Научная статья на тему 'Функциональные возможности организма современных студентов'

Функциональные возможности организма современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1839
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АНАЛИЗАТОР / АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / PHYSICAL PERFORMANCE / COORDINATION ABILITIES / VESTIBULAR ANALYZER / AEROBIC CAPACITY / CENTRAL NERVOUS SYSTEM / CARDIOVASCULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корженевский Александр Николаевич, Корженевская Екатерина Ивановна, Колокатова Лариса Федоровна, Воробьев Андрей Алексеевич, Гершун Герман Станиславович

Современное молодое поколение, в том числе студенты вузов, уделяют незначительное время занятиям физической культурой и спортом. Это отражается на их здоровье и, в первую очередь, ухудшает деятельность сердечно-сосудистой системы. В результате гиподинамии физическая работоспособность студентов существенно снижается. При этом состояние ЦНС в целом остается адекватным, что может благоприятно отражаться на умственной работоспособности. Только регулярное использование физических нагрузок повысит резервные возможности организма молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корженевский Александр Николаевич, Корженевская Екатерина Ивановна, Колокатова Лариса Федоровна, Воробьев Андрей Алексеевич, Гершун Герман Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Body functionality of the modern student

Today’s younger generation, including university students, pay little time in physical training and sports. This affects their health and, above all impairs the activity of the cardiovascular system. As a result of inactivity physical performance of students is significantly reduced. Wherein the central nervous system as a whole remains adequate, this could favorably impact on the intellectual working capacity. Only regular use of physical activity increase the reserve capacity of the organism of young people.

Текст научной работы на тему «Функциональные возможности организма современных студентов»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

А.Н. КОРЖЕНЕВСКИЙ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Е.И. КОРЖЕНЕВСКАЯ, Московский государственный машиностроительный университет;

Л.Ф. КОЛОКАТОВА, А.А. ВОРОБЬЕВ, Г.С. ГЕРШУН, Ю.В. ТИХОМИРОВ, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Аннотация

Современное молодое поколение, в том числе студенты вузов, уделяют незначительное время занятиям физической культурой и спортом.

Это отражается на их здоровье и, в первую очередь, ухудшает деятельность сердечно-сосудистой системы. В результате гиподинамии физическая работоспособность студентов существенно снижается. При этом состояние ЦНС в целом остается адекватным, что может благоприятно отражаться на умственной работоспособности.

Только регулярное использование физических нагрузок повысит резервные возможности организма

молодых людей.

Ключевые слова: физическая работоспособность, координационные способности, вестибулярный анализатор, аэробные возможности, центральная нервная система, сердечно-сосудистая система.

Abstract

Today's younger generation, including university students, pay little time in physical training and sports. This affects their health and, above all impairs the activity of the cardiovascular system. As a result of inactivity physical performance of students is significantly reduced. Wherein the central nervous system as a whole remains adequate, this could favorably impact on the intellectual working capacity. Only regular use of physical activity increase the reserve capacity of the organism of young people.

Keywords: physical performance, coordination abilities, vestibular analyzer, aerobic capacity, central nervous system, cardiovascular system.

Введение

В программных документах по физическому воспитанию для вузов для оценки физической подготовленности разработаны нормативные показатели [6]. Однако использование только педагогических тестов для оценки физических качеств не позволяет оценить состояние ведущих функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Для объективной оценки функциональной подготовленности студентов необходимо использовать комплексную диагностику, позволяющую с системных позиций [1] определить уровень функциональной подготовленности студентов. [3, 4, 5]. Работ, связанных с оценкой функциональных возможностей организма студентов на основе комплексного тестирования работоспособности, в литературных источниках не обнаружено.

Цель исследования - определение функциональных возможностей организма и «слабых звеньев» подготовленности студентов.

Перечень методик (видов тестирования)

При обследовании студентов 18-20 лет использовалось комплексное тестирование. Определялись показатели кардиореспираторной системы: ЧСС в покое, проводились пробы РWC170, Руфье, Генчи, измерялась жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Наряду с этими

показателями определялось состояние ЦНС (количество ошибок в дифференцировочных координационных тестах), проводились пробы для определения функционального состояния вестибулярного анализатора. Для определения скорости простой и сложной двигательных реакций использовалась компьютерная программа.

