Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

ЦИФРОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ / ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ / ТЕОРИЯ ЯЗЫКА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грахова Светлана Ивановна, Беляева Нина Леонидовна, Муллахметова Алсу Дамировна

Современное образование нацелено на поиск оптимальных технологий, помогающих в организации процесса освоения и переработки обучающимися большого потока информации. В пределах школьного образования одна из задач педагога - научить школьников разных возрастов обрабатывать и запоминать теоретический материал с целью его применения в практической деятельности. В статье авторы актуализировали технологию применения графического инструмента mind map как эффективного в процессе работы с большим объемом информации. В постижении теории языка, для удобства анализа и систематизации лингвистического материала, для усвоения разных видов языковых разборов, при выполнении творческих и проектных работ mind map может стать незаменимым помощником для педагога и обучающихся. Цифровые технологии позволяют под новым углом взглянуть на применение ментальных карт в учебной деятельности. В работе представлен обзор цифрового инструментария, с помощью которого можно выстраивать mind map разной сложности и содержательной наполненности. Описаны правила и технология составления ментальных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грахова Светлана Ивановна, Беляева Нина Леонидовна, Муллахметова Алсу Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL AND GRAPHIC TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF LANGUAGE THEORY AT SCHOOL

Modern education is aimed at finding optimal technologies that help in organizing the process of assimilation and processing by students of a large flow of information. Within school education, one of the tasks of a teacher is to teach schoolchildren of different ages to process and memorize theoretical material in order to apply it in practice. In the article, the authors updated the technology of using the mind map graphical tool as effective in the process of working with a large amount of information. In comprehending the theory of language, for the convenience of analyzing and systematizing linguistic material, for mastering different types of language analysis, when performing creative and design work, the mind map can become an indispensable tool for the teacher and students. Digital technologies allow us to look at the use of mental maps in educational activities from a new angle. The paper presents an overview of digital tools with which you can build a mind map of varying complexity and content. The rules and technology for compiling mental maps are described.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

времени обучения (5 лет) ограничено курсантским общежитием и близлежащей закрытой территорией [2], в то время как в других вузах МВД России пребывание на казарменном положении предусмотрено лишь на 1-2 курсах обучения.

Перспективы дальнейшего исследования также представляют интерес в области изучения особенностей ценностных ориентаций студентов, получающих технические специальности в Тверском государственном университете.

Литература:

1. Гордеева, Е.Н. Особенности ценностных ориентаций суворовцев в условиях цифровой трансформации общества / Е.Н. Гордеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-4. - С. 85-88. - EDN JCDABG.

2. Гордеева, Е.Н. О педагогической поддержке личности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях развития их эстетической культуры / Е.Н. Гордеева // Общественная безопасность, законность и правопорядок в Ill тысячелетии. -2020. - № 6-3. - С. 106-112. - EDN TSEYLC.

3. Кант, И. Сочинения: в 6 т.: [пер. с нем.] / Иммануил Кант; [под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. Т.4. - Москва: Мысль, 1965. - 544 с.

4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. -Москва: Смысл, 2019. - 582 с.

5. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Academia, 2005. - 173 с.

6. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 124 с.

7. Философский энциклопедический словарь / ред. С.С. Аверинцев и др. 2-е изд. - Москва: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

8. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. - New York: Free Press, 1973. - 438 p.

Педагогика

УДК 37.022

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Нина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); преподаватель Муллахметова Алсу Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ЦИФРОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Аннотация. Современное образование нацелено на поиск оптимальных технологий, помогающих в организации процесса освоения и переработки обучающимися большого потока информации. В пределах школьного образования одна из задач педагога - научить школьников разных возрастов обрабатывать и запоминать теоретический материал с целью его применения в практической деятельности. В статье авторы актуализировали технологию применения графического инструмента mind map как эффективного в процессе работы с большим объемом информации. В постижении теории языка, для удобства анализа и систематизации лингвистического материала, для усвоения разных видов языковых разборов, при выполнении творческих и проектных работ mind map может стать незаменимым помощником для педагога и обучающихся. Цифровые технологии позволяют под новым углом взглянуть на применение ментальных карт в учебной деятельности. В работе представлен обзор цифрового инструментария, с помощью которого можно выстраивать mind map разной сложности и содержательной наполненности. Описаны правила и технология составления ментальных карт.

Ключевые слова: цифровые технологии, графический инструмент, цифровой инструмент, теория языка, методика.

