции, ценности.

По мнению Р. Блейэра, Ч. Курран в своей философии холистического обучения, равно как и в своем порицании традиционных, деперсонализированных методов, вызывающих причину «учебных патологий», разделял точку зрения других сторонников гуманистического образования, но в своих рекомен-

дациях, касающихся оптимального, радостного, терапевтического учения, Ч. Курран уникален. Ученый полагал, что новое понимание процесса учения и обучения не может быть ослаблено методиками и приемами, направленными лишь на изучение материала, но требует от учителя использования эффективных способов глубокого понимания учащихся в их «борьбе» за знания.

Методам обучения в американской школе, разработанным прагматической педагогикой, посвящена диссертация Т.А. Хмель. Она отмечает, что исходным моментом для создания метода обучения «посредством открытий» (называемого также «методом молчания») явилось решение проблем. По мнению представителей прагматизма, процесс обучения представляет собой процесс «творения знаний», а не их приобретения8. Его теоретической основой наряду с гипотетической базой являются уровни «открывающего изучения», обоснованные Дж. Брунером: рост интеллектуального потенциала, изучение при

9

помощи открытия, помощь в запоминании .

Р. Блейэр обращает внимание на необычные обучающие методики, используемые в методе молчания. Он считает, что изучение имеет место, главным образом, когда учащиеся говорят, используя разные значения, формы и функции, получая подтверждение или неподтверждение сказанному, а затем исправляют, расширяют свои гипотезы или пытаются найти новые. Каждый учащийся выбирает, что он скажет, и степень грамматической сложности предложений. Главный принцип, которого должен придерживаться учитель, выражается в следующе-ем: «Подчините обучение учению»10.

Автор отмечает, что на занятиях, проводимых в соответствии с эти методом, учитель не хвалит, не критикует, не позволяет задавать вопросов и использовать родной язык. Он лишь поправляет и осуществляет руководство при помощи жестов или движений губ, сосредоточивая внимание учащегося только на части слова или фразы, которую необходимо скорректировать. Преподаватель всегда уважает способность ученика учиться и быть настойчивым в учении, в этом и проявляется гуманистический подход, на наш взгляд. Учитель создает условия для того,

чтобы учащиеся принимали на себя ответственность, выполняли активную роль, становились сильными, уверенными, творческими личностями, независимыми от учителя, и были настойчивы в самостоятельном овладении языком. Если же у учащегося возникает вопрос относительно того, какое слово или грамматическую структуру ему использовать, необходима кратковременная помощь учителя, одноклассник также может предложить свой вариант.

Анализ сущности метода молчания в контексте гуманистически ориентированного обучения показывает, что наряду с положительными моментами (сотрудничество, взаимодействие и т.д.) при его реализации следует учитывать то, как подчеркивает Х. Дуглас Браун, что учитель, используя его, испытывает трудности в поощрении атмосферы общения, тогда как учащимся необходимы более открытое управление и исправление ошибок. Кроме того, продолжает автор, существуют лингвистические правила, которые можно объяснить учащимся для их же пользы. Достоинством метода является то, что учащимся не нужно, как и при использовании консультативного метода, долго «сражаться», чтобы понять то, что можно легко прояснить при помощи непосредственного педагогического руководства.

С точки зрения ученого, принципы, лежащие в основе метода молчания, являются обоснованными. Бесспорно, что мы, как учителя, продолжает он, слишком часто стараемся создать все условия для учащихся, преподносим им материал на «серебряном блюдце», хотя «могли бы извлечь пользу, используя “здравые дозы” изучения при помощи открытия» на наших занятиях и разрешая учителю говорить меньше, чем обычно, и позволяя тем самым учащимся по-своему осмыслять факты .

Несмотря на выявленные недостатки, инновации в этом методе заключаются, прежде всего, в способе организации деятельности по изучению материала, в роли учителя по руководству и контролю над действиями учащихся, в той ответственности, которая на них возлагается, и в учебном материале, используемом для языковой практики .

Педагогика

101

В итоге можно сказать, что своё обоснование методы обучения в американском образовании получают в русле подхода, раскрывающего деятельность учителя и учащихся. Он базируется на теориях, описывающих и объясняющих как общедидактический уровень, так и уровень конкретного учебного предмета.

Особенности педагогического взаимодействия при консультативном методе состоят в том, что усилия и учителя, и учащихся направлены на стимуляцию процесса учения, на создание обстановки, способствующей открытому межличностному общению, на овладение учащимися опытом эмоционально-ценностных отношений. Ограничения во включении учеников в процесс овладения содержанием образования отсутствуют. Взаимодействие, организуемое педагогом, основывается на сотрудничестве, сотворчестве, взаимопомощи. Учитель как консультант воздействует на интеллект, эмоции, ценностную систему обучаемых, формируя тем самым у них опыт эмоционально-ценностных отношений к миру, людям и самим себе.

Особенности педагогического взаимодействия при использовании метода открытий (молчания) состоят в том, что познание осуществляется в процессе совместного решения проблем. Ученик принимает активное участие в формулировании гипотез. Взаимодействие, организуемое педагогом, основывается на сотрудничестве. Учитель, стимули-

руя познавательную деятельность, создает условия для того, чтобы учащиеся брали на себя ответственность за результаты учения, проявляли независимость, уверенность, креативность, настойчивость и самостоятельность. Этот метод способствует формированию у учащихся опыта творческой деятельности.

Примечания

1 Малкова Н.В. Влияние конструктивистских идей на содержание подготовки учителя в США // Педагогика. 2008. №2. С.75.

2 См.: Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989. C.304.

3 Richards J.C., Platt J., Platt H. Longman dictionary of language teaching and applied linguistics. Singapore, 1992. P.169; Гриншпун С.С. Новые ориентиры в деятельности американской школы // Педагогика. 2007. №7. С.110.

4 Brown H.D. Teaching by principles: an interactive approach to language pedagogy. New Jersey, 1994. P.59.

5 Richards J.C., Platt J., Platt H. Op. cit. P.66-67.

6 Richards J.C., Rodgers T. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge, 1986. P.113.

7 Ibid. Р.114.

8 Хмель Т.А. Прагматическая педагогика и ее роль в американском школьном образовании: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. С .219.

9 Richards J.C., Rodgers T. Op. cit. P.100.

10 Blair R.W. Innovative approaches // Teaching English as a second or foreigh language. Boston; Mass., 1991. P.31.

11 Brown H.D. Op. cit. P.63.

12 Richards J.C., Rodgers T. Op. cit. P.111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.