Научная статья на тему 'Использование криминалистических учетов органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений: методические аспекты'

Использование криминалистических учетов органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений: методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2524
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ДАННЫХ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочерга Анна Александровна

В статье раскрывается актуальная проблема, связанная с применением криминалистических учетов на практике, которая неотъемлемым образом связана с раскрытием и расследованием преступлений. Анализ данных, полученных в результате анкетирования сотрудников органов внутренних дел, позволяет сделать вывод о недостаточном количестве обращений к учетной информации. Однако, использование представленных методических рекомендаций, разработанных в зависимости от различных следственных ситуаций, возникающих на практике, по мнению автора, в немалой степени должно способствовать наглядному представлению заинтересованных лиц о перспективности обращения к тем или иным видам учетов с целью повышения результативности расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кочерга Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование криминалистических учетов органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений: методические аспекты»

УДК 340

Кочерга Анна Александровна

майор полиции, оперуполномоченный отдела оперативно-разыскной информации главного управления МВД России по Краснодарскому краю adiynct@mail.ru.

Использование

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Anna A.Kocherga

police major, operative. Department of operative and investigative information, General Directorate of the Ministry of Interior of Russia for the Krasnodar Krai adiynct@mail.ru.

Use of forensic

ACCOUNTING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES: METHODICAL ASPECTS

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема, связанная с применением криминалистических учетов на практике, которая неотъемлемым образом связана с раскрытием и расследованием преступлений. Анализ данных, полученных в результате анкетирования сотрудников органов внутренних дел, позволяет сделать вывод о недостаточном количестве обращений к учетной информации. Однако, использование представленных методических рекомендаций, разработанных в зависимости от различных следственных ситуаций, возникающих на практике, по мнению автора, в немалой степени должно способствовать наглядному представлению заинтересованных лиц о перспективности обращения к тем или иным видам учетов с целью повышения результативности расследования.

Ключевые слова: экспертиза, следственная ситуация, криминалистический учет, анкетирование, система данных, подозреваемый.

Annotation. The article reveals the actual problem connected with the use of forensic accounting in practice, that is inalienable connected with detection and investigation of crime. The analysis of data obtained from the survey of law enforcement officers, allows concluding about insufficient number of references to the registration information and thus ignoring the most promising methods of investigation. However, using of methodical aspects depending on various investigative situations, which arise in practical activity, largely draws attention to the prospect in the investigation with application of certain types of accounting.

Keywords: examination, investigative situation, forensic accounting, questioning, data system, suspect.

На современном этапе развития системы органов внутренних дел основ ной задачей при осуществлении деятельности по раскрытию и рас-следова нию преступлений является установление причастности лица, а также основ ных обстоятельств дела совершенного преступления.

Так, для выяснения всех обстоятельств дела сотрудниками, уполномо ченными на осуществление расследования, собирается и используется вся имеющаяся в распоряжении информация, полученная при проведении следственных дей ствий, а также информация, запрошенная из компетентных органов. Значительный объем информационных данных, спо собных оказать необходимую помощь в расследовании, содержится в крими налистических учетах. Статус субъекта, заинтересованного в использовании учетных данных, наряду с функциональными обязанностями, закреплен зако нодательно за

дознавателем, следователем или сотрудником оперативного подразделения [1. с. 9]. Этот факт указывает, как правило, на то, что действия сотрудника в процессе расследования преступления тесно связаны с предварительным анализом имеющихся данных, моделированием возникающей по уголовному делу ситуации и, в конечном счете, принятием решений заинтересованными лицами по проведению тех или иных следственных действий и дополнительных исследований. С учетом вышеизложенного следует отметить, что следственные действия - это детально и конкретно регламентированная зако ном деятельность по собиранию и проверке доказательств [2, с. 387]. При рассмотрении данного вопроса стоит принять во внимание мнение ИА. Данилкина, который отно сит использование криминалистических учетов, а также картотек и коллек ций к непроцессуальной форме [3, с. 17], рассматривая данную деятельность лишь в ка-

