Лебедева М. Л., Павлова И. М.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАРОДОМ И ГОСУДАРСТВОМ. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (АКТИВНОСТЬ)
4.1. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
Лебедева Маргарита Леонидовна, канд. полит. наук, доцент. Должность: доцент кафедры политологии
Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева»
Павлова Ирина Михайловна, канд. экон. наук, доцент. Должность: доцент кафедры экономики природообустройства
Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева»
Аннотация: цель написания статьи - рассмотреть взаимосвязь между правом на образование, приобретением качественного знания, и основополагающей функцией политической науки - политической социализацией.
Методология: Системное изучение основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации позволяет определить основные направления, условия и факторы взаимозависимости образования и социализации человека в мир политики. Данный метод исследования рассматривает политические отношения как целостную систему взаимосвязей явлений и событий политического процесса. Институциональный подход предполагает исследование политических институтов, специальных и неспециальных агентов социализации.
Выводы: Анализ российской и зарубежной литературы, нормативных правовых актов России позволяет сделать вывод о том, что вопрос, поставленный в статье актуален на современном этапе развития. Исследование возможно при комплексном подходе к поставленной проблеме исследования, соотнесении мировых практик закрепления и реализации права на образование, специфики политической социализации в течение имеющих место этапов развития.
Практическое значение: Представляется возможным теоретическое осмысление ряда вопросов, относящихся к практике применения новых механизмов и технологий политической социализации в целях приобретения личностью новых политических знаний за счет собственной деятельности и активизации политической мобильности.
Социальные последствия: Важный опыт постановки вопроса как фактора, направленного на иссечение аномично-сти общества, демократизации массового сознания и политического поведения.
Оригинальность, ценность: Новизна исследования состоит в постановке вопроса взаимосвязи степени образования личности и его активностью, осознанностью участия в политике.
Ключевые слова: политика, права, образование, принципы, ценности, социализация.
RIGHT TO EDUCATION AS A FACTOR OF POLITICAL SOCIALIZATION
Lebedeva Margarita L., PhD in politics, associate professor. Position: Associate Professor at Political Science
Place of employment: Federal State Educational institution of higher education «Russian State Agrarian University - MSHA Timiryazev»
Pavlova Irina M., PhD in economics, associate professor
Place of employment: Federal State Educational institution of higher education «Russian State Agrarian University - MSHA Timiryazev»
Abstract: the purpose of writing this article - to consider the relationship between the right to education, the acquisition of high-quality knowledge and basic function of political science - political socialization.
Methodology: System study of the fundamental rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation determines the main directions, conditions and factors of the interdependence of education and socialization in the world of politics. This method of research examines political relations as a whole system of interrelations of phenomena and events of the political process. The institutional approach involves the study of political institutions, special and non-special agents of socialization.
Conclusions: Russia Analysis of Russian and foreign literature, regulations leads to the conclusion that the question posed in the article is relevant to the current stage of development. The study is possible with an integrated approach to the problem
posed studies correlating global practices and securing the right to education, the specificity of political socialization during occurring stages of development.
Practical: It is possible to the theoretical understanding of a number of issues relating to the practical application of new technologies and mechanisms of political socialization in order to acquire the new personality of political knowledge at the expense of their own activities and intensify the political mobility.
Social consequences: An important experience of the question as a factor aimed at excising anomichnosti society, the democratization of the mass consciousness and political behavior.
Originality, value: The novelty of the study is the relationship of the question of the degree of identity and its activity, awareness of participation in politics.
Keywords: politics, law, education, principles, values, socialization.
Настоящими творцами мира политики являются люди. Их действиями и взаимодействиями создаются, воспроизводятся и изменяются многообразные формы политической жизни. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры, которые она (личность) приобретает на протяжении всей своей жизни [11,с.448].
Вектор политики на интересы людей, живущих в обществе, находит свое отражение через наделяемые государством права и свободы. Права человека являются особой конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики [13,с.65], представляя собой определенные принципы, отражающие ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Они обеспечивают индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.
Принципы правового государства являются основополагающими в рамках государственного строительства [5,с.81-84]. Конституция Российской Федерации (ст.43) закрепляет один из важнейших конституционных принципов - право на образование [8] . Представляется закономерным и важным изучение мировых практик реализации права на образование, провозглашенного в различных государствах мира, механизмов успешной политической социализации, что позволит обеспечить преемственность и стабильность политического развития. Вполне возможно в дальнейшем проведение компаративного анализа данной практики, в целях перенесения положительного опыта другого государства и недопущения отклонений от принятых в государстве правовых норм.
