Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКОБИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКОБИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корженевский Александр Николаевич, Кургузов Георгий Васильевич, Клендар Владимир Анатольевич, Зюрин Эдуард Адольфович, Мамычкин Олег Михайлович

Состояние основных физиологических систем организма человека определяет физическую и умственную работоспособность, эффективность трудовой деятельности, устойчивость к стрессовым ситуациям. Для групп населения в возрасте 18-19 лет, обучающихся в вузах, использование комплексного медико-биологического контроля позволило дать адекватную оценку функциональной подготовленности при воздействии физических нагрузок, предусмотренных в программных требованиях по физической подготовке учащихся. Применение одинаковых методов исследования и модели физической нагрузки выявило, что для всех групп студентов, активно не занимающихся спортом, напряженное состояние сердечно-сосудистой системы лимитирует их физическую и аэробную работоспособность. В то же время показатели, характеризующие состояние анализаторных систем студентов, соответствуют нормативным значениям, что свидетельствует об отсутствии утомления центральной нервной системы и способности к продуктивной умственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корженевский Александр Николаевич, Кургузов Георгий Васильевич, Клендар Владимир Анатольевич, Зюрин Эдуард Адольфович, Мамычкин Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MEDICAL AND BIOLOGICAL CONTROL TO DETERMINE THE MOTOR ACTIVITY OF THE YOUNG POPULATION

The state of the main physiological systems of the human body determines the physical and mental performance, the efficiency of work, resistance to stressful situations. For groups of the population aged 18-19 years studying at universities, the use of complex biomedical control provides adequate functional training under the influence of physical activity, provided for in the program requirements for physical training of students. The use of the same research methods and physical load models revealed that for all groups of students who are not actively involved in sports, the stress state of the cardiovascular system limits their physical and aerobic performance. At the same time, the indicators characterizing the state of the students’ analytical systems correspond to the normative values, which indicates the absence of fatigue of the central nervous system and the ability for productive mental activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКОБИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДОГО НАСЕЛЕНИЯ

А.Н. КОРЖЕНЕВСКИЙ, Г.В. КУРГУЗОВ, В.А. КЛЕНДАР, Э.А. ЗЮРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; О.М. МАМЫЧКИН, РГВВДКУ, г. Рязань, Россия; Е.И. КОРЖЕНЕВСКАЯ, МГОТУ, г. Москва

Аннотация

Состояние основных физиологических систем организма человека определяет физическую и умственную работоспособность, эффективность трудовой деятельности, устойчивость к стрессовым ситуациям. Для групп населения в возрасте 18-19 лет, обучающихся в вузах, использование комплексного медико-биологического контроля позволило дать адекватную оценку функциональной подготовленности при воздействии физических нагрузок, предусмотренных в программных требованиях по физической подготовке учащихся. Применение одинаковых методов исследования и модели физической нагрузки выявило, что для всех групп студентов, активно не занимающихся спортом, напряженное состояние сердечно-сосудистой системы лимитирует их физическую и аэробную работоспособность. В то же время показатели, характеризующие состояние анализаторных систем студентов, соответствуют нормативным значениям, что свидетельствует об отсутствии утомления центральной нервной системы и способности к продуктивной умственной деятельности.

Ключевые слова: студенты, курсанты, сердечно-сосудистая система, центральная нервная система, физическая

работоспособность.

THE USE OF MEDICAL AND BIOLOGICAL CONTROL TO DETERMINE THE MOTOR ACTIVITY OF THE YOUNG POPULATION

A.N. KORZHENEVSKIY, G.V. KURGUZOV, V.A. CLENDAR, E.A. ZYURIN, FSBIFSC VNIIFK; O.M. MAMYCHKIN, RGHACS, Ryazan city, Russia; E.I. KORZHENEVSKAYA, MSRTU, Moscow city

Abstract

The state of the main physiological systems of the human body determines the physical and mental performance, the efficiency of work, resistance to stressful situations. For groups of the population aged 18-19 years studying at universities, the use of complex biomedical control provides adequate functional training under the influence of physical activity, provided for in the program requirements for physical training of students. The use of the same research methods and physical load models revealed that for all groups of students who are not actively involved in sports, the stress state of the cardiovascular system limits their physical and aerobic performance. At the same time, the indicators characterizing the state of the students' analytical systems correspond to the normative values, which indicates the absence of fatigue of the central nervous system

and the ability for productive mental activity.