186

честве дополнительных исследований, в связи с тем, что на сегодняшний момент статус учетов носит лишь ориентирующий характер. Однако, по нашему мнению, положение учетов нисколько не умаляет значе ния и важности их применения. И в этом аспекте необходимо согласиться с мнением Р.А. Усманова, который подчеркивает, что для решения трудностей, возникающих при разрешении следственных ситуаций, в отыскании дополнительной информации значительную роль могут сыграть именно кри миналистические учеты [4, с.2]. В подтверждение сказанному, следует рассмотреть все возможные ситуации, возникающие в процессе расследования у сотрудников, осуществляющих предварительное следствие.

Не секрет, что сотрудникам следственного подразделения, а также дру гим заинтересованным субъектам в процессе расследования приходится сталкиваться с необходимостью разрешения следственных ситуаций, которые, как известно, могут возникать в зависимости от существующих условий. Например, в условиях очевидности, когда лицо, совершившее преступление, задержано, либо окры лось, но личность преступника установлена. А также, когда преступник неиз вестен, т.е. в отсутствии, либо при наличии незначительных (отрывочных) сведений о нем в условиях неочевидности. Для разрешения подобных следственных ситуаций, повсеместно возни кающих в практической деятельности сотрудников следственных и опера тивных подразделений, требуются четкие знания и хорошая ориентация в применении тех или иных видов учетной деятельности для наиболее эффек тив-ного разрешения поставленных проблем. Вместе с тем, проведенный в рамках исследования опрос практических работников следственных органов показал, что криминалистические учеты используют в обязательном порядке только 33 % из них, остальные опрошенные имеют слабое знание о перспективности применения криминалистической учетной информации [5.] Так, 22 % респондентов указали на то, что к криминалистическим учетам обращаться не приходилось, подчеркнув, что доказательственное значение объектов и образцов для сравнительного исследования устанавливалось ими только при помощи экспертизы, а 11 % опрошенных напрямую указали на то, что информацией об учетах они не располагают вообще. Для наиболее полного исследования существующей ситуации анкети руемым сотрудникам были заданы дополнительные вопросы не прямого со держания с целью разъяснения настоящей проблемы. Так, в связи с опросом, 44 % практических работников следственного аппарата указало на то, что предметы и объекты, проходящие по делу, во многих случаях уже содержат все признаки доказательства и проведение экс пертизы вполне достаточно, чтобы окончательно подтвердить следственную версию. Из вышеизложенного становится ясно, что кри миналистические учеты, к сожалению, используются не в полной мере, в связи с чем считаем необходимым рассмот реть механизм разрешения следственной ситуации на фоне применения тех или иных видов криминалистических учетов.

Итак, рассмотрим следственную ситуацию в условиях очевидности, к примеру, лицо задержано в период совершения преступления, однако иден тификационные данные на него отсутствуют. Как известно, для установления личности подозреваемого целесооб разно провести следственные действия с изъятием образцов для сравнитель ного исследования, в частности следов пальцев рук с последующей их провер кой по дактилоскопическому экспертно-криминалистическому учету. Кроме того, необходимо осуществить запросы по имеющимся оператив-но-справоч ным учетам, а также по централизованным криминалистическим и розыскным уче там.

