ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ
Залысин И.Ю. Жданов С.П.
12.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЦИКЛА И ПОЛИТОЛОГИИ
Залысин И.Ю., д.п.н., профессор. Должность: заведующий кафедрой политологии и правоведения. Место работы: Московский государственный университет природообустройства, экономический факультет.
Жданов С.П., к.ю.н. Должность: старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин. Место работы: Российская таможенная академия ФТС России. E-mail: [email protected].
Аннотация: статья посвящена использованию материалов телевизионных программ в учебном процессе высшего профессионального образования при изучении дисциплин: «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Судебная экспертиза», «Прокурорский надзор» и «Политология»
Ключевые слова: учебный процесс, телевизионные программы, дисциплины уголовноправового цикла, политология.
USE OF MATERIALS OF TELEVISION PROGRAMS FOR
STUDY OF DISCIPLINE CRIMINAL-LAW AND POLITICAL SCIENCE CYCLE
Zalysin I.Yu., Dr of political sciences, professor. position: Head of the Department of Political Science and Law. Place of employment: Moscow State University of Environmental Engineering, Economic department.
Zhdanov S.P., PhD at law. Position: Senior Lecturer at Criminal Law chair. Place of employment: Russian Customs Academy FCS of Russia. E-mail: [email protected].
Annotation: The article focuses on the use of materials of television programs in the educational process of higher education in the study of subjects: "Criminal Law," "Criminal Procedure", "Criminology", "Forensics", "Public Prosecutions" and "Political Science"
Keywords: educational process, TV programs, penal discipline cycle, political science.
В пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 1996 г. № 125-ФЗ (с изм. и доп.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлено, что основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие средства, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (выделено С. Ж.), а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, направленные на реализацию соответствующей образовательной технологии.
Согласно вышеуказанной норме, автор под другими средствами, обеспечивающими качество подготовки обучающихся, подразумевает материалы телевизион-
ных программ «Федеральный судья»1, «Момент истины»2, «Человек и закон»3, «Следствие вели...» с Лео-
1 http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5681 (дата обращения:
11.08.2012). Информация о проекте «Федеральный судья» - это поединок во имя правосудия, в котором сходятся профессиональные юристы. Впервые на российском телевидении каждый день в зале суда перед зрителями будут рассматриваться уголовные преступления, имевшие место в российской судебной практике: похищения, мошенничества, ограбления, телесные повреждения, шантаж, убийства...
Показания обвиняемых, жертв, свидетелей и экспертов, так же, как и аргументы защитников и обвинителей, позволяют председательствующим на процессе, выносить свои приговоры. Никто не знает, обвинительными или оправдательными они будут.
Защитники и обвинители на процессах - это профессиональные юристы, которых можно увидеть не только на телеэкране, но и встретить в залах российских судов. Они подвергают обвиняемых и потерпевших напряженным перекрестным допросам, вызывают в зал суда неожиданных свидетелей происшедшего, показания которых нередко полностью меняют ход судебного разбирательства.
Судьи ведут процесс решительно, не давая ни обвинению, ни защите преимуществ, добиваясь ответов на самые неприятные вопросы. В то же время они не сводят свою миссию лишь к оглашению приговора, а стремятся к тому, чтобы подсудимый, а вместе с ними и все участники процесса поняли смысл закона и убедились в справедливости приговора.
Продюсер шоу Александр Левин отмечает: «Федеральный судья» - адаптированная версия немецкой программы «Уголовный суд», которая с успехом идет в Германии уже не первый сезон. Адаптация связана с тем, что их судебный процесс существенно отличается от российского.
Судебное шоу «Федеральный судья» создано на основе судебного процесса, но, конечно, это телевизионный судебный процесс - в нем сильнее накал страстей, эмоций, динамики, так как это формат телевизионного шоу".
Ведущие:
Судьи: Алексей Смирнов, Марина Улищенко и Александр Шалаев.
Прокуроры: Ирина Липовецкая, Алексей Игнатьев и Алексей Тимошкин.
Адвокаты: Елена Звездина, Екатерина Романова, Анатолий Ива-ниченко, Александр Трещев и Андрей Князев.