С принятием Всеобщей декларации прав человека [3], «источника вдохновения ...в установлении стандартов, содержащихся в действующих международных договорах по правам человека», Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Декларации прав ребёнка от 20 ноября 1959 г., Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и других международных актов, человек стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права [14].
Образование - особая сфера жизнедеятельности общества и государства, основной, долгосрочный ресурс национального и регионального развития, ориентированный на завтрашний день, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям будущего. Роль права на образование в системе прав и свобод человека и гражданина заключается в его стержневом положении среди социально-экономических прав. От образования зависит общая динамика развития гражданского и политического общества [1, с.74-81].
Как и все основные права и свободы человека, право на образование, понимаемое как свобода образования, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения. Естественный характер права на образование объясняется тем, что человеку свойственно развиваться, творить, создавать новое, накапливать опыт, знания в той или иной сфере, передавать наработанное и познанное другим поколениям. Образование является типичным образцом основных прав и свобод человека и имеет две черты, характерные для этой группы: во-первых, должна признаваться свобода образования (получение его всеми желающими), во-вторых, каждому должна быть предоставлена возможность (право) получать образование в соответствии с его идеологическими или религиозными убеждениями [12].
Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера [14]. Всеобщая декларация прав человека провозглашает (ст. 26, п. 1, п. 2) право каждого на образование: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [3].
Декларация прав ребёнка устанавливает право ребёнка (принцип 7) «на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным» [4]. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ч. III, ст. 13, п. 1) признается право на образование всеми участвующими в нем государствами и указывается, что «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства, должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам» [10]. Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). Образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, ... к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29, п. 1) [7].
Итоговый документ саммита ООН (Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г.) (ч. I, п. 8) «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [2] устанавливает 17 наиболее важных целей, среди которых Цель 4 заявлена как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования. поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Основными средствами для достижения Цели 4 названы, в
Лебедева М. Л., Павлова И. М.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
частности [12]: создание и совершенствование учебных заведений, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и тендерные аспекты, и обеспечение безопасной, ...и эффективной среды обучения для всех; к 2020 году значительно увеличить во всем мире количество стипендий, предоставляемых развивающимся странам; к 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей, в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке учителей в развивающихся странах.
Конституция РФ (гл. 2, ст. 43) установила дошкольное; основное общее (является обязательным); среднее профессиональное образование; высшее образование на конкурсной основе (получаемое впервые) [8]. Обеспечение права на образование возлагается на государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления в сфере образования.
Основополагающим законодательным актом является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», выполняя интегрирующую функцию, объединив всю совокупность нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования [16].
Право на образование в первую очередь относится к группе прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в области экономической, социальной и культурной деятельности - второму поколению прав человека, тем не менее, это право тесно связано с личными и политическими правами. Отнесение права на образование к этой группе определено его характером, который требует обременения государства определенными обязательствами: создания возможности обучения в специально обустроенных помещениях, обеспечения организации принципов общего образования, дотаций от государства, оплаты труда учителей и т.д. [1, с.74-81]. В то же время право на образование можно частично отнести к третьему поколению прав -правам солидарности. Это обусловлено коллективным характером реализации права на образование.
Правом на образование невозможно воспользоваться без целого ряда прав и свобод:
- свободой мысли и слова (гл. 2, ст. 29, п. 1);
- правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (гл. 2, ст. 29, п. 4);
- правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (гл. 2, ст. 37, п. 1);
- правом свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (гл. 2, ст. 28), а также правом на объединение (гл. 2, ст. 30, п. 1) [8].
Право на образование напрямую связано с важнейшей функцией политической науки - политической социализаций. Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, процесс политического становления личности, вхождения человека в мир политики. Первичная политическая социализация характеризуется непосредственным приобретением знаний и политических установок. Вторичная политическая социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.
Через агентуры социализации (политические институты, ее осуществляющие) - политические партии, средства массовой информации, образовательные учреждения и пр., и агентов социализации, непосред-
ственных исполнителей социализирующего воздействия (преподаватели, журналисты, общественные деятели и др.) формируется определенное отношение к власти, политической системе и политическим ценностям. Отсюда вытекает влияние граждан на функционирование политических институтов, составляющих всю политическую систему общества, и сам процесс выработки политических решений.