Keywords: students, cadets, cardiovascular system, central nervous system, physical performance.

Введение

В настоящее время создавшаяся социально-экономическая ситуация в России способствовала ухудшению состояния здоровья у населения всех возрастных групп. Исследователи выявили, что у населения молодого поколения отсутствует достаточная двигательная активность и, в частности, у студентов отмечается отставание физического развития, функциональной и физической подготовленности [1, 3, 7, 9]. Физическая подготовка студентов и курсантов военных училищ оценивается в основном по педагогическим тестам [12, 14], которые зачастую однобоко отражают данные об их подготовленности. Работ по комплексному исследованию состояния сердечно-сосудистой и анализаторных систем организма, определению уровня физической работоспособности и устойчивости к гипоксии, характеризующих аэробный и анаэробный потенциал у студентов и курсантов военных училищ 18-19 лет, в литературных источниках не обнаружено.

Цель исследования: определить уровень физической активности студентов вузов 18-19 лет, обучающихся в разных учебных заведениях на основании данных медико-биологического контроля.

Перечень методик (видов тестирования)

При обследовании студентов и курсантов военного училища 18-19 лет использовалось комплексное тестирование состояния основных функциональных систем организма. В обследуемые группы входили студентки института физической культуры, занимающиеся единоборствами, студенты московского вуза (юноши и девушки), курсанты военного училища.

В исходном состоянии определялись показатели кардиореспираторной системы: ЧСС, АД, ЖЕЛ, времени

задержки дыхания на выдохе. Проводился тест РиСС170 измерялись силовые возможности (кистевая динамометрия). Наряду с этим выявлялись показатели, характеризующие состояние анализаторных систем (количество ошибок в координационных тестах, ориентация тела в пространстве, статокинетическая устойчивость, скорость двигательных реакций).

Нормативные показатели

У юношей и девушек 18-19 лет в норме ЧСС в покое: 60-80 уд./мин; АД у юношей: 120/80, у девушек: 116/70 мм рт. ст. Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) у юношей в норме: 40 с, у девушек: 25 с. ЖЕЛ в норме: 3500 мл у юношей, 3000 мл - у девушек [4]. В норме показатели силы правой кисти у юношей: 4551 кг, у девушек: 31,3-33,8 кг [5]. Ошибка в тесте для определения дифференциации больших мышечных усилий на кистевом динамометре (50% усилий от максимальных значений) - 5 кг. Ошибка в тесте на дозиметре для определения дифференциации малых мышечных усилий: 150-200 г. В норме ошибка в тесте, оценивающем ориентацию тела в пространстве: 0-10 градусов. Оценка статокинетической устойчивости после 10-кратного вращения на подвижной платформе производится по качественным критериям устойчивости вертикальной позы. «Отлично» - высокая устойчивость позы, «неудовлетворительно» - студент теряет равновесие и падает с платформы; незначительные колебания тела испытуемого после проведения пробы - «хорошо», значительные - «удовлетворительно». Скорость простой двигательной реакции в норме: 280-300 м/с, сложной: 360-390 м/с [8]. Оценка физической работоспособности в тесте Р№С170 [6] приведена в табл. 1.

Таблица 1

Оценка физической работоспособности в тесте PWCÍ

170

Показатель физической работоспособности - PWC170 (кГм/мин/кг)

Низкая Ниже средней Средняя Выше средней Высокая

Мужчины

15,9 16-17,9 18-21,9 22-23,9 24,0 и выше

Женщины

10,7 10,8-12,9 13,0-17,7 17,8-19,9 20,0

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе данных проводилась комплексная оценка с использованием следующих критериев:

а) эргометрические показатели работоспособности (РЖШ);

б) состояние кардиореспираторной и анализаторных систем организма;

в) наличие факторов, лимитирующих работоспособность (резерв сердечно-сосудистой системы, утомление анализаторных систем организма).

Анализ данных проведенных исследований выявил, что студенты, обучающиеся в институте физической культуры, по ряду показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, имеют вы-

раженные преимущества относительно других групп обследуемых (табл. 2). Их отличает наивысший уровень физической работоспособности, времени задержки дыхания на выдохе, наименьшие значения ЧСС в покое, высокие резервные возможности дыхательной системы и уровень развития силовых качеств (значения ЖЕЛ, показатели силы правой и левой кисти существенно выше нормы). Состояние анализаторных систем студенток-спортсменок по всем показателям соответствует нормативным значениям (табл. 3), а координационные способности (дифференциация малых и больших мышечных усилий, ориентация тела в пространстве) - самые высокие из рассматриваемых групп учащихся.