Например, по «Централизованному криминалистическому учету лиц, пропавших без вести, лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанных трупов» [6, с. 192], который как раз используется в целях проведения идентификации. Также по централизованному учету «лиц, объявленных в федеральный розыск» [7, с. 60], по запросу в ИЦ, можно получить информацию на лицо, если оно задерживалось ранее или привлекалось к ответственности, а также о нахождении в федеральном розыске. Кроме того, как известно, лица, проходящие по данным учетам, в обя зательном порядке подлежат дактилоскопированию, в результате чего запрашиваемая информация будет в немалой степени спо собствовать установлению личности в случаях судимости либо розыске. Следует отметить, что данные по иностранным гражданам и ЛБГ (лицам без гражданства), также можно получить, осуществив запрос в информационный центр по «системе данных о правонарушениях (преступлениях), совершенными иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также о правонарушениях (преступлениях), совершенных в отношении них» [8, с. 138]. Указанный учет (система данных) ведется на федеральном и региональном уровнях и предназначен для обеспечения сотрудников органов внутренних дел соответ ствующей информацией об иностранных гражданах и ЛБГ, совершивших правонарушения, преступления на территории Российской Федерации, а также информацию о повлекших в связи с этим наказаниях.

После проведенного обыска у подозреваемого лица считаем целесообразным проведение проверки изъятых предметов на факт их принадлеж ности. Так, подобная проверка изъятого имущества осуществляется по за просу в ИЦ по территориальности или ГИАЦ, где проводится проверка по централизованному учету похищенных и изъятых номерных вещей и доку ментов. В случае изъятия предметов, произведений искусства, а также имеющих историческое или научное значение, проверка проводится по цен трализо-ванному учету «похищенных предметов, имеющих культурную цен ность» [9, с. 112]. Такая проверка в случае совпадения будет способствовать не только установлению личности задержанного лица, но также и объединению уго ловных дел с возможным выяснением новых фактов совершенного преступ ления и выявле-

187

нием причастных лиц. В подобной ситуации также необходимо рассмотреть вариант изъятия у по дозреваемого денег либо документов, когда есть вероятность подозрения, что они поддельные. Кроме того, не стоит забывать и об обращении к экспертно-криминали стическому учету «поддельные денежные билеты, ценные бумаги и доку менты», что ни в коем случае не умаляет значение экспертизы, которая, безус ловно, покажет наличие подделки, однако проведенная проверка по учету поможет дополнить выводы эксперта дополнительной информацией, а именно установлением единого источника происхождения изъятых купюр и документов. Проведенное исследование с использованием анкетных форм опроса мнения также показало, что результаты востребованности указанного вида учета остав ляют желать лучшего. Например, лишь 18 % опрошенных указали на то, что чаще всего при расследовании преступлений обращались именно к этому виду учета.

Рассмотрим ситуацию, если задержание лица произошло при совершении насильствен ных, либо корыстно-насильственных преступлений (грабеж, вымогательство). Так, в некоторых случаях изъятию подлежит нарезное огнестрельное оружие. В этом случае проверка проводится по пулегильзотеке ЭКЦ, т.е. по экспертно-криминалистическому «учету пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия» [10, с. 7], изъятого с мест происшествий, для установления экземпляра оружия и фактов совершения одноименных преступ лений. А в случае выявления самодельного оружия, исследование проводится уже по экспертно-криминалистическому учету, а именно по учету «самодельного огнестрельного оружия» [11, с. 26], что в немалой степени будет способствовать установлению единого источника изго товления подобного вида оружия. Изъятое оружие, с нашей точки зрения, целесообразно будет также проверить по «Централизованному учету утраченного и выявленного оружия и иного вооружения» [12, с. 86], который способствует установлению его принадлежности, а, следовательно, и ус тановлению личности гражданина, подозреваемого в преступлении.

Рассмотрим допустимую следственную ситуацию в условиях очевид ности, когда личность преступника известна, но ему удалось скрыться. В этом случае сотруднику, осуществляющему предварительное следст вие, известны данные о личности преступника, но не известно его возможное место нахождения. Для решения подобной проблемы сотруднику необходимо, на основании уже имеющихся в его распоряжении данных на искомое лицо, вынести по становление об объявлении розыска с последующим направлением уведомления в ИЦ для постановки указанного лица на централизованный «учет лиц, объявленных в федеральный розыск» [13, с. 60] с целью осуществления розыскных мероприя тий. По нашему мнению, обращение в ИЦ на региональном и федеральном уровне по «системе данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их со вершении» [14, с. 128] позволит получить дополнительную информацию о подозревае мом и его возможной

судимости, а также выявить непосредственную связь с криминальным миром. Полученные данные также будут способствовать получе нию информации для установления возможного места нахождения разыски ваемого лица. Таким образом, разрешение следственных ситуаций в условиях очевидности с исполь зованием криминалистических и иных видов учетов дает наглядное представление об эф фективности получения необходимой информации в кратчайшие сроки.

