Научная статья на тему 'Использование массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза'

Использование массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухин С. А.

В последнее время все более популярными становятся массовые открытые онлайн курсы. В статье представлены промежуточные результаты внедрения их в образовательный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза»

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© 2016 С. А. Золотухин

канд. пед. наук,

доцент кафедры непрерывного педагогического образования e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В последнее время все более популярными становятся массовые открытые онлайн курсы. В статье представлены промежуточные результаты внедрения их в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова: информатизация образования, массовые открытые онлайн курсы, инновации в образовании.

Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC, от англ. massive open online course) один из самых значительных трендов современного образования [Конанчук, Волков 2013]. MOOC - особый вид интернет-обучения, построенный по принципам открытого обучения, предполагающим широкую свободу при поступлении (зачислении) на MOOC, обучение с любого уровня, обучение, свободное для выбора условий обучения, направленное на саморазвитие обучающегося, и ряда других. Возникновение термина, как и самой философии MOOC, приписывают канадским коннективистам под руководством Джорджа Сименса [Cormier, Siemens 2010]. В целом MOOC направлен на привлечение всех заинтересованных лиц для расширения границ своей образовательной практики.

В настоящее время MOOC обособился в качестве двух основных своих направлений: коннективисткий MOOC (cMOOC) и станфордский (коммерческий) MOOC (xMOOC). Ранее нами подробно рассмотрены характеристики cMOOC:

• опора на свободно распространяемое программное обеспечение Веб 2.0;

• основной учебный контент обучающиеся самостоятельно агрегируют из открытых источников;

• преподаватель выполняет роль организатора и фасилитатора обучения;

• обучающиеся берут на себя большую ответственность за собственное обучение и его контроль.

Отличительными характеристиками xMOOC называются следующие:

• реализуются на базе специального программного обеспечения, разработанного сторонними разработчиками или крупными университетами;

• более академическое представление контента (как правило, видеоконтента);

• более академические роли обучающихся и преподавателей (инструкторов) [Золотухин 2015].

Важной составляющей MOOC является его результативность при использовании в образовательном процессе как в инфернальном контексте, так и в традиционном университетском образовании. С целью проверки эффективности массовых открытых онлайн-курсов нами проводится фоновый эксперимент, который является частью исследовательской работы, посвященной интеграции формального и информального обучения в вузе. В данной статье представлены промежуточные результаты, полученные в период с 2011 по 2015 г. В этот период в данном эксперименте приняло

участие 1394 человека. Из них 1282 человека - интернет-обучающиеся бесплатного MOOC «Moodle 2 для новичков» (URL доступа: www.udemy.com/moodlefree). Остальные 112 человек - студенты, обучающиеся по направлению магистерской подготовки «Педагогическое образование» очной и заочной формы обучения индустриально-педагогического факультета (программы «Менеджмент в образовании» и «Допрофессиональное образование») и по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование (профиль математика - физика)» факультета физики, математики, информатики Курского государственного университета. Фоновый эксперимент являлся линейным.

На первом этапе (2011-2013 гг.) фонового эксперимента проводилась работа по подбору содержания и разработке учебного содержания (контента) для массового открытого онлайн курса. По завершении данного этапа было подготовлено 4 MOOC:

• Разработка электронного учебника с помощью eAuthor и Courselab;

• Moodle 2 для новичков;

• Разработка заданий в тестовой форме: практические аспекты;

• Создание сайта образовательного учреждения с помощью WordPress.

Для публикации MOOC нами была выбрана платформа Udemy, которая реализует философию xMOOC. Самым распространенным методом представления информации в xMOOC является скринкаст (screencast), который представляет собой видео, записанное с экрана монитора (демонстрация действий с компьютерной программой), или запись презентации. Иногда скринкасты дополняются записью «говорящих голов», вставленной по принципу «картинка в картинке» (picture-in-picture). Для скринкастов характерны простота исполнения, наглядность демонстрации действий, но также некоторое однообразие и скудность видеоряда, что негативно сказывается на удержании внимания и концентрации зрителя.

Возвращаясь к Udemy, следует отметить, что на платформе можно публиковать:

• аудиофайлы;

• видеофайлы;

• текст;

• документы (PDF);

• презентации (PDF);

• смешанное содержимое - совмещение презентации и видеоряда.

Кроме этого, существует возможность добавлять дискуссии, файлы для загрузки, проводить тестирование и ряд других функций.

MOOC Udemy могут быть четырех видов: платными, бесплатными, студенты могут быть записаны преподавателем или необходим пароль для записи на курс.

Udemy имеют четкие требования к структуре курса: каждый курс, помимо названия, должен содержать:

• описание целей и навыков, которые приобретут обучающиеся в ходе освоения курса;

• описание целевой аудитории;

• описание начальных требований к освоению курса;

• краткое (до 300 слов) описание курса;

• качественное изображение (обложка) курса;

• промовидео;

• учебное содержимое.