е»)

Таблица 2

Показатели состояния сердечно-сосудистой системы и уровня силовой подготовленности студентов (М ± п)

Обследуемая группа учащихся Показатель

ЧСС (уд./мин) АД (мм рт. ст.) PWCm (кгм/кг) Проба Генчи (с) ЖЕЛ (мл) Макс. сила (кГ)

правая рука левая рука

Студентки ИФК (п = 27) 65,4 ± 1,1 107/65 ± 1,4 24,4 ± 1,3 44,1 ± 1,3 4700 ±190 39,4 ± 1,21 38,7 ± 1,15

Студентки вуза (п = 24) 83,4 ± 1,2 105/67 ± 1,2 12,8 ± 1,2 31,4 ± 1,2 3200 ± 203 25 ± 1,15 21 ± 1,12

Студенты вуза (п = 24) 84,5 ± 1,4 119/80 ± 1,9 14,7 ± 1,6 37,2 ± 1,1 3700 ±180 46 ± 1,21 41 ± 1,15

Курсанты ВУ (п = 28) 82,4 ± 1,1 115/75 ± 1,4 14,5 ± 1,7 34,1 ± 1,3 5200 ±210 52,4 ± 1,21 51,7 ± 1,15

Таблица 3

Показатели состояния анализаторных систем студентов (М ± п)

Обследуемая группа учащихся Показатель

Дифференциация мышечных усилий Ориентация тела в пространстве (ошибка в градусах) Статокинетическая устойчивость (балл) Скорость двигательных реакций (мс)

малых (г) больших (кг) простая сложная

Студентки ИФК (п = 27) 104,4 ± 1,1 1,2 ± 0,5 1,1 ± 0,35 2,0 ± 0,6 270 ± 1,7 365,0 ± 1,4

Студентки вуза (п = 30) 130,1 ± 1,24 4,6 ± 0,43 5,4 ± 0,4 3,7 ± 0,74 300 ± 1,4 390 ± 1,54

Студенты вуза (п = 24) 161,5 ± 1,32 5, 7 ± 0,61 6,7 ± 0,5 4,2 ± 0,52 294 ± 1,8 380 ± 1,56

Курсанты ВУ (п = 32) 134,0 ± 1,6 4,0 ± 0,54 4,6 ± 0,31 4,1 ± 0,45 260 ± 1,5 357,4 ± 1,4

Группы студентов и курсантов, не занимающихся спортом, отличаются от студенток-спортсменов ИФК достоверно более низким уровнем физической работоспособности (значения РШС170 у студентов и курсантов определяются как низкие, у студенток - ниже среднего уровня) и напряженным состоянием сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя (ЧСС выше верхней границы нормы). Устойчивость к гипоксии (проба Генчи) у студенток, не занимающихся спортом, существенно ниже, чем у студенток-спортсменок, но по нормативным показателям оценивается как «выше средней нормы». Студенты вуза и курсанты ВУ характеризуются удовлетворительной устойчивостью к гипоксии, что свидетельствует о невысоких анаэробных возможностях.

Курсантов военного училища при низкой физической работоспособности и невысокой устойчивости к гипоксии характеризуют высокие резервные возможности организма: наивысшие показатели ЖЕЛ, скорости двигательных реакций, уровня развития силовых качеств относительно всех рассматриваемых групп занимающихся. Регулярные тренировки для развития энергетических систем организма позволят реализовать у них имеющийся функциональный потенциал, от которого зависит успешное выполнение поставленных задач в условиях боевой обстановки.

Характерно, что для всех групп обследовавшихся учащихся уровень ЖЕЛ, состояние сосудистой системы (АД) и показатели анализаторных систем соответствуют нормативным значениям, хотя каждая отдельная группа

студентов имеет отличия по уровню функциональной подготовленности.

Проведенные исследования свидетельствуют, что на занятиях по физической культуре необходимо применение контроля для оценки функциональной подготовленности студентов. Сопоставление нормативных показателей с результатами тестирования дало возможность определить резервные возможности организма и «слабые звенья» подготовленности, что позволяет вносить коррективы в структуру используемых физических нагрузок.

