Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Александр Владимирович, Халилова Альфия Фаридовна, Кашкин Дмитрий Александрович, Пророкова Алла Геннадьевна, Халиуллин Роберт Хазиахметович

Ускорение развития науки и технологических процессов производственной сфере требуют значительного количественного роста высококвалифицированных кадров. Сегодня наблюдается дефицит двигательной активности у большинства студентов в течение 80,0 % времени учебного года. Активизировать двигательную активность студентов можно с помощью специально подобранных физических упражнений. Экспериментальная методика предусматривала выполнение студентами самостоятельной работы не менее 3 раз в неделю в свободные от учебы часы, а также выполнения специально подобранных комплексов упражнений малых форм активного отдыха на теоретических занятиях по другим предметам. Относительно показателей силовой подготовки, то наблюдалось значительное преимущество юношей экспериментальной группы в отношении юношей контрольной. Так, если показатели юношей экспериментальной группы составили 12,2±0,77 раза, то юноши контрольной группы показали лишь 7,6±0,68 раза. Отличие юношей экспериментальной группы по отношению к показателям юношей контрольной группы подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р < 0,001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Александр Владимирович, Халилова Альфия Фаридовна, Кашкин Дмитрий Александрович, Пророкова Алла Геннадьевна, Халиуллин Роберт Хазиахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SMALL FORMS OF ACTIVE RECREATION IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY

The acceleration of the development of science and technological processes in the production sector requires the significant quantitative growth of highly qualified personnel. Today, there is a lack of motor activity in most students during 80.0% of the academic year. It is possible to activate students' motor activity with the help of specially selected physical exercises. The experimental methodology provided for students to perform independent work at least 3 times a week in their free hours, as well as performing specially selected sets of exercises of small forms of active recreation in theoretical classes in other subjects. Regarding the indicators of strength training, there was a significant advantage of the boys of the experimental group in relation to the boys of the control group. So, if the indicators of the boys of the experimental group were 12.2±0.77 times, then the boys of the control group showed only 7.6±0.68 times. The difference between the boys of the experimental group in relation to the indicators of the boys of the control group is confirmed by a high degree of statistical reliability (p < 0.001).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

населения, обоснования статистических нормативов (моделей) для разных возрастных групп, определения коэффициентов значимости выделенных свойств личности и разработки соответствующего программного обеспечения.

Финансирование. Данная работа выполнена в ГНЦ РФ ИМБП РАН по теме - 64.1 в рамках государственной программы научных исследований РАН.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - Москва : ТВТ Дивизион, 2017. - 328 с.

2. Орлов, В.А. Психофизический профиль и деятельностный потенциал человека - концепция цифрового подхода / В.А. Орлов, О.В. Стрижакова, О.Б. Фетисов // Физиология человека. -2020. - № 4. - С. 63-70.

3. Стрижакова О.В. Концепция численной оценки психофизического потенциала человека / О.В. Стрижакова, В.А. Орлов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - C. 6-8.

4. Фрейд З. Юнг К. Опасные желания. Что движет человеком? / З. Фрейд, К. Юнг. -Москва : Родина, 2020. - 288 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (2017), On dexterity and its development, TVT Division, 2017, Moscow.

2. Orlov, V.A. Strizhakova, O.V. and Fetisov, O.B. (2020), "Psychophysical profile and human activity potential - the concept of a digital approach", Human Physiology, No.4, pp. 63-70.

3. Strizhakova, O.V. and Orlov, V.A. (2020), "The concept of numerical assessment of a person's psychophysical potential", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 6-8.

4. Freud, Z. and Jung, K. (2020), Dangerous desires. What motivates a person?, Rodina, Moscow.

Контактная информация: striz13@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2022

УДК 796.012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Альфия Фаридовна Хали-лова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Кашкин, старший преподаватель, Алла Геннадьевна Пророкова, старший преподаватель, Роберт Хазиахметович Халиуллин, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

Ускорение развития науки и технологических процессов производственной сфере требуют значительного количественного роста высококвалифицированных кадров. Сегодня наблюдается дефицит двигательной активности у большинства студентов в течение 80,0 % времени учебного года. Активизировать двигательную активность студентов можно с помощью специально подобранных физических упражнений. Экспериментальная методика предусматривала выполнение студентами самостоятельной работы не менее 3 раз в неделю в свободные от учебы часы, а также выполнения специально подобранных комплексов упражнений малых форм активного отдыха на теоретических занятиях по другим предметам. Относительно показателей силовой подготовки, то наблюдалось значительное преимущество юношей экспериментальной группы в отношении юношей контрольной. Так, если показатели юношей экспериментальной группы составили 12,2±0,77 раза, то юноши контрольной группы показали лишь 7,6±0,68 раза. Отличие юношей экспериментальной группы по отношению к показателям юношей контрольной группы подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р < 0,001).