Annotation. Modern education is aimed at finding optimal technologies that help in organizing the process of assimilation and processing by students of a large flow of information. Within school education, one of the tasks of a teacher is to teach schoolchildren of different ages to process and memorize theoretical material in order to apply it in practice. In the article, the authors updated the technology of using the mind map graphical tool as effective in the process of working with a large amount of information. In comprehending the theory of language, for the convenience of analyzing and systematizing linguistic material, for mastering different types of language analysis, when performing creative and design work, the mind map can become an indispensable tool for the teacher and students. Digital technologies allow us to look at the use of mental maps in educational activities from a new angle. The paper presents an overview of digital tools with which you can build a mind map of varying complexity and content. The rules and technology for compiling mental maps are described.

Key words: digital technologies, graphic tool, digital tool, language theory, methodology.

Введение. Современное образование нацелено на поиск оптимальных технологий, помогающих в организации процесса освоения и переработки обучающимися большого потока информации. В пределах школьного образования одна из задач педагога - научить школьников разных возрастов обрабатывать и запоминать теоретический материал с целью его применения в практической деятельности. В предыдущих работах уже затрагивали тему работы с информацией, работы с текстовыми материалами в школе [3, 4]. В данной статье внимание исследователей сосредоточено на технологии применения mind map в изучении теории языка. Кроме того, описывается цифровой инструментарий, помогающий в создании графических наглядностей в постижении языковой теории.

Под «mind map» будем понимать «аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи» [1]. Это графический инструмент, с помощью которого возможно «генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое» [1]. Данную карту впервые представил Тони Бьюзен в конце 1960-х - 1970-х годов. Он являлся британским психологом, тщательно изучавшим особенности восприятия человеком информации. По его мнению, человеческий мозг обладает невероятными возможностями, воспринимающими графический материал. Поэтому именно информацию, представленную в структурированном виде, человек способен запомнить быстрее и лучше всего [1].

Изложение основного материала статьи. Обзор цифрового инструментария создания mind map позволил выделить следующие сервисы и конструкторы: Mindomo, MindMeister, Coggle, Diagrams, XMind, MindManager, Simple Mind, Orbit mind и др. Возможности:

- индивидуализация фона и дизайна карт (можно использовать встроенные темы или редактировать элементы самостоятельно);

- добавление гиперссылок, изображений, символов, аудиозаписей и видео;

- проработка диаграмм связей, причинно-следственных блоков, схем, опорных сигналов.

Приведем примеры:

1) Xmind - простой в использовании сервис. Структурировать информацию легко и быстро за счет логики сервиса: от центральной темы к подтемам. Простые схемы можно создавать непосредственно в браузере. Однако нет возможности совместного редактирования. Эта функция была бы кстати при совместной работе в классе.

2) Mindomo простой в использовании, но функциональный сервис. С 2007 года им пользуются более 4 млн. пользователей. Выделяем его, как удобный в применении онлайн, непосредственно на уроке.

3) MindMeister - сервис, предлагающий весь необходимый функционал для написания заметок, мозгового штурма, планирования, генерации идей и создания базы знаний.

4) Coggle - простой и понятный сервис. Позволяет не только выстраивать последовательные связи (от общего к частному), но и создавать петли, креативные схемы. При составлении ментальной карты можно задать несколько центральных элементов, что приводит к сложной схеме. Однако данный сервис, кроме прочего, позволяет строить диаграммы и схемы; в процессе работы можно управлять стилем линий, регулировать выравнивание текста, управлять галереей шаблонов и иконок.

5) MindManager имеет свои плюсы: можно добавлять иконки, форматировать текст. Открыт доступ к шаблонам карт.

6) Ayoa отличается ярким дизайном. Много функций. Процесс построения карты превращается в настоящее творчество.

Цифровые инструменты предоставляют возможность создавать простые и сложные схемы, использовать готовые шаблоны или «рисовать» с нуля. Так, Diagrams - мощный инструмент для создания различных диаграмм, схем и карт. Изначально сервис предлагает выбрать один из шаблонов (для ментальных карт лучше всего подойдёт раздел "Maps"), однако можно выбор сделать и в пользу самостоятельной разработки, с чистого листа.