Выявлено, что за исключением группы студенток института физической культуры, характеризующихся высокой физической работоспособностью и функциональными возможностями кардиореспираторной и анализаторных систем, у остальных групп учащихся осно-ным фактором, лимитирующим работоспособность, является напряженное состояние сердечной мышцы. Это свидетельствует об отсутствии общей тренированности, связанной с разносторонней подготовкой, и в большей степени с выполнением нагрузок, повышающих резервные возможности кардиореспираторной системы, уровень аэробных и анаэробных возможностей учащихся.

Производительность сердца возрастает при мышечной деятельности за счет ускорения циркуляции крови. Чем больше тренированность, тем относительно более мощную работу может выполнять человек при оптимальном учащении пульса до 170-180 уд./мин. Высокая производительность в процессе физических занятий характеризуется увеличением ударного и минутного

объема крови, повышением систолического давления. Эти изменения работы сердца лиц, занимающихся физической подготовкой и спортом, обусловлены улучшением сократительной способности миокарда и оптимальной работой регуляторных механизмов кровообращения [10]. В то же время сосудистая и дыхательная системы у студентов не имеют отклонений от нормы и не лимитируют их работоспособность.

А низкий уровень анаэробных возможностей у студентов и курсантов (показатели времени задержки дыхания в пробе Генчи ниже нормы) лимитирует их работоспособность в отличие от студенток, у которых показатель в пробе Генчи соответствует норме.

Состояние анализаторных систем (двигательной, вестибулярной, зрительной, тактильной) определяет уровень готовности двигательных функций к выполнению действий различной сложности и интенсивности, способности к быстрой переработке полученной информации, скорости обучения новым навыкам и умениям при занятиях спортом и физической подготовке различных групп населения. Их ухудшение выявляет признаки утомления организма и в т.ч. снижает умственную работоспособность [8].

Полученные данные свидетельствуют, что состояние анализаторных систем обследуемых групп учащихся адекватное. Это является сильной стороной подготовленности студентов и говорит о существенных резервных возможностях их организма в целом.

Учитывая, что показатели физической работоспособности у студенток-спортсменок наиболее высоки, относительно остальных групп обследуемых учащихся, следует обратить внимание на систему их подготовки. Достижение высокой работоспособности у них связано с постоянной спортивной тренировкой (регулярные тренировки по 2-3 ч каждая при выполнении большого объема физических нагрузок различной направленности и интенсивности). Технико-тактическая подготовка единоборцев предъявляет высокие требования к состоянию анализаторных систем, а соревновательные нагрузки -к максимальным аэробным и анаэробным возможностям [2, 13]. Разносторонняя подготовка студенток-спортсменок способствует росту их физической работоспособности.

Физическая работоспособность - многокомпонентное понятие и по определению Всемирной организации здравоохранения рассматривается как способность к физической деятельности, включающая максимальную аэробную и анаэробную производительность, максимальную мышечную силу и выносливость, высокий уровень развития нервно-мышечной координации и субъективную переносимость предложенных физических нагрузок [20].

То есть для достижения высокой физической работоспособности необходимо осуществлять комплексную подготовку, связанную: 1) с использование нагрузок во всех зонах относительной мощности [16]; 2) с развитием силовых и скоростных качеств; 3) с повышением функционального состояния анализаторных систем и, в частности, с развитием координационных способностей.

Выполнение объемных нагрузок аэробной и аэробно-анаэробной направленности (ЧСС до 170 уд./мин) необходимо для развития базовой аэробной выносливости и обеспечивает увеличение мощности аэробного механизма энергообеспечения для выполнения интенсивных нагрузок.

Высокоинтенсивные анаэробные нагрузки гликоли-тической направленности вызывают предельное усиление кардиореспираторной системы и используются для повышения скоростной выносливости.

В таких нагрузках достигается максимальный уровень легочной вентиляция и ЧСС, близкой к критической частоте - 180 уд./мин и выше. При предельной напряженности физиологических систем организма достигается максимальное потребление кислорода (МПК) и максимальные сдвиги реакции крови (концентрации лактата в крови). МПК является базовой основой для развития физических качеств [13, 15, 17]. Возрастание МПК способствует увеличению аэробного метаболизма скелетных мышц, снижению концентрации лактата в крови, что улучшает лабильность нервно-мышечной системы и предотвращает утомление организма при занятиях физической подготовкой [13].