Материалы курса разбиваются по разделам, каждый их которых содержит неограниченное количество лекций (как правило, видеолекций); раздел может содержать требования к освоению.

Кроме того, Udemy предъявляет минимальные требования к создаваемому MOOC:

• один раздел;

• пять лекций (скринкастов);

• продолжительность видеоконтента - 30 минут;

• 60% контента должно быть представлен HD видеоматериалами; при этом

продолжительность видео должна быть 2-10 минут, но не более 20 минут.

После того как автор создал свой курс, он отправляет его на внутреннюю проверку Udemy, которая оценивает материалы на плагиат и инструментальное качество.

Разработанные нами xMOOC имели открытый доступ в Интернете, благодаря чему на наши курсы за 4 года записалось около 3000 человек (включая 112 участников эксперимента).

Для определения качества разработанных нами курсов мы использовали внутреннюю статистику Udemy. Покажем это на примере МООС курса «Moodle 2 для новичков».

Данный курс был опубликован в 2013 г. (URL доступа: www.udemy.com/moodlefree) и на конец 2015 г. имел 1282 зарегистрированных пользователя. Курс был оценен пользователями по 5-балльной шкале в 4,8 балла, что выше среднего по разделу «Языки программирования», в котором опубликован этот МООС.

Для определения качества курса мы, используя метод укрепления интервалов, выделили 5 групп с интервалом прогресса обучения в 20%. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение слушателей MOOC курса по прогрессу обучения

Прогресс изучения (в %) Количество слушателей Количество слушателей (в %)

0-20% 862 67,23%

20-40% 69 5,38%

40-60% 24 1,87%

60-80% 22 1,71%

80-100% 305 23,79%

Из таблицы и рисунка 1 видно, что курс имеет большой показатель отказов, то есть тех слушателей, прогресс изучения курса которых не превышает 20%. Одна из причин такого показателя, по нашему мнению, заключается в новизне хМООС -многие слушатели записываются на курс из-за любопытства. Как только данные пользователи прояснили для себя основные принципы построения МООС, они самоотчисляются, так как предметное изучение курса не входило в их первоначальные планы. Другая причина - отсутствие обязательного изучения разделов курса. Другими словами, слушателям не обязательно изучать все видеолекции. Как мы выше подчеркивали, степень участия обучающихся в информальном обучении определяется конкретными аспектами решения той или иной личностно значимой проблемы, степенью их интереса и т.д. Поэтому обучающиеся в ИФО могут ограничиться изучением небольшого количества учебного содержания сайта, блога, МООС.

Более важным, по нашему мнению, является количество слушателей, прогресс изучения которых составил 100%. В нашем случае это 286 обучающихся, или 22,3%. Выше мы указывали, что 5-10% слушателей, освоивших все учебные элементы МООС,

является типичным случаем для данной ситуации. С этих позиций наш курс имеет высокий показатель качества.

Следующий показатель, который мы исследовали, - динамика записи пользователей на хМООС. Мы сравнили данные, полученные в течение года (в период с декабря 2014 г. по декабрь 2015 г.). Полученные данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика записи пользователей хМООС «Моос11е 2 для новичков»

Как видим, со второй половины 2015 г. динамика записи обучающихся на курс возросла. Для подтверждения нашего вывода мы рассчитали линейный тренд по формуле:

у(х) = а + Ьх, (1)

где у - это количество зарегистрированных пользователей, х - номер периода (порядковый номер месяца), а - точка пересечения с осью у на графике (минимальный уровень); Ь - это значение, на которое увеличивается следующее значение временного ряда.

Используя эту формулу, мы получили уравнение тренда:

у = 7,4451х +23,577,

после чего нами было рассчитано значение тренда для временного диапазона с декабря 2014 г. по июль 2016 г. Полученные данные представлены в таблице 2.

Значения линейного тренда, представленные в таблице, подтверждают наш вывод о положительной динамике регистрации слушателей на наш хМООС.

Таблица 2.

Значение линейного тренда динамики записи слушателей на хМООС «Моос11е 2

для новичков»

Порядковый Месяц, год Количество Значение линейного тренда

номер месяца зарегистрированных пользователей

1 Декабрь 2014 61 31,02198

2 Январь 2015 72 38,46703

3 Февраль 2015 89 45,91209

4 Март 2015 43 53,35714

5 Апрель 2015 45 60,8022

6 Май 2015 32 68,24725

7 Июнь 2015 39 75,69231

8 Июль 2015 29 83,13736

9 Август 2015 53 90,58242

10 Сентябрь 2015 44 98,02747

11 Октябрь 2015 95 105,4725

12 Ноябрь 2015 251 112,9176

13 Декабрь 2015 131 120,3626

127,8077

135,2527

142,6978

150,1429

157,5879

165,033

172,478

Важным представляется и такой показатель оценки курса, как уровень привлекательности лекции. Иёешу определяет данный показатель как соотношение (в процентах) между активными слушателями и слушателями, которые завершили прослушивание лекции (скринкаста) до конца. Данный показатель рассчитывается для каждой лекции (пример см. на рисунке 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Лекция 26: База данных в МоосПе 2

Из всех активных слушателей 133 начали и 106 завершили прослушивание лекции. Процент просмотров до

конца для этой лекции 80% .