Использование mind map на уроках русского и иностранных языков имеет свою специфику (подробнее об изучении языковых разделов можно познакомиться в научно-методических работах Е.Р. Глущенко [2], М.А. Мошкиной [6], Е.И. Красиловой [5], О.В. Ковалевой [5], Е.Ю. Никитиной [7], Е.В. Шемяковой [7] и др.). Ученики изучают правила и определения русского языка, которые представляются в виде текста. Mind map позволяет структурировать «сплошной» текст и представить информацию ярко и наглядно. Подобный подход к изучению теории увлекает учеников и помогает им усвоить материал в процессе создания карты.

Mind map на уроках изучения языка в школе имеет ряд свойств: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество. На учебных занятиях данная графическая технология обработки и запоминания информации помогает решать информационно-коммуникативные, рефлексивные и познавательные задачи. Благодаря применению мМ map на уроках изучения языка у учителя появляется возможность научить школьников выделять ключевые слова (термины и понятия), важные составляющие определений и правил, систематизировать и группировать теоретический материал с дальнейшим пересказом или применение в практической деятельности.

Из представленного выше обзора цифрового инструментария видим, что создание м^ map может осуществляться не только традиционным способом (при помощи листа, цветных карандашей, маркеров и пр.), но и в электронном формате, в виде инфографики, что наиболее привлекательно для современного ученика. Благодаря использованию цифровых технологий обучающиеся приобретают навыки обработки информации с использованием ИКТ.

Mind map эффективен на уроках изучения нового материала (создается «стартовая» карта, которая может дополняться в контексте дальнейшего изучения темы и расширения лингвистических знаний); на уроках-практикумах целесообразен как на этапе первичного, так и вторичного закрепления изученного теоретического материала и практических действий; на обзорных уроках по теории языка помогает актуализировать знания и воспроизвести алгоритмы языковых разборов. На уроках обучения написанию сочинений, в проектной деятельности м^ map могут выполнять роль плана (как простого, так и осложненного), помогать в систематизации иллюстративного, цитатного материала, в структурировании хода исследования, при подготовке презентаций. Заметим, что м^ map может стать и целевым продуктом в проекте.

В процесс обучения составлению mind map педагог непременно учитывает ряд правил:

1) Mind map должен охватывать весь материал, который необходимо уяснить в процессе изучения той или иной темы.

2) Материал, представленный в картах, должен иметь структурно-смысловое единство. Оно должно соблюдаться как в самостоятельной работе, так и на уроках в классе.

3) При составлении mind map должна соблюдаться логическая последовательность.

4) Все элементы, связи, структура и размеры mind map должны быть правильно организованы для лучшего изучения и запоминания.

5) Основная часть mind map должна быть подробной, с некоторым количеством дополнений в виде изображений.

6) Завершенность mind map - идея должна быть прослежена, раскрыта, цель, которую ставили в начале разработки ментальной карты, достигнута.

7) Соответствие mind map принципам наглядности: разные цветовые решения; линии, сигналы; небольшие рисунки, символы и пр.

Алгоритм составления и оформление mind map.

1) Определить ключевое понятие. Написать его в центре листа. Выделить начертанием или цветом.

2) Определить, сколько ответвлений от центрального понятия необходимо (зависит от изучаемой темы и лингвистических особенностей понятия).

3) Каждую ветвь расположить по часовой стрелке, выбрать для каждой свой цвет, обозначить ключевым словом (например, при обобщении знаний об имени существительном, можно выделить три ключевые ветви: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки). От ключевых, соответствующим основной линии цветом выделить дополнительные ветви (например: грамматическое значение имени существительного - ветви «значение предмета», «вопросы», «группы»; морфологические признаки - ветви «род», «число», «падеж», «склонение»; синтаксические признаки - «подлежащее», «дополнение»...).

4) При необходимости отражать связи между понятиями. Если одно понятие вытекает из другого отражать линиями, различающимися по толщине и способу начертания.

5) Использовать цветовые ассоциации (например, «Важно!» или «Запомнить!» - красный цвет; ветвь алгоритма действий - зеленым цветом и т.д.).

6) Писать разборчиво.

7) Применять иллюстрации, символику и пр.

Как видим, создание mind map - это не только аналитическая деятельность, но и творческая.

