Развитие и оценка двигательной одарённости детей младшего возраста
Петьков Валерий Анатольевич, Рослякова Надежда Ивановна, Гребенникова Вероника Михайловна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Ключевые слова:
развитие ребенка, одарённость, двигательная одарённость, физический интеллект, психомоторные способности, физические качества
Аннотация: В статье раскрывается подход к развитию и оценке двигательной одаренностидетей младшего возраста на основе реализации авторской программы «Двигательный интеллект дошкольника», включающей в себя систему игровых заданий, позволяющую обеспечить взаимосвязанное развитие познавательных и двигательных способностей детей, лежащих в основе двигательной одарённости. Выявленные и экспериментально проверенные психолого-педагогические условия позволяют значительно улучшить основные показатели, характеризующие уровень развития психомоторных способностей дошкольников, составляющих основу их двигательной одарённости.
Гуманизация российской системы образования актуализировала работу с одарёнными детьми. Признание социальной значимости проблемы обучения и воспитания одарённых детей стало важным шагом к её решению. В трудах зарубежных авторов рассмотрение понятия «двигательная одарённость» непосредственно связывают с представлениями о «физическом интеллекте», Ф. Гальтона, который предлагал ориентироваться при определении одаренности на особенности сенсорных процессов (Гальтон Ф. 1996, с. 57). Его идеи нашли продолжение в основанной Стенли Холлом науке о ребенке - педологии (Hall, GranvilleStanley. 1917, с.12).
Традиция изучения одаренности с точки зрения физического интеллекта, имеет межпредметный характер и рассматривается с позиций психофизиологии, возрастной физиологии, нейропсихологии, психогенетики. Разработка концепций одаренности в этой направлении продолжается и в настоящее время (Г. Доман, Ж. Доман, В. В. Клименко, Э. Томас и др.). Наиболее интересной является концепция одаренности Г. Домана. Обосновывая понятие «физический интеллект», автор акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях, развитие которых положено в основу предложенной им методики физического воспитания ребенка (Доман Г. 1996. с, 258).
Двигательную одаренность, проявляемую в физической культуре и одаренность в спорте определяют психомоторные способности. Их развитие предполагает совершенствование моторного компонента физического или спортивного действия, формирование правильного двигательного образа, совершенствование сенсорного механизма управления движением и эффективное хранение, и воспроизведение двигательного эталона. Структура психомоторных способностей человека, по нашему мнению, должна включать, ряд сенсорных, моторных и когнитивно-мыслительных способностей.
Человек, как правило, не может иметь все одинаково высоко развитые психомоторные способности. Это послужило основой классификации двигательной одарённости детей, которая соотносится с представлениями В.С.Фарфеля о физических качествах (Фарфель В.С. 1977, с. 28). В ней нами выделяются:
1. Быстрота реагирования и сила - как двигательная одарённость, проявляемая в скоростно-силовых качествах.
2. Работоспособность - как двигательная одарённость, заключающаяся в способности противостоять утомлению или в проявлении качества выносливости.
3. Координация движений - как двигательная одарённость, проявляемая в таком качестве как ловкость.
Развитость этих физических качеств может являться одним из критериев двигательной одарённости. Обозначенные критерии позволили выделить уровни двигательной одарённости: обычный (нормативный или эталонный) и два уровня выраженности двигательной одарённости (высокий, максимальный (рекордный)) и дать им характеристику.
Обычный - результаты тестирования двигательных качеств соответствуют нормативным для детей данного возраста.
Высокий - результаты тестирования двигательных качеств на 25-30 % превышают нормативные для детей данного возраста.
Максимальный (рекордный) - результаты тестирования физических (двигательных) качеств на 35 % и более превышают нормативные для детей данного возраста.
Для оценки уровня сформированности физических качеств в экспериментальной работе использовались стандартные контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. Темпы прироста показателей физических качеств оценивались по методике, предложенной В.И. Усаковым (Усаков В.И. 1989, С.5).
Содержание разработанной программы по развитию двигательной одарённости ребёнка «Двигательный интеллект дошкольника» включало систему игровых заданий, позволяющую взаимосвязанно развивать познавательные и двигательные способности детей (в пределах обозначенных качеств), лежащих в основе двигательной одарённости (Петьков В.А., Баранникова Е.А. 2008, с.59). Особенностью программы, является то, что дети, занимаются по общепринятой программе по физической культуре, и раз в неделю, на специально организованном занятии постепенно расширяют и углубляют круг собственных возможностей в двигательной сфере. В программе задания для развития каждой группы физических качеств подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать комплекс диагностических, психологических и коррекционных задач развития и оценки двигательных возможностей ребенка. Интегрированнные занятия решали задачу развития творческого потенциала личности ребенка (элементов творческого мышления: дивергентного, конвергентного мышления). Долговременность и систематичность данной программы создает условия для объективного прогнозирования уровня развития двигательных способностей ребенка.
Проведённый педагогический мониторинг позволил зафиксировать реальную картину психомоторного развития детей. Анализ произошедших изменений свидетельствует о эффективности и прогностической ценности разработанной программы и используемых методов развития двигательной одарённости дошкольников.
Как было установлено нами в результате анализа специальной литературы, а также в ходе опытно-экспериментальной работы развитие двигательной одарённости дошкольников в образовательно-воспитательном процессе дошкольного учреждения (ДОУ) будет осуществляться с большей эффективностью при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- ориентации воспитания двигательных способностей в ДОУ с учётом предрасположенности детей к развитию определенной группы физических качеств;
- использования комплекса психологических, обучающих и развивающих методик и тестов, рекомендаций для педагогов, родителей и детей, а также соответствующего методического обеспечения всех этапов работы (выявление, обучение, развитие);
- создания игровой среды развивающей двигательную одарённость ребёнка;
- оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы по формированию двигательных способностей;
- включения специального игрового материала, развивающего двигательные способности в самостоятельную двигательную деятельность дошкольников;
- включения дошкольников в физкультурно-спортивную деятельность, требующую проявления творческой активности;
- организация педагогико-акмеологической деятельности, включающей комплекс мероприятий по координации усилий всех субъектов работы с одарёнными детьми.
Следование выявленным условиям позволяют значительно улучшить основные показатели, характеризующие уровень развития психомоторных способностей дошкольников, составляющих основу их двигательной одарённости, определить перспективные направления психолого-педагогической поддержки двигательно одарённых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Гальтон Ф. 1996. Наследственность таланта. Законы и последствия. М.
2. Hall, Granville Stanley. 1917. Jesus the Christ in the Light of Psychology. - Garden City, New York.
3. Доман Г. 1996. Гармоничное развитие ребёнка: как развивать умственные и физические способности ребёнка. М.
4. Фарфель В.С. 1977. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры. № 12. С.27-29.
5. Усаков В.И. 1989.Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников.
- Красноярск.
6. Петьков В.А., Баранникова Е.А. 2008. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. № 2. С. 58-60.