Не прослушанные до конца лекции

Чтобы увидеть, где слушатели взаимодействуют с вашей лекцией, нажмите на воспроизведение.

00:00 минут(ы)

задействовано 100% слушателей

00:00 04:13

Рис. 2. Пример рассчитанного уровня привлекательности лекции (скринкаста) «Учебный элемент "База данных" в МооШе 2»

Средний уровень привлекательности лекций в МООС «МооШе 2 для новичков» составил 90%, что также говорит о высокой востребованности представленного материала. На рисунке 3 показан уровень привлекательности для каждой лекции (скринкаста) данного курса. Подобная аналитика может использоваться для различных целей, в том числе для определения невостребованных лекций или лекций, которые нуждаются в доработке.

Уровень привлекательности лекций

о%

20%

40%

Лекция 1. Создание категории и курса в Moodle 2 Лекция 3. Добавление гиперссылки в Moodle 2 Лекция 5. Управление ресурсами в Moodle 2 Лекция 7. Как добавить файл и папку в Moodle 2 Лекция 9. Пояснение в курсе Moodle 2 Лекция 11. Общие установки лекции Moodle 2

Лекция 15. Как добавить тестовые задания в лекцию Лекция 17. Общие установки теста в Moodle 2 Лекция 19. Тестовые задания в Moodle 2. Часть 2 Лекция 21. Тестовые задания в Moodle 2. Часть 4 Лекция 23. Задание в Moodle 2 Лекция 25. Как добавить IMS Content Package в Moodle 2 Лекция 27. Анкеты и опросы в Moodle 2 Лекция 29. Wiki в Moodle 2 Лекция 31. Глоссарий в Moodle 2 Лекция 33. Назначение ролей в Moodle 2 Лекция 35. Массовая загрузка пользователей и запись в Лекция 37. Резервное копирование в Moodle 2 Лекция 39. Настройки активити и ресурсов в Moodle 2 по Лекция 41. Moodle и ЯндексДиск Лекция 43. Moodle и SkyDrive

60% 80% — 62%

100%

120%

81% 87% 87% 89% 91% 91% 89% ! 95% —!— 94% —• 89% 90% 91% 93% 94% 93%

— 87% 87%

93% 94% 92% 92%

— 88%

91% 92% 91% I 90% 92% 92% 94% — :88%

— 94%

— 91%

— 89%

— 89%

— ¡38% 89%

91% 94% 92%

8?%

95%

91%

98%

Рис. 3. Уровень привлекательности видеолекций курса «Моос11е 2 для новичков»

Кроме того, для оценки качества разработанного нами курса мы использовали данные опроса пользователей курса, который Ь'ёету использует для независимой оценки курса. Результаты опроса представлены на рисунке 4.

Отзывы слушателей

Узнайте с помощью опросов 11с1ету. что о вашем курсе говорят слушатели.

All Time

Все отлично!

67%

Среднее от Языки программирования курсы 30%

Нейтрально

14%

Нуждается в доработке

19%

Рис. 4. Результаты опроса Шету относительно качества курса «Моос11е 2 для новичков»

Как видно из рисунка, в опросе приняли участие 283 пользователя курса, из них 67% считают, что курс выполнен на высоком уровне, 14% оценили курс нейтрально и 19% респондентов отметили, что курс нуждается в доработке. В качестве мер доработки студенты-пользователи порекомендовали улучшить структуру курса и добавить более подробное описание ожидаемых результатов освоения разделов MOOC.

Таким образом, разработанные нами MOOC курсы имеют относительно высокий уровень востребованности и качества. Следующей задачей, которая решается в ходе нашего исследования, является интеграция информальной составляющей MOOC в образовательную структуру вуза.

Библиографический список

Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия. Екатеренбург: Изд. дом «Ажур», 2015. №4 (56). С. 97-103.

Конанчук, Д., Волков, А. Эпоха гринфилда, в образовании [электронный ресурс]. М.: Центр обр. разработок Московской шк. упр. СКОЛКОВО (SEDeC), 2013. - 52 с. Режим доступа: URL http://bit.ly/1JOkpMb (дата обращения: 22.04.2014).

Cormier D., Siemens G. Through the open door: open courses as research, learning, and engagement // EDUCAUSE Review. 2010. 45(4): 30-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.