Выводы. Подводя итоги, отметим, что главное достоинство mind map - универсальность, простота в технологии построения и доступность в исполнении обучающимися школ. Это эффективный инструмент визуализации информации, позволяющий структурировать, декомпозировать, обработать и зафиксировать достаточно сложную языковую теорию. Применение mind map возможно на разных этапах усвоения теории языка: обобщения и актуализации знаний, получения новых знаний, включения новых понятий в имеющийся арсенал знаний, в построении алгоритма языковых разборов, в работе с текстами (от анализа до сочинений), в проектной деятельности (от цели - к последовательности действий - до продукта деятельности). Цифровые инструменты составления mind map превращают учебный процесс в настоящее творчество, вовлекают в сотворчество и позволяют ученикам овладеть новыми навыками владения ИКТ.

Литература:

1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления / Т. Бьюзен; перевод с английского Юлии Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 199 с. - URL: https://umity.in.ua/wp-content/uploads/2019/07/Byuzen_Intellekt-karty.pdf (дата обращения: 30.01.2022).

2. Глущенко, Е.Р. Применение ментальных карт при изучении лексики / Е.Р. Глущенко // Modern Science. - 2019. -№ 12-1. - С. 488-489

3. Грахова, С.И. Цифровые технологии в практике интерпретации текста в школе / С.И. Грахова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 1. - С. 94-97

4. Гроц, Е.И. Mind map как прием фиксации и запоминания учебного материала на уроках русского языка в начальной школе / Е.И. Гроц, С.И. Грахова // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: материалы XV Международной научно-практической конференции (28 февраля 2022г в 2-х ч. Ч-1. - г. Ставрополь: ООО «Ставропольское изд-во «Параграф», 2022. - С. 128-133

5. Красилова, И.Е. Применение ментальных карт для формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах / И.Е. Красилова, О.В. Ковалева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - № 2. - 2021. - С. 20-26. - URL: https://evestшk.ggtu.ш/wp-content/uploads/2021/07/Вестник-N^2-за-2021.pdf (дата обращения: 30.01.2023)

6. Мошкина, М.А. Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с информацией на уроках русского языка и литературы / М.А. Мошкина. - 2017. - № 9-2(21). - С. 90-92

7. Никитина, Е.Ю. Ментальные карты как средство формирования языковой компетенции у учащихся начальных классов: самоучитель для высших и средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Никитина, Е.В. Шемякова. -Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 59 с. - URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/13049/Никитина%20Е.Ю.%20Ментальные%20карты.%20Самоучитель.pdf ?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 30.01.2023)

Педагогика

УДК 376.1

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат психологических наук, доцент Захарова Ирина Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКУ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Авторы работы обращаются к актуальной проблеме - применению цифровых технологий в образовании. Цифровой симулятор педагогической деятельности представляет собой симуляционную среду, представляющую урок, на котором присутствует обучающийся с ОВЗ (нарушение речи). Студент (бакалавр, магистрант) в роли виртуального учителя сценирует урок и проходит все этапы организации учебной деятельности в классе. Критерии оценки работы виртуального учителя в симуляционной среде разработаны авторами проекта в соответствии с требованиями деятельностного подхода к планированию и проведению учебного занятия. Апробация цифрового средства и его внедрение в образовательный процесс вуза при подготовке будущих педагогов позволяет не просто повысить качество методической подготовки будущего учителя, но и изменяет сам процесс его подготовки. Цифровой симулятор педагогической деятельности является не просто виртуальным тренажером для формирования навыка (трудового действия), но и диагностическим инструментарием, позволяющим выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития бакалавра.

Ключевые слова: цифровой симулятор педагогической деятельности; цифровые учебные тренажеры; будущие педагоги; особые образовательные потребности; обучающийся с ОВЗ; профессиональные умения.

Annotation. The authors of the work address an urgent problem - the use of digital technologies in education. A digital simulator of pedagogical activity is a simulation environment that represents a lesson attended by a student with disabilities (speech impairment). A student (bachelor, master) in the role of a virtual teacher stages a lesson and goes through all the stages of organizing educational activities in the classroom. The criteria for evaluating the work of a virtual teacher in a simulation environment were developed by the authors of the project in accordance with the requirements of an activity-based approach to planning and conducting a training session. The approbation of the digital tool and its introduction into the educational process of the university in the preparation of future teachers allows not only to improve the quality of methodological training of the future teacher, but also changes the process of his preparation. The digital simulator of pedagogical activity is not just a virtual simulator for the formation of a skill (labor action), but also a diagnostic tool that allows you to build an individual trajectory of professional development of a bachelor.

Key words: digital simulator of pedagogical activity; digital training simulators; future teachers; special educational needs; student with disabilities; professional skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.