Научная статья на тему 'Методические особенности включения регионального компонента в содержание художественного образования учеников начальных классов крымских школ'

Методические особенности включения регионального компонента в содержание художественного образования учеников начальных классов крымских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ КРЫМСКИХ МАСТЕРОВ / REGIONAL COMPONENT / ART EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / CREATIVE TASKS / ART WORKS OF THE CRIMEAN CRAFTSMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Оксана Сергеевна

В статье раскрыты пути включения регионального компонента в содержание художественного образования младших школьников: на уроках во время восприятия художественных произведений, во внеурочной деятельности в рамках кружка «Художественные сказки крымской природы. Создаем своими руками». Приведены примеры творческих заданий по работе с художественными произведениями крымских мастеров на различные темы изобразительного искусства в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological features of the inclusion of the regional component in the content of art education of primary school children in Crimea

The article reveals ways to include a regional component in the content of art education of primary school children: during the perception of works of art, in extracurricular activities as part of the circle “Artistic fairytales of the Crimean nature. Create by your own hands” Examples of creative works in primary school are given.

Текст научной работы на тему «Методические особенности включения регионального компонента в содержание художественного образования учеников начальных классов крымских школ»

УДК 373:37.036:37.035.6(470-321.9) ББК 74.268.51

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КРЫМСКИХ ШКОЛ

О. С. Джафарова

Аннотация. В статье раскрыты пути включения регионального компонента в содержание художественного образования младших школьников: на уроках во время восприятия художественных произведений, во внеурочной деятельности в рамках кружка «Художественные сказки крымской природы. Создаем своими руками». Приведены примеры творческих заданий по работе с художественными произведениями крымских мастеров на различные темы изобразительного искусства в начальной школе.

Ключевые слова: региональный компонент, художественное образование младших школьников, творческие задания, художественные работы крымских мастеров.

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE INCLUSION OF THE REGIONAL COMPONENT IN THE CONTENT OF ART EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN CRIMEA

O. S. Dzhafarova

Abstract. The article reveals ways to include a regional component in the content of art education of primary school children: during the perception of works of art, in extracurricular activities as part of the circle "Artistic fairytales of the Crimean nature. Create by your own hands" Examples of creative works in primary school are given.

Keywords: regional component, art education of primary school children, creative tasks, art works of the Crimean craftsmen.

Одной из задач системы образования является ориентация педагогического процесса на создание благоприятных условий для самоопределения, творческого самовыражения и самореализации личности с учетом ее потребностей и интересов. Современная школа переходит на образование вариативное, образование по выбору, которое опирается на исторические, духовные и социально-культурные истоки, на традиции народной педагогики и культуры, составляющие основу жизнедеятельности населения региона.

При поиске эффективных путей художественного образования особое место занимает «...прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» (В. Сухомлинский) [1] и искусство, особенно искусство своего народа, которое является неисчерпаемым источником для творческого развития личности. Несмотря на ряд работ (П. Баранов, Т. Буторина, Л. Ермолаева, А. Капаева, Л. Ма-хинько Л. Перминова и др.) в русле учета региональных особенностей в целом, а также крымского региона в частности, в художественном образовании младших школьников вопрос включения регионального компонента остается нераскрытым, что и обуславливает актуальность нашего исследования.

Целью статьи является раскрытие методических особенностей включения регионального компонента в художественное образование младших школьников в условиях Крыма.

Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана общеобразовательных учебных заведений Советского Союза (1989), назывался союзно-республиканским и был связан с идеями гуманизации и гуманитаризации образования [2, с. 35]. Как отмечает А. Капаева [3], в настоящее время в научной среде отсутствует единое мнение о необходимом содержании национально-регионального компонента. Одна группа ученых выделяет в структуре данного компонента два аспек-

та - поликультурный (источник: взаимодействие с другими культурами) и краеведческий (источник: внутреннее саморазвитие, связанное со спецификой природы и социума); другая определяет национально-региональный компонент как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона [3, с. 51]. Необходимость реализации национально-регионального компонента исходит из принципов когнитивно-сти (осознания культуры и себя как ее части); толерантности (предотвращения этно-эгоизма и этноцентризма); валидности и надежности информации; принципа новизны (познания нового краеведческого материала, использования новых технологий для овладения материалом); компаратив-ности (сравнения между собой культур других стран и регионов) [3, с. 52-53].