Нормативные показатели

В норме ЧСС в покое - 60-80 уд./мин. Оценка в пробе Руфье: менее 0,1-5 баллов - «отлично», 5-10 баллов - «хорошо», 10-15 баллов - «удовлетворительно», 15-20 баллов - «плохо». Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) - в норме более 40 сек. ЖЕЛ для юношей в норме: 3,5-4,0 л; для девушек: 2,0-3,5 л [3]. Ошибка в тесте для определения дифференциации мышечных усилий на кистевом динамометре (50% усилий от максимальных значений) - 5 кг. Ошибка в тесте на дозиметре для определения малых мышечных усилий: 150-200 г. В норме ошибка в тесте, оценивающем ориентацию тела в пространстве: 0-10 градусов. Оценка статокинетиче-ской устойчивости после десятикратного вращения на подвижной платформе производится по качественным критериям устойчивости вертикальной позы. «Отлично» - высокая устойчивость позы, «неудовлетворительно» - студент теряет равновесие и падает с платформы;

С*)

незначительные колебания тела испытуемого после проведения пробы - «хорошо», значительные - «удовлетворительно» [3]. Скорость простой двигательной

реакции в норме 220-260 мс, сложной - 340-360 мс [5]. Оценка физической работоспособности в тесте РWC170 [2] приведена в табл. 1

Таблица 1

Оценка уровня физической работоспособности

Показатель физической работоспособности Низкая Ниже средней Средняя Выше средней Высокая

Мужчины

кГм/мин/кг 15,9 16-17,9 18-21,9 22-23,9 24,0 и выше

Женщины

кГм/мин/кг 10,7 10,8-12,9 13,0-17,7 17,8-19,9 20,0

Результаты исследования

Данные обследования сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной систем студентов 1-3 курсов 18-20 лет представлены в табл. 2, 3. Для решения поставленной задачи данные студентов и студенток сопоставлялись с общепринятыми нормативными показателями функциональной подготовленности. Из таблицы 2 следует, что у студентов показатели ЧСС в покое превышают норму (тахикардия). Работоспособность миокарда студентов обоего пола при выполнении

кратковременной физической нагрузки (проба Руфье -30 приседаний за 45 с) оценивается в основном «удовлетворительно» или «плохо». Уровень физической работоспособности (РWC170) у студентов не отличается. У студенток работоспособность оценивается как «средняя», у юношей - как «низкая». В то же время резервные возможности дыхательной системы (ЖЕЛ), анаэробный потенциал (гипоксическая проба Генчи) у студентов и студенток находятся на достаточно высоком уровне и соответствуют уровню нормативных показателей.

Таблица 2

Показатели кардиореспираторной системы студентов (М ± п)

Показатель ЧСС, PWCl70, Проба Руфье, Проба Генчи, ЖЕЛ,

уд./мин кгм/кг баллы с мл

Студентки, п = 25 86 ± 1,95 15,2 ± 2,2 14,0 ± 1,7 45,5 ± 1,2 3400 ± 120

Студенты, п = 25 84,1 ± 1,4 15,4 ± 1,9 14,9 ± 1,45 53,5 ± 1,1 3900 ± 105

Таблица 3

Показатели ЦНС студентов (М ± п)

Показатель Дифференциация мышечных усилий Ориентация тела в пространстве, градус ± ошибка Стато-кинетическая устойчивость, баллы Скорость двигательных реакций, мс

малых, градус ± ошибка больших, кг ± ошибка простая сложная

Студентки, п = 25 135 ± 1,13 3,8 ± 1,1 4,0 ± 0,5 4,7 ± 0,34 306 ± 1,9 395 ± 2,1

Студенты, п = 25 162 ± 1,85 7 ± 1,2 4,3 ± 0,4 3,8 ± 0,53 293 ± 1,6 380 ± 2,5

У студентов координационные способности, связанные с дифференциацией малых и больших мышечных усилий, ориентацией тела в пространстве, статокинети-ческая устойчивость в пределах нормы; скорость простой и сложной (реакция выбора) двигательных реакций замедленная и не соответствует норме. Студентки отличаются от студентов более высоким уровнем координационных способностей и состоянием вестибулярного анализатора.

