Научная статья на тему 'Использование краеведческого материала на уроках по изобразительному искусству в школе'

Использование краеведческого материала на уроках по изобразительному искусству в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / GRAPHIC ARTS / LOCAL HISTORY MATERIAL / NATIONAL CULTURE / SPIRITUAL VALUES / ARTISTIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галлямутдинов В.Г., Шакирова М.Г.

В статье раскрываются вопросы изучения культуры и искусства родного края на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, определяется значимость введения в учебный процесс краеведческого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галлямутдинов В.Г., Шакирова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование краеведческого материала на уроках по изобразительному искусству в школе»

Г аллямутдинов В.Г., Шакирова М.Г.

Учитель, МБОУ СОШ №7, г. Бирск к.п.н., доцент , Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ

Аннотация

В статье раскрываются вопросы изучения культуры и искусства родного края на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, определяется значимость введения в учебный процесс краеведческого материала.

Ключевые слова: изобразительное искусство, краеведческий

материал, народная культура, духовные ценности, художественное творчество.

Keywords: graphic arts, local history material, national culture, spiritual values, artistic creativity.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в эстетическом воспитании школьников. На уроках изобразительного искусства ребенок является не просто пассивным слушателем, а активным субъектом в диалоге с учителем. Ребенок выражает свои эмоции, мысли, точку зрения по теме занятия, учится их вглядываться в произведения, анализировать их, вникать в содержание, видеть те средства, которыми достигается выразительность.

Искусство, являясь формой сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества, дает человеку целостный жизненный опыт в конкретных формах самой жизни, влияет на процесс освоения им всего богатства духовной культуры, выработанной человечеством [2, 114].

Теоретики и практики художественного воспитания вновь обращаются сегодня к тому, что мы относим к непреходящим ценностям, к нестареющему, никогда не утрачивающему своей привлекательности художественному мышлению своего народа, народной эстетике. Красота родной природы служила главным источником вдохновения для многих поколений народных мастеров.

Использование на уроках краеведческого материала несет в себе большой потенциал: активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет интерес и знания о культурных наследиях родного края, позволяет сделать учебный процесс значимым и более интересным для учащихся. Краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Педагогический аспект использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства рассматривался в трудах С.И. Зиновьева, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Б.М. Неменского и др.

Изучение культуры и искусства родного края - необходимый компонент целостного развития человека как творческой личности, формирования его духовной культуры. Включение в учебный процесс материала о народном искусстве, творчестве художников родного края создает условия для сохранения художественных и этнических традиций народа, его самосознания. Включение в учебный процесс материала о творчестве местных художников, истории культуры родного края позволяет глубже понять, осознать глубину традиций своего народа, помогает воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения, культуре.

Знакомство детей с краеведческим материалом на уроке изобразительного искусства может проходить в различной форме: в виде урока-путешествия, экскурсии в музеи или по городу с целью зарисовок старой архитектуры. Можно пригласить на урок мастера в каком-либо виде прикладного искусства, чтобы он сам показал и рассказал детям о секретах

своего ремесла. Неоценимый вклад в развитие интереса к искусству, творческого воображения играют «живые» встречи с художником. В этом случае на уроке дети могут не просто рассматривать его картины, высказывать свои впечатления от них, но и узнать о тех движущих творческих силах, которые помогали ему в его нелегких поисках.

Таким образом, систематическое знакомство учащихся с краеведческим материалом является одним из средств как эстетического воспитания, так патриотического воспитания учащихся. Целенаправленное изучение художественной культуры родного края в рамках регионального компонента не нарушает конструкцию и единство общеобразовательной программы, а лишь решает поставленные задачи на многообразии, богатстве и особенностях художественного творчества.

Введение краеведческого материала в процесс обучения изобразительному искусству осуществляется в школе по модульной модели, предусматривающей включение в структуру избранной учителем федеральной учебной программы специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное разнообразие прикладного и изобразительного искусства, например, Республики Башкортостан [1, 39]. Это знакомство с полотнами художников, выполненными в разной технике, с народным орнаментом и этнокультурными стилевыми особенностями других народов Башкирии (татарский цветочный узор, узор марийской национальной вышивки и т.п.). Программой по изобразительному искусству предусмотрено как ознакомление учащихся с историей изобразительного искусства в целом, так и с историей искусства родного края.

В программе под редакцией Б.М. Неменского есть блоки уроков на основе возможностей региона. Республика Башкортостан, имеет обширный исторический материал и культурный опыт. Анализ возможностей региона показал, что в Башкортостане достаточно объектов для проведения уроков с использованием краеведческого материала, например, в следующих блоках

уроков: «Народный праздничный костюм», «Ты сам - мастер декоративноприкладного искусства» в 5-ом классе, «Основы языка изображения» в 6-ом классе и «Жизнь в моем городе в прошлых веках» в 7-ом классе. В программе встречаются еще несколько тем, в которых можно использовать краеведческий материал именно по республике Башкортостан, не забывая, однако, о ценностях мировой художественной культуры. Имеются в виду темы, где идет знакомство с понятиями: скульптура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, портрет, композиция на историческую тему, городской пейзаж и другие.

В результате использования окружающей «наглядности», применения активных форм обучения через знакомство с историей, культурой и искусством родного края у учащихся расширяется видение окружающего мира, и они стремятся улучшить мир, в котором живут, пусть пока на бумаге.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроках по изобразительному искусству — это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении, способствует овладению техническими приемами, развивает инициативу, художественно-творческий подход к работе, приобщает к историческим и духовным ценностям.

Литература:

1. Дармина Е.Н. Использование краеведческого материала на уроках рисования в начальной школе // Начальная школа: До и После. - 2008. - №10. - С.37-41.

2. Пурик Э.Э. Управление художественно-творческой

деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства: Монография. - Челябинск: ЧГПУ, 2001. - 387 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.