Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА 7-8 ЛЕТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА 7-8 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЁНОК 7-8 ЛЕТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ (ФИЗИЧЕСКАЯ) ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Саркисова Нэлли Григорьевна, Джаубаев Юруслан Ахметович, Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович

Гуманизация образования предполагает создание условий для всестороннего развития личности ребёнка не только в интеллектуальной, но и в двигательной сфере. В этой связи актуализируются поиски путей содействия развитию двигательной (физической) одаренности ребенка, которое может быть реализовано посредством педагогической поддержки. Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка содержания педагогической поддержки двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет. Новизна исследования заключается в разработке и апробации эффективности программы «Развитие двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет», содержание которой составляют комплексы игровых упражнений, позволяющие обеспечить взаимосвязанное развитие познавательных и двигательных (физических) качеств ребёнка. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной программы и способов диагностики уровня развития двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Саркисова Нэлли Григорьевна, Джаубаев Юруслан Ахметович, Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE MOTOR GIFTEDNESS OF A CHILD 7-8 YEARS OLD

The humanization of education presupposes the creation of conditions for the all-sided development of the child's personality not only in the intellectual, but also in the motor sphere. In this regard, the search for ways to contribute to the development of the child's motor (physical) giftedness, which can be realized through pedagogical support, is being actualized. The purpose of the study: scientific substantiation and experimental verification of the content of pedagogical support for motor giftedness of the 7-8-year-old child. The novelty of the research lies in the development and testing of the effectiveness of the program "Development of motor giftedness of a child of 7-8 years", the content of which consists of complexes of game exercises that allow for the interrelated development of cognitive and motor (physical) qualities of a child. The practical significance lies in the possibility of using the developed program and methods for diagnosing the level of development of motor giftedness of the 7-8-year-old child.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА 7-8 ЛЕТ»

контрольной группы показали лишь 7,6±0,68 раза. Отличие юношей экспериментальной группы по отношению к показателям юношей контрольной группы подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р<0,001).

ЛИТЕРАТУРА

1. Фазлеева Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.

2. Васенков Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.

REFERENCES

1. Fazleeva, E.V. and Vasenkov, N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.

2. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 65-68.

Контактная информация: petrov83_83@internet.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2022

УДК 373.31

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ

РЕБЁНКА 7-8 ЛЕТ

Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар; Нэлли Григорьевна Саркисова, кандидат педагогических наук, доцент, Юруслан Ахметович Джаубаев, кандидат педагогических наук, доцент, Фатима Даутовна Джирикова, кандидат педагогических наук, доцент, Рашид Султанович Джириков, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, Карачаевск

Аннотация

Гуманизация образования предполагает создание условий для всестороннего развития личности ребёнка не только в интеллектуальной, но и в двигательной сфере. В этой связи актуализируются поиски путей содействия развитию двигательной (физической) одаренности ребенка, которое может быть реализовано посредством педагогической поддержки. Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка содержания педагогической поддержки двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет. Новизна исследования заключается в разработке и апробации эффективности программы «Развитие двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет», содержание которой составляют комплексы игровых упражнений, позволяющие обеспечить взаимосвязанное развитие познавательных и двигательных (физических) качеств ребёнка. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанной программы и способов диагностики уровня развития двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет.

Ключевые слова: ребёнок 7-8 лет, двигательная (физическая) одаренность ребенка, педагогическая поддержка, авторская программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p311-316

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE MOTOR GIFTEDNESS OF CHILD AGED 7-8

YEARS OLD

Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University, Krasnodar; Nellie Grigorievna Sarkisova, the candidate of pedagogical sciences, do-

cent, Yuruslan Akhmetovich Jaubaev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Fatima Dautovna Jirikova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Rashid Sultanovich Jirikov, the senior teacher, Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Abstract

The humanization of education presupposes the creation of conditions for the all-sided development of the child's personality not only in the intellectual, but also in the motor sphere. In this regard, the search for ways to contribute to the development of the child's motor (physical) giftedness, which can be realized through pedagogical support, is being actualized. The purpose of the study: scientific substantiation and experimental verification of the content of pedagogical support for motor giftedness of the 7-8-year-old child. The novelty of the research lies in the development and testing of the effectiveness of the program "Development of motor giftedness of a child of 7-8 years", the content of which consists of complexes of game exercises that allow for the interrelated development of cognitive and motor (physical) qualities of a child. The practical significance lies in the possibility of using the developed program and methods for diagnosing the level of development of motor giftedness of the 7-8-year-old child.