Характерными признаками культурного освоения территории любого региона являются постепенное формирование общего и особого нравственно-психологического климата, приспособление к природно-климатическим и ландшафтным условиям, постепенная трудовая специализация населения.

В педагогической науке начала 1990-х гг. выделилась такая область теоретического исследования, как педагогическая реги-онология (Т. Буторина [4]), согласно которой национально-региональный компонент в образовании понимается как «совокупность природных, экологических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания» [4, с. 62]. Эффективным способом реализации регионального компонента в школьном учебно-воспитательном процессе является включение в содержание образования при изучении основных тем программы материалов родного региона.

Сегодня регионализацию программ по искусству тесно связывают с развитием культурно-образовательного пространства и гуманизацией общего образования. Реги-

онализацию программ можно рассматривать, с одной стороны, как средство гуманизации художественного образования, поскольку региональный компонент программ позволяет строить процесс обучения на знании близкого и понятного школьникам мира - природы, фольклора, народных традиций и обрядов, изобразительного и декоративно-прикладного искусства; с другой - как средство воспитания толерантности, уважения к национальной культуре другого народа через формирование гуманного отношения к носителям разных национальных и культурных традиций.

В контексте вышеизложенного появляется необходимость включения в художественное образование школьников особенностей культуры и художественного творчества крымского региона, что способствует обогащению художественного опыта обучающихся, расширению их духовного мира при познании региональных культур и искусства, а также пониманию самобытности и уникальности данного региона. В обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству применяется принцип последовательного изучения - «от родного порога к культуре региона, страны, к культуре мира» [5], что легко отследить при рассмотрении тематики действующих программ по изобразительному искусству в школе. Благодаря этому воспитываются такие качества учеников, как толерантность, уважительное отношение к культуре других народов и национальностей.

В условиях современного художественного образования младших школьников в зависимости от выбранной образовательной системы разрабатываются авторские программы по изобразительному искусству («Школа России» под редакцией Б. М. Неменского, авторы: Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева, Н. А. Горяева, А. С. Питерских и др.; «Гармония», авторы: Т. А. Копце-ва, В. П. Копцев, Е. В. Копцев; «Перспектива», авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова; «Начальная школа XXI века», авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская; «Планета Зна-

ний», автор Н. М. Сокольникова; «Школа 2100», авторы: О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская; «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова», автор Ю. А. Полуянов; «Развивающее обучение Л. В. Занкова» под редакцией Б. М. Неменского; «Перспективная начальная школа», авторы: И. Э. Кашекова, А. Л. Кашеков; «Классическая начальная школа» под редакцией В. С. Кузина). Такое многообразие программ позволяет учителю подходить к процессу обучения, в том числе к процессу художественного образования, более гибко, с учетом социальных, психологических, региональных особенностей и других требований. Однако в большинстве крымских школ используется программа «Изобразительное искусство» (под редакцией Б. М. Неменского, «Школа России») [6]. Введение регионального компонента в содержание художественного образования в учебно-воспитательный процесс школы предусматривает дополнение содержания действующей программы, поэтому пути включения специально подобранного дидактического материала (легенд, репродукций картин, фотографий, видеосюжетов и т. д.) и методов и приемов работы с учениками начальной школы мы рассматриваем на примере программы Б. М. Неменского (таблица).

Обратим внимание на особенность в реализации включения регионального компонента в художественное образование младших школьников: педагоги других регионов могут по примеру включать работы художников и других деятелей искусства того региона, где находится учебное заведение. Важным направлением в совместной работе учителя и учеников по изучению изобразительного искусства могут стать создание художественных проектов по творчеству художников и мастеров своего региона.

При знакомстве с гончарным искусством на уроках в начальной школе можно предложить художественные работы крымских мастеров (Э. Гусеинова, Л. Корсун). В ходе восприятия работ мастеров ученики рассматривают изделия гончарного искус-

трех медведей», «Кувшин для журавля»), для фантастических существ («Столовый набор для космических пришельцев»). Интересным для учеников может стать поисково-творческое задание «Какие вопросы ты хотел бы задать мастеру?», в котором школьники придумывают вопросы, касающиеся как предназначения изделий, так и технологического процесса: какую глину использовать для разных предметов, как получить такую либо иную форму, как лучше и целесообразнее украсить изделие и т. д.