Анаэробные (алактатные) нагрузки также повышают рост физической работоспособности (кратковременные нагрузки максимальной мощности продолжительностью 6-15 с). Анаэробный (алактатный) механизм энергообеспечения служит метаболической основой скоростно-силовых качеств и быстроты. Кроме этого, при уменьшении пауз отдыха между упражнениями они обеспечивают максимальную мобилизацию аэробных и анаэробных функций [18, 19].

Повышению физической работоспособности способствует выполнение упражнений силовой и скоростно-силовой направленности только на фоне достаточной базовой аэробной подготовки. Работа скелетных мышц -один из самых сильных стимуляторов, развивающих кардиокапиллярогенез. Физическая работоспособность также улучшается при развитии координационных способностей, так как их высокий уровень улучшает функциональное состояние анализаторных систем, межсистемную и межмышечную координацию [13].

Используемая традиционная система подготовки студентов и курсантов не вызывает роста физической работоспособности и максимальных аэробных и анаэробных возможностей. Объем физических нагрузок у студентов и курсантов военных училищ ограничен и предусматривает 2 занятия в неделю по 2 ч [12, 14]. У студентов занятия осуществляются преимущественно при низкой плотности урока и преобладании общеразвивающих упражнений при невысокой интенсивности их выполнения. Курсанты характеризуются силовой направленностью физической подготовки при меньшем использовании нагрузок для развития аэробных функций. Проведенные исследования выявили, что курсанты и их сверстники, занимающиеся спортивной борьбой, имеющие квалификацию кмс, характеризуются одинаково высоким уровнем силовой выносливости. Но при этом у борцов обнаружен также и высокий уровень физической работоспособности (РЦС17()), а у курсантов - низкий [11].

Учитывая, что напряженная деятельность сердечнососудистой системы является «слабым звеном», лимитирующим физическую и аэробную работоспособность студентов, в структуре их физической подготовки должны преобладать нагрузки, в первую очередь повышающие энергетический потенциал. Примерная структура тре-

В предложенной структуре физических нагрузок, учитывая слабые звенья подготовленности, приводится оптимальное соотношение нагрузок различной направленности и интенсивности. При данной структуре подготовки существенно увеличен объем высокоинтенсивных нагрузок при равных объемах нагрузок силовой и координационной направленности, что в совокупности способствует повышению всех физических качеств и функциональных возможностей у студентов и курсантов 1819 лет.

Наибольший объем нагрузок связан с выполнением упражнений нагрузок циклической направленности для развития общей, скоростной выносливости и быстроты (40%).

В меньших объемах используются нагрузки ациклической направленности с преобладанием силовых и гимнастических общеразвивающих упражнений (30%), а также нагрузки, связанные с развитием ловкости (30% -спортивные и подвижные игры, координационные и акробатические упражнения, специальные упражнения из практики единоборств). Для развития общей координации предусматривается совместное использование упражнений на гибкость, что значительно улучшает координацию движений.

В данной структуре физической подготовки аэробные нагрузки составляют 73% от общего объема, аэробно-анаэробные - 20%, анаэробные (алактатные и гликоли-тические) - 7%.

Не вызывает сомнения, что применение нагрузок во всех зонах относительной мощности при достижении максимального уровня аэробной производительности и предельном напряжении сердечно-сосудистой систе-

нировочных нагрузок студентов и курсантов в семестре обучения представлена в табл. 4.

В практике при физической подготовке студентов и курсантов аэробные нагрузки составляют 85-90% от общего объема, аэробно-анаэробные: 8-10%, анаэробные: 1-2%.

Таблица 4

мы доступно для лиц молодого поколения в возрасте 18-19 лет. Для этого контингента занимающихся возможно использовать комплексную подготовку (ОФП) по типу спортивной тренировки с разносторонней физической подготовкой и приоритетным использованием нагрузок для развития аэробных и анаэробных возможностей, а также скоростных, силовых качеств, ловкости при совместном выполнении координационных упражнений и упражнений для развития гибкости.

Выводы

1. Использование комплексного контроля позволяет всесторонне оценивать уровень различных сторон подготовленности студентов, выявлять резервные возможности организма, факторы, лимитирующие работоспособность. При занятиях физической подготовкой студентов необходим постоянный контроль состояния сердечно-сосудистой и анализаторных систем организма. Оперативный контроль сможет осуществлять преподаватель и сами студенты.