Нетрудно заметить, что использование сотрудником следственных ор ганов в практической деятельности различных видов криминалистических учетов способствует получению оптимального количества необходимой ин формации на любых этапах работы, что, по нашему мнению, не только способствует построению качественных версий, но и в немалой степени упрощает расследование пре ступлений. Поэтому, также считаем целесообразным рассмотреть использование криминалистических учетов в наиболее ветре чающихся в практической деятельности следственных ситуациях, а именно в условиях неочевидности. Как правило, такие ситуации являются наиболее сложными для разре шения в плане раскрытия и расследования преступлений, т.к. сотруднику, в производстве которого находится дело по совершенному преступлению, не хватает информированности из-за отсутствия либо нали чия незначительных сведений о личности преступника. В этом плане необходимо согласиться с Р.А. Усмановым, ко торый отмечает, что следственные ситуации в уело виях неочевидности чаще всего приводят к приостановлению уголовных дел, в частности по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (неустановление лица для привлече ния в качестве обвиняемого) [15, с. 4]. Однако, для разрешения подобной ситуации в условиях неочевидности неоценимую роль в расследовании и раскрытии могут оказать имеющиеся в распоряжении сотрудников органов внутренних дел массивы криминалиста ческой учетной информации. Например, экспертно-криминалистические учеты, объектами которых являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертнокриминалистической информацией [16, с. 5], дают возмож ность идентифицировать полученные объекты, способствуют объеди нению уголовных дел, позволяют проследить цепочку взаимосвязанных со бытий. Так, в случае, если изъятый объект не будет идентифицирован, этот факт позволит восстановить событие через определенный промежуток вре мени, дав толчок в нужном направлении, для раскрытия преступления с появлением новых данных, но только в случае пополнения информационной базы данных кри-миналистиче ского учета этим объектом. Вместе с тем, исходя из анкетирования, проведенного в рамках практи ческого исследования, 40 % опрошенных сотрудников ссылаются на то, что изъятые объекты в большинстве своем не пригодны для исследования. Кроме того, многие сотрудники следственного аппарата указали как причину слабого изъятия - плохое оснащение экспертов, к сожалению, при всей авто матиза-ции процесса (внедрение автоматизированной системы «Папилон») при осмотрах для снятия

188

следов рук используется краска и валик, это от-ме тили 94 % респондентов, портативные дактилоскопические сканеры приме няют лишь 2 % опрошенных. Таким образом, мы склонны полагать, что решая проблему расследования неочевидного преступления в за висимости от изъятых следов, предметов, биологических объектов, заинтересованным лицам, задействованным в расследовании, целесооб разно обратиться в экспертно-криминалистическое подразделение с рапор том о проведении проверки по экспертнокриминалистическим учетам. Так, в случае изъятия следов пальцев рук, а также ладонных поверхностей обращение к дактилоскопическим учетам позволит установить причастность лиц к совершенному преступлению, а также будет способствовать объединению по уголовным де лам в случае идентификации объектов. Аналогично происходит обращение к соответствующим видам учетов при обнаружении, например, следов подошв обуви, орудий взлома или еле дов протекторов шин транспортных средств.