2 http://moment-istini.ru/a_karaulov/path/ (дата обращения:
11.08.2012). «Момент истины» - авторская программа журналиста Андрея Караулова, в которой известные писатели, артисты, деятели культуры и политики, специалисты из разных областей обсуждают злободневные для России темы: коррупция в высших эшелонах власти, вырождение нации, наркомания среди молодежи, падение рождаемости и др.
3 http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=21 (дата обращения:
11.08.2012). Информация о проекте. Основное правило программы старо, как мир: информация из первых рук и только проверенные факты.
Общественно-политическая программа «Человек и закон» выходит на главном телеканале страны уже 35 лет (Алексей Пиманов ведет программу с 1996 года). Столь «преклонный возраст» ничуть не мешает программе оставаться одной из самых востребованных и актуальных на отечественном телевидении. Быть может, потому что основные темы - борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории. Программа старается дать взвешенную оценку важнейшим событиям в политической, экономической и социальной жизни страны, освещает огромный спектр вопросов и проблем, с которыми каждодневно приходится сталкиваться человеку, причем не только с правовой точки зрения, но и с позиций общечеловеческой нравственности (заметим в скобках, что речь идет не о навязшем в зубах «шаманском моралите» советских времен или вызывающем оскомину «демагогическом словоблудии», а прежде всего об основополагающих ценностях человеческого общежития, которых осталось не так уж и много в современном мире). Именно поэтому "Человек и закон", ориентируясь на рядового зрителя, постоянно следит за судьбой своего постоянного героя - обыкновенного человека, попавшего в клещи несправедливости и беззакония.
Алексей Пиманов любит приглашать в студию программы «Человек и закон» гостей. Это - основные ньюсмейкеры недели, политики, представители силовых структур и правоохранительных органов, известные журналисты со своими не всегда «удобными» расследованиями, известные всей стране VIP-персоны, не по своей вине попавшие в крупную передрягу (будь то неправильно оформленные авторские права, защита чести и достоинства или спровоцированное ДТП).
По итогам 2010 года Алексей Пиманов вошел в кф20 популярных телеведущих России по версии Т^ Россия.
5'2012
Пробелы в российском законодательстве
нидом Каневским4 в процессе обучения студентов вуза - будущих юристов и политологов. Анализируя содержание материалов, ведущих и участников телевизионных программ, можно сделать следующие выводы:
Обозначенные программы можно квалифицировать как профессиональные реалити-шоу, т.к. их ведущие, как правило, являются компетентными и действующими политологами и юристами, иногда с ученой степенью. Участники программ - политики, действующие и в отставке сотрудники правоохранительных органов России, в том числе эксперты и специалисты, а также ученые различных областей, в том числе политических и юридических.
Материалы программ дают представление о правовых и политических проблемах как практического, так и теоретического характера, выявленных в современной России; позволяют провести сравнительный анализ правоприменительной и политической практики.
Программы освещают актуальные проблемы (в большей степени практического характера) уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной экспертизы, прокурорского надзора и политической жизни.
В ходе программ их участниками делаются выводы и предложения, формулируются рекомендации, направленные на совершенствование теории и практики юриспруденции и политологии.
На наш взгляд, на занятиях по политико-правовым дисциплинам можно было бы организовать обсуждение отдельных тем перечисленных телевизионных передач. Такого рода дискуссии позволили бы значительно активизировать процесс обучения.
Как известно, активные методы обучения - это способы и приемы педагогического процесса, которые побуждают студентов к интенсивной мыслительной деятельности, делают их не пассивными потребителями знаний, а самостоятельными субъектами обучения и воспитания. Вышеназванные методы реализуют один из главных принципов современной дидактической системы - принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
4 http://sledstvie-veli.ks.ua/index/informaciia о sledstvie veli s leonidom_kanevskim/0-2 (дата обращения: 11.08.2012). «Следствие вели.» - один из самых уникальных телепроектов нашего времени. В нём рассказывается об уголовных делах, происходивших в СССР. Эти уголовные дела гремели на весь Советский Союз. По ним были написаны романы и сняты художественные фильмы. Их фигуранты - миллионеры эпохи социализма, хитроумные воры, профессиональные грабители и валютчики. Они бросили вызов советскому обществу. Вызов приняли лучшие сыщики страны. В их распоряжении не было компьютеров, сотовой связи и бойцов ОМОНа. Но это не мешало вершиться правосудию. Банда «Черная кошка», дело банды советских гангстеров конца 60-х годов, прозванных «Фантомасами», увлекательная история налетчика Леонида Пантелеева, «свободного художника-грабителя» - эти случаи вошли в историю отечественной криминалистики. Кроме нашумевших в сериале представлены и дела, о которых умалчивали, старались не предавать огласке, и хоть что-то узнать о них мы смогли только после распада СССР. Так, например, маньяки, педофилы, некрофилы, гениальные ученые, ставшие на дорогу преступности, «великие комбинаторы», азартные игры на большие деньги - всё это было и в эпоху социализма при СССР, и сейчас есть возможность обо всём этом узнать.