Keywords: the child is 7-8 years old, the child's motor (physical) giftedness, pedagogical support, author's program.

ВВЕДЕНИЕ

Идущие в нашей стране процессы гуманизации образовательной сферы акцентируют внимание педагогического сообщества и родителей на создание условий для саморазвития и самореализации личностного потенциала ребёнка. Одним из направлений личностно-ориентированной педагогики являются поиски путей развитие детской одарённости.

Проблема детской одарённости достаточно полно раскрыта в трудах философов, социологов, психологов и педагогов. Одарённость, как высокий уровень интеллекта представлена в работах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда и др. Одарённость как проявление общих или специальных способностей раскрыта в исследованиях И.П. Гладилина, В.Е. Дружинина, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и

др.

Однако, реализация этого процесса обусловлена наличием трудностей связанных с отсутствием эффективных средств и способов диагностики и развития детской одарённости. Одним из средств оказания помощи в развитии одарённости ребёнка является педагогическая поддержка, которая представляет собой систему педагогической деятельности по оказанию помощи субъектам педагогического процесса в преодолении социально-психологических и образовательных трудностей [1, 2].

В научных работах отечественных и зарубежных исследователей представления о двигательной (физической) одарённости основываются на взглядах о природе и сущности физического интеллекта Ф. Гальтона, которые обусловлены особенностями протекания сенсорных процессов человека [3].

Двигательную одаренность ребёнка, которая проявляется и реализуется в физкуль-турно-спортивной и рекреационной деятельности определяет совокупность специфических психомоторных способностей.

Под психомоторными способностями понимается ядро физических (двигательных способностей), связанное с произвольным отражением двигательной деятельности за счет тонкой дифференциации адекватных двигательных представлений, воображения, памяти; обеспечивающих эффективное управление движениями на основе точного самоконтроля и саморегуляции [4].

На наш взгляд содержание структуры психомоторных способностей ребёнка включает в себя совокупность сенсорных, моторных и познавательных способностей:

- эффективный самоконтроль и саморегуляция двигательной деятельности;

- тонкая дифференцировочная (различительная) чувствительность и корректировка движений по основным параметрам управления (время, пространство, усилие,

темп, ритм);

- реактивность и оперативность управления двигательной деятельностью;

- отчетливое запоминание и воспроизведение движений по основным параметрам управления;

- волевая регуляция моторных проявлений;

- психомоторная надежность и работоспособность.

Предложенная нами классификация двигательной одарённости ребёнка основывается на сложившихся в отечественной науке представлениях о физических качествах человека. В ней определены:

1. Быстрота движений и силовые возможности - как двигательная одарённость, которая проявляется и реализуется в скоростно-силовых качествах.

2. Физическая работоспособность - как двигательная одарённость, которая определяется уровнем развития такого физического качества как выносливость и характеризуется возможностью организма ребёнка противостоять утомлению в процессе физкультур-но-спортивной деятельности.

3. Способность управлять и дифференцировать движений - как двигательная одарённость, проявляемая в таком качестве как ловкость.

Изложенные нами представления о группировке двигательной одарённости ребёнка вполне соотносится с используемой в массовой практике классификацией психофизических качеств, предложенной физиологом В.С. Фарфелем [5].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки уровня развития двигательной одаренности в ходе исследования было использовано пять базовых критериев:

- вид двигательной активности и обеспечивающие её функционирование сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная и мотивационная, волевая);

- степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная);

- форма проявлений (явная одаренность и скрытая одаренность);

- специфика проявлений в различных формах и видах физкультурно-спортивной деятельности (общая одаренность и специальная одаренность);

- особенности возрастного развития (ранняя или поздняя одаренность).

Развитость психомоторных способностей, реализуемых в физических качествах

ребёнка, является одним из критериев двигательной одарённости.

Обозначенные критерии позволили выделить уровни двигательной одарённости: обычный (нормативный или эталонный) и два уровня выраженности двигательной одарённости (высокий, максимальный (рекордный)) и дать им характеристику.

Обычный - результаты тестирования психомоторных способностей соответствуют нормативным для детей данного возраста.