Ключевые слова: активный отдых, студенты, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p307-311

USE OF SMALL FORMS OF ACTIVE RECREATION IN PHYSICAL EDUCATION

CLASSES AT THE UNIVERSITY Alexander Vladimirovich Petrov, the senior teacher, Alfiya Faridovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Dmitriy Alexandrovich Kashkin, the senior teacher, Alla Gennadievna Prorokova, the senior teacher, Robert Khaziahmtovich Khaliullin, the senior teacher, Kazan National Research Technological University

Abstract

The acceleration of the development of science and technological processes in the production sector requires the significant quantitative growth of highly qualified personnel. Today, there is a lack of motor activity in most students during 80.0% of the academic year. It is possible to activate students' motor activity with the help of specially selected physical exercises. The experimental methodology provided for students to perform independent work at least 3 times a week in their free hours, as well as performing specially selected sets of exercises of small forms of active recreation in theoretical classes in other subjects. Regarding the indicators of strength training, there was a significant advantage of the boys of the experimental group in relation to the boys of the control group. So, if the indicators of the boys of the experimental group were 12.2±0.77 times, then the boys of the control group showed only 7.6±0.68 times. The difference between the boys of the experimental group in relation to the indicators of the boys of the control group is confirmed by a high degree of statistical reliability (p < 0.001).

Keywords: active recreation, students, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение развития науки и технологических процессов производственной сфере требуют значительного количественного роста высококвалифицированных кадров. При этом возрастает значение всесторонней подготовки студентов, поскольку ее результат осуществляет весомое влияние на сокращение периода освоения специальности, повышение производительности труда, активизацию профессиональной мобильности. Следует добавить, что физической подготовке в данном вопросе отводится ключевая роль, что и обусловливает необходимость модернизации занятий физической культурой в вузе.

Исследования многих авторов доказывают, что общая двигательная активность студентов во время теоретических учебных занятий составляет 56,0-65,0%, а во время зачетной и экзаменационной сессии и того меньше - 39,0-46,0% от ее должного уровня [1, 2]. Но именно уровень физической нагрузки во время каникул отражает естественную потребность молодежи в движениях. Итак, сегодня наблюдается дефицит двигательной активности у большинства студентов в течение 80,0% времени учебного года. Вместе с тем наблюдаются чрезвычайно низкие физические нагрузки у студентов. В течение дня они выполняют до 38 тысяч локомоций [1].

Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит во время активного отдыха [1, 2]. Активизировать его можно с помощью специально подобранных физических упражнений [2].

Целью настоящей работы являлось оценка эффективности использования малых форм активного отдыха на занятиях физической культурой в вузе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте, проведенном на базе ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» приняли участие 216 студентов факультета дизайна и программной инженерии.

В программу занятий физической культурой были включены различные формы занятий физическими упражнениями во время учебного процесса: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. С их помощью осуществляется разностороннее влияние на организм студентов, предупреждается или снимается усталость [1, 2]. Физическая активность как норма и составная часть здорового образа жизни каждого студента может быть реализована в течение учебного дня в виде выполнения кратковременных комплексов упражнений (физкультурные минутки или физкультурные микропаузы) или в отдельном более длительном занятии.

Для продуктивного умственного труда необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 минут, кроме того занятия в спортивных секциях или самостоятельные занятия физическими упражнениями не менее 2-3 раз в неделю по 40-90 минут.

В самостоятельных занятиях необходимо широкое использование средств физического воспитания для всестороннего физического развития, а также упражнений направленного (специфического) воздействия, которые оказывают влияние на сосудистую систему головного мозга. К ним относят дыхательную гимнастику, упражнения для органов зрения, для релаксации, процедуры закаливания и тому подобное.

В течение учебного дня следует выполнять 1 -2 физкультурные паузы, каждую в течение семь-восемь минут, 2-3 физкультурные минутки по полторы-две минуты каждую и 4-6 физкультурные микропаузы по 20-30 секунд каждую. В целом в течение учебного дня на активный отдых необходимо потратить 16-20 минут.

Ниже приведены рекомендации для самостоятельного выполнения физических упражнений во время образовательного процесса, которыми могут воспользоваться соискатели высшего образования. При выполнении комплексов физкультурной паузы за счет повышения двигательной активности, происходит стимуляция деятельности основных систем организма, снимается общее утомление, что способствует поддержанию умственной работоспособности на определенном уровне.

Учебный процесс по экспериментальной методике проводился с использованием элементов атлетической гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр. В программу занятий включались упражнения для повышения двигательных и функциональных возможностей с использованием строго дозированной нагрузки умеренной интенсивности с большим количеством двигательных переключений.

Для определения физического и функционального состояния студентов в начале и в конце эксперимента проводился этапный (предварительный и заключительный) контроль. Оценка их состояния в ходе эксперимента осуществлялась с помощью оперативного и текущего контроля.

Этапный контроль заключался в комплексном обследовании уровня физической и функциональной подготовленности, качества усвоения и управления движениями, резервных возможностей моторной системы студентов в начале и в конце учебного года.

Оперативный контроль заключался в том, что в течение отдельного занятия контролировалось функциональное состояние, реакция организма на физическую нагрузку. Исследовалась пальпаторно ЧСС, измерялось артериальное давление, обращалось внимание на состояние кожаных покровов, головокружение, появление ощущения усталости, снижение внимания, расстройство координации и тому подобное. Во время регулярного контроля и учета самочувствия определялась целесообразность выполнения объема физической нагрузки, интенсивность, интервалы отдыха, характер восстановления и т. п.