2. Двигательная активность студентов и курсантов военных училищ 18-19 лет, не занимающихся спортом и посещающих плановые занятия по физической подготовке, - недостаточная, о чем свидетельствуют повышенная напряженность системы кровообращения в покое и низкий уровень физической работоспособности при выполнении нагрузки субмаксимальной интенсивности. Студентки, не занимающиеся спортом, отличаются более высокой физической работоспособностью и устойчивостью к гипоксии по сравнению со студентами.

3. Студентки-спортсменки характеризуются высокой функциональной подготовленностью, что связано

Параметры тренировочных нагрузок студентов в учебном семестре (% от общего объема)

Показатель % от общего объема нагрузок

Количество тренировочных часов 400 и выше при индивидуальной подготовке

Объем нагрузок циклической направленности - развитие общей, скоростной выносливости, скоростных качеств в кратковременных нагрузках (%) 40

Объем нагрузок ациклической направленности - гимнастика, атлетическая подготовка (%) 30

Объем нагрузок для развития ловкости и гибкости - игры, акробатика, координационные упражнения, упражнения для развития гибкости (часы, %) 30

Объем работы в зонах интенсивности (часы, %)

1 зона (ЧСС: до 150 уд./мин) Аэробная направленность 73

2 зона (ЧСС: 150-174 уд./мин) Аэробно-анаэробная направленность 20

3 зона (ЧСС: 175 уд./мин и выше) Анаэробная направленность 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с разносторонней физической подготовкой и использованием значительного объема нагрузок во всех зонах относительной мощности по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.

4. Состояние анализаторных систем организма у всех обследуемых групп учащихся соответствует нормативным показателям, что свидетельствует об отсутствии утомления высших отделов мозга и устойчивой умственной работоспособности.

5. Для повышения двигательной активности студентов 18-19 лет необходимо на занятиях использовать структуру физической подготовки, связанную с комплексным развитием физических качеств при оптимальном распределении нагрузок различной направленности и интенсивности и регулярным включением объема нагрузок, повышающих аэробные и анаэробные возможности в урочное и неурочное время.

Литература

1. Авсарагов, Г.Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебно-тренировочного процесса: автореф. дис. ... к.пед.н. - Набережные Челны, 2010. - 20 с.

2. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Б.А. Подлива-ев, Д.Г. Миндиашвили, Г.М. Грузных, А.Г. Купцов. - М.: Советский спорт, 2003. - 216 с.

3. Виленский, М.Я., Русанов, В.П. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле // Теория и практика физической культуры. -1979. - № 6. - С. 48-51.

4. Граевская, Н.Д., Долматова, Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практических занятий: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.

5. Егорова, СА. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. - Ставрополь, 2010.

6. Карпман, В.Л., Белоцерковский, З.Б.,. Гудков, И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 96 с.

7. Козлов, А.В. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: автореф. дис. ... к.пед.н. - Смоленск, 2010. - 21 с.

8. Корженевский, А.Н. Методы диагностики функциональной подготовленности и современные аспекты подготовки спортсменов: монография. - М.: ФГОУ «ГШВСМ-центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России», 2011. - 116 с.

9. Корженевский, А.Н., Корженевская, Е.И., Колока-това, Л.Ф., Воробьев, А.А. Повышение эффективности физической подготовки студентов с учетом данных комплексного контроля основных функциональных систем организма // Вестник спортивной науки. - 2014. -№ 4. -С. 59-65.

10. Кудря, О.Н., Белова, Л.Е., Капилевич, Л.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы спортсменов к нагрузкам

разной направленности // Педагогика и психология. -2012. - № 356. - С. 162-166.

11. Мамычкин, ОМ., Корженевский, А.Н., Иголкин, Р.Е., Смирнов, В.Е. Адаптация к тестам общей и специальной силовой направленности у курсантов ВДВ и спортсменов-единоборцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 2. -С. 23-30.

12. Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. - Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 № 200.

13. Подливаев, БА., Корженевский, А.Н., Смирнова, Н.В. Повышение эффективности подготовки спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в вольной борьбе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 89-93.

14. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденная Министерством образования Российской Федерации 26.07.2000.

15. Суслов, Ф.П., Попов, Ю.А., Кулаков, В.Н., Тихонов, С.А. Бег на средние и длинные дистанции. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 176 с.

16. Фарфель, В.С. Физиологические особенности работ различной мощности: Исследования по физиологии выносливости [Текст] / В.С. Фарфель. - М. - Л., 1949. - С. 237-258.