Высокий - результаты тестирования психомоторных способностей на 25-30 % превышают нормативные для детей данного возраста.

Максимальный (рекордный) - результаты тестирования психомоторных способностей на 35 % и более превышают нормативные для детей данного возраста.

Для оценки уровня сформированности психомоторных способностей в экспериментальной работе использовались стандартные контрольные физические упражнения. Темпы прироста показателей психомоторных способностей оценивались по методике, предложенной В.И. Усаковым [6].

В работе использовались следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение; интервью, анкетирование, опрос, анкетирование, методы математической статистики и др.

В экспериментальной работе, организованной на базе образовательных учреждений города Краснодара, приняло участие 97 детей 7-8 лет разделённых на две группы -контрольную (48 человек) и экспериментальную (49 человек). Эксперимент был проведен в течение 2021-22 учебного года. Занятия с детьми экспериментальной группы проводились по разработанной авторской программе. Занятия в экспериментальной группе проводились один раз в неделю в рамках выделенных часов на физическую культуру. Они строились в форме подвижных игр, игровых упражнений и психомоторных игр, подобранных с учётом направленности на развитие определённого вида физических качеств, составляющих основу двигательной одарённости.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы и имеющегося опыта позволили определить содержание педагогической поддержки двигательно одарённых детей. В её содержание нами включены психолого-педагогические условия, способствующие развитию двигательной одарённости; специально организованную деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи; авторская программа развития двигательной одарённости. Организационно-методической особенностью реализации авторской программы, определяющей суть эксперимента, было наличие акцентированного воздействия на развитие конкретных групп физических качеств, составляющих основу двигательной одарённости.

Содержание разработанной программы «Развитие двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет» включало систему игровых заданий, позволяющую взаимосвязанно развивать познавательные и двигательные способности детей (в пределах обозначенных качеств), лежащих в основе двигательной одарённости [8]. Особенностью программы, является то, что дети, занимаются по общепринятой программе по физической культуре, и раз в неделю, на специально организованном занятии постепенно расширяют и углубляют круг собственных возможностей в двигательной сфере. В программе задания для развития каждой группы физических качеств подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать комплекс диагностических и развивающих задач психомоторного развития ребенка.

В процессе педагогического мониторинга оценивались динамика развития физических качеств в начале и конце года, которые позволили зафиксировать реальную картину психомоторного развития детей и на этом основании сделать выводы об эффективности работы по развитию двигательной одарённости. Результаты, полученные в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, представлены в таблице.

Таблица - Виды, уровни и количество двигательно-одарённых детей по данным эксперимента

Группы детей и их кол-во Уровни одарённости Количество детей в эксперименте

№ Виды одарённости Констатирующий Формирующий

чел. % чел. %

Скоростно-силовая максимальный высокий 2 10 4,17 20,84 2 10 4,17 20,84

1 Контрольная (48 чел.) Выносливость максимальный высокий 0 6 0 12,5 0 6 0 12,5

Ловкость максимальный 2 4,17 2 4,17

высокии 6 12,5 6 12,5

Дети с невыраженной одарённостью 22 45,84 22 45,84

Скоростно-силовая максимальный высокий 4 8 8,17 16,33 4 8 8,17 16,33

2 Экспериментал ьная (49 чел.) Выносливость максимальный высокий 0 4 0 8,17 2 8 4,09 16,33

Ловкость максимальный 2 4,17 6 12,25

высокий 6 12,25 10 20,41

Дети с невыраженной одарённостью 26 53,07 11 22,45

Представленные данные свидетельствует об эффективности авторской программы и используемых форм и методов работы по развитию двигательной одарённости ребёнка. В экспериментальной группе по окончанию формирующего эксперимента произошли следующие изменения в уровнях развития качеств:

- выносливости - на максимальном уровне у 4,09 %, детей, на высоком уровне у 16,33% (прирост развития качества на 100%, Р<0,05);

- ловкости - на максимальном уровне у 12,25 %, детей (прирост развития качества на 8,08 %, Р<0,05), на высоком уровне у 20,41% (прирост развития качества на 8,16%, Р<0,05).