Обсуждение результатов исследования

Проведенные исследования свидетельствуют, что на занятиях по физической культуре у студентов необходимо проведение оперативного контроля для оценки их функциональной подготовленности с использованием простых и доступных методов тестирования. Сопоставление полученных результатов тестирования с нормативными показателями позволяет оценить резервные возможности организма, факторы, лимитирующие

работоспособность, определить дальнейшую направленность подготовки в соответствии с «сильными» и «слабыми» сторонами подготовленности. Проведенное исследование, так же как и предыдущее [4], показало, что функциональное состояние системы кровообращения характеризуется низким потенциалом. Подобное явление объясняется гиподинамией и отсутствием в большей степени как аэробных (до уровня ПАНО), так и анаэробных нагрузок. Резервные возможности дыхательной системы, устойчивость к гипоксии (задержка дыхания) у студентов, напротив, на достаточно высоком уровне и при соответствующей базовой аэробной подготовке произойдет повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы и работоспособности в целом.

Показатели ЦНС у студентов обоего пола (кроме скорости двигательных реакций) соответствуют нормативным показателям и свидетельствуют об адекватном состоянии анализаторных систем обследованного контингента. Замедленная скорость двигательных реакций в данном случае связана с недостаточной двигательной активностью студентов. В целом можно свидетельствовать о более высоком уровне функциональной подготовленности студенток. Юношам, являющимся военнообязанными, по сравнению с их сверстницами, необходимо существенно повысить уровень физической и функциональной подготовленности. Для повышения

физической работоспособности и функционального состояния анализаторных систем студентов в программу физической подготовки на каждом занятии необходимо обязательное включение блока циклических нагрузок аэробной направленности (15-20 мин работа, в основном на уровне порога анаэробного обмена), нагрузок для повышения скорости двигательных реакций (кратковременные спурты, подвижные и спортивные игры и т.д.).

Для улучшения координационных способностей юношам целесообразно использовать значительный объем нагрузок координационной направленности:

1) Упражнения для развития статокинетической устойчивости: хождение по ограниченной плоскости с поворотами; с попытками нарушить равновесие в упражнениях типа «Ласточка»; сохранение равновесия на одной ноге при сбивающих факторах и т.д.

2) Упражнения для повышения пространственно-временной ориентации: медленные вращения головой в разные стороны, вправо, влево; вращательные движения тела с открытыми и закрытыми глазами; повороты тела с остановкой и метанием предмета в цель; упражнения на батуте.

3) Упражнения для развития общей и специальной координации (разнообразные акробатические упражнения: кувырки, перевороты, сальто, подъем разгибом и т.д.).

Литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медгиз, 1975. - 447 с.

2. Карпман В.Л., Хрущев С.В., Борисова Ю.А. Сердце и работоспособность спортсмена. - М.: ФиС, 1976. - 19 с.

3. Корженевский А.Н. Методы диагностики функциональной подготовленности и современные аспекты подготовки спортсменов. Монография. - М.: ФГОУ «ГШВСМ - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России». - 2011. -116 с.

4. Корженевский А.Н. Корженевская Е.И., Колока-това Л.Ф., Воробьев А.А. Повышение эффективности

физической подготовки студентов с учетом данных комплексного контроля основных функциональных систем организма // Вестник спортивной науки. - 2014. -№ 4. - С. 59-65.

5. Методы исследования в физиологии военного труда / под ред. В.С. Новикова. - Москва, Военное издательство, 1993. - 240 с.

6. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для высших учебных заведений, утвержденная Министерством образования Российской Федерации. -Москва, 2000. - 34 с.

References

1. Anokhin P.K. Essays on the physiology of functional systems. - M.: Medgiz, 1975. - 447 p.

2. Karpman V.L., Khrushchev S.V., Borisov Yu.A. Heart and performance of the athlete. - M.: FIS, 1976. - 19 p.

3. Korzeniowski A.N. Methods of diagnosis of functional training and modern aspects of the training of athletes. Monograph. - M.: Federal State "GSHVSM - center of preparation of national youth, junior and youth teams of Russia". - 2011. - 116 p.

4. Korzhenevskiy A.N., Korzhenevskaya E.I., Kolokatova L.F., Vorob'ev A.A. Increase of efficiency of physical training of

students, taking into account the data of integrated control of major functional systems // Vestnik sportivnoy nauki. -2014. - No. 4. - Pp. 59-65.

5. Methods of research in the physiology of military work / Ed. V.S. Novikov. - Moscow, Military Publishing House, 1993. - 240 p.

6. Approximate program of discipline "Physical training" for higher education institutions approved by the Ministry of Education of the Russian Federation. - Moscow, 2000. - 34 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.