модели физической подготовки для студентов военных учебных специальностей резервистов и сержантов.
Действующая учебная программа для студентов гражданских вузов не предполагает, что ее содержание не ориентировано на военно-прикладной характер учебного процесса, так как не включает прикладную часть физической подготовки, а преподают ее преподаватели, не имеющие специальной военной или физической подготовки, которые не в состоянии проводить различные прикладные части физической подготовки (рукопашный бой, преодоление препятствий, военно-прикладное плавание, ускоренные упражнения и т.д.).
В связи с этим мы пришли к выводу, что раздел профессионально-прикладной физической подготовки студентов в гражданских вузах должен быть адаптирован в соответствии с предметом обучения «Физическая подготовка» программы боевой подготовки. Список использованной литературы:
1. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
2. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34
3. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов / А.В. Караван, А.Э. Болотин - 2015. - № 9. - С. 5-7
4. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.
© Каратеев Ю.В., Косырев Е.Е., 2023
УДК 37
Федина В.А.
Магистрант ФГАО ВО «ЮФУ» АПиП г. Ростов-на-Дону, РФ Научный руководитель: Шатохина И.В.
Кандидат педагогических наук ФГАОУ «ЮФУ», доц. Кафедры нач. об. АПиП г. Ростов-на-Дону, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе - развитию связной речи учащихся. Актуальным подходом к решению данной проблемы, по мысли автора исследования, выступает использование на уроках русского языка материалов средств массовой информации. Рассмотрены понятия «речь», «прием обучения» и «метод обучения». В статье описываются результаты опытно-педагогической работы, направленной на развитие
связной речи учащихся экспериментального начального класса.
Ключевые слова
Речь, связная речь, младший школьник, развитие речевой деятельности, развития связной речи, средства массовой информации, начальная школа.
Развитие связной речи учеников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Речь - основа умственной деятельности, важнейшее средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь учащегося - показатель его умственного развития.
Успехи учащегося в построении связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию у школьников полноценного навыка чтения.
Развитие связной речи младших школьников невозможно без применения особых приёмов обучения и методов обучения.
Метод обучения - способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, совокупность приемов обучения. Приём обучения - это операция, при помощи которой происходит реализация метода обучения.
По мнению Леушиной А.М., чтобы школьник умел говорить хорошо, живо, эмоционально и интересно, чтобы у него возникло стремление улучшать свою речь, надо ввести его в роль увлекательного рассказчика, который умеет передать мысль простыми словами [2]. Речь возникает из потребности высказываться, а высказывание человека порождается определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ученика есть не только мысли и чувства, но и то, чем ему хочется поделиться, у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных методов и приемов.
Среди факторов, оказывающих огромное влияние на школьное образование и личность обучающихся, - средства массовой информации (СМИ), претерпевшие изменения в условиях цифровизации и получившие дополнительные инструменты воздействия на образование и его субъектов. Проблема влияния средств массовой информации (интернета, телевидения и радио) на речевое развитие подрастающего поколения поднимается в исследованиях И.Б. Маньяковской, Ю.А. Разинова, А.Я. Флиера. Опыт противостояния средствами образования негативному воздействию фактора СМИ, а также использования его, несомненно, обладающего развивающим потенциалом, уже имеется и представлен в работах учителей начальной школы, среди которых, В.В. Весельева, И.В. Комакова, Л.А. Магомедова.
Изучение теоретических основ исследования позволило нам организовать опытно-экспериментальную работу с целью выявления исходного уровня развития связной речи младших школьников.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Школа 99» г. Ростов-на-Дону. Обследовались учащиеся экспериментального 3 «А» и контрольного 3 «Б» класса, в обследовании участвовало 44 ученика (по 22 ученика в каждом классе).
Для выявления показателей связной речи младших школьников и уровня их развития использовалась диагностика развития связной речи младших школьников Е. В Мальцевой [4].
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение диагностического задания, равно 10, минимальное — 0.
Уровни развития связной речи учащихся определялись в соответствии со следующими
критериями:
Максимальная сумма баллов - 10 баллов соответствует очень высокому уровню развитию связной речи (О.В.).