17. Фруктов, А.А., Суслов, Ф.П. Классификация специальных тренировочных средств // Легкая атлетика. -1971. - № 6. - С. 29.

18. Keul, J., Doll, E., Keppler, D. Muskelstoffweihsel. Die Energeibereiststellung im Skeletmuskel als Grundlage seiner Funktion. - Munchen: Johann ambrosius barth, 1969. - 247 p.

19. Saltin, B. Maximal oxygen uptake in athletes / В. Saltin, P.O. Astrand // J. of Apple Physiol. - 1967. - Vol. 23. -No. 3. - Pp. 353-358.

20. Seliger, V. Physiol. Fitness. - Praha, 1933.

References

1. Avsaragov, G.R. (2010), Physical education of university students in different periods of the educational and training process: author. Ph.D. (Pedagogics), Naberezhnye Chelny, 20 p.

2. Podlivaev, B.A. Mindiashvili, D.G. Gruznykh, G.M. and Kuptsov A.G. (2003), Freestyle wrestling: A sample program for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve, Moscow: Sovetskiy sport, 216 p.

3. Vilenskiy, M.Ya. and Rusanov, V.P. (1979), Optimization of the mental performance of students in a weekly training cycle, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 6, pp. 48-51.

4. Graevskaya, N.D. and Dolmatova, T.I. (2004), Sports medicine. A course of lectures and practical exercises. Tutorial, Sovetskiy sport, 304 p.

5. Egorova, S.A. (2010), Assessment of the level of health: an elective course for students in grades 10-11 of secondary schools, Stavropol.

6. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1974), Study of physical performance in athletes, Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, 96p.

7. Kozlov, A.V. (2010), Alternative methodology of sports-oriented physical education of students of humanitarian universities: author. Diss. Ph.D. (Pedagogics), Smolensk, 21 p.

8. Korzhenevskiy, A.N. (2011), Diagnostic methods of functional readiness and modern aspects of training athletes, Monograph, Moscow: FGOU "GSHVSM-center for training national teams of child, junior and youth teams of Russia", 116 p.

9. Korzhenevskiy, A.N., Korzhenevskaya, E.I., Kolo-katova, L.F. and Vorobyov, A.A. (2014), Increasing the effectiveness of physical training of students, taking into account the data of complex control of the main functional systems of the body, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 59-65.

10. Kudrya, O.N., Belova, L.E. and Kapilevich, L.V. (2012), Adaptation of the cardiovascular system of athletes to loads of different directions, Pedagogika i psichologiya, no. 356, pp. 162-166.

11. Mamychkin, O.M., Korzhenevskiy, A.N., Igolkin, R.E. and Smirnov, V.E. (2020), Adaptation to tests of general and special power orientation among cadets of the Airborne Forces and combat athletes, Actual'nye problemy fizicheskoy i special'noy podgotovki silovych struktur, no. 2, pp. 23-30.

12. Minister of Defense of the Russian Federation (2009), Manuals on physical training in the armed forces of the Russian Federation. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of 21.04. 2009, no. 200.

13. Podlivaev, B.A., Korzhenevskiy, A.N. and Smirno-va, N.V. (2016), Improving the efficiency of training in elite female athletes specializing in freestyle wrestling, Uchyo-nye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 11 (141), pp. 89-93.

14. Ministry of Education of the Russian Federation (2000), An approximate program of the discipline "Physical culture" for higher educational institutions, approved by the Ministry of Education of the Russian Federation, 26.07.2000.

15. Suslov, F.P., Popov, Yu.A., Kulakov, V.N. and Tikho-nov, S.A. (1982), Medium and long distance running, Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, 176 p.

16. Farfel, V.S. (1949), Physiological features of work of various capacities: Research on the physiology of endurance, Moscow - Leningrad, pp. 237-258.

17. Fruktov, A.A. and Suslov, F.P. (1971), Classification of special training means, Athletics, no. 6, p .29.

18. Keul, J., Doll, E. and Keppler, D. (1969), Muskel-stoffweihsel. Die Energeibereiststellung im Skeletmuskel als Grundlage seiner Funktion, Munchen: Johann ambrosius barth, 247 p.

19. Saltin, B. and Astrand, P.O. (1967), Maximal oxygen uptake in athletes, J. of Appl. Physiol, vol. 23, no. 3, pp. 353-358.

20. Seliger V. (1933), Physiol. Fitness, Praha.

C*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.