УДК 37
Шведко А.Ю.
магистр лингвистики, преподаватель иностранного языка
Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства
(г. Калуга, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКИ ПО ВЕТЕРИНАРИИ И ЭКОЛОГИИ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об использовании технологии ментальных карт для изучения английской лексики профессиональной направленности для обучающихся в системе СПО по специальностям «Ветеринария» и «Экологическая безопасность природных комплексов».
Ключевые слова: ментальная карта, английский язык, лексика, ветеринария, экология.
Изучение профессиональной терминологии и лексики является неотъемлемой задачей будущего специалиста, но не каждому удаётся легко и быстро учить всё вновь и вновь прибывающие слова, эффективно обрабатывать большие объёмы информации. И ещё одной сложностью, встающей перед обучающимися, является изучение лексики на иностранном языке, знание которой в перспективе может дать огромное преимущество во многих аспектах профессионального поприща. В данной статье рассматриваются способы использование метода интеллектуальных (ментальных) карт на примере английской лексики, связанной с ветеринарией и экологией. Майндмеп (mind map) — это метод фиксирования информации с использованием ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей, цветного выделения. Данный метод может помочь обучающимся структурировать необходимую информацию, четко увидеть всю лексическую тему, отработать навык составления планов, схем и
нахождения логических ассоциативных связей между элементами, а также повторить, закрепить необходимый вокабуляр. Наиболее ярко выраженными преимуществами данного метода являются: 1. Визуализация - создание ментальных карт позволяет визуализировать языковые элементы и структуры, например, грамматические правила или тематическую лексику. Это помогает увидеть связи и логические отношения между различными языковыми элементами. 2.Упрощение сложных тем -ментальные карты помогают разбить сложные темы на мелкие и понятные компоненты. Это делает процесс изучения более доступным, а информация усваивается эффективнее. 3. Запоминание и повторение- визуальное представление информации с помощью интеллект-карт облегчает запоминание и повторение языковых конструкций и лексики на долгий срок [1].
Автором данной методики является британский психолог Тони Бьюзен. Когда он был студентом в университете, он заметил, что тщательное конспектирование лекций отнимает много времени, но при этом спустя время он не мог вспомнить информацию, которую записывал в виде конспекта. Тем временем, студенты, чьи конспекты представляли из себя картинки, стрелки, ключевые слова и зарисовки получали лучшие оценки на зачетах и экзаменах. Бьюзен продолжил наблюдение дальше и обнаружил, что многие известные ученые использовали схематичное, визуальное изображение (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.). Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления через ментальные карты и строением человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как ментальная миникарта, во-вторых, мысли на физическом уровне представлены в виде «биохимических» импульсных деревьев. В итоге в 1960-е у него появилась идея создания методики «интеллект-карта» для более легкого запоминания законспектированной информации, и Бьюзен представил свою первую интеллект-карту в 1974 году на телевизионном шоу [2]. Оригинальное название методики - mind map. В русском языке встречаются различные варианты перевода данного понятия: ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта. С помощью своих
знаний о памяти Тони Бьюзену удалось установить рекорд по запоминанию больших объемов информации. Большую часть своего времени он посвящает людям с ограниченными возможностями обучения. Он также имеет самый высокий «коэффициент творческого мышления» в мире [3].
Таким образом, ментальная карта — это инструмент визуализации мышления, используемый для сбора информации, ее анализа, запоминания и генерации новых идей. Ее основное назначение - фиксировать ход мыслей в понятной человеку форме для дальнейшего использования этих мыслей в жизни [5]. Некоторые посчитают данную технологию непрактичной и занимающей много времени, а кто-то и вовсе не любит рисовать, поэтому для таких людей и были созданы сайты и приложения, позволяющие влиться в этот процесс в более привычной всем форме на компьютере или телефоне, существует множество сайтов и приложений, которые позволят обучающемуся создать свою ментальную карту, выбирая готовые шаблоны или создавая карту с нуля, менять шрифты и цвета, вставлять подходящие по тематике изображения, аудио, прикреплять ссылки на необходимые дополнительные источники. Если говорить о примерах практического применения ментальных карт при изучении иностранного языка, можно отметить такие аспекты изучения языка как:
1. Лексика - создание ментальных карт для лексических групп или тематических слов и фраз помогает организовать и запомнить новую лексику. Карты могут включать синонимы, антонимы, связанные слова и примеры их использования, слово и его определение и т.д. На рисунке 1 отображен пример ментальной карты, которая отражает тему «Экологические проблемы», к каждой экологической проблеме подобраны лексические единицы, которые необходимо знать будущему специалисту.
Рисунок 1. Экологические проблемы.
На рисунке 2 представлена ментальная карта, включающая в себя лексику, которая пригодится специалисту в сфере экологии. Все лексические единицы разбиты на части речи и выделены в отдельную строку: существительные, глаголы и прилагательные на английском языке. Данная схема может помочь структурировать лексику по частям речи, например, при работе с текстами, прочтении статьи или другой научной литературы.
