12. РАЗНОЕ
12.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ «ЦЕНТР-РЕГИОН» (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Лебедева Маргарита Леонидовна, канд. полит. наук, доцент. Должность: доцент кафедры политологии
Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева»
Аннотация: цель написания статьи - выделить основные направления государственной региональной политики, направленные на регулирование уровня политической кон-фликтогенности отношений «центр-регионы». Задачи работы - раскрыть предпосылки возникновения политических конфликтов, дать характеристику содержания региональных конфликтов, а также, имеющие место политические технологии, направленные на поддержание баланса политических интересов современной Франции.
Методология: Комплексное изучение административно-территориального деления Франции позволяет определить основные характеристики составляющих единиц модели французского регионализма. Использован системно-структурный метод, при котором общественные отношения рассматриваются как целостная система взаимосвязей явлений и событий политического процесса властных отношений уровня «центр - регионы».
Выводы: Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что основной проблемный вопрос, поставленный в статье особенно актуален на современном этапе развития. Исследование возможно на основе изучения модели регионализма Франции в рамках унитарного государственно-территориального устройства, поиска новых технологий, направленных на предотвращение, избежание, прекращение политических конфликтов регионального уровня. Практическое значение: Представляется возможным теоретическое осмысление ряда вопросов, относящихся к практике политико-правового регулирования региональной политики современной Франции, выбор политических технологий в рамках государственного построения, тех процедур и способов деятельности, которые направлены на достижение наиболее оптимальной и эффективной реализации целей и задач конкретного субъекта.
Социальные последствия: Соотнесение опыта французской модели регионального развития с российским вариантом отношений «центр-регионы». Ценный опыт решения проблем, правовых, институциональных механизмов организации политической власти.
Оригинальность, ценность: Новизна исследования состоит в самой постановке вопроса, а также в выделении основных направлений региональной политики Франции, направленных на снижение политической конфликтогенности региона. Работа предназначена для всех, кто интересуется сравнительной политологией, политической регионалистикой, мировым и российским политическим процессом
Ключевые слова: центр, регион, региональная политика, конфликт, конфликтогенность, модель, технологии
POLITICAL KONFLIKTOGENNOST RELATIONS «CENTER-REGION» (THE CASE OF THE FRENCH REPUBLIC)
Lebedeva Margarita L., PhD in politics, associate professor. Position: Associate Professor at Political Science
Work place: Federal State Educational institution of higher education "Russian State Agrarian University - MSHA Timiryazev"
Annotation: The purpose of writing this article - to identify the main directions of the state regional policy aimed at regulating the level of political relations of conflict «center-regions». Tasks of work - to reveal the prerequisites of political conflicts, to characterize the content of regional conflicts as well as having a place of political technologies aimed at maintaining the balance of political interests of modern France.
Methodology: A comprehensive study of the administrative-territorial division of France to determine the main characteristics of the constituent units of the French model of regionalism. Use system-structural method in which social relations are seen as an integral system of interrelations of phenomena and events of the political process of power relations level «center - regions».
Conclusions: An analysis of Russian and foreign sources leads to the conclusion that the major issues raised in the article is particularly relevant at the present stage of development. Research possible by studying the French model of regionalism in the framework of a unitary state and territorial unit, the search for new technologies to prevent, avoid, stop to political conflicts at the regional level.
Practical: It is possible to the theoretical understanding of a number of issues related to the practice of political and legal regulation of the regional policy of modern France, the choice of technology in the political framework of the state of construction, the procedures and ways of life that are intended to achieve the most optimal and effective implementation of the goals and objectives of a particular subject. Social consequences : Correlating the experience of the French model of regional development of relations with the Russian version «center-regions». Valuable experience in solving problems, legal and institutional arrangements for the organization of political power.
Originality, value: The novelty of the research is in the very formulation of the question, as well as the allocation of the main directions of the regional policy in France, aimed at reducing political conflict potential of the region. The work is intended for anyone interested in comparative politics, political regionalism, international and Russian political process
Keywords: center, district, regional policy, conflict, conflict potential (konfliktogennost), model technology
Политические процессы любого государства, достаточно многообразны. Речь идет о проявлении особой сферы общественной жизни, и, прежде всего, властных взаимосвязей территориальных единиц, в том числе отношений «центр-регионы», а соответственно решение конкретных проблем, возникающих в процессе реализации региональной политики. Решение последних означает ...выражение конкретных способов их воплощения на практике, то есть применение определенных технологий решения задач [14, с.415].
Несомненно, государство избирательно подходит к выбору политических технологий в рамках государственного построения, тех процедур и способов деятельности, которые направлены на достижение наиболее оптимальной и эффективной реализации
Лебедева М. Л.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ «ЦЕНТР-РЕГИОН» (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте [14, с.415]. Политические технологии не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта [14, с.416].
Территориально-государственное построение - это процесс направленного формирования отношений между центром и регионами [15, с.69]. А потому сущность региональной политики, исходя из имеющих место критериев подхода к данному понятию, заключена в определении развития взаимоотношений «центр-регионы» [11, с.15; 11, с.101], нахождения компромисса между интересами политических акторов.
Китайский политический мыслитель Ли Гоу (XI) утверждает, что в политике, прежде всего, необходимо считаться с настроением народа [16, с.45]. В противном случае граждане становятся безучастными к государственным делам. «Это называется, как сказано в трактате Гуань-цзы (IV в. до н.э.),- государство потеряло людей» [4, с.50]. Китайский мыслитель Сюнь-цзы писал: «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ - с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть» [4, с.153].
Основными направлениями региональной политики являются:
- децентрализация политико-административной власти и экономической сферы, предоставление регионам большей са мостоятел ьности;
- разработка совместных с регионами стратегий экономического развития страны, при учете возможностей использования природно-ресурсного потенциала регионов;
- выравнивание уровней социального и экономического развития территорий;
- координация долговременных региональных программ и стратегических целей региональной политики [12, с.96-97].
Кроме того, государства Европы ставят перед собой задачи
- освоения «проблемных» регионов и реконструкции «депрессивных регионов»;
- децентрализации агломераций и территорий сверхконцентрации населения и промышленного производства;
- образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленного производства [3, с.зОв].
Таким образом, региональная политика представляет собой целую систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [10, с.95].
Важнейшей причиной пространственных (региональных) неравенств являются
- политические условия, формы общей и региональной политики;
- институциональные факторы; степень региональной автономии;
- история развития и др. [8, с.8].
Подобные неравенства создают почву для «возникновения социальных конфликтов» [8, с.7].
Франция долгое время являлась классическим примером общественной нестабильности. За последние 200 лет она пережила 4 революции (1789-1794 гг.; 1830 г.; 1848 г.; 1870-1871 гг.), 5 монархий (Бурбоны до 1793 г.; Первая империя (1804-1814 гг.); Бурбоны в период Реставрации (1814-1830 гг.); монархия Луи-Филиппа (1830-1848 гг.); Вторая империя (1852-1870 гг.), 5 республик, 2 режима, 12 конституций [13, с.197]. Подобная политическая конфликтогенность является
одной из особенностей конституционного становления Французской Республики.
Нынешний мир по-прежнему волнует проблема равновесия. На планете появились два лагеря: «восточный» и «западный»...старая система представляет собой .стечение сложных взаимозависимых обстоятельств, которые грозят увлечь в пучину конфликтов весь мир.» [2, с.403]. Мир наблюдает «крах попыток достичь единства насильственным путем: единственным уроком всей этой однообразной истории конфликтов является то, что насилие всегда оказывалось недостаточным условием для навязывания единства всему европейскому дому» [2, с.403].
Объективные предпосылки возникновения политических конфликтов скрываются в сфере политических отношений, основой которых выступают отношения власти [5, с.260]. Государственная власть нередко сопряжена с проявлением силы. Ведь власть как политическая реальность, одна из основных движущих сил политического процесса, предполагает «целенаправленное осуществление своей воли вопреки сопротивлению», причем с помощью определенных средств, таких как авторитет, право (закон), престиж, убеждение, насилие и т.п. [1, с.92].
Политический конфликт не сводится только к завоеванию или удержанию власти. В нем развивается борьба, теоретическое и практическое противоборство субъектов политики [10, с.100].
В отношениях «центр-регионы» проявляется конфликтогенность на уровне конфликтов регионального характера, вытекающих из большей составляющей, такой как политический конфликт. Политический конфликт, как и региональный - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия. Применительно к нашему предмету исследования, государственной и региональной уровней власти.
Подобного типа конфликты сочетают различного характера интересы, но в любом случае интенсивность и острота их обусловлена идеологической составляющей и институциональной организованностью. Формы проявления региональных конфликтов многообразны, они различны по динамике, а соответственно определены этапами и фазами развития политической кон-фликтогенности. Возникают вопросы, стоящие в рамках государственного управления: предупредить, избежать, предотвратить, либо остановить проявление конфликтогенов максимально на первых этапах развития конфликта, поскольку только данные стадии позволяют найти столь необходимый для политического равновесия и стабильности компромисс.
Задача эволюции французской модели региональной политики состоит в создании устойчивого соотношения, «субсидиарной интеграции», координации интересов уровня «центр - регион», разработки механизмов принятия решений на региональном уровне, достижение сбалансированности региональных отношений и государства в целом [9, с.118]. Особое внимание следует обратить на предконфликтную ситуацию насильственных политических конфликтов [6, с.49-52]. Их сопровождают процессы, влияющие на перспективы развития политического противоборства.
Основные проблемы и спорные вопросы по территориально-политическому устройству России связанны с особенностями статуса субъектов федерации. Например, вопрос соподчиненности и взаимоотношениях автономных округов, краев и областей. До настоящего
времени Конституционным судом РФ не дан ответ на вопрос: что означает « входить или нет субъекту Федерации в состав другого субъекта». Причина неоднозначного ответа заключается в неправильном толковании п.4 ст.66 Конституции РФ.
После принятия поправок в федеральное законодательство по учреждению института федерального вмешательства и возможности привлечения к ответственности региональных и местных лидеров за нарушение норм федеральной Конституции или федеральных законов, а также после утверждения института полномочных представителей Президента России в федеральных округах, политическая конфликтогенность в сфере федеративных отношений не уменьшилась, а перешла в опасное, латентное состояние [11, с.151].
Идея федерализма связана с понятием баланса политических интересов. Интерес заключается в том, чтобы обеспечить мирную, стабильную обстановку и политический порядок путем создания широкого спектра возможностей для сотрудничества и различных объединений между национальными государствами. Реализация этих возможностей позволяет создать эффективные инструменты для изучения, смягчения и разрешения конфликтов [7, с.135].
Государственная региональная политика является главным инструментом регулирования отношений между центром и регионами, создания единого правового и экономического пространства [12, с.94]. Усиление латентных противоречий между центром и регионами, усиление роли государства диктуют необходимость уточнения и разработки системной региональной политики, целесообразности и возможности сохранения и рационального использования прошлого опыта государственного планирования в решении территориальных проблем.
Список литературы:
1. Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной вла-сти//Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, право. 2004. №1. С. 91-100.
2. Бродель Фернан. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: В 3 ч. Ч.1: Роль среды. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
3. Государственное управление и политика: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.: 2002. 564 с.
4. Древнекитайская философия / Собрание текстов в двух томах. Т. 2. М.: Издат-во «Мысль», 1973. 384 с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2003. 400 с.
6. Залысин И.Ю. Предконфликтная ситуация в насильственных политических конфликтах // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 49-52.
7. Коваленко В.И. Проблемы и перспективы федерализма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, политические науки. 2002. №3. С. 134-138.
8. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.:ОАО Издательство «Экономика »,1998. 172 с.
9. Лебедева М.Л. Французский регионализм: политико-правовое исследование//Бизнес в законе. Экономико-юридический жур-нал.2015.№2.С.115-119.
10. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 176 с.
11. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. 447 с.
12. Медведева В.К. Государственная региональная политика: вопросы теории и практики // Политическая регионалистика и этнопо-литика: проблемы централизации / Под общ. ред. Н.П. Медведева. Вып. 8. М.: Издательский Дом МИСиС, 2010. С.94-108.
13. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 416 с.
14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.Аспект Пресс,2001. 559 с.
15. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб.пособие для вузов. М.:Изд.дом ГУ ВШЭ,2006. 780 с. + 8 с.ил.
16. Шамшурин В.И.Политическая традиция в Древнем Ки-тае//Вестн.Моск.ун-та.сер.12, политические науки.1996.№6.С.44-54.
Reference list:
1. Borovyh O.V. To a question about the concept of public vla-sti // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 11, pravo. 2004. №1. S. 91-100.
2. Brodel Fernand. The Mediterranean and the Mediterranean World in the Age of Philip II: In 3 hours. Part 1: The Role of sredy. M.: Languages of Slavic culture, 2002. 496 p.
3. Gosudarstvennoe Government and Politics: Textbook / red. L.V. Smorgunova. Petersburg.: 2002. 564 p.
4. Drevnekitayskaya filosofiya. T. 2. M.: 1973. 384 p.
4. Emelyanov S.M. Workshop on konfliktologii. Petersburg. Piter, 2003. 400 p.
5. Zalisin I.U.Pre-conflict situations in the violent political conflicts // Gaps in Russian legislation. 2014. № 5. S. 49-52.
6. Kovalenko V.I. Problems and prospects of federalism // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 12 political nauki. 2002. №3. S. 133-138.
7. Larina N.I. Kiselnikov A.A. Regionalnaya policies in the countries of market-economy. M.: Publisher of "Economy", 1998. 172 p.
8. Lebedeva M.L. French regionalism: political and legal studies of // Business-in-law. Economic and legal zhurnal. 2015. № 2. S. 115-119.
9. Medvedev N.P. Political regionalism: Uchebnik. M.: Gardariki, 2002. 176 p.
10. Medvedev N.P. Political regionalism: Study posobie. M.: Alfa-M, 2005. 447 p.
11. Medvedeva V.K. State regional policy: issues of theory and practice, Rhee // political regionalism and ethnic policies: problems of centralization / Under obsch. red. N.P. Medvedeva. Vyp. 8. M.: Publishing House of MISA, 2010. S. 94-100.
12. Pronkin S.V., Petrunina O.E. Gosudarstvennoe control of foreign countries: Study posobie. M.: Aspect Press, 2001. 416 p.
13. Solovev A.I. Politics: Political Theory, Political techno ogy: the textbook for students vuzov. M.: Aspect Press, 2001. 559 p.
14. Turovsky R.F. Political regionalism: Textbooks for vuzov. M.: Izd. Dom HSE, 2006. 780 p. +8 p.il.
16. Shamshurin V.I. Politicheskaya tradition in ancient China // Vestn. Mosk. un-ta, ser. 12 political nauki. 1996. № 6. S. 44-54.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье М.Л. Лебедевой рассматриваются основные направления государственной региональной политики Французской Республики, направленные на предупреждение, избежание, предотвращение и (или) прекращение проявлений политических конфликтов властных отношений центральной власти и политических сообществ субнационального уровня. Кроме того, автор называет причины и объективные предпосылки пространственных (региональных) неравенств, обращается к проблеме равновесия современного политического мира, баланса политических интересов, ставит задачу эволюции французской модели региональной политики.
Автором сделан выбор в пользу Франции не случайно, поскольку Франция дает классический пример общественной нестабильности.
В этой связи очевидна актуальность выбранного вопроса исследования, находящегося на стыке ряда учебных дисциплин и научных знаний, что представляет в определенной степени значимый интерес, как в теории, так и в практике применения результатов полученных исследовании.
Научная статья М.Л. Лебедевой «Политическая конфликтогенность отношений «центр-регион» (на примере Французской Республики)», отвечает всем критериям научно-практической статьи и может быть опубликована в рецензируемом научном издании, публикующем основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.
Рецензент:
профессор кафедры политологии ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева», доктор политических наук, профессор
И.Ю. Залысин