1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
5. КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ» В ПОЛИТОЛОГИИ И УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Залысин Игорь Юрьевич, д-р полит. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой политологии и правоведения.
Место работы: Московский государственный университет природообустройства.
E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье оценивается степень изученности политического насилия в российской политологии и правоведении. Рассматриваются различные точки зрения на проблему. Анализируется отражение преступлений насильственного характера в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: насилие, политическое насилие, физическое принуждение, Уголовный кодекс.
THE CONCEPT OF "POLITICAL VIOLENCE" IN POLITICAL SCIENCE AND CRIMINAL LAW
Zalysin Igor Yurievich, Dr of Political Sciences, Professor. Position: Head of Political Science and Law chair.
Place of employment: Moscow State University of Environmental Engineering.
E-mail: [email protected]
Annotation: We estimate the degree of scrutiny of political violence in the Russian political science and jurisprudence. The different points of view on the issue. Analyzes the reflection of violent crimes in the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: violence, political violence, physical coercion, the Criminal Code.
Политическое насилие - атрибут истории человечества, которую можно рассматривать как многовековую хронологию войн, восстаний, переворотов, террора. Только за последние 50 лет в мире произошло более 300 локальных войн и вооруженных конфликтов1. Не случайно насилие является объектом пристального внимания социологов, философов, культурологов, политологов и юристов.
Трудность изучения политического насилия состоит в неоднозначности понимания его сущности в российской политологии. Если обобщить различные точки зрения на эту проблему, можно выделить два основных подхода:
1. Расширительный, в соответствии с которым к политическому насилию относится все, что так или иначе ограничивает свободу и права человека, наносит ему вред. Так, А.Кугай трактует насилие, в целом, как «принудительное ограничение свободы выбора индивидуального или коллективного субъекта факторами социальной среды»2. Соответствующий акцент делается и в интерпретации автором политического насилия: «Власть накладывает свою тяжелую руку не столько на свободу действия, сколько на свободу выбора. Она усиливает политическое насилие, чтобы крепче держать массы людей на поводу внутреннего принуждения. Она окружает процесс выбирающей воли такими преградами, что только в исключительных
1 URL http://csef.ru/index.php/ru/
2 Кугай А.И. Насилие: философская позиция видения // Власть. 2013. № 2. С. 148
случаях ей приходится вторгаться в свободу действия»3.
С близких позиций анализирует политическое насилие С.Кузина. Она определяет политическое насилие как «способ институционализации общественного отношения, в ходе которого одни индивиды или группы людей с помощью различных средств внешнего принуждения и манипулирования подчиняют себе сознание, волю, способности, производительные силы, собственность и свободу других в целях овладения властью, ее удержания и функционирования»4. Из этого определения видно, что к насильственным средствам подчинения людей относится не только физическое воздействие на них. С.Кузина включает в понятие политического насилия и «структурное насилие», «предполагающее создание и наличие определенных условий и структур, ущемляющих интересы и потребности людей»5. Фактически под насилием понимается социальная несправедливость, препятствующая самореализации личности.
На наш взгляд, широкое истолкование политического насилия (как синонима вреда, ущерба, несправедливости, принуждения вообще) лишает это понятие предмета, качественной определенности, что существенным образом затрудняет его изучение и борьбу против практики насилия.
Если понимать под политическим насилием ограничение возможностей и прав личности, свободы воли, то оно растворяется в категориях «угнетение», «подавление». В этом случае глубокое и всестороннее изучение политического насилия становится трудной задачей. Более того, открывается возможность для произвольной трактовки его сущности.
Необходимость сужения объема понятия политического насилия обусловливается не только познавательными, но и практико-политическими потребностями. С последней точки зрения лишение понятия «политическое насилие» качественной определенности также создает большие трудности. Применение насилия связано с серьезными издержками, что заставляет здравомыслящих политиков стремиться к тому, чтобы, насколько это возможно, исключить его из арсенала политических средств. Однако для того, чтобы ограничить нежелательные последствия применения насилия, нужно иметь четкие представления о его сущности.