иосаб и1аг^
1№гв 1о «ЫпсЦс 1нимшу1л* 1о г «¿не ВФсепктаВишВшпь (о ннпрсБлмпь к» несуще «мрвраСагамВять Ь> сшиит* потребляя» Тс г«1шч' «мраы^ашь 1» ЛнФиц цыичтоиать 1о ргнхмЙ «рефотИрлиуячь
И Л «ииОшиЯ Кеч нИо .Яс.нг.
НО 1111 "Г
ифсс-Ъис с*ГтсЕ ВЫАИришЬ циИЫ .шровой по* гниигаМе неШкюбжЫ) ма^АмИН* цстойчиВмд млив^ро^мыа имвратшчмА (и/и.ч^сМ 5 «тобой
Рисунок 2. Лексика по экологии.
На рисунке 3 можно увидеть интеллект -карту, посвящённую названиям медицинских инструментов, необходимых для осуществления врачами лечебных процедур и хирургических вмешательств. При её создании использовались основные правила построения ментальных карт: был взят центральный образ мыслей, от которого в разные стороны строятся подтемы, в нашем случае названия инструментов на английском, перевод и изображения, способствующие зрительному запоминанию.
Рисунок 3. Ветеринарные инструменты.
На рисунке 4 нами представлены синонимы некоторых ЛЕ, которые необходимо знать будущему специалисту в экологической сфере.
¡п^Ьигисс:
Рисунок 4. Синонимы.
2. Грамматика: как нам известно, грамматика и лексика неразрывно связаны в любом языке. Ментальные карты могут помочь визуализировать
грамматические правила, например, на рисунке 5 продемонстрирован фрагмент интеллект карты по теме «Множественное число существительных», в качестве примеров подобраны лексические единицы, которые встретятся ветеринарам при изучении иностранного языка.
1, +5: a barn (амбар, коровник} -barns.a born (рог)- horns,o whisker! усик)- whiskers, a bone (кость)- bones ,а daw (коготь) -claws, a rib < ребро)- nbs, a cow (лороаа ) - cows, a kidney (почка) - kidney
1
2, Если существительное э ед.ч. оканчивается из s, -sh, -ch, -х, -z, -ss, -о, то во множественном числе +es: а scratch (царапина) - scratches, a virus (вирус) ■ viruses,^ fox {лиса )-foxes ^ ,ап 11 Iness (болезн ь} • i li nesses .a wolf (волк v wolves
Исключения: э Kilo- kilos, an embryo -embryos, a zoo-zoos
3. Если существительное a ед.ч. закачивается на согласную+у .то во множественном числе у __Jr ■+* es: an artery (артерия) - arterles.a puppy (
Рисунок 5. Правило множественного числа.
3. Разговорная практика: Ментальные карты могут использоваться для моделирования ситуаций общения и создания диалогов, при подготовке к пересказу или монологу. Интеллект-карта на рисунке 6 представляет собой фрагмент плана пересказа статьи «Why Do Cats Sleep So Much?» [4], в ней отображен заголовок статьи по центру, от которого идут ветви с названиями подзаголовков, и к каждому из них прикреплены основные мысли, которые содержатся в этом пункте.
Рисунок 6. План статьи.
Важной задачей профессионального образования является формирование выпускников как творческих и активных личностей, способных самостоятельно приобретать и применять знания, анализировать и структурировать большой объём информации. В этом процессе технология mind mapping может быть полезным инструментом. Ментальные карты облегчают визуализацию, разбиение сложных тем на понятные компоненты, а также повышают эффективность в запоминании и повторении информации. Они могут использоваться для изучения грамматики, лексики, разговорной практики и написания эссе, пересказов. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы - достаточно индивидуализированный метод
обработки материала, каждый может спроектировать карту удобную и понятную для него, проявить креативность и аналитические способности, а также способности к эффективной систематизации информации. В данной работе мы продемонстрировали наше видение интеллект- карт и их применение при изучении лексики на английском языке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрашикова Н.Н. Интеллект - карта как инструмент анализа текста на уроках литературы: методическое пособие для учителей русского языка и литературы / Н.Н. Абрашикова. 2019.-23 с;
2. Бьюзен, Т. Интеллект-карты [Текст]: полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен, перевод с английского Юлии Константиновой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 199с;
3. Кулаева, Т. С. Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе / Т. С. Кулаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 321-327. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95855/ (дата обращения: 11.06.2024;
4. Why Do Cats Sleep So Much? - URL: https://www.purina.com/articles/cat/behavior/understanding-cats/why-do-cats-sleep-so-much (дата обращения 3.05.2024);
5. 5.What is a mind map? - URL: https://lectera.com/info/articles/mind-map (дата обращения: 05.03.2024)
Shvedko A.Yu.
Kaluga College of National Economy and Environmental Engineering
(Kaluga, Russia)
USING MENTAL MAPS TO LEARN ENGLISH VOCABULARY ON VETERINARY AND ECOLOGY
Abstract: the article discusses the issue of using mental map technology to study English vocabulary of a professional orientation for students in the secondary vocational education system in the specialties «Veterinary Medicine» and «Ecological Safety of Natural Complexes».
Keywords: mental map, English language, vocabulary, veterinary medicine, ecology.