Текущий контроль включал: анализ количества проведенных занятий за определенный период, выполненный объем и интенсивность работы, изменения в физическом развитии и физической подготовленности, функциональном состоянии, качества овладения локальными и региональными движениями. Такой анализ способствовал определению правильности планирования объема физической нагрузки, вносить при необходимо-

сти те или иные коррективы.

Эффективность влияния экспериментальной методики мы оценивали на основе изучения степени и вероятности изменений исследуемых показателей относительно исходных, при сопоставлении полученных результатов в двух сравниваемых группах - экспериментальной и контрольной. Основная идея экспериментальной методики, в отличие от традиционной методики преподавания учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорт», заключается в следующем:

- во-первых, использовался индивидуальный метод с применением комплексов упражнений базовой программы CrossFit с учетом пола, уровня здоровья и физической подготовленности студентов.

- во-вторых, широко и эффективно применялся круговой метод, особенно во время занятий в тренажерном зале;

- в-третьих, наряду с учебными занятиями по физическому воспитанию по расписанию проводились дополнительные самостоятельные занятия на стадионе университета не менее раза в неделю, а также занятия оздоровительным бегом в ландшафтном парке с выполнением физических упражнений по круговым методом и с использованием рельефа местности, деревьев, валунов, пней, оборудование малых архитектурных форм Горкинско-Ометьевского лесопарка, но в присутствии научно-педагогического работника кафедры физического воспитания;

- в-четвертых, студентами на теоретических занятиях, а также во время самостоятельной подготовки по теоретическим дисциплинам, использовались специально разработанные комплексы физических упражнений малых форм активного отдыха; в-пятых, предусматривалось активное участие студентов в физкультурно-спортивных мероприятиях заведения высшего образования с последующим участием их в районных и городских соревнованиях.

Кроме этого, студентам рекомендовалось посещать плавательный бассейн Казанского национального исследовательского технического университета им А. Н. Туполева.

Периодичность проведения плановых практических занятий по физическому воспитанию была предусмотрена дважды в неделю общим объемом 4 академических часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На этапе разработки методической системы построения схемы физического воспитания были решены следующие задачи:

- оценка научно-педагогическими работниками кафедры физического воспитания и самооценка студентов, достигнутых в процессе обучения результатов;

- установление их соответствия поставленной цели;

- выявление признаков и причин отклонений от поставленной цели;

- согласно выполненным задачам определения новой цели.

Было предусмотрено проведение одновременного контроля научно-педагогических работников за ходом выполнения поставленных задач и самоконтроль студентов, который заключался в способности относительно адекватной самооценки сформированных у студентов знаний, умений и навыков. Вследствие чего происходило осознание студентами личностной значимости практической деятельности. Контроль и самоконтроль способствовали осуществлению обратной связи в процессе физического воспитания.

Экспериментальная методика предусматривала выполнение студентами самостоятельной работы не менее 3 раз в неделю в свободные от учебы часы, а также выполнения специально подобранных комплексов упражнений малых форм активного отдыха на теоретических занятиях по другим предметам.

Относительно показателей силовой подготовки, то наблюдалось значительное преимущество юношей экспериментальной группы в отношении юношей контрольной. Так, если показатели юношей экспериментальной группы составили 12,2±0,77 раза, то юноши

контрольной группы показали лишь 7,6±0,68 раза. Отличие юношей экспериментальной группы по отношению к показателям юношей контрольной группы подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р<0,001).

ЛИТЕРАТУРА

1. Фазлеева Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.

2. Васенков Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.

REFERENCES

1. Fazleeva, E.V. and Vasenkov, N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.

2. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 65-68.

Контактная информация: petrov83_83@internet.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 373.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ

РЕБЁНКА 7-8 ЛЕТ

Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар; Нэлли Григорьевна Саркисова, кандидат педагогических наук, доцент, Юруслан Ахметович Джаубаев, кандидат педагогических наук, доцент, Фатима Даутовна Джирикова, кандидат педагогических наук, доцент, Рашид Султанович Джириков, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, Карачаевск

Аннотация

Гуманизация образования предполагает создание условий для всестороннего развития личности ребёнка не только в интеллектуальной, но и в двигательной сфере. В этой связи актуализируются поиски путей содействия развитию двигательной (физической) одаренности ребенка, которое может быть реализовано посредством педагогической поддержки. Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка содержания педагогической поддержки двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет. Новизна исследования заключается в разработке и апробации эффективности программы «Развитие двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет», содержание которой составляют комплексы игровых упражнений, позволяющие обеспечить взаимосвязанное развитие познавательных и двигательных (физических) качеств ребёнка. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной программы и способов диагностики уровня развития двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет.

Ключевые слова: ребёнок 7-8 лет, двигательная (физическая) одаренность ребенка, педагогическая поддержка, авторская программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p311-316

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE MOTOR GIFTEDNESS OF CHILD AGED 7-8

YEARS OLD

Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University, Krasnodar; Nellie Grigorievna Sarkisova, the candidate of pedagogical sciences, do-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.