Добиться выразительности в создании художественных работ - рисунков, скульптур, поделок - помогают задания-сравнения природных объектов и художественных образов. Так, во время прогулок педа-

Таблица

Художественные произведения крымского региона, рекомендуемые для ознакомления младших школьников с изобразительным искусством

Класс Тема программы Ориентировочный перечень художественных произведений крымских художников для восприятия и анализа учениками

1 Цветы Цветы — украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей Л. Дулаева «Натюрморт с маками». Л. Кириленко «Букет на окне», «Цветочная радость». Ю. Тулупова «Вышивка». Т. Шевченко «Ирисы в саду», «Подсолнухи»

2 Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов М. Волошин «Деревня Козы», «Холмы из мрамора и горы из стекла». В. Щесняк «Аю-Даг». Л. Скрипченко «Аю-Даг». В. Орлов «Я рисую море»

Изображение природы в различных состояниях Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение И. Айвазовский «Парусник у берегов Крыма в лунную ночь», «Буря на море ночью», «Закат на море». М. Новикова «Черное море». Э. Магдесян «Перед штормом»

Изображение и фантазия Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа Фотографии скульптур на Поляне сказок (Крым, г. Ялта)

ства и определяют их назначение, материал, общие и отличительные признаки, средства выразительности, стилизованную природную форму. Необходимо придумать идею своего изделия из глины по мотивам увиденных работ мастеров, назвать его и презентовать свою работу. Ученики создают разнообразные предметы, например, посуду, украшают их узорами и простыми орнаментами. Педагог помогает ученикам в презентации своих работ вопросами («Какое изделие ты создал? Для чего оно предназначено? Удобно ли его использовать в быту? Можно ли такими изделиями украсить дом?»). Важно, чтобы ученики создавали не только примеры привычной посуды, но и сосуды для животных из сказок («Миски для

Окончание таблицы

3 Посуда у тебя дома Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением Ознакомление с элементами народного декоративно-прикладного искусства Крыма. Гончарное искусство мастеров (А. Ахиллов, Р. Скибин, Э. Гусеинов)

Памятники архитектуры Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села) Т. Батыканова «Ласточкино гнездо». А. Бовт «Ласточкино гнездо» (стихотворения). А. Гапонюк «Ханский дворец в Бахчисарае», «Домики Бахчисарая». A. Пучков «Свежий ветер. Херсонес». B. Власов, Б. Руденко «Фонтану Бахчисарайского дворца» (романс)

4 Пейзаж родной земли Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа В. Григорьев «Золотая Балаклава». К. Богаевский «Горный пейзаж». М. Волошин «Разливы холмов». Л. Лагорио «Крымский пейзаж». Е. Вдовина «Кувшин, стакан и кипарис». Э. Жалдак «Крымские кипарисы»

Народные праздники (обобщение темы) Праздник — народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей Н. Жаба «В гости», «Изготовление чебуреков». К. Боссоли «Татарский танец». Х. Гейслер «Народные развлечения крымских татар». З. Аблязисова «Добро пожаловать!». М. Карпова «Пасхальный обряд». В. Поляницына «Утро. Навруз»

гог рассказывает школьникам о действии законов ритма в природе, и они вместе приводят примеры их проявления (приливы и отливы, смена дня и ночи, частое и редкое расположение деревьев, листьев на ветке и др.). На уроке по теме «Композиционные приемы в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве» ученики знакомятся со стилизацией и ритмом как средствами создания орнаментов и рассматривают орнаментальные композиции народных мастеров (М. Чурлу, Крымскотатарские орнаменты). Процесс обсуждения активизируется заданиями «Найди одинаковые элементы и части», «Сравни в разных орнаментах расположение повторяющихся элементов или узоров», «Сравни орнаменты и

найди одинаковые элементы». Так младшие школьники приходят к определению ритма и его особенностей: ритм - это повторение, чередование отдельных элементов, которые выражают настроение в художественном произведении, влияют на наши чувства. Изобразив узоры на листе бумаги, ученики дают им характеристику: ускоряющийся и замедляющийся, бурный и спокойный, прерывистый и непрерывный.