Вопрос политического образования специалистов высшего профессионального звена является сегодня актуальным среди проблем политической дидактики. Студент посредством участия в студенческих научных сообществах, конференциях, дискуссионных клубах, организованных при кафедрах, научных лабораториях, написания рефератов, курсовых и дипломных работ получает первый опыт научной работы. Приобретаются навыки исследователя качества продукта, творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения. Важным является тесная связь процесса преподавания с реальным политическим процессом. Студенты должны одновременно с получением теоретических знаний обретать навыки и самостоятельно анализировать политические процессы, формировать систему взглядов, основанную на объективном научном подходе к изучаемым явлениям [9,с.9-9].
Политическое участие исключает протестные и незаконные формы политического поведения [11,с.412]. Оно предполагает совершение акторами вполне осознанных действий, направленность которых задана картиной мира, иерархией ценностей и смыслов [6,с.259-261].
Соответственно, право на образование, его качество как таковое, является базой для полноценной реализации многих других социально-экономических, культурных, политических и личных прав и свобод, решения приоритетных задач современного этапа развития. От реализации права на образование зависит, в конечном счете, уровень жизни современного человека, экономическое, политическое и национально-культурное благополучие государства.
Список литературы:
1. Алексеева С.Ю. Право на образование в системе основных социально-экономических прав и свобод человека и гражданина //Современное право. М.: Новый индекс, 2007. №7. С.74-81.
2. Будущее, которого мы хотим (итоговый документ, принятый на Конференции ООН по устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г.). Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http:// rio20.un.org/sites /rio20.un. org/fil es/a-co nf.2l6-l-1_russian.pdf. pdfwww.un.org/ru/ documents /decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 10.09.2016).
3. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник международных договоров. Нью-Йорк: ООН. 1978.
4. Декларация прав ребёнка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.). Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.un.org/ru/documents/ decl_conv /declarations/ childdec.shtml (дата обращения 10.09.2016).
5. Жданов С.П. Проблемы профессиональной деятельности специалиста в Конституционном Суде Российской Федерации // Черные дыры в Российском Законодательстве: Юридический журнал. 2013. № 5. С. 81-84.
6. Залысин И.Ю. Идеи Г. Торо о гражданском неповиновении и современный политический процесс // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 259-261.
7. Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).
Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения 10.09.2016).
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014; Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
9. Лебедева М.Л. Научно-исследовательская работа студента ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева»// Вестник УМО по образованию в области природо-обустройства и водопользования. М.: РГАУ-МСХА, 2015. № 7. С.8-11.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 года, принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
11. Мухаев Р.Т. Политология: учебник. М.: Про-спект,2016. С.448-460.
12. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (принята резолюцией A/70/L.1 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN /N15/285/75/ PDF/ N1528575.pdf?OpenElement (дата обращения 10.09.2016).
13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995. 352 с.
14. Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории. М.: Локус-Пресс, 2005. 168 с.
15. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Ю. Федорова. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// Собрание Законодательства РФ, 2012, № 53, ст.7598; 2014, № 23, ст.2930.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Право на образование как вектор политической социализации» кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Лебедевой Маргариты Леонидовны и Павловой Ирины Михайловны, кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики природообустройства, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» В статье МЛ. Лебедевой и И.М. Павловой рассматриваются важные аспекты теоретической политологии, и, ее функциональной взаимосвязи с юридическими реалиями, а именно взаимозависимости политической социализации с правом и реализацией этого права, на образование, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Научные основы воспитания являются главными элементами познания и обучения. В течение жизни человек проходит разные этапы политической социализации, от приобретения первичных основ правовых и политических знании о реальности, политической системе общества, до более глубокого познания действительности, возможности перенесения приобретенных знаний в практику повседневной жизни.
Выбор темы исследования авторами не случаен - взаимосвязь процесса преподавания с реальным политическим процессом предопределяет уровень политической активности личности. Комплексный подход исследования рассматривает политические отношения как целостную систему взаимосвязей явлений и событий политического процесса.
В этой связи очевидна актуальность выбранного вопроса исследования, находящегося на стыке ряда учебных дисциплин и научных знаний, что представляет в определенной степени значимый интерес, как в теории, так и в практике применения результатов полученных исследовании.
Научная статья М.Л. Лебедевой и И.М. Павловой «Право на образование как вектор политической социализации», отвечает всем критериям научно-практической статьи и может
быть опубликована в рецензируемом научном издании, публикующем основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Рецензент:
профессор кафедры политологии ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева», доктор политических наук, профессор
И.К. Залысин