От 8 до 9 баллов соответствует высокому уровню развития связной речи (В).
От 4 до 7 баллов -средний уровень развития связной речи (С).
От 2 до 3 баллов - низкий уровень развития связной речи (Н).
От 0 до 1 балла - очень низкий уровень развития связной речи (О.Н.).
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы разработали и апробировали на уроках русского языка систему речевой работы, построенную с использованием материалов средств массовой информации и направленную на развитие связной речи учащихся экспериментального начального класса.
Система обучения русскому языку складывалась из следующих компонентов: целевой, предполагавший развитие у учеников речевой потребности и компетентности; содержательный, складывавшийся из речевых заданий, построенных на материале СМИ (интерактивные кроссворды; скороговорки на образовательной платформе «Учи.ру»; речевые учебные карточки сервиса «Яндекс.Учебник»; упражнения детского тренажера «Легко сказать» и пр.); процессуальный (использование возможностей цифровых средств массовой информации; организация речевой работы в групповой и парной формах; применение интерактивных коммуникативных игр); диагностический, складывавшийся из методик изучения способности младших школьников к построению связного высказывания, адресованного коммуниканту.
Наглядно динамика развития связной речи учащихся начальных классов представлена на следующей диаграмме:
Диаграмма 1
70 60 50 40 30 20 10 0
Динамика развития связной речи младших
школьников
9
14
18
14
Очень высокий
18
32
14
Высокий
23
46
54
59
45
22
9 14 Низкий
4
Средний
. Констатирующий эксперимент(экспериментальный класс) Контрольный эксперимент(экспериментальный класс) Констатирующий эксперимент(контрольный класс) Контрольный эксперимент(экспериментальный класс)
5 0 0 0 Очень низкий
Из результатов эксперимента видно, что уровень развития связной речи учащихся экспериментальной и контрольной групп значительно повысился. Однако дети экспериментальной группы показали уровень развития связной речи выше, чем дети контрольной группы. Сравнение результатов уровней связной речи, полученных до проведения констатирующего эксперимента, и результатов после проведения формирующей речевой работы с использованием возможностей СМИ позволяет сделать вывод о том, что в экспериментальном классе, где проводилась речевая работа,
уровень развития связной речи резко возрос. Учащиеся лучше формулируют предложения, они стали выстраивать их более последовательно и логично, употребляя средства выразительности, более четко и ясно отвечают на поставленные вопросы. Обогатился количественно и качественно лексический запас школьников. Они стали использовать большее количество слов разных частей речи, а также синонимов, омонимов и антонимов.
Таким образом, наличие более ярко выраженной положительной динамики в развитии связной речи учащихся экспериментального класса говорит об эффективности разработанной нами системы речевой работы, построенной с использованием возможностей и материалов СМИ. Список использованной литературы:
1. Понятие связной речи [Электронный ресурс] // Психология: науч.-метод. журн. - 2010. - №2. - режим доступа: https://poisk-ru.ru/s10121t1.html - (Дата обращения: 12.01.2023).
2. Применение ИКТ в развитии связной речи младших школьников [Электронный ресурс] // Начальное образование: науч.-метод. журн. - 2015.- №3. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/556678/ -(Дата обращение: 12.01.2023).
3. Речевое развитие детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/rechevoe-razvitie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta_9982.htm (Дата обращения: 17.03.2023).
4. Юртаев С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку / С.В. Юртаев. - 5-е изд., перераб. и доп.- Орск.: ОГТИ, 2011. - 252 с.
© Федина В.А., 2023
УДК 796.01
Шебештин О.Э.
Преподаватель
ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ Ветохин А.Н. Преподаватель
ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ Харсеев Ю.В. Преподаватель
ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ
ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЗРЕНИЕ Аннотация
Спорт, как и физическая культура, в настоящее время помогает людям избавиться от ряда проблем со здоровьем, а также приостановить развитие ряда заболеваний, в том числе связанных со зрением. В настоящей статье будет рассмотрено влияние занятий спортом на зрение.
Ключевые слова: Спорт; физическая культура; зрение, здоровье