Но главная цель сериала - не просто рассказать о преступлениях и злоумышленниках советского времени, а показать ушедшую эпоху так, чтобы молодые зрители смогли прочувствовать дух ушедшего времени, а зрители постарше - ностальгию по прошлому. Увидеть уникальные кадры совесткой эпохи из архива МВД. Узнать или вспомнить как жили обычные советские люди в разных городах и селах уже постсоветских просторов.
Ведущий программы - заслуженный артист России Леонид Каневский, легендарный майор Томин из популярного сериала «Следствие ведут знатоки».
Дискуссии относятся к интерактивной разновидности активных методов образования, предполагающей взаимодействие студентов и преподавателей на основе диалога. Диалогический стиль педагогического общения позволяет обеспечивать личностное равенство в учебном процессе, построить его на «субъект-субъектной» основе.
Дискуссионный метод обучения также применяется с целью оживления межличностных процессов в образовательной деятельности, поскольку оказывает большое эмоциональное воздействие на студентов. Характерные для дискуссии проблемная ситуация, атмосфера творчества и состязательности способствуют возникновению у ее участников сильных эмоций, которые активизируют познавательный интерес, ведут к формированию убеждений, побуждают к их реализации на практике.
Дискуссионный характер образовательного процесса помогает сформировать мотивацию обучения. Как справедливо замечает доктор педагогических наук А.Иоффе, «заставить учиться нельзя - можно только создать обстановку, в которой учёба становится интересным делом, открывающим пространство для самореализации и свободы»5. Открытое обсуждение учебных проблем создает именно такую обстановку на занятиях.
Использование дискуссий на семинарских занятиях в вузе обеспечивает нестандартность образовательного процесса, оказывает благоприятное влияние на мышление и поведение обучаемых, способствует развитию у них ответственности и самостоятельности. Важно, что дискуссии активно развивают не только мышление, но и речь, умение выражать мысли и доказывать свою правоту, что крайне важно для студентов, многих из которых не обладают развитыми риторическими способностями.
Дискуссии особенно актуальны для гуманитарных и социально-экономических дисциплин, к которым также относятся дисциплины уголовно-правового цикла и политология, поскольку они играют ключевую роль в формировании мировоззрения, системы убеждений студентов.
Социальные психологи установили, что хотя дискуссионная форма обучения уступает по объему передачи информации прямому изложению (лекции), но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностной ориентации6. Если решение проблемы является логическим выводом из дискуссии, поддержано большинством присутствующих, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.
На наш взгляд, обсуждение со студентами материалов телевизионных программ «Федеральный судья», «Момент истины», «Человек и закон», «Следствие вели...» с Леонидом Каневским можно было бы организовать следующим образом. По итогам той или иной передачи студенты составляют заключение, примерная форма которого предлагается им перед просмотром программы (см. приложение).
Заключение имеет определенную структуру и помогает студенту, проанализировав и обобщив увиденное, зафиксировать следующие моменты: какие применялись нормы материального и процессуального права; какие обсуждались проблемы, какие сделаны выводы,
5 http://socialnauki.ru/?p=325
6 http://ru.wikipedia.org/
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ
Залысин И.Ю. Жданов С.П.
предложения и рекомендации; указать что-то иное, если, по мнению студента, это необходимо (с соответствующим обоснованием) что, по мнению авторов, существенно повлияет на его знание, умение и владение, необходимые для реализации ГОС 2-го и ФГОС 3го поколения.