Большое значение в розыске преступника может сыграть установление лица по признакам внешности, так например, приметы, запомнившиеся пострадавшим и свидетелям целесообразно запечатлевать с помощью «фоторо бота» либо художественного изображения в экспертном подразделении с по следующей передачей для проверки по учету «субъективных портретов разыскиваемых лиц» [17. с. 31]. В случае отрицательного результата проверки, карта с изображе нием лица помещается в картотеку субъективных портретов, где будет спо собствовать дальнейшему использованию в раскрытии, либо объединении преступлений. По использованию данного учета необходимо отметить, что из опро шенного числа сотрудников органов внутренних дел лишь 16 % указали на его востребованность и первоочередность при обращении. Безусловно, объ екты учета по признакам внешности не способны расширить доказательст венную базу, т.к. по своей сути созданы выполнять лишь ориентирующую функцию, однако это ни в ком случае не умаляет использование их при рас следовании преступлений в условиях неочевидности.

В расследовании подобных дел существенную помощь, по нашему мнению, может оказать «система данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их со вершении» [18, с. 128], включающая установочные данные, фотографии, а также иные сведения об особо опасных преступниках, рециди вистах, «гастролерах», преступных авторитетах. Полученные сведения путем запроса в ИЦ и ГИАЦ, на наш взгляд, мо гут способствовать раскрытию преступления в том случае, если устанавли ваемая личность подпадает под категорию преступников. Кроме того, если по устанавливаемому лицу имеются отрывочные дан-

Литература:

1. Приложение № 1 к приказу МВД России от 10.02.2006 г. № 70. Правила ведения экс пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. С. 9.

ные, а также, по словам очевидцев, составлен «фоторобот» предполагаемого преступника, на наш взгляд, будет целесообразным вынести постановление об объявлении розыска с последующим обращением к криминалистическому центра-лизо ванному учету «лиц, объявленных в федеральный ро зыск».

Найденное оружие при совершении преступлений насильственного ха рактера, а также пули, гильзы и патроны, найденные на месте совершения преступления, также будут способствовать раскрываемости при обращении к соответствующим видам учета. Так, централизованный учет «утраченного и вы явленного оружия и иного вооружения» [19, с. 86], осуществляемый ИЦ и ГИАЦ на региональном и федеральном уровнях, окажет неоценимую по мощь в установлении принадлежности выявленного оружия, а также в слу чаях его хищения с целью совершения преступного деяния. Пулегильзотека криминалистического учета пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшест вий, ведущаяся в экспертнокриминалистических подразделениях на региональном и в ЭКЦ МВД России на федеральном уровнях, безусловно, по зволят установить конкретный экземпляр оружия, а также факты его приме нения при совершении одного либо нескольких преступлений.

Конечно, затрагивая разрешение тех или иных следственных ситуаций в условиях очевидности или неочевидности совершаемых преступлений, нами не преследовалась цель рассмотрения всех нюансов, возникающих в процессе расследования, естественно, что каждый вид криминалистического, либо иного вида учета бу дет востребован в конкретной индивидуальной ситуации, сложившейся в силу определенных причин. Так, рассмотрев всевозможные виды возникающих следствен ных ситуаций, выстроив логическую цепочку из примененных видов крими нали-стических учетов и приурочив их к каждой конкретной ситуации, исполь зуя при этом максимальное количество выбранных учетов, которые в нема пой степени способствуют эффективности расследования аналогичных пре ступлений, автор постарался раскрыть и по возможности показать преимущества их использования. Исходя из вышеизложенного, нетрудно заметить, что на современном этапе развития криминалистической учетной инфор мации такое положение вещей, несомненно, дает сотрудникам следственных подразделений значительные преимущества, используемые при раскрытии преступле ний в сравнительно короткие сроки, естественно при наличии искомых мате риалов, наличие которых в базах данных криминалистических учетов зависит от частоты и количества обращений к ним.

Literature:

1. Appendix 1 to the Order of the Ministry of Interior of Russia of 02.2006 No. 70. Rules of maintaining expert forensic accounting of law-enforcement bodies of the Russian Federation. P. 9.