Важно, чтобы педагоги расширяли художественный опыт школьников, предлагая разнообразные интерактивные художественно-педагогические технологии: фаси-литированная дискуссия, создание проектов и др. [7], в которых младшие школьники учатся высказывать свои мысли, аргумен-

тировать выводы, выслушивать ответы других учеников, дополнять их и в результате углублять свои познания в области изобразительного искусства.

Продуктивным заданием в освоении изобразительного искусства является практика учеников в комбинировании способов и приемов изображения, придумывании новых техник и применении их в своем творчестве. Учитель предлагает разнообразные игры-упражнения,чтобы школьники ощутили разные эмоции и настроения, смогли их вербально выразить, а затем передать в творческих заданиях («Какое настроение у моря?», «О чем шепчут деревья своим листьям?», «Что навевает ветерок?» и др.). Существует тесная взаимосвязь эмоционально-чувственной сферы учеников с выбором ими техник изображения, позволяющих выразить то либо иное настроение и состояние. Так, в тематическом задании «Каким бывает море?» младшие школьники воспринимают и анализируют специально подобранные педагогом работы с одинаковыми или сходными названиями, которые ученикам не сообщались: И. Айвазовский «Черное море», В. Конев «Черное море», Н. Осипенко «Черное море», М. Новикова «Черное море», Т. Шевченко «Азовское море». Учащимся необходимо рассмотреть одну из картин и высказать свои впечатления от нее, за 5 минут подобрать как можно больше вариантов ее названия («Игривое море», «Море хохочет», «Море задумалось», «Море волнуется», «Строгое море» и т. д.). Далее можно предложить обучающимся сгруппировать картины по эмоциональной окраске. В процессе анализа художественных работ младших школьников стимулировать вопросами: «Как художнику удалось отобразить такое состояние моря на картине?», «Какую цветовую гамму выбрал живописец?», «Какие средства выразительности он применил?» и др. В результате подобных заданий ученики приходят к пониманию того, что ценность художественных средств заключается в их особых возможностях: зная определенные правила работы с ними, можно выразить свое внутреннее со-

стояние, донести до других людей свои мысли и чувства, которые становятся понятными другим.

Помимо активной работы над восприятием и оценкой художественных произведений крымских мастеров на уроках изобразительного искусства, для эффективного художественного образования с учетом регионального компонента необходимо включать задания практического характера. Ничто так не закрепляется в памяти ребенка, как сделанное своими руками, поэтому основным подходом к решению исследуемой проблемы является создание собственных продуктов художественного творчества на темы природы и искусства Крыма, которые, в частности, освещены в сборниках крымских легенд. Однако педагоги в работе с детьми по ознакомлению с подобной литературой испытывают трудности, связанные с направленностью сборников на взрослую аудиторию, что требует адаптации материала соответственно возрасту младших школьников, а также с отсутствием методического обеспечения, где бы освещалась методика комплексного восприятии природы и произведений искусства. Все вышеизложенное обусловило разработку курса «Художественные сказки крымской природы. Создаем своими руками» [8], целью которого является активизация творческого самовыражения личности младшего школьника в процессе изучения родной природы, культуры и искусства Крыма и создания художественных образов нетрадиционными художественными техниками. Их применение в работе с учениками имеет важное значение, поскольку дает возможность творить ребенку с разной степенью художественной подготовки при отсутствии дорогостоящих материалов и порой невозможности длительного обучения под руководством специалиста - все это обеспечивает универсальность курса и методики к нему. Курс интегрирует знания по истории, биологии родного края, краеведению, изобразительному искусству, трудовому обучению, литературе, что позволяет актуализировать знания по другим

предметам и выступает пропедевтической основой для их дальнейшего изучения.

Структура курса включает следующие разделы и темы: Памятники истории Крыма в аппликационной деятельности (Как возник Крым, Ласточкино гнездо, Золотой пляж), Загадочный мир растений в нетрадиционных приемах рисования (Почтовый дуб, Виноград, Крымская роза), Ландшафтные памятники природы в комбинированных техниках и работе с воском (Ворота в подземное царство, Водопад Учан-су, Братья-близнецы (Адаллары), Стихии природы в художественных техниках (Характер Черного моря, Петр и повелитель ветров, Соленое озеро), Мир животных в природных формах (Медведь-гора, Кошка, Холодное сердце), которые построены с соблюдением принципов последовательности и системности обучения. Методика активизации самовыражения в курсе предполагает этапы и методы:

1. Беседа (художественное слово) в начале каждого занятия помогает настроить восприятие ребенка на художественное произведение (картину, фотографию, гобелен и др.), которое предлагает педагог на втором этапе работы, а также создавать яркие образы в учебно-творческих работах. Беседа сопровождается демонстрацией различных наглядных пособий и материалов.