На семинарских занятиях можно организовать обсуждение составленных заключений в форме «симпозиума», в ходе которого заранее определенные участники обосновывают свою точку зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории. Эффективной формой дискуссии могут стать дебаты - обсуждение составленных заключений, в котором участвуют представители двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Наконец, по материалам просмотренных передач возможно проведение ролевой игры «Судебное заседание», имитирующее судебное разбирательство той ситуации, которая рассматривалась по телевидению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерная форма заключения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ сту д е н та
г. Москва
«12» июля 2012 г
ФИО студента (полностью) Иванов Иван Иванович
Форма обучения (указать форму обучения) очная форма Группа (указать номер группы) 121-Ю
Дисциплина (указать дисциплину)
Аудитория (указать номер аудитории)
Телевизионная программа (указать наименование программы)
Тема программы (указать тему программы)
«Уголовный процесс» 208
<тМомент истины»
«Суды и
решения»
судебные
Какие применялись нормы материального права
Какие применялись нормы процессуального права
Выводы (указать выводы)
Предложения (указать предложения) Рекомендации (указать рекомендации) Иное (указать иное, необходимое по мнению студента с соответствующим его обоснованием)
Подпись студента______________
соответствующие cm
УК РФ
соответствующие ст.
УПК РФ выводы предложения
рекомендации
Оценка и подпись преподавателя .
Список литературы:
ВЕСТНИК Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования: журнал. - М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2012. - №4;
Скоропуд Ю.В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011;
Социальный вектор развития и интеграции общественных и гуманитарных наук: теоретический и прикладной аспекты. Материалы межвузовской научно-практической конференции (17 ноября 2011 года): Сборник статей / Ред. сост.: Богачева Н.И., Гончаров П.К., Бадя Л.В., Вол-
кова Н.Н., Горбунов М.А., Кузнецова Н.В., Федосеева В.В., Шагиева Р.В. - М.: ООО «НИПКЦ Восход - А», 2011 ; http://moment-istini.ru; http://sledstvie-veli.ks; http://www.1tv.ru.
Literature list:
Herald of the Training Association for Education in environmental engineering and water management: the magazine. -Moscow: FGBOU VPO MSUE, 2012. - № 4;
Skoropud Y. Pedagogy of higher education. - Rostov / A: Phoenix, 2011;
Social vector of development and integration of social and human sciences: theoretical and applied aspects. Materials of scientific conference (17 November 2011): Collection of articles / Red. comp.: Bogacheva NI Goncharov PK, L. Badea, Volkova N., Gorbunov MA, Kuznetsova NV, Fedoseeva VV, RV Shagieva - Moscow: oOo "NIPKTS Sunrise - A", 2011; http://moment-istini.ru; http://sledstvie-veli.ks; http://www.1tv.ru.
Рецензия
на статью заведующего кафедрой политологии и правоведения экономического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства», доктора политических наук, профессора И.Ю. Залысина и старшего преподавателя кафедры уголовноправовых дисциплин Российской таможенной академии ФТС России, кандидата юридических наук С.П. Жданова «Использование материалов телевизионных программ при изучении дисциплин уголовно-правового цикла и политологии»
Статья посвящена актуальной проблеме - активизации учебного процесса в высшей школе. Формирование творческой, активной, самостоятельной, социально отзывчивой личности является объективной потребностью современного общества, реализовать которую призвано высшее профессиональное образование.
Решение этой задачи невозможно без использования методов активного обучения: имитационных (деловые игры, case study и др.), интерактивных (семинар-дискуссия, «круглый стол» и др.), проблемного изложения материала и т. д. Авторы статьи предлагают интересный способ активизации изучения дисциплин уголовно-правового цикла и политологии - обсуждение на занятиях материалов телевизионных программ, посвященных важнейшим проблемам права и политической жизни. Достоинством статьи является ее технологичность, поскольку в работе даются конкретные рекомендации по реализации предложенного метода. Необходимо отметить, что особенностью данной статьи является то, что авторы предлагают студентам после просмотра телевизионных программ подготовить заключение по форме, предложенной авторами. Написанное студентами заключение будет весьма полезным для практического освоения ими материалов темы.
Вышеизложенное позволяет заключить, что рецензируемая статья И.Ю. Залысина и С.П. Жданова отвечает предъявляемым к такого рода научным работам требованиям, а потому рекомендуется к публикации в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.
Профессор кафедры политологии МГТУ им Н.Э. Баумана, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор политических наук, доцент Е.Е. Гришнова