189

2. Смирнов АН. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, КБ. Калиновский. М., 2008. С. 387. 2. Smirnov A. V. Criminal trial : textbook / A.V. Smirnov, K.B. Kalinovskii. M., 2008. P. 387.

3. Данилкин ИА. Проблемы совершенствования и взаимодействия следственных и экспертно-криминали стических подразделений при расследовании преступлений (по материалам ор ганов внутренних дел) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград., 2008. С. 17. 3. Danilkin I.A. Problems of improvement and interaction of investigative and expert forensic divisions at investigation of crimes (on materials of internal affairs body) : abstract dis. ... cand. jurid. Sciences. Volgograd, 2008. P. 17.

4. Усманов РА. Использование криминалистических учетов при раскрытии и расследо вании преступлений // Российский следователь. 2006. № 2. С. 2. 4. Usmanov R.A. Use of forensic accounts at disclosure and investigation of crimes // The Russian Investigator. 2006. № 2. P. 2.

5. Результаты анкетирования 482 сотрудников следственных и экспертных подразделений из 26 регионов Российской Федерации в 2012 году. 5. Results of questioning of 482 employees of investigative and expert divisions from 26 regions of the Russian Federation in 2012.

6. Приказ МВД РФ от 12.02.2014 г. № 89***. С. 192. 6. The Order of the Ministry of Interior of Russia of 12.02.2014 No. 89 ***. P. 192.

7. Там же. С. 60. 7. Ibid. P. 60.

8. Там же С. 138. 8. Ibid. P. 138.

9. Там же. С. 112. 9. Ibid. P. 112.

10. Обзор об использовании экспертнокриминалистических учетов органами внутренних дел Краснодарского края в 2014 года: Обзор ЭКЦ ГУ МВД по Краснодар скому краю от 25.03.2014 г. № 37/2-1836. 7 с. 10. The review on use of expert and forensic accounts by law-enforcement bodies of Krasnodar Krai in 2014 // The review of EKTs of the Department of the Ministry of Internal Affairs for Krasnodar Krai of 25.03.2014 № 37/2-1836. 7 p.

11. Приложение № 3 к приказу МВД России от 10.02.2006 г. № 70. Правила ведения экс пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. С. 26. 11. Appendix 3 to the Order of the Ministry of Interior of Russia of 10.02.2006 № 70. Rules of maintaining expert forensic accounting of law-enforcement bodies of the Russian Federation. P. 26.

12. Приказ МВД РФ от 12.02.2014 г. № 89***. С. 86. 12. The Order of the Ministry of Interior of Russia of 12.02.2014 № 89 ***. P. 86.

13. Там же. С. 60. 13. Ibid. P. 60.

14. Там же. С. 128. 14. Ibid. P. 128.

15. Усманов РА. Использование криминалистических учетов при раскрытии и расследо вании преступлений // Российский следователь. 2006. № 2. С. 4. 15. Usmanov R.A. Use of forensic accounts at disclosure and a investigation of crimes // The Russian Investigator. 2006. № 2. P. 4.

16. Приложение № 1 к приказу МВД России от 10.02.2006 г. № 70. Правила ведения экс пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. С. 5. 16. Appendix 1 to the Order of the Ministry of Interior of Russia of 10.02.2006 № 70. Rules of maintaining expert forensic accounting of law-enforcement bodies of the Russian Federation. P. 5.

17. Приложение № 3 к приказу МВД России от 10.02.2006 г. № 70. Правила ведения экс пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. С. 31. 17. Appendix 3 to the Order of the Ministry of Interior of Russia of 10.02.2006 № 70. Rules of maintaining expert forensic accounting of law-enforcement bodies of the Russian Federation. P. 31.

18. Приказ МВД РФ от 12.02.2014 г. № 89***. С. 128. 18. The Order of the Ministry of Interior of Russia of 12.02.2014 № 89 ***. P. 128.

19. Там же. С. 86. 19. Ibid. P. 86.

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.