О произошедших позитивных изменениях уровня комплексного развития физических качеств свидетельствует темпы их прироста, оцениваемые по формуле В.И. Усакова, которые оказались значительно выше в экспериментальной группе (15,7), чем у детей контрольной группы (10,5). Это свидетельствует об эффективности предложенных методов развития двигательной одарённости детей. В исследовании установлена следующая совокупность психолого-педагогические условий, обеспечивающих эффективность педагогической поддержки развития двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет:

- организация формирования психомоторных способностей ребёнка с учётом предрасположенности к развитию определенного физического качества;

- реализация комплексного методического обеспечения работы по развитию двигательной одарённости ребёнка, включающего в себя психодиагностические тесты и развивающие игровые методики на этапах диагностики, развития и коррекции;

- создания физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения обеспечивающей развитие двигательной одарённости детей;

- оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы по формированию двигательных способностей;

- организация акмеологического сопровождения педагогов и родителей, включающего в себя включающего в себя лекции, консультации и тренинги по развитию двигательной одарённости ребёнка.

ВЫВОДЫ

Эффективность предложенного нами подхода к организации педагогической поддержки двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет подтверждают полученные данные, позволяющие объективно оценить позитивные изменения показателей развития двигательных способностей детей 7-8 лет, составляющих основу их двигательной одарённости.

В экспериментальной работе нашли подтверждения выявленные нами психолого-педагогические условия педагогической поддержки развития двигательной одарённости ребёнка 7-8 лет.

Результаты исследования подтверждает выдвинутую гипотезу, убеждают в эффективности авторской программы и добротности проведённого эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного общества / Т.В. Анохина // Новые ценности образования: Забота - Поддержка - Консультирование. - Москва : Ин-новатор, 1996. - С. 71-88.

2. Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников / В.А. Петь-ков, Е.А. Баранникова // Культурная жизнь Юга России. - 2008. -№ 2. - С. 58-60.

3. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия / Ф. Гальтон. -Москва : Мысль, 1996. - 269 с.

4. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна : Феникс, 2002.- 320 с.

5. Фарфель В.С. Двигательные способности / В.С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. -1977. - № 12. - С. 27-29.

6. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников / В.И. Усаков. - Красноярск, 1989. - 48 с.

REFERENCES

1. Anokhina, T.V. (1996), "Pedagogical support as a reality of modern society", New values of education: Care support - Counseling. Innovator, Moscow, pp.71-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Petkov, V.A. end Barannikova, E.A. (2008), "Pedagogical support for the development of the personality of preschool children", Cultural life of the South of Russia, No. 2, pp. 58-60.

3. Galton, F. (1996), The inheritance of talent. Laws and consequences, Mysl, Moscow.

4. Ozerov, V.P. (2002), Psychomotor abilities of a person, Phoenix, Dubna.

5. Farfel, V.S. (1977), "Motor abilities", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 2729.

6. Usakov V.I. (1989), Pedagogical control over physical fitness ofpreschoolers, Krasnoyarsk.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2022

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Цель: в преемственной научной работе рассматривается актуальная на сегодняшний день тематика формирования культуры здорового образа жизни в системе непрерывного образования. В соответствии с современными нормативными актами, регламентирующими тенденции модернизации системы образования (Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, общего и профессионального образования и другие), деятельность образовательных организаций должна быть направлена на формирование личностных качеств человека. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностей культуры здоровья у детей, подростков и учащейся молодежи, так как здоровье является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества. В этой связи содержание формирования культуры здоровья личности должно носить системный, преемственный и непрерывный характер на всех уровнях образования: детский сад - общеобразовательная школа - учреждение профессионального образования. Автор раскрывает сущность такого понятия, как культура здорового образа жизни и культура здоровья. Методы: Рассматриваются нововведения и внедрение современных здоровьесберегаю-щих педагогических технологий в учебный процесс. В работе применяются методы анализа научной литературы, анкетирования студентов университета, анализа, обобщения и систематизации данных. Результаты: в работе сформированы предложения по включению дополнительных курсов в общую нагрузку студентов, так как это позволит повысить в них культуру здорового образа жизни. В статье приведены реальные примеры применения подобных мер и наличие положительного эффекта от такого применения. Практическая значимость: в качестве перспективы исследования автор видит, что внедрение новых здоровьесберегающих методов положительно влияет на здоровье и учебный процесс в целом.

Ключевые слова: здоровье, развитие, здоровый образ жизни, физическая культура, здоро-вьесбережение, студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.