2. Наблюдение за реальными природными объектами, видеосюжеты об объектах природы.

3. Восприятие картин или других произведений искусства (в частности, крымских авторов).

4. Анализ, предполагающий сравнение картин и природных явлений, особенностей художественного языка, которым созданы различные образы одного и того же объекта.

5. Практическая работа, которая включает овладение нетрадиционной художественной техникой в процессе создания художественного образа объектов родной природы.

6. Выбор техники и создание работы учеником (по специально разработанному

заданию в тетради). Разработанная методика может использоваться во внеурочной деятельности.

Таким образом, основными путями включения регионального компонента в содержание художественного образования младших школьников является подбор для восприятия, анализа и оценки художественных произведений крымских мастеров на уроках изобразительного искусства согласно теме программы; во внеурочной деятельности в рамках кружка «Художественные сказки крымской природы. Создаем своими руками» младшие школьники знакомятся с крымскими легендами, с природными объектами Крыма, создают свои художественные образы по мотивам природы Крыма и обогащают свой художественный опыт. Данные направления предполагают систему приемов и форм работы для эффективного художественного образования младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1974. 288 с.

2. Опыт введения регионального компонента в содержание образования / Л. М. Перминова, П. А. Баранов, Л. К. Ермолаева, Л. Н. Махинько // Педагогика. 1998. № 4. С. 35-39.

3. Капаева А. Е. Региональный компонент в обучении иностранному языку в вузе // Вестн. Северо-Восточного гос. ун-та. 2010. № 14. С. 51-54.

4. Буторина Т. С. Педагогическая регио-нология. Архангельск, 2000. 68 с.

5. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. 253 с.

6. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1-4 классы / Б. М. Неменский, Л. А. Не-менская, Н. А. Горяева и др. // Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2015. 129 с.

7. Масол Л. М. Методика навчання ми-стецтва у початковш школг Харьков: Веста: Ранок, 2006. 256 с.

8. Джафарова О. С. Художественные сказки крымской природы. Создаем своими руками. Симферополь: ДИАЙПИ, 2014. 92 с.

REFERENCES

1. Sukhomlinskiy V. A. Serdtse otdayu detyam. Kiev: Rad. shkola, 1974. 288 p.

2. Perminova L. M., Baranov P. A., Ermo-laeva L. K., Makhinko L. N. Opyt vve-deniya regionalnogo komponenta v soderzhanie obrazovaniya. Pedagogika. 1998, No. 4, pp. 35-39.

3. Kapaeva A. E. Regionalnyy komponent v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Vestn. Severo-Vostochnogo gos. un-ta. 2010, No. 14, pp. 51-54.

4. Butorina T. S. Pedagogicheskaya region-ologiya. Arkhangelsk, 2000. 68 p.

5. Nemenskiy B. M. Mudrost krasoty. Moscow: Prosveshchenie, 1987. 253 p.

6. Nemenskiy B. M., Nemenskaya L. A., Goryaeva N. A. et al. Izobrazitelnoe iskusstvo. Rabochie programmy. Pred-metnaya liniya uchebnikov pod red. B. M. Nemenskogo. 1-4 klassy. In: Sbornik rabochikh programm "Shkola Rossii". Moscow: Prosveshchenie, 2015. 129 p.

7. Masol L. M. Metodika navchannya mistetstva u pochatkoviy shkoli. Kharkov: Vesta: Ranok, 2006. 256 p. (in Ukrainian)

8. Dzhafarova O. S. Khudozhestvennye skazki krymskoy prirody. Sozdaem svo-imi rukami. Simferopol: DIAYPI, 2014. 92 p.

Джафарова Оксана Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры начального образования Крымского инженерно-педагогического университета, г. Симферополь

e-mail: dub_ok@mail.ru

Dzhafarova Oksana S., PhD in Education, senior lecturer, Primary Education Department, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol

e-mail: dub_ok@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2019 The article was received on 30.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.