Расширительная интерпретация насилия позволяет субъектам, использующим самые варварские, антигуманные политические средства, например, терроризм, оправдывать свои действия, объявляя их ответом на «насилие» со стороны государства (при этом имея в виду социальную дискриминацию, неравенство и другие формы социальной несправедливости). Очевидно, что нельзя ставить знак равенства между дискриминацией при приеме на работу и убийством невинных людей, определяя их одним термином - «политическое насилие».
2. На наш взгляд, более адекватно отражает специфику политического насилия подход, который рассматривает его как одну из разновидностей принужде-
3 Там же. С. 147
4 Кузина С.И. Политическое насилие: природа, манифестирование и динамика в глобализирующемся мире. Автореф. дис. ... докт. полит. наук: 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2010. С. 3
5 Там же
166
ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Залысин И.Ю.
ния, а именно - физического. Как отмечает В.Н.Иванов, насилие - это «наиболее откровенное, видимое средство политического и социального господства в целом, которое в отличие от скрытых, более мягких способов властвования (манипуляция, убеждение, стимулирование) прямо и глубоко ограничивает свободу социального агента путем физического воздействия на него (ограничение свободы передвижения, временное лишение дееспособности, физическое устранение»)6.
Такое понимание насилия (подробно проанализированное в других работах автора)7, на наш взгляд, более полно отражает его специфику как политического феномена, поскольку тесно связано властью. Мир политического - это сфера жизнедеятельности, где центральное место занимают отношения индивидов и групп по поводу власти. Поэтому анализ сущности политического насилия, по нашему мнению, следует проводить с учетом его роли и места во властных отношениях.
Большинство исследователей в настоящее время сходятся в том, что власть представляет собой способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, в случае необходимости навязывая ее тем, кто является объектом властного воздействия. Очевидно, что насилие относится к средствам власти, т.е. к тем способам, с помощью которых субъект власти осуществляет свою волю.
В распоряжении субъекта власти находятся различные средства властвования (осуществления властной воли). На наш взгляд, представляется обоснованным разделить средства власти на две большие группы: во-первых, средства, рассчитанные на добровольное подчинение объекта власти субъекту; во-вторых, средства принудительного характера, к которым субъект власти прибегает в силу неравенства сторон властных отношений, несовпадения их интересов.
К основным средствам принудительного характера относятся приемы и способы властного воздействия, которые необходимы для того, чтобы заставить объект власти подчиниться против его воли. Главным мотивом выполнения распоряжений субъекта власти в данном случае является страх перед негативными санкциями, которые могут быть применены в случае непослушания. К подчинению побуждают также реальные меры давления, вынуждающие объект власти поступить определенным образом.
Существуют различные формы принуждения: психологическое, физическое, экономическое, духовное и др. На наш взгляд, насилие является разновидностью принуждения, которое предполагает физическое воздействие на объект в ходе властного взаимодействия.
Специфика насилия в отличие от других форм политического принуждения заключается в следующем. Во-первых, оно предполагает специфику объекта принуждения. Непосредственным объектом насилия выступает, прежде всего, телесная оболочка человека, его ткани. Конечно, применение насилия имеет и психологические последствия, затрагивает не только физические, но и духовные свойства человека (эмоции, чувства и т.д.).
Однако психологические последствия можно назвать хотя и важными, но вторичными эффектами насилия (за исключением одной разновидности политического
6 Иванов В.Н. Феномен терроризма // Социс. 2005. №7. С.63
7 Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социо-политический анализ. М., 2000; Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насильственные политические конфликты. М., 2007.
насилия - терроризма). Прямыми, непосредственными последствиями насилия для организма человека являются физические - телесные повреждения и даже физическая смерть.
Поскольку понятие «физический» включает в себя все, что относится к предметам и явлениям материального, вещественного мира, то объектами насилия выступают также и материальные ценности (здания, средства транспорта и т.д.), однако лишь в том случае, если воздействие на них имеет целью вынудить индивидов или социальные группы подчиниться субъекту власти.
Во-вторых, физический характер принуждения определяет сам способ воздействия на объект. Принуждая кого-то к чему-либо, субъект насилия использует возможности мышц, мускулов или орудия, которые усиливают их воздействия (подручные средства, огнестрельное оружие, отравляющие вещества и т.д.).
Актами политического насилия являются конкретные насильственные действия: убийства, избиения, принудительное задержание, пытки, взрывы, поджоги, экспроприация собственности и т.д.
Понимание насилия как угрозы или самого факта физического принуждения больше соответствует категориальному аппарату политической науки, поскольку показывает его функциональную связь с политической властью, раскрывает характер волеотношений между субъектом и объектом (воля одного навязывается воле другого), а не просто фиксирует причинение физического ущерба (физическая сила).
С учетом вышесказанного мы предлагаем следующее определение понятия «политическое насилие»: физическое принуждение или его угроза, используемые как средство навязывания воли субъекта с целью овладения властью, прежде всего государственной, ее использования, распределения, защиты.
Данное определение, на наш взгляд, отражает сложность властных отношений, разнообразие их проявлений и соответственно, многофункциональность насилия. Объект власти оказывает обратное воздействие на субъект, способен меняться с ним местами. Фактически каждое действующее лицо политики (акторы, субъекты) является субъектом власти, т.е. располагает каким-то уровнем способности реализовать свои интересы, волю в области политики. Конечно, масштабы власти у различных субъектов политики не одинаковы.
Субъекты государственной власти имеют возможность навязывать свою волю всему обществу, объем власти политических акторов, объединенных в определенные негосударственные организации, партии, движения, ограничивается главным образом их сторонниками. Вместе с тем, они в состоянии различными средствами, в том числе насильственными, воздействовать на своих политических оппонентов, пытаться навязывать им свою волю, увеличить объем власти, которой они располагают.
В определение понятия «политическое насилие» мы включаем и угрозу насилия. Применение физического принуждения и его угроза в политике тесно между собой связаны, часто дополняют друг друга, усиливая производимый эффект. Однако между ними есть и различия.
Прежде всего, они различаются по содержанию: удар в челюсть не одно и то же, что размахивание кулаком; выстрел из оружия отличается от прицеливания и крика «Руки вверх!» или «Кошелек или жизнь!».
167
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
Политические последствия использования прямого насилия и его угрозы также различны. В крайнем проявлении прямое насилие может привести к временному (арест, тюремное заключение) или полному (смерть) исключению индивидов или групп из непосредственного участия в политическом процессе. В то же время угроза насилия не обязательно предполагает устранение объекта из числа действующих лиц политики, поскольку она не лишает объект насилия возможности участвовать тем или иным образом во властных отношениях.
Политическое насилие, несанкционированное государством, рассматривается как преступление во всем мире, включая нашу страну. Поэтому уголовное право должно включать четкие определения таких преступных деяний и устанавливать наказания за их совершение.
Мы вынуждены констатировать, что в российском уголовном праве наблюдается такая же понятийная неопределенность при рассмотрении такого актуального и сложного явления, как насилие. Так, одни криминологи полагают, что характерной чертой насильственной преступности является физическое насилие или угроза его применения над личностью8.
Другие, - относят к ней деяния, предполагающие не только физическое, но и психическое воздействие на человека, совершаемое вопреки или помимо его во-ли9. Кроме того, в правоведческой литературе выделяются насильственные преступления в широком и узком смысле. Так, некоторые авторы включают в первую категорию все преступные действия, в которых насилие выступает способом посягательства10 11, а во вторую - только те, где насилие составляет один из элементов преступной мотивации.11
Уровень исследования политического насилия в теоретико-правовом аспекте еще меньше отвечает общественному запросу. Во-первых, наблюдается явный дефицит работ в этой области. Во-вторых, на наш взгляд, интерпретация политического насилия, предлагаемая авторами-правоведами, зачастую отличается неконкретностью и фрагментарностью. Характерным в этом смысле является, по нашему мнению, определение политического насилия, предлагаемое Ш.Б.Байрамовым: «...Упорядоченное воздействие
субъектов права на социально-значимые объекты, носящее асоциальный и деструктивный характер, в целях реализации и укрепления своей политической воли, характеризующееся на современном этапе скрытностью, последовательностью действий,
агрессивностью и жестокостью»12. Как мы видим, эта дефиниция отличается расплывчатостью и не выявляет специфику насилия как политического феномена.
В силу недостаточной изученности проблемы насилия, как российскими политологами, так и правоведами, это понятие, по нашему мнению, не получило адекватного отражения в Уголовном кодексе Российской
8 Селянин А.В. Криминология. URL http://be5.biz/pravo/ ksav/index.htm; Кузнецов В.К. Криминология. Новосибирск, САГС, 2003.
9 Иванова В.В. Преступное насилие. М., 2002; Кузнецов В.К. Криминология. Новосибирск, 2009; Шарапов Р. Д. Преступное насилие. М., 2009
10 Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой,
В.В.Лунеева. М., 2004. С. 303.
11 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. М., 2007. С. 562.
12 Байрамов Ш.Б. Политическое насилие и юридические способы
его предупреждения: По материалам России и стран СНГ. Авто-
реф. дисс ... канд. юр. наук: 12.00.01. Санкт-Петербург, 2006. С. 4
Федерации. Так, в УК РФ термины «насилие» и «насильственный» употребляются около семидесяти раз, однако их сущность четко не раскрывается13. Что же касается термина «политическое насилие», то он не упоминается в УК вообще.
Логически рассуждая, можно предположить, что под «насилием» в Уголовном кодексе понимается физическое воздействие на жертву преступления. Так, в ст. 116 говорится о «нанесении побоев или совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль.»14 Насилие противопоставляется другим причинам, вызвавшим состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта): «издевательству», «тяжкому оскорблению» и другим деяниям морально-психологического характера (ст. 107 УК РФ)15.
В ряде статей УК РФ (ст. 126, 162, 166, 206, 211, 221, 229, 296 и др.) говорится о применении насилия, опасного или не опасного для жизни или здоровья. И хотя конкретный смысл этого преступного деяния не раскрывается, можно сделать вывод о том, что под насилием понимаются действия, предполагающие использование физической силы, поскольку именно они в той или иной степени угрожают жизни и здоровью людей.
Таким образом, можно сделать логический вывод о том, что к преступлениям насильственного характера УК относит: убийство, умышленное причинение вреда здоровью (разной степени), побои, истязание, похищение человека, изнасилование, грабеж, разбой и другие деяния, связанные с использованием физического принуждения.
Что же касается политического насилия, то об его отражении в УК РФ мы можем судить только по косвенным признакам, поскольку, как мы отмечали выше, такой термин в нем отсутствует, как и категория «политические преступления». Вместе с тем, на наш взгляд, в УК РФ перечислены преступления, которые можно отнести к «политическому насилию».
Их отличительным признаком, наряду с использованием физического принуждения, является нацеленность на изменение или сохранение властных отношений. Можно согласиться с П.А.Кабановым, который отмечает, что политическая преступность - это деяния, совершаемые «в целях сохранения, изменения или прекращения деятельности государственных конституционных органов, политических общественных объединений, высших должностных лиц национального или иностранного государства, либо международного сообщества, либо видных общественных или политических деятелей, либо сохранения или изменения внешних или внутренних границ государства, а также полного или частичного уничтожения людей, либо их вытеснения с определенной территории по национальным, расовым, этническим, религиозным признакам или политическим убеждениям»16.
Исходя из этого критерия, на наш взгляд, разновидностями политического насилия как уголовно наказуемого деяния, прежде всего, являются преступления, включенные в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти»: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
13 Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2013.
14 Уголовный кодекс Российской Федерации. С. 64
15 Там же. С. 59
16 Кабанов П.А. Политическая преступность: понятие, сущность, виды, причины, личность политического преступника, меры противодействия (криминологическое исследование). Автореф. дисс. докт. юрид. наук: 12.00.08. Екатеринбург, 2008
168
ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Залысин И.Ю.
насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278); вооруженный мятеж (ст. 279); диверсия (ст. 281); ст. 282: возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (с применением насилия - И.З.) и др. Политическим насилием можно считать и преступления, перечисленные в разделе XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), геноцид (ст. 357) и др.
Насильственные преступления, которые имеют прямое отношение к политике, борьбе за власть, из раздела IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» («террористический акт», «захват заложника», «массовые беспорядки», «бандитизм» и др.), главы 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» («нарушение неприкосновенности жилища», «воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» и др.) также укладываются в понятие «политическое насилие».
Кроме того, политическим насилием можно, на наш взгляд, считать другие насильственные преступления, перечисленные в УК РФ, если о них говорится, что они совершены по мотивам «политической» «ненависти или вражды»: «убийство»; «умышленное причинение вреда здоровью» (тяжкого, средней тяжести, легкого); «побои»; «истязание» и др.17
Таким образом, политические преступления с использованием насилия, де-факто отражены в УК РФ, хотя они и не названы де-юре таковыми. Такое положение вряд ли можно считать нормальным. Вследствие того, что в Уголовном кодексе нет юридических дефиниций таких понятий, как "насилие" и "политическое насилие», существует опасность ошибочного определения характера и степени опасности того или иного преступления. Открывается простор для различного толкования терминов, что создает значительные трудности в реализации уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с преступным насилием, в целом, и политическим, в частности.
Список литературы:
Байрамов Ш. Байрам оглы. Политическое насилие и юридические способы его предупреждения: По материалам России и стран СНГ. Автореф. дисс ... канд. юр. наук: 12.00.01. Санкт-Петербург, 2006. 21 с.
Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социополитический анализ. М.: РОССПЭН, 2000. 328 с.
Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насильственные политические конфликты. М.: Изд-во СГУ, 2007. 205 с.
Иванова В.В. Преступное насилие: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮИ мВд РФ, Книжный мир, 2002. 83 с.
Кабанов П.А. Политическая преступность: понятие, сущность, виды, причины, личность политического преступника, меры противодействия (криминологическое исследование). Автореф. дисс... докт. юрид. наук: 12.00.08. Екатеринбург, 2008. 60 с.
Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, В.В.Лунеева. М.: Волтерс Клувер, 2004. 630 с.
Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 899 с.
Кугай А.И. Насилие: философская позиция видения // Власть. 2013. № 2. С. 145-149
17 Уголовный Кодекс Российской Федерации. С. 59, 61, 62 - 65
Кузина С.И. Политическое насилие: природа, манифестирование и динамика в глобализирующемся мире. Автореф. дис. ... докт. полит. наук: 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2010. 51 с.
Кузнецов В.К. Криминология. Новосибирск: САГС, 2003. 143 с.
Шарапов Р.Д. Преступное насилие. М.: Юрлитин-форм, 2009. 496 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Ось, 2013. 288 с.
Залысин И.Ю. Политический терроризм и его уголовно-правовая трактовка // Бизнес в законе. - 2013. -№5.
Залысин И.Ю. Идеи Г.Торо о гражданском неповиновении и современный политический процесс // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №5.
Залысин И.Ю., Жданов С.П. Использование материалов телевизионных программ при изучении дисциплин уголовно-правового цикла и политологии // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №5.
Literature list:
S. Bayram oglu Bayramov . Political violence and the legal means to prevent it : According to the materials in Russia and the CIS countries. Author. diss ... Candidate . jur. : 12.00.01 . St. Petersburg, 2006.21 .
Dmitriev AV, receding hairline IY Violence : the socio -political analysis . M. ROSSPEN , 2000.328 .
Dmitriev AV, receding hairline IY Violent political conflict . Moscow: Publishing House of the SSU , 2007.205 .
Ivanov VV Criminal violence : Textbook for High Schools . M. Law Institute of the Interior Ministry , World of Books , 2002 . 83 .
Kabanov PA Political crime: concept , nature, types , causes, political criminal personality , Countermeasures ( criminological research) . Author. diss ... Doctor . jurid. : 12.00.08 . Ekaterinburg, 2008.60 .
Criminology : A Textbook / Ed. N.F.Kuznetsovoy , V.V.Luneeva . Moscow: Wolters Kluwer , 2004.630 .
Criminology: A textbook for high schools / Ed. Ed. A.I.Dolgovoy . 3rd ed. , Rev. and add. M.: Norma , 2007 . 899 p.
Kugai AI Violence: the philosophical position of vision / / Authority . Of 2013. Number 2 . S. 145-149
Cousin SI Political violence : nature, Manifestation and dynamics in a globalizing world. Author. dis. ... Doctor . watered. Sciences: 23.00.02 . Rostov- on-Don , 2010 . 51
Kuznetsov VK Criminology . Novosibirsk Suggs , 2003 . 143 c.
Sharapov RD Criminal violence . M. Yurlitinform 2009 . 496 p .
The Criminal Code of the Russian Federation. M. : Axis of